- Игровой и соревновательный методы обучения статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Статья на тему «Игровой и соревновательный методы»
- Введение
- Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования
- 1 Понятие методов обучения и их классификация
- 2 Значение соревновательно-игрового метода
- 3 Виды подготовки
- 4 Моделирование соревновательно-игровой деятельности
- Заключение
- Список литературы
Игровой и соревновательный методы обучения
статья по теме
Выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_metod.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой и соревновательный методы обучения
Применение их в формировании двигательных навыков и умений
В последние годы в практике физического воспитания особую актуальность приобретает выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим возрос интерес к применению игрового и соревновательного методов.
Игровой метод — это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).
Соревновательный метод — это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности .
Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.
Игра же — это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так как они не подчинены регламентации способов их выполнения и строгой дозировке. В игре двигательная деятельность организуется на основе образного или условного сюжета, характер и способы выполнения действия подчинены логике игрового процесса, выбор их происходит в изменяющейся обстановке, в игру наряду с формированием двигательных умений и навыков осуществляется развитие двигательных качеств и воспитание различных личностных качеств.
Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно широко распространено в младшем школьном возрасте. Установка на соревновательную деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои силы. Например, в ходе урока дети в условиях соревнования значительно улучшают свои результаты в прыжках, беге на 30 м, челночном беге, метании по сравнению с показателями в условиях прямого задания.
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Оба метода могут быть представлены различными приемами, а игровые и соревновательные сре дства в процессе обучения различают по следующим показателям:
- по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и навыков или развитие двигательных качеств);
- по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в изменяющихся условиях);
- по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное совершенствование двигательной деятельности);
- по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с периодическим включением, распределенное с постоянным включением).
Успех применения обоих методов зависит от соответствия игр, игровых заданий и элементов соревнования логике учебного процесса, конкретным задачам обучения. Решающим является и умение учителя подбирать средства обучения.
В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют три этапа, содержащих определенные фазы усвоения учебного материала. Работа на этапах отличается по существу решаемых задач.
На этапе ознакомления с техникой двигательного действия используют игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая действиям животных, представителей различных профессий и др., учатся определять основные характеристики движений и сравнивать собственное выполнение с заданным образцом, что повышает сознательность и активности детей в процессе обучения. Необходимо использовать движения, близкие изучаемым по технике выполнения, встречавшиеся ранее в двигательном опыте детей, способствующие созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии. Например, игра в снежки поможет освоить технику метания мяча на дальность и в цель. Рекомендуется широко применять и прием ролевого поведения.
На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения рекомендуются упражнения в игровой форме и игры, содержащие элементы техники разучиваемого двигательного действия. Использовать упражнения для повышения интереса детей к изучаемому действию. Необходимо также сформировать у детей представление о значении данного двигательного действия в практической деятельности человека. Например, при обучении прыжку в длину детям можно предложить роль солдат в ситуации, когда нужно за короткий промежуток времени преодолеть множество препятствий, для чего необходимо хорошо прыгать. Так образом будет осуществляться формирование мотива обучения. В данной ситуации дети будут более внимательны и активны.
Соревновательный мет од на этапе разучивания двигательного действия применяется в виде соревнования, объектом которого являются показатели качества выполняемых двигательных действий («Кто правильнее?», «Кто точнее?»). Можно использовать и эстафеты, содержащие выполнение разучиваемого действия в знакомых учащимся условиях.
В отличие от игрового метода в соревновательном заранее известные детям качественные или количественные показатели осуществления двигательных действий, выполнение которых подчинено закономерностям техники изучаемого двигательного действия. С целью реализации принципа сознательности и проверки правильности представления детей о технике упражнения можно дать возможность игрокам соревнующихся команд определять правильность выполнения упражнений, выявлять ошибки.
На данном этапе обучения оценивается способность детей выполнять двигательное действие в стандартных условиях. На этапе совершенствования двигательного действия, как известно, ставится уже задача довести его до степени навыка, т. е. добиться свободы его выполнения, целесообразной быстроты, вариативности и автоматизма. Проведенное нами исследование позволило сделать вывод об эффективности использования на данном этапе подвижных игр, содержащих выполнение совершенствуемого действия в сочетании с другими, где это действие служит составной частью более сложных движений. В таких играх способы выполнения двигательного действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание детей сосредоточено не на технике выполнения двигательного действия, а на его внешних условиях и цели, что содействует формированию у ребенка способности определять динамические, пространственные и временные параметры движения.
При совершенствовании двигательного навыка следует применять не простое многократное механическое повторение одного и того же упражнения, а такое повторение, при котором двигательное действие качественно видоизменяется в зависимости от требований игровой ситуации. Проблемные ситуации, возникающие в ходе игры и требующие срочного выбора построения двигательной деятельности, позволяют совершенствовать и психические функции ребенка: восприятие, внимание, переработку информации и др.
