- Основные способы словообразования методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опорная таблица по русскому языку для 6 класса «Морфемика. Словообразование»
- Числовые
- Личные
- Сложение:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Таблица по русскому языку на тему: «Способы образования слов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Основные способы словообразования
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Таблица поможет учащимся 6 класса в освоении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы образования новых слов
1. Приставочный: рас пахать пахать, от везти везти, не большой большой, бес честный честный, под комиссия комиссия.
2. Суффиксальный: работ ник работать, сель ск ий село.
3. Приставочно-суффиксальный: без рукав к а рукав, на стен н ый стена, о здоров и ть здоровый, с начал а (нареч.) начало.
4. Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба, диван-кровать, кресло-качалка ;
б) основ, корней или частей разных слов: лес о парк, бледн о -голубой, вод о хранилище, земл е мер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.
Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).
Различие между морфемным и словообразовательным разборами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме «Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования»
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.
Основные способы словообразования в русском языке
Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1
Работа ставит своей целью повторить материал по теме и рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования.
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг.
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Словообразовние. Основные способы словообразования. Задание В1 ЕГЭ»
Урок по русскому языку в 11 классе по теме «Словобразование» помогает учащимся обобщить материал о способах словообразования. Данное задание присутствует и в материалах ЕГЭ, поэтому.
Контрольное тестирование в 6 классе по теме «Словообразование. Основные способы словообразования»
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Источник
Опорная таблица по русскому языку для 6 класса «Морфемика. Словообразование»
I. Виды морфем.
Корневые – корень – смысловое ядро,
главная и обязательная часть слова.
«Корень – морфема, являющаяся центральным элементом в
морфемной структуре слова,
предопределяющая его лексическое значение, общая часть родственных /однокоренных/ слов».
слов без корня не существует
в корне могут быть чередования
Аффиксальные – факультативная часть слова /от лат. Fixus – “ прикреплённый ” /, конкретизирующая семантику корневой морфемы:
гласных и согласных
— следует различать омонимичные корни
различают свободные и связанные
II. Флексия /окончание/ — изменяемая часть словоформы, служащая для выражения грамматического значения и указывающая на синтаксические отношения словоформ друг к другу в предложении. Не являясь частью основы, окончание занимает обычно в составе словоформы конечную позицию.
Материально выраженное и нулевое:
Числовые
Личные
Различают формы слова и однокоренные слова:
III. Основа
Основа — часть слова, выражающая лексическое значение слова, без окончания и формообразующего суффикса.
Непроизводная основа — целостная по структуре, нечленимая, т. е. равная корню. Значение такой основы не мотивировано.
Производная основа — членимая, в ее структуре всегда могут быть
выделены две части:
основа, от которой она
словообразовательный/е аффикс/ы. Значение такой основы мотивировано по —
Производящая (мотивирующая) основа — это основа, от которой действительно образована или осознается образованной та или иная производная. В качестве производящей основы могут выступать
средством слагающих её частей. Лесной
непроизводная основа и производная. Лесной — лес
Префикс – приставка — аффикс, который находится перед корнем или другой приставкой и выражает словообразовательное и/или грамматическое значение:
Суффикс — это аффикс, находящийся перед окончанием или другим суффиксом и служащий для образования новых слов и/или их грамматических форм: удив- и-тельн -ый
Постфикс — аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учuт- ся
расположенный внутри слова, перед словообразующим суффиксом или между двумя основами в сложных словах:
не имеет номинативной семантики
-о-, -е-: пароход, полевод;
-ох-: трёхклассный. -ух-: двухгодичный;
1. Место в слове
Образуют новые слова
3. Влияние на соседние морфемы
Вызывают чередования ро г – ро ж о к – рожо ч ек
4. Влияние на семантику основы
Уточняет и конкретизирует: петь – запеть
Перестраивает: петь – певец
Словообразовательные и формообразующие
Простые и составные
Регулярные и нерегулярные
Продуктивные и непродуктивные
не входят в основу слова, образуют форму слова, не изменяя лексического значения.
