- Практические работы 8 класс. Линия учебников » Полярная звезда» методическая разработка по географии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 8 Районирование России
- Конспект урока: Политика государственного устройства России. Географическое районирование.
Практические работы 8 класс. Линия учебников » Полярная звезда»
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме » Россия в мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_geografii.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по географии
Линия учебников « Полярная звезда»
Тема №1: Россия в мире.
Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.
Цель: Учащиеся обозначают государственную границу.
Оборудование: физическая карта России, контурная карта России.
Ход работы: 1.Учащиеся вспоминают инструкцию « Правила оформления контурной карты»
2. Отмечают самостоятельно государственную границу, подписывают соседние государства ( а) соседи первого порядка – подписывают зеленым цветом, б) соседей второго порядка – черным цветом), океаны и моря, омывающие территорию страны.
Практическая работа №2 . Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
Цель: Научить определять поясное время, учитывая разницу во времени из-за большой протяженности территории страны с запада на восток.
Оборудование: 1. атлас ( «Омская картографическая фабрика» ) стр6-7
2. учебник – стр.10-13
3. тетрадь « Мой тренажер»
Ход работы: Работа организуется по вариантам.
Первый вариант : 1. Город «Н» находится в 5 часов поясе. Определите часовой пояс города «М», если разница во времени составляет 3 часа и город расположен восточнее?
2.В Москве 12 часов дня. Укажите время в пунктах, расположенных в 15, 30, 45 градусах к востоку.
3. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы во Владивосток?
4. Определите разницу во времени между городами: Мурманск и Якутск; Саратов и Иркутск.
5. Определите, сколько времени будет в Хабаровске, если в Санкт-Петербурге – 12 часов дня.
6. Вы вылетаете из Хабаровска в 7 часов утра. В какое время вы будете в Москве, если полет продолжится 7 часов?
Второй вариант : 1.Разница в долготе между двумя городами 20 градусов. Могут ли они находиться в одном часовом поясе, насколько различается их местное время?
2. В Москве 12 часов дня. Укажите время в пунктах, расположенных в 15, 30, 45 градусах к западу.
3.Время в каждом поясе отличается от соседнего на 1 час. Какова разница во времени между Москвой и Новосибирском?
4.Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Ярославле 10 часов утра?
5.Который час в Магадане, если на линии Гринвичского меридиана 12.00?
6. На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17.00. В каком океане плывет корабль?
Практическая работа №3. Ориентирование по физической карте России.
Цель: Формируют умение ориентироваться по физической карте России.
Оборудование: 1) учебник § 3, стр.14; 2) атлас –стр. 12-13
1. Прочитать § 3 и ответить на вопросы 5,6 в конце §.
2. Составить схему в тетради « Ориентиры на карте»
3. Отметить на контурной карте главные природные объекты, которые служат ориентиром при работе с картой: а) равнины, б) горы, в) реки, г) моря.
Практическая работа №4. Сравнение способов районирования ( природного и экономического).
Цель: Формируют умение сравнивать различные способы районирования
Оборудование: учебник §3, стр. 15-18
1. Что такое районирование?
2. Ответить на вопрос 7 стр.18 и составить схему « Способы районирования»
3. Когда используют эти способы районирования?
4. Изучить на стр. 16 рубрику « Читаем карту» и ответить на вопросы.
5. Что такое административно-территориальное деление. С какой целью используют это деление.
6*. Выполнить задание 10 на стр.18.
Практическая работа №5 Подготовка доклада о русском первопроходце.
Цель: Формируют умение использовать Интернет –ресурсы.
Данную работу целесообразно задать учащимся на дом, как опережающее задание. Так как этот материал можно использовать для работы в группах на уроке при изучении темы « Формирование территории России».
Для сообщения можно использовать план, предложенный в пособии для учителя — Николина В.В. « Поурочные разработки», стр.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)
Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах, продолжить форм.
Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников «Полярная звезда»)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.Рабочая программа по географии состав.
Рабочая программа по географии 7 класс (по линии учебников «Полярная звезда»)
Цель изучения географии 7 класса – развитие у обучающихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и .
Рабочая программа по географии 8 класс (по линии учебников «Полярная звезда»)
Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихс.
Рабочая программа по географии 9 класс (по линии учебников «Полярная звезда»)
Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разно.
Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников «Полярная звезда»)
Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель .
Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)
План-конспект разработан по линии учебников «Полярная звезда».
Источник
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 8 Районирование России
Вопросы в конце параграфа
1. Какие подходы к районированию России существовали в прошлом, что бралось за основу районирования?
Ранее существовавшие подходы к районированию России: административно-территориальное (основано на административно-территориальных единицах), природное (основано на особенностях природной составляющей, к нему относится и деление на природные зоны – зональное районирование).
2. С какой целью производят районирование страны?
Районирование страны проводят с целью комплексного изучения территории страны, для управления и планирования хозяйственной деятельности на её территории.