При помощи соревновательного метода мы стремились сформировать у детей способность применять двигательное умение в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения, что довольно часто встречается в различных жизненных ситуациях. Хорошие результаты принесло использование эстафет, содержащих выполнение: последовательно нескольких изученных двигательных действий; двух двигательных действий одновременно; сочетания двигательных действий, при котором одно из них вызывало затруднение выполнения другого. Например, при совершенствовании метания мяча в цель детям давалось задание добежать до места метания, выполнить метание, подобрать мяч и вернуться на место передачи эстафеты; при совершенствовании ловли и броска большого мяча во время передвижения по кругу выполнить бросок мяча вверх-вперед, поймать мяч и передать следующему участнику (круговая эстафета с мячом); при совершенствовании кувырка после выполнения его пройти, не потеряв равновесия, по гимнастической скамейке. Естественно, что применять такие эстафеты можно только после того, как дети хорошо овладеют всеми двигательными действиями.
Игровой и соревновательный методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом командных играх и соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Эффективность обоих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.
Источник
Статья на тему «Игровой и соревновательный методы»
Введение
В последние годы всё отчетливее наблюдаются тенденции к гуманизации и демократизации системы обучения. Перспективным направлением развития дидактики, обеспечивающим гуманизацию образования, явилось исследование вопроса соотношения обучения и развития учащихся, формирования их познавательной активности и самостоятельности, развитие у них творческого мышления, всё большей индивидуализации обучения, стимулирования познавательных интересов в процессе обучения.
Вопросы формирования творческой, всесторонне развитой личности приобретают особую актуальность в связи с необходимостью воспитания человека деятельного, готового к переменам. Игровая и соревновательная деятельность создает для что го все необходимые условия.
Широкое внедрение игрового метода в учебный процесс позволяет объединить в единое целое обучение, развитие и воспитание учащихся.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.
Соревновательный и игровой методы являются одними из самых массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.
Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования
1 Понятие методов обучения и их классификация
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos , что означает путь, способ продвижения к истине.
В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.
Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к д oc тиж e нию цели, то есть намеченному результату.
Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения
Метод обучения является основным инструментом педагога. Варьируя методами, он передает знания, формирует умения и навыки обучаемых, стремясь к всестороннему воздействию на их личное развитие. Владение методическим арсеналом является показателем мастерства педагога. К инструментам обучения также относятся понятия способов, приемов и средств.
К методам обучения предъявляются следующие ребования
Научная обоснованность (с точки зрения познания).
Соответствие поставленной задачи обучения.
Обеспечение воспитывающего характера обучения.
Соответствие методов всей системе принципов обучения.
Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.
Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.
Соответствие условиям занятий.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы к вносят разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
2 Значение соревновательно-игрового метода
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:
присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;
проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно- игрового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки как игры, так и соревнования.
Использование соревновательно- игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые облегчают освоение программного материала.
Соревновательно-игровой метод может использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т,е, применение таких соревновательно-игровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком по структуре и характеру нервно-мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.
Игровыми или сореновательными любые задания называются потому,что при помощи их создается та или иная соревновательно-игровая ситуация,при которой встречаются соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируется с оговоренными правилами. Цель заданий – совершенствование в соревновательно-игровой обстановке кк физических качеств, так и конкретных умений и навыков учащихся..
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания учащихся. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия.
Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процессе физических занятий безусловно способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию.
3 Виды подготовки
Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида спорта. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой , что сегодня имеет немаловажное значение. Учебный процесс по физическому воспитанию состоит из следующих видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой.
Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большое внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к тому или иному виду спорта.
Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.
Техническая подготовка в соревновательно-игровой деятельности подразумевает педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техникой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой или соревновательной обстановке.
Основная цель технической подготовки – это овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движения. Перед учащимися ставится задача: более глубоко познать технику движений, добиться их свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. Особенно важно при этом многократно повторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных, динамических характеристик. Для этого необходимо многократное повторение действия в целом. Успешно закрепленная в соревновательно-игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка спортсменов, тем успешнее они могут решать тактические задачи.
Тактическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности учащихся – это процесс формирования системы способов ведения игры или двигательных действий, умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно-игровых ситуациях. Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно-игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнерами.
Психологическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности решает задачи психического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся. Развитие физических и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (воспитание мотивов, побуждающих к систематическим занятиям, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям (игре), когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству в данном соревновании (игре) или серии соревнований (игр).
В соревновательно-игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:
методом упражнений по преодолению трудностей;
методом настраивающих упражнений (с целью настраивания обучающегося на необходимое психическое состояние);
методом идеомоторных упражнений, то есть мысленного продумывания действий позволяющего воспроизвести и конкретизировать будущую двигательную деятельность;
методом психорегулирующей тренировки, позволяющей с помощью упражнений уменьшить напряжение и настроить на предстоящее соревнование.
