Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе.
Тема: Составное глагольное сказуемое
На доске запись:
Капли дождя начали стучать по земле.
Медленно тянутся дни.
Солнце стояло над головой и жгло траву.
Воздух перестал струиться.
— Прочитайте предложения. Найдите в них общее.
(можно характеризовать общие синтаксические признаки предложений)
— Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов предложения.
(задание выполняется письменно в парах)
— Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений.
— Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нём.
(дети должны выделить простое глагольное сказуемое)
3.Определение темы и цели урока
— Назовите сказуемые в 2 оставшихся предложениях.
— Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены
— В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В этих предложениях сказуемые «начали стучать» и «перестал струиться», они состоят из 2 слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: «Составные глагольные сказуемые»)
-Тему урока пишу на доске.
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель
Цель: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать , чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.
4.Изучение нового материала .
— Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из 2 глаголов.
— Проанализируйте ещё раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?
(в результате формируется определение составного глагольного сказуемого)
-Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы. (добавить сведения о значении наклонения и вре мени)
Музыкант продолжал играть.
Музыкант не мог играть.
Музыкант желал бы играть.
— Прочитайте предложения на карточке. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Какие ещё значения, кроме наклонения и времени ,они могут выражать?( значение начала, конца действия)
— Какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?
— Прочитайте предложения на карточке №2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого
Мы рады с вами сотрудничать.
Мы должны с вами сотрудничать.
Мы готовы с вами сотрудничать.
Мы были бы рады с вами сотрудничать.
— Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке о составном глагольном сказуемом?
Учёный готов годами искать истину.
Звёзды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.
От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.
Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.
— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.
Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую группу – предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.
-Задание сначала выполняется коллективно, а затем в парах.
— Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
(задание выполняется индивидуально)
— Солнце приблизилось к горизонту.
Туча покружилась и медленно удалилась.
Стучали ставни, ветер выл в трубе.
2. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.
Жара понемногу начала спадать.
Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.
Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.
— Прочитайте предложения под цифрами1 -2.
-Познакомьтесь с образцом.
— Установите, в какой смысловой последовательности находятся данные в нём предложения.
— Сформулируйте задание к упражнению
— Не забывайте о теме урока.
(В образце предложения находятся в причинно – следственной связи. Значит, из предложений 1 – 2 нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые. Задания выполняются в парах или группах.
— Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте. Задание выполняем коллективно.
— Выделите из предложений слова, в которых буква О выполняет разные функции.
(В слове небо буква О является окончанием; в слове медленно – суффиксом; в слове горизонту – непроверяемой безударной гласной в корне; покружились – безударной гласной в приставке.
Предлагаю детям репродукцию картины «Тройка». Провожу краткую беседу о художнике В.Перове, о Третьякове и Третьяковской галерее. Затем они знакомятся с текстом.
Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек –то мой…»
Умер её сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав всё, пришла купить эту картину.
Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.
Бедно одетые дети тянут тяжёлые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.
— Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.
(Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст. Подчеркнуть составные глагольные сказуемые.)
— Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.
— С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке?
— Расскажите всё, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.
Обсуждаем домашнюю работу, оцениваем работу учащихся на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме «Составное глагольное сказуемое»
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.
Конспект урока на тему «Составное глагольное сказуемое»
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.
План-конспект урока по русскому языку «Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе.
Урок по теме «Составное глагольное сказуемое»
УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.
Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.
Презентация «Составное глагольное сказуемое» содержит лаконичные формулы способов выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены примеры на каждый способ в.
Источник
«Составное глагольное сказуемое». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели урока:
- закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
- развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.
Задачи:
- активизировать творческий потенциал учеников;
- развивать самостоятельность, активность;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.
I. Организационный момент
– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)
Проверка домашнего упражнения 98:
Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico — сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978
Совместное коммюнике подчёркивало традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы — соглашение.
Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.
Ноу—хау составило ключевую часть активов компании.
Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, нескл. ср.
Ваше резюме представило Вас нужным компании сотрудником.
Турне – ( французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.
Турне миллионера прошло в кругу семьи.
Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.
Ралли с участием нашей команды прошло в Сахаре.
III. Актуализация изученного материала
1. Словарная работа. (Слайд №3). (Приложение 1)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).
Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.
2. Повторение сведений о предложении. (Слайды №4-6)
Предложение. Главные члены предложения.
Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают… и составные.
IV. Постановка темы и цели урока (Слайд №7)
Эпиграф к уроку (Слайд №8)
Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.
Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.
– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.
Сообщение ученика. (Слайд №9)
– Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения
V. Формирование новых понятий
1. Работа с учебником . § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)
Нарисовать схему ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)
Схема построения составного глагольного сказуемого.
3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2)
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные слова
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить
должен
готов
обязан
достоин
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание
иметь привычку
VI. Усвоение новых знаний
1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)
Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.
2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)
Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):
Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.
Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4).Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)
VII. Закрепление новых знаний
1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?
1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь). (Слайд №13)
2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)
Р.р. Творческие задания
I группа. (Слайд №15)
1. Замените простые глагольные сказуемые составными.
1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.
Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.
2. Выполните синтаксический разбор предложения:
Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.
3.Выполните пунктуационный разбор предложения:
Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)
4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)
Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.
Способы выражения составного глагольного сказуемого.
Способ выражения | Пример |
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.) | |
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.) | |
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться) | |
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.) |
Самопроверка. (Слайд №19):
Способ выражения
Пример
Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)
Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве.
VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой
– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.
Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение 5)
(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы он чувствовал, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика.
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.
(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать
Взаимопроверка. (Слайд №21)
VIII. Рефлексия
Самоанализ деятельности на уроке.
1. Прочитайте цель урока. (Слайд №22)
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
IX. Домашнее задание
Прочитаю по учебнику §20, упр. 105.
X. Релаксация (Слайд №23)
Аркадий Лебедев – «Однажды сэр Исаак Ньютон»
Источник