Составьте эскиз плаката самостоятельно выбрав способ структурирования информации

Урок 3. Структурирование информации

При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. Структурирование – это создание прочного каркаса, на основе которого будет строиться запоминание всей необходимой информации.

В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Оглавление:

Что такое структурирование?

Структурирование материала — это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.

К примеру, возьмем номер телефона, написанный сплошным текстом 89115439080. Чтобы ее запомнить в таком виде нужно будет сильно постараться. Но если номер переписать в другом виде, например, в таком: 8 (911) 543-90-80, то запомнить его не составит большого труда. Поэтому, начиная от простого номера телефона и заканчивая большими учебниками, любая запоминаемая информация нуждается в структурировании.

Принципы структурирования

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).

Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.

Правило Миллера (7 ± 2)

Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов. Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.

Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.

Эффект края

Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда. Этот принцип известен в нашей стране благодаря фильму «17 мгновений весны», где главный герой-разведчик использовал его для того, чтобы переключить внимание собеседника. Однако открыт этот принцип был достаточно давно, а его исследованием занимался немецкий ученый Герман Эббингауз еще в XIX веке. Этот ученый также открыл «кривую забывания», информацию о которой вы найдете в следующем уроке.

Эффект Ресторфф

Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Иными словами, запоминается то, что сильно выделяется. Этим эффектом часто пользуются рекламщики для того, чтобы завоевать в вашем сознании хорошую позицию для своего товара. В нашем курсе знание этого эффекта необходимо для того, чтобы при структурировании информации выделялись группы непохожие одна на другую. В случае, когда каждый элемент структуры запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, наша память сможет лучше усвоить весь материал.

Читайте также:  Наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия называется физического упражнения

Методы структурирования

В процессе изучения человеческой памяти исследователи вывели несколько способов и методик структурирования информации, помогающих сделать процесс запоминания удобнее. Среди таких наиболее известных способов можно выделить методы Цицерона («римская комната») и Тони Бьюзена («карты памяти»).

Метод римской комнаты

Цепочка Цицерона или, как ее еще называют, метод римской комнаты — это достаточно простой и в то же время весьма эффективный метод создания структуры запоминаемого материала. Суть его состоит в том, что запоминаемые объекты надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. После этого достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Помимо комнаты можно использовать знакомую улицу, рабочий стол или другие объекты, структура которых вам хорошо известна.

Метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена

Метод ментальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта) – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

  • Возьмите материал, который нужно выучить (учебник, статью, таблицу и т.п.), а также белый лист бумаги, ручку и цветные карандаши.
  • Изобразите в центре листа любой символ или нарисуйте какую-то картинку, на которой наглядно будет представлено название или содержание всего материала (например, название учебника).
  • От этого центрального объекта к краям листа нужно рисовать цепочку связей, которая должна отражать структуру изучаемой информации.

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Итак, третье правило запоминания:

Создавайте удобную и логичную структуру запоминаемой информации.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Практическое занятие «Орфографический анализ текста»

Курс: Русский язык

Тема: Практическое занятие «Орфографический анализ текста»

Вы вызвались помочь преподавателю русского языка в оформлении кабинета. Она попросила вас подготовить плакат, наглядно представляющий порядок принятия решения онаписании буквы «з» или «с» в приставках.

Составьте эскиз плаката, самостоятельно выбрав способ структурирования информации.

Порядок принятия решения о написании буквы «з» или «с» в приставках

Правописание звонких и глухих согласных в различных частях слова

В русской орфографии есть целый рад правил, которые связаны с фонетикой.

Читайте также:  Персен инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает способ применения

В частности, парные глухие согласные звуки «п», «ф», «т», «с» (и соответствующие мягкие), «к», «ш» на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами «п» или «б», «ф» или «в», «т» или «д», «с» или «з», «к» или «г», «ш» или «ж». Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки «б», «в», «д», «з» (и соответствующие мягкие), «г», «ж» перед парными же звонкими согласными (кроме «в»). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными «р», «л», «м», «н», «в» (и соответствующими мягкими).

1)на конце слова:женат (женатый), рукав (рукава), изморозь (изморози, морозы, морозить) и изморось (измороси, моросить);

а) перед глухими: ложка (ложек, ложечка),низкий (низок), миска (мисок);

б)перед парными звонкими (кроме в): просьба (просить), резьба (резать), волшба (волшебный), божба (божиться).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется «с», хотя имеются глаголы отверзать(ся), отверзнуть(ся) и разверзать(ся), разверзнуть(ся).

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, например: абсент, вокзал, зигзаг, рюкзак, сбруя.

Написание приставок, заканчивающихся на«з»и«с», зависит от того, с глухого согласного или со звонкого, начинается корень слова. Перечислим эти приставки:

    без-/бес-; воз-(вз-)/вос-(вс-); из-/ис-; низ-/нис-; о-без-/о-бес-; раз-/рас-; роз-/рос-; чрез-/ черес-.