Рисунок 1 – Психологическая подготовка обучающихся
От обучающихся следует неуклонно добиваться качественного и своевременного выполнения заданий, формировать активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях, добиваться четкого выполнения установок в соревнованиях или игре и, кроме того, нацеливать занимающихся на работу по устранению своих недостатков в физической, технической и тактической подготовке, воспитывать в них уверенность в своих силах при осуществлении намеченных планов
Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно-игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
В любых коллективах очень важно проводить обсуждение соревнования или проведенной игры (разбор). Это рекомендуется делать после отдыха или в конце занятий, после того как спадет эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия и воспринять анализ, сделанный преподавателем. В разборе необходимо добиваться участия всех обучающихся. Высказывания должны носить деловой, доброжелательный характер. Раздражения или необоснованные упреки руководителя могут нанести травму обучающемуся и не будут способствовать развитию его волевых качеств.
4 Моделирование соревновательно-игровой деятельности
Применение идей кибернетики в педагогической области и, в частности, в физической подготовке основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно как управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся.
Сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно-игровой обстановке. Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между преподавателем и обучающимися (рис. 2).
Рисунок 2 – Обратная связь между обучающим и обучающимися
В учебном процессе соревновательно-игровые упражнения можно разделить на 4 взаимосвязанных этапа:
общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема;
разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях;
разучивание в усложненных условиях;
совершенствование приема в игре или соревновании.
Общее ознакомление с соревновательно-игровым действием, игрой . На данном этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением, показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приема в конкретном виде спорта. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие, прием.
Разучивание приемов соревновательно-игровой деятельности в упрощенных,специально созданных условиях . Здесь перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях. Наиболее сложные приемы разучиваются расчленено (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью. При соревновательно-игровом выполнении движений учащихся необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяется повторный показ, объяснение, выполнение техники приема расчленено, медленно и т.д.
Разучивание приема соревновательно-игровой деятельности в усложненных условиях. Для этого необходимо довести прием до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при активном противодействии спарринг-партнера.
Совершенствованием приема в игре или соревновании преподаватель (тренер) добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.
Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение преподаватель (тренер) может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.
Карточки задания (приложение № 1.2.3.4.5. для занимающихся настольным теннисом) также можно отнести к элементам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий учащихся в соревновательно-игровой обстановке. В них выступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладением определенными двигательными навыками.
Организация соревновательно-игровой деятельности на занятии
Все общепедагогические принципы (наглядность, систематичность и последовательность, постепенность индивидуализации, сознательность и активность , отражающие закономерности процесса обучении, применимы и к физическому воспитанию. Однако, отражая его специфику, эти принципы реализуются особыми средствами и способами.
Так, принцип наглядности вытекает из необходимости получения информации формирования ясного представления об изучаемом и совершенствуемом соревновательно- игровом материале с использованием четкого показа подвижной игры или упражнения, схем игровых карточек. Принцип наглядности необходимо реализовывать на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, учитывая при этом ведущий для данного занимающегося анализатор, так как у одних учащихся восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других- на слуховой. Знание этой специфики поможет педагогу (тренеру)индивидуализировать реализацию этого принципа при использовании соревновательно-игрового метода.
Принцип систематичности и последовательности в соревновательно-игровом методе предполагает установление системы обучения и совершенствования. Систематичность занятий достигается четким планированием учебного материала. В подвижной игре или соревновательном упражнении изучение нового материла должно опираться на ранее усвоенный, то есть на постепенное нарастание трудностей требований, что позволяет расширить и закрепить совершенствуемые двигательные навыки.
Принцип постепенности в соревновательно-игровой деятельности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, расширении технического и тактического материала. При увеличении объема и интенсивности нагрузок педагог (тренер) должен принимать во внимание возрастные особенности учащихся, правильно оценивать доступность выполняемых физических нагрузок, учитывать оздоровительный эффект и степень тренируемости.
В соревновательно-игровой деятельности принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей. Индивидуализация обучения возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями,, способностью переносить возрастные нагрузки.
Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение учащихся к учебно-тренировочному процессу, глубокое понимание ими поставленных задач ,а также средств и методов, которыми они решаются. Очень важно не только поставить перед учащимися цель на ближайшее время, но и не выпускать из виду перспективу роста и совершенствования каждого учащегося индивидуально.
Все вышеизложенные принципы соревновательно-игровой деятельности реализуются во взаимосвязи. Преподаватель (тренер) должен самостоятельно решать, когда и в каких ситуациях следует применять тот или иной принцип обучения.
Заключение
Для соревновательно-игровой деятельности характерно высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что является важным фактором развития координационных и других двигательных способностей.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенность используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
В настоящей работе было исследовано применение соревновательно-игрового метода при обучении настольному теннису, было разработано занятие «Играя соревнуемся, соревнуясь – играем» с применением данного метода.
Список литературы
Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе [Электронный ресурс] Режим доступа http://studbooks.net/652210/turizm/obschaya_harakteristika_igrovogo_metoda
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
Пегов, М. Олимпийские игры / М, Пегов. – М.: Фома, 2014. – 24 с.
Сущность соревновательно-игрового метода [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.profobrazovanie.org/t3283-topic
Трескин, А. В. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / А.В, Трескин, В.Л. Штейнбах. – М.: АСТ/Астрель, 2008. – 214 с.
Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. – М. : Физич. культура, 2006. – 224 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
Ямалетдинова, Г.А, Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 244 с.
Источник