3. Закончите предложение: «Основные функции районирования:…».
Основные функции районирования: 1) выявление (открытие) географических районов разного вида и масштаба; 2) систематизация информации о территории; 3) анализ и синтез информации для выработки целостного представления о районе.
4. Заполните пропуски в предложениях:
Северо-Западном федеральном округе (Мой населённый пункт – Санкт-Петербург); 85; 22 республики; 9 краёв; 46 областей; 3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь; 1 автономная область; 4 автономных округа.
5. Выберите верный ответ. Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, их:
6. По таблице 1 (см. Приложение, с. 218 – 220) определите субъекты Российской Федерации: 1) самый большой и самый маленький по численности населения; 2) самый большой и самый маленький по площади. Составьте ранжированный ряд первых десяти субъектов Российской Федерации по численности населения и по площади (начиная с самого большого).
1) Самый большой по численности населения субъект – Москва.
Самый маленький по численности населения субъект – Ненецкий автономный округ.
2) Самый большой по площади субъект – Республика Саха (Якутия).
Самый маленький по площади субъект – город федерального значения Севастополь.
В таблице автономные округа в составе Тюменской и Архангельской областей рассмотрены, как отдельные территории.
По численности населения (с самого большого) | По площади (с самого большого) |
---|---|
1) Москва | 1) Республика Саха (Якутия) |
2) Московская область | 2) Красноярский край |
3) Краснодарский край | 3) Хабаровский край* |
4) Санкт-Петербург | 4) Иркутская область |
5) Свердловская область | 5) Ямало-Ненецкий автономный округ |
6) Ростовская область | 6) Чукотский автономный округ |
7) Республика Башкортостан | 7) Ханты-Мансийский автономный округ** |
8) Республика Татарстан | 8) Камчатский край |
9) Челябинская область | 9) Магаданская область |
10) Нижегородская область | 10) Забайкальский край |
* Если рассматривать Тюменскую область вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, то после Красноярского края и перед Иркутской областью в списке Тюменская область.
** Если рассматривать Архангельскую область вместе с Ненецким автономным округом, то после Чукотского АО и перед Ханты-Мансийским АО в списке Архангельская область.
7. Составьте схему муниципального деления субъекта Российской Федерации, в котором вы проживаете.
Я проживаю в городе федерального значения Санкт-Петербург.
8. Нанесите на контурную карту районы России: 1) природные; 2) географические.
Источник
Конспект урока: Политика государственного устройства России. Географическое районирование.
Тема: Политика государственного устройства России.
Цель: изучить подходы к районированию территории России и виды районирования; познакомить учащихся с административно-территориальным делением страны.
Задачи: ввести понятие специализации района и определить условия, влияющие на нее; сформировать представление об природных и экономических районах России и их составе; сформировать понятия «экономический район», «отрасль специализации», «федеральный округ»; развивать умение работы со статистическими материалами и картами атласа, научить определять отрасли специализации экономических районов.
Оргчасть. Разделить класс на 3 группы.
Несмотря на то что РФ – федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве. Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей. В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще.
В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности. Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ – провозглашено как светское государство.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
— Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.
— Любой большой объект трудно изучать целиком – его необходимо разделить на части. Изучить каждую часть отдельно, но, сложив все части, можно увидеть единство территории.
— Географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы – проводят районирование. И мы сегодня на уроке рассмотрим модели географического деления России, выясним способы районирования территории.
— История знает немало примеров, когда разные ученые и исследователи предлагали свои способы деления территории России. У вас на столах тексты, по которым вы смело сможете привести примеры.
Территорию страны разделил на 26 экономических районов, в основу выделения которых положил развитие транспорта.
— Способов современного районирования мы назвали много. Давайте подведем итог вышесказанному. Обратимся к рисункам 20 и 21 в учебнике. Одинаковые ли районы нанесены на карту? /нет- природные и экономические районы/.
— Совпадают ли все территории по разным способам районирования? /нет. В каком экономическом районе живете вы? Скажите, а в каком экономическом районе я живу?
— Издавна каждая территория и ваш район, и мой занимались производством определенного вида продукции. Что они потом с ней делали? / обменивались. То есть уже тогда происходило разделение труда по территориям. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию, которую ей не достает. Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.
Рассмотрим и объясним факторы специализации района:
особенности экономико-географического положения
продукция необходимая стране
производство продукции дешевле, чем в других странах
продукции может выпускаться больше, чем необходимо
для выпуска продукции имеются природные ресурсы
Результатом ГРТ (географического разделения труда) являются экономические районы.
Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.
— Как определить специализацию того или иного района?
Работа по карте стр. 20-21 рис. 6,7(природные географические и экономические районы).
Как определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:
П – доля продукции района в общем производстве страны,
Н – доля населения района в общем населении страны.
Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.
Источник