Имя прилагательное, наречие сравнительная степень
Короче, выше, веселее,
Глагол:
Ищи, назначь, играй
Строится (дом), работается.
(деривации) в современном русском языке:
Морфологический – образование слов с помощью морфем (приставок,
(Словопроизводство). Продуктивен в современном языке.
Суффиксальный (суффиксация) способ словообразования – выражение деривационного значения с помощью суффикса: переплёт – переплёт-чик.
словообразования (префиксация) – выражение деривационного значения производного с помощью префиксов: город – при-город.
Префиксально-суффиксальный способ – в качестве
используются префикс и суффикс:
Нулевая аффиксация: зелень – зелёный
Усечение – сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): заместитель – зам.
Сложение:
Основосложение – с помощью интерфикса: пароход – пар, ходить.
Аббревиация – образование сложносокращённых слов слиянием элементов слов:
частей основ: универмаг
часть основы целое слово: Евразия
начально-конечный: Евровидение, мопед.
словообразование: дояр – доярка.
Неморфологический – образование слов без помощи морфем (словообразование).
Лексико-синтаксический способ словообразования – возникновение новых слов в результате сокращения в одно слово двух или более лексических единиц (создание нового слова на базе словосочетаний): сшедший с ума – сумасшедший.
Лексико-семантический способ словообразования – новые слова образуются в результате изменения в смысловой стороне того или иного слова, путём расщепления слова на омонимы: Титан – 1. Сильная личность; 2. Металл.
Морфолого-синтаксический способ словообразования – образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой: Столовая (комната)-прил. – столовая-сущ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1369040
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Таблица по русскому языку на тему: «Способы образования слов»
Способы образования слов
Новое слово относится
к той же части речи,
что и исходное слово!
Слова должны отличаться одной семой и одной морфемой.
к основе исходного слова,
при этом основа слова
Так образуется слово
другой части речи.
Этот способ – исключение,
т.к. прибавляется к основе
исходного слова сразу
приставка и суффикс.
Сущ. с суфф. -ник, -й(е), -ок.
Нар. с прист. по- и суфф.
От слова отбрасывается
окончание или одновременно
и отсекается суффикс.
Так образуются отглагольные
существительные или сущ.,
1. Сложение слов
2. Сложение основ
3. С соединит. гласными
4. Сложение основ
Из подчинит. ССЧ
Без соединительной гласной
Новые слова приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических и
Мороженое, столовая, больной и др.
Рядовой (прил.) боец.
Подтянутые (прич.) резервы.
Лёжа (дееприч.) на песке, загорал.
Медленным шагом (сущ.).
Он шёл впереди (нар.).
Говорил, благодаря (дееприч.) за помощь.
В течении (сущ.) реки.
Он возвратился один (числ.).
Иванов – первый (прил.) (=лучший) ученик.
Читать лёжа (нар.) нельзя.
Он шёл впереди (предлог) колонны.
Победил благодаря (предл.) знаниям.
В течение (предл.) часа.
Один (частица) Чичиков (=только) не навестил больного.
Суфф. сущ.: налад чик , камен щик , колхоз ник , футбол ист , стол яр , учи тель, учитель ниц а, врат арь, ворч ун, храбр ец , (профессия, лицо); храбр ость , вяза ни е нов изн а, красн от а, своеволь ств о, капитал изм стро ени е (отвлечённые); медвеж онок , цыпл ёнок (детёныши); волос инк а, горош ин а (единичности); ком ок , ключ ик , замоч ек , дев очк а, дев оньк а, реч еньк а, вол юшк а, ив ушк а, пёр ышк о, реч к а, блюд ц е, попугай чик (ум.-ласк.); отда ч а, разда ч а дом ищ е (преувеличение); волос ёнк и, вопрос ец , дом ишк а, бумаж онк а, (пренебрежительные);
служ б а, плав к а, вод иц а, врем янк а и др.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-886610
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник