Составить фигуру двумя способами

Логическая игра «Составь фигуру»

Лариса Гацко
Логическая игра «Составь фигуру»

Логическая игра «Составь фигуру».

Блог. Лариса Гацко.

Игра предназначена для детей от 4 до 6 лет.

Составление геометрической фигуры из частей – довольно распространенная игра в практике дошкольного воспитания и популярна среди детей. Они с увлечением берутся за задачи, которые кажутся им фантастичными, волшебными – игры с превращениями, ведь из некрасивых кусочков им удается сложить знакомую фигуру.

Что развивает:

• развивает сенсорные способности детей;

• тренирует наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

• способствует развитию мелкой моторики руки.

Материал: 2 набора геометрических фигур: первый набор – 18 квадратов, разрезанных на разные части, второй набор – 18 кругов, также разрезанных на части. Фигуры в обоих наборах одного цвета и соотнесены по размеру (диаметр круга равен сторонам квадрата); карточки-подсказки (КП) – по 18 штук к каждому набору. На одной из сторон карточки наклеены составные части набора, который ребенок получит для решения упражнения, на другой стороне – фигура, которую необходимо получить в результате их сложения. Сверху, над этой фигурой наклеена калька с нарисованной фигурой. Калька при наложении на контур фигуры должна полностью с ним совпадать.

Как играть.

В игре предлагается несколько видов упражнений.

Упражнения первого вида — «Сложи квадрат (круг) из всех имеющихся частей».

В ходе выполнения упражнений дополнительных указаний от воспитателя ребенок не получает.

Подсказки. Допускается 3 степени подсказки.

1. Воспитатель кладет перед ребёнком сложенную карточку-подсказку так, чтобы была видна сторона, на которой изображён квадрат (круг, т. е. фигура, которую необходимо сложить. Ребенок складывает её из частей набора.

2. Если первая подсказка не помогла, воспитатель использует следующую. Ребенку показывают карточку-подсказку с фигурой квадрат (круг, затем накладывают на неё кальку и демонстрируют это в течении 5 секунд. Убрав после этого подсказку, снова предлагается ребенку составить фигуру.

3. Третью подсказку использовать только в случае, если не помогли первые две. Ребенку предлагается сложенная карточка-подсказка и предлагается сложить части непосредственно на кальке.

После успешного выполнения задачи по подсказке ребенку следует предложить выполнить это самостоятельно.

Упражнения второго вида – «Сложи два (три) квадрата из имеющихся частей».

Ребенку предлагается два-три набора, все части которых перемешаны.

Подсказки. В случае затруднения в выполнении упражнения используются карточки-подсказки.

1. Воспитатель предлагает ребенку для зрительного анализа все три карточки-подсказки.

2 Ребенку предлагается наложить имеющиеся у него составные части на фигуру при одновременном показе ему сторон.

3. Воспитатель предлагает ребенку все три карточки-подсказки с наложенными на стороны, с изображением фигур кальки (экспозиция – 5 сек.)

4. Ребенок выполняет задание, накладывая имеющиеся части на кальку.

Упражнения третьего вида – «Составь из этих частей круги и квадраты».

Это упражнение отличается повышенным уровнем сложности. Ребенку дают по два-три разных набора, части которых перемешаны.

Подсказки используются в той же последовательности, что и во втором упражнении.

Варианты заданий.

Сложи квадраты.

Сложи круги.

Благодарю за внимание!

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Подбери правильно фигуру» Дидактическая игра для детей раннего возраста «Подбери правильно фигуру» Уважаемые коллеги я представляю вашему вниманию дидактическую игру.

Дидактическая игра «Подбери фигуру» Эта игра поможет научить детей запомнить и различать геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки. Цель: Формировать знания детей.

Читайте также:  Способ оценки эффективность защиты информации

Дидактическая игра «Подбери геометрическую фигуру» Дидактическая игра «Подбери геометрическую фигуру» Уважаемые коллеги! На занятиях по ФЭМП мы всегда используем раздаточный материал. С новыми.

Дидактическая игра «Угадай фигуру». Мастер-класс Доброго времени суток, друзья-маамовцы! В нашем детском саду, на одном из педагогических советов проводилась «Ярмарка идей», где воспитатели.

Дидактические игры с резинками «Буквы на штырьках», «Часы», «Составь фигуру» Описание игры: дидактические игры представляют собой специальное фанерное «поле» со штырьками из дюбелей, на которых резиночками составляется.

Логическая игра «Четвертый лишний. Опасные предметы» в сопровождении презентации Продолжаю публикацию игр по формированию основ безопасности жизнедеятельности в сопровождении презентации. Эти игры игровой форме закрепит.

Логическая настольная игра «Цветные шашки» Алла Алихановна Логическая настольная игра «Цветные шашки» Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала.

Логическая развивающая игра «Подбери головной убор» в сопровождении презентации Всем педагогам известно значение развивающих логических игр в образовании дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию, коллеги, очередную.

Логическая развивающая игра «Составь пары» в сопровождении презентации Современное время — время перемен. Поэтому основной задачей образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в динамичном,.

Мастер-класс «Пентаминошки — логическая игра из дерева» Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу с вами поделиться еще одной идеей изготовления и использования игры-головоломки «Пентамино» Это всем.

Источник

Игры на составление геометрических фигур из частей
статья по математике (средняя группа) на тему

Игры на составление геометрических фигур из частей

В программе уделяется большое внимание упражнениям на составление геометрических фигур из частей, составление узоров, орнаментов. Эти упражнения развивают сенсорные способности, тренируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Игры на воссоздание очень популярны среди детей дошкольного возраста.

Они с увлечением берутся за те задачи, которые кажутся им фантастичными, волшебными — игры с превращениями, ведь из некрасивых кусочков им удается сложить знакомую фигуру. К тому же разнообразие подходов к решению задачи, многовариативность и исключение нарушений условий игрового действия дополнительно способствуют творческому процессу, что является одним из главных достоинств.

2. Сколько квадратов, прямоугольников, четырехугольников на рисунке?

Играм на воссоздание предметов геометрической формы из частей предшествуют те игры и упражнения, которые направлены на умение выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. Можно связать эти игры с формированием количественных представлений, со счетной деятельностью, предложив детям сосчитать общее количество фигур (Сколько кругов? Сколько треугольников? Каких фигур больше (меньше)?). Сначала целесообразно предложить те рисунки, которые составлены из геометрических фигур одной формы (елочка, снеговик, неваляшка), затем — нескольких форм (машина, домик). В этом случае ни одна геометрическая фигура не накладывается на другую, при этом не требуется особо глубокого анализа изображения. Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие. Детям даются следующие задания: 1. Сосчитай, сколько на рисунке треугольников:

Для повышения интереса к таким играм можно предложить игру «Волшебные очки». Для игры нужно изготовить специальные очки со «стеклами» разной формы. Надев такие «волшебные очки» можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме стекла.

Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством их сравнения с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами.

Читайте также:  Способ распознавания карбонат натрия

Решению этой задачи способствуют такие игры, как «На что похоже», «Подбери по форме», «Помоги художнику». В игре «Помоги художнику» дети превращают с помощью цветного карандаша геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

В младшей группе детям предлагала игру «Составь фигуру», в которой они из отдельных геометрических фигур составляли робота, неваляшку, грузовую машину, птичку, елочку, цыпленка, часы, домик.

Составляя знакомые силуэты, дети одновременно упражнялись в счете, сравнении геометрических фигур по величине.

После того, как дети научатся свободно решать вышеперечисленные задачи, можно переходить к более сложным, направленным на составление геометрических фигур из отдельных частей. К играм данного типа относятся такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «головоломка «Пифагор», «Пентамино», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Сложи квадрат» Б.П. Никитина и др.

Игры этой группы направлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры), синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу; они способствуют развитию пространственного воображения, логического и интуитивного мышления.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Сложи квадрат», «Танграм». С этими играми знакомила детей, начиная со средней группы.

Игра «Танграм», которую называют также «геометрическим конструктором», создана китайским ученым Та -Нг, жившим несколько тысяч лет назад, и названа его именем.

Из определенного набора геометрических фигур (два больших треугольника, два — маленьких, один — средний, квадрат и четырехугольник) составляются не только различные геометрические фигуры, но и образные плоские фигуры, а из двух наборов можно составить сюжет.

Создавая фигуры, надо учитывать следующие правила: в состав каждого силуэта должны входить все части игры, соединять их можно только по сторонбам, не допуская наложения одной части на другую.

В средней группе я познакомила детей с игрой: указала количество игровых элементов, их форму, размер. После ознакомления с игрой перешли к практической деятельности — составлению из двух-трех имеющихся фигур — новой:

  1. Из двух больших треугольников составить последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.
  2. Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  3. Из большого и среднего треугольников составить четырехугольник.
  4. Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников (сначала квадрат, затем — четырехугольник).

Задания можно изменять, предлагая детям составить новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Все они направлены на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур-силуэтов по разделенным на части образцам. Этот этап является наиболее важным для усвоения в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинала с рассматривания вместе с детьми образца. Анализ расположения фигур следует начинать с основной части (стены домика, туловища человека, животного), после этого отмечается строение остальных. Дети не только упражнялись в расположении той фигуры, которую нужно составить, но и приобщались к зрительному и мысленному анализу образца. Здесь необходимо научить детей не только анализировать образец, но и словесно выражать способ соединения частей и их пространственное расположение.

За анализом следует составление детьми силуэтов и сравнение их с образцом. К концу средней группы почти все дети свободно выкладывали силуэты лисички, зайчика, домика, гуся, страуса, кенгуру, глядя на расчлененный образец. Эти игры вызывали у детей повышенный интерес.

Читайте также:  Параллельно последовательный способ график

В старшем дошкольном возрасте я перешла к основному этапу — обучению детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера — нерасчлененным. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительнбого разделения формы той или иной фигуры на составные части, то есть геометрические фигуры, из которых она составлена. Каждый анализирует образец самостоятельно и высказывает предположение, которое необходимо проверить на практике. Можно предложить ребенку рассказать, как он будет составлять фигуру. Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.

В дальнейшем дети составляют изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для ребенка; при этом требуется отыскать единственно верный путь решения, отбросив неверные. Этому предшествует возникновение предположения, идеи, плана. Решение такого рода задач способствует развитию воображения, творческих способностей, навыков планирования действий, прогнозирования результата.

Детям подготовительной группы с целью развития творческих способностей можно предложить и более сложные задания: составить из двух-трех наборов игры фигуру-силуэт по образцу или по собственному замыслу.

Игру «Танграм» я использовала как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время.

Дети также с удовольствием играли в такие игры, как «Колумбово яйцо», головоломки «Пифагор», «Архимед», и др., к которым имеют свободный доступ в «Уголке занимательной математики».

Интересными для детей играми, способствующими развитию навыков конструирования, являются такие игры, как четырехцветный «Квадрат Воскобовича», развивающая игра «Прозрачная цифра», «Сложи узор» Б.П. Никитина, различные геометрические мозаики и конструкторы.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Составь квадрат», «Составь круг», предложенные Б.П. Никитиным. Начинала я эту работу уже с младшей группы, с наиболее легких и посильных задач, когда ребенку даются образец и конверт с квадратом. Ребенок подбирает куски одного цвета и складывает квадрат. Затем число квадратов разного цвета увеличивается. Квадраты, которые даются детям средней группы можно пронумеровать. Таким образом, в этой игре решается сразу несколько задач: развитие цветового восприятия, закрепление знания цифр и зрительный анализ формы, размера, пропорций частей. Ребенок сортирует, ищет их соотношение и способ составления фигур.

В старшем возрасте уже можно предложить составить из частей круги и квадраты. Это задание предполагает сложение геометрических фигур из частей, которые могут иметь при делении сложную конфигурацию. Ребенку даются два-три разных набора, части которых перемешаны. Давая детям задание, можно использовать различные варианты, исходя из уровня развития ребенка.

Для развития логического мышления детей в старшем дошкольном возрасте я использовала упражнения, основанные на анализе зависимости между парами фигур или группой фигур, «Как изменилась фигура?».

Данная зависимость выражена в трансформации фигур, изображенных на рисунках, карточках: изменением цвета, цвета, формы, расположения и пр.

Ребенку даются образцы, на которых показаны модели изменения объектов. По аналогии с ними ребенок самостоятельно находит необходимую фигуру или объект, мысленно проанализировав образец.

Виды трансформации, которые можно использовать:

1) изменение цвета;

В случае затруднения можно использовать карточки-ключи: ребенок должен внимательно рассмотреть карточку и определить характер изменения, подобрать нужную карточку-ответ. Характер изменений изображается на карточке-ключе символически.

Все эти упражнения направлены на развитие понимания и способности преобразования ситуации.

Источник

Оцените статью
Разные способы