Чтобы сделать правильный выбор в написании приставок, заканчивающихся на«з»или«с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».В противном случае пишется буква«з».

Правописание корней с «И»-«Ы» после приставок:

Если приставка оканчивается на согласную, то «И» корня меняется на «Ы»:игра — розыгрыш, известный — безызвестный, история — предыстория.

Видеотьютор по русскому языку [Электронный ресурс] http://videotutor-rusyaz. ru/uchenikam/teoriya/131-pravop(дата обращения: 20.02.18)

Учим русский язык[Электронный ресурс] http:// (дата обращения: 20.02.18)

В качестве структуры предложена блок-схема

Предложена иная структура

Имеется указание найти приставку и корень

Имеется ветвление алгоритма в зависимости от буквы, с которой начинается корень

Имеются верные указания по написанию «с» и «з» в зависимости от условий

Использовано стандартное или разное оформление для условия и действия

обучающийся продемонстрировал деятельность в соответствии с требованиями уровня II

обучающийся продемонстрировал выполнение отдельных операций в соответствии с требованиями уровня II

обучающийся не продемонстрировал деятельность в соответствии с требованиями уровня II

Источник

Урок » Создание плаката»

Цель урока: используя словесный метод (прием эвристическая беседа), сформировать у учащихся критерии создания плаката.

Цель учащихся: Используя выразительные средства , создать плакат гражданско – патриотического характера.

Эпиграфом к уроку я выбрала следующие слова:

«Благодаря грамотному сочетанию визуальной и текстовой информации, можно сделать настоящее произведение искусства».

В этом эпиграфе можно услышать тему нашего занятия, Какие два ключевых слова , на ваш взгляд, определят суть урока? (визуальная и текстовая информация).

Такую информацию содержит такой вид прикладной графики, как плакат. Сегодня на уроке вам предстоит его создать.

Каким должен быть хороший плакат?

Давайте сравним работы на доске и определим критерии которым он должен соответствовать .

Что такое плакат? Назначение?

Какова главная задача плаката ? Каким требованиям он должен соответствовать? (привлечь внимание зрителя).

Что для этого необходимо сделать? Использовать:

— неожиданное пятно и ритм.

Еще задачи плаката? ( донести до зрителя смысл плаката).

Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяются:

— ясные символы и знаки.

— упрощение цветовых отношений,

-отказ от второстепенных деталей.

Какими средствами выразительности можно создать плакат: цвет, линия, фактура.

В современном плакате может быть использована :

— любая графическая техника.

Плакат –синтез текста и изображения. Поэтому в плакате «Слово и образ едины». Назовите требования предъявляемые к шрифту?

Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения.

Читайте также:  Виды кредитов способу предоставления

Шрифт текста должен хорошо читаться и соответствовать содержанию плаката, создавая единую композицию. Четкий ,ясный, удобочитаем, простота графических форм.

Какую роль играет цвет в плакате?

Цвет в плакате выполняет ряд функций:

-способствует пониманию сути,

— формирует нужное отношение.

Плакат – это живой отклик на происходящие события. Выражает личную позицию художника, затрагивает все стороны жизни человека..

Нас с вами ожидают два очень значимых события для нашей Родины.

75 лет со дня Победы в ВОВ.

300-х летие Кузбасса.

Давайте и мы с вами , как настоящие художники плакатисты выразим свое отношение к предстоящим событиям через образы, цвет, слоган. Создадим плакат патриотического характера. Что такое патриотизм?

У вас на столах находится алгоритм выполнения работы, давайте ознакомимся

1.Выбор темы, идеи, определение образов реальных или символических , определение техники выполнения работы.

2. Составить композицию.

«Компоновать»- значит слагать отдельные части в целостное произведение. Смысловой центр. Равновесие. Симметрия ,ассиметрия. Ритм, статика, динамика, выделение сюжетно- композиционного центра.

Содержит сжатую, легко воспринимаемую, эффективную формулировку идеи.

4.Определить характер шрифта.

Разборчивый, отчетливый, выделяющийся на общем фоне.

Соответствовать теме, идеи. Расположение шрифта.

5.Определить цветовую гамму.

Контраст. Символика цвета.

Воздействует не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус «сладкого розового», слышим «кричаще – красный», ощущаем «воздушно — белый», слышим запах «свежей зелени».

Самостоятельная работа учащихся.

В группе распределить обязанности ( кто отвечает за композицию, текст, цветовое решение , защиту плаката).

На столах находятся листы самооценки. В конце урока оцените свою деятельность.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 149 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 213 человек из 52 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Данный конспект урока помогает учащимся определить критерии создания плаката и вообще что такое плакат. затем на основе найденных (определенных) знаний создать свой плакат на актуальную тему дня.сами учащиеся определяют образы «реальные» или «стилизованные» и из этих образов составляют композицию. Придумывают краткий «острый» слоган соответствующий тематике плаката. Написание букв слогана тоже должно соответствовать теме плаката. в конце урока дети защищают свою работу: почему такие образы, цвет. текст.

Номер материала: ДБ-1129686

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы