Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем). Приведем примеры словообразовательных пар слов, принадлежащих к разным частям речи.
Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.
Словообразовательная мотивация
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
красн ый — корень/окончание;
стол — корень/окончание.
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
пил и ть
сказ а ть
хот е ть
ве я ть
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
настольный — это «находящийся на столе«;
лесник — это «человек, охраняющий лес«.
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования
Примеры
при лететь → лете ть при город → город до ныне → ныне
темн от а → темн ый рыб н ый → рыб а борон и ть → борон а
без работ иц а → работа ть у дочер и ть → дочь о цеп и ть → цепь
переход → переходи ть
5. Сложение: 1) целых слов 2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е 3) основ и присоединения суффикса 4) сокращенных частей слов 5) начальных букв или звуков
телефон-автомат → телефон, автомат хлеб о завод → хлеб , завод черн о мор ец → Чёрн ое мор е зарплата → заработная плата вуз → высшее учебное заведение
6. Слияние (образование слов из словосочетаний)
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.
Какие слова составляют словообразовательную пару?
Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:
бел ый → бел оват ый;
запева ть → запева л а;
зар я → зар ниц а;
громкий → громк о .
Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.
Как определить производящее слово?
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
слон → слон ёнок ;
бежать → у бежать ;
побелить → побел к а;
снег → под снеж ник ;
цвет → со цвет и е.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
земля → земл ян ой;
земля → земель к а;
земля → при земл и ть;
земля → за земл и ть.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
камень → камен е ть → о каменеть → окамене л ый → окаменел ость ;
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:
быть → у быть → убыт ок
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
быть → у быть ;
убыть → убыт ок .
Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
восхитить → восхищ ени е;
варить → вар ень е [ эн’й’ э ];
платить → плат а;
ожидать → ожида ни е [ й’ э];
обменять → обмен ;
уколоть → укол ;
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
болтун → болтунья [ й’ а] ;
скрипач → скрипач к а;
приёмщик → приём щиц а;
художник → худож ниц а;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
(что сделать?) повтор ить → (что делать?) повтор я ть;
ответ ить → отвеч а ть;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
обезболить → обезбол ива ть;
созреть → созре ва ть .
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
блестящий ответ → ответил блестящ е ;
ветреный день → ветрен о ;
безветренный вечер → безветренн о ;
безошибочный вариант → безошибочн о написать.
План словообразовательного разбора
Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в словообразовательных цепочках.
А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:
скорый — ускорить;
номер — номерок;
грязь — грязноватый;
построить — постройка;
светлый — светлеть;
верхушка — верхушечный;
фасовать — фасовочный;
делать — недоделанный;
трудный — затруднение;
родной — родственный.
Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:
гримировать — гримировочный;
пять — впятером;
стройка — перестройка;
болтать — болтливый;
зимовать — зимовка;
шутить — шуточка;
замарать — замарашка;
глубокий — углубить;
певун — певунья;
черствый — почерстветь.
В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?
море — приморский;
жестко — жестковатый;
ежиха — ежонок;
жизнь — жизненный;
буксир — буксировка;
семеро — всемером;
знание — знаток;
подготовить — подготовительный;
заземлить — заземление;
лечение — лечебный.
Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?
Русский язык | 5 — 9 классы
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,.
ПОДБЕЖАТЬ — БЕГАТЬ — ПРИСТАВОЧНО СУФФИКСИАЛЬНЫЙ
ПОЗВОНИТЬ — ЗВОНИТЬ — ПРИСТАВОЧНО СУФФИКСИАЛЬНЫЙ
ЛЕСОРУБ — ЛЕСА РУБИТЬ — СЛОЖЕНИЕ ДВУХ КОРНЕЙ
СИНЕНЬКИЙ — СИНИЙ — БЕССУФИКСИАЛЬНЫЙ
ПОДОКОНИК — ПЕРФИКСАЛЬНО — СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,.
Определить, как образовались слова, указать способ образования : светлый, шёлковый, пришёл, паровоз, придорожный, подоконник?
Определить, как образовались слова, указать способ образования : светлый, шёлковый, пришёл, паровоз, придорожный, подоконник.
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь, рассвет, розоватый, паровозный, досрочно?
Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь, рассвет, розоватый, паровозный, досрочно.
Выделите в сложных существительных корни и словообразовательные суффиксы.
Морфемно словообразовательный разбор слов подоконник разделила лесистый?
Морфемно словообразовательный разбор слов подоконник разделила лесистый.
Отметь Слова с приставкой по подоконник подосиновик Подорожник пододеяльник?
Отметь Слова с приставкой по подоконник подосиновик Подорожник пододеяльник.
Укажите слово в составе которого нет приставкиА?
Укажите слово в составе которого нет приставки
Определить способы образования слов : приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, мечтатель, учитель, подорожник?
Определить способы образования слов : приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, мечтатель, учитель, подорожник.
Суффиксальный способ образования словаа)тишьб)перевозчикс)синьд)приехатье)подоконник?
Суффиксальный способ образования слова
Способ образования видовой пары глагола насыпать?
Способ образования видовой пары глагола насыпать.
На этой странице находится ответ на вопрос Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь. из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
1)Заботливая мать 2)3 части . 1 на полянку. До по поляне . 2Тетёрка нашла . До муравьиные яйца . 3)полянку , рябенькие , пушистые, разбежались , по поляне , муравьиную , стояла , в сторонке , летит , ястреб , крадётся, лисица . 4)выш(л)а , разб..
Вьюги ютированная гласная, ю обозначает 2 звука й , у.
1)у меня есть щенок, с которым я люблю играть 2)я смотрю в экран монитора 3)мы с мамой видели, как экскалатор поднимает блоки, что бы построить здание 4)весь класс ездил на экскурсию в другой город 5)у нас во дворе уже есть по спевшие яблоки 6)я любл..
У моей мамы есть щеночек Боря, он очень любит яблоки и разные ягоды! Мы с классом поехали в музей на экскурсию, там нам рассказали об экскалатарх . Мы в лесу увидели ящерицу, и она показала нам свой длинный язык.
Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.