Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:50, курсовая работа
Описание работы
Цель:
Изучить явление «сопротивление воспитанию».
Выявить причины сопротивления воспитанию.
Систематизировать материал по изученной теме.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление……………………4
Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной действительности
Явление «сопротивление воспитанию»………..………….………………8
Причины сопротивления воспитанию……………………………………12
Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию………..18
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Тезаурус………………………………………………….………………….31
Файлы: 1 файл
Содержание работы.doc
Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление……………………4
Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной действительности
- Явление «сопротивление воспитанию»………..………….………………8
- Причины сопротивления воспитанию……………………………………12
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию………..18
Введение
В данной курсовой работе описана тема «Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления», на данный момент очень актуальна, так как сегодня дети не хотят жить как жили их родители. Это связано глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране. Сопротивление воспитанию существовали всегда, но в настоящее время они резко обострились в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми, новый уклад семейной жизни и родственных отношений, усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость, утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации.
- Изучить явление «сопротивление воспитанию».
- Выявить причины сопротивления воспитанию.
- Систематизировать материал по изученной теме.
- Изучить историю вопроса.
- Изучить точку зрения ученых.
- Выявить причины
Объект: Процесс воспитания
Предмет: Явление «сопротивление воспитанию»
- Изучение литературы
- Анализ
- Наблюдение
Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование./ Приложение 1/
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества./Приложение 2/
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.
Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория
Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.
Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.
Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.
Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?
Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание»./22 стр. 24-26 /
Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации(в этом проявляется диалектика цели воспитания)./Приложение 3//6 стр. 17 /
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образовани я, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: « что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить… То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно точно определить нам цели своей воспитательной деятельности» (К.Д.Ушинский)./7 стр. 9 /
Таким образом, в целом процесс воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Источник
Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
Вот они, главные истины эти:
Нет, не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли,
(из размышлений учителя — воспитателя).
Во всяком человеке — Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда,
Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азоа неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию».Увы, до сих пор такого учебного предмета нет-
Мы решили взять на себя смелость осветить эту проблему хотя бы в первом приближении — на уровне современной науки о воспитании и с позиции осмысления сегодняшней практики воспитательного процесса. Разумеется, с поправкой на личное восприятие и видение проблемы.
Кому не знакомы «картинки из практики»:
. Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, жестикулирующих, толкающихся, хохочущих . «неслухов».
. На общем собрании класса решили: «Каждый уважающий себя москвич должен посетить эти знаменательные места» (далее — составленный вместе перечень). Условились о еженедельных субботних экскурсиях. В первую же субботу — никто не
пришел., И во вторую. И в седьмую. Почему? В дружеской беседе с классным руководителем: «потому что не обязательно», «ибез этого можно прожить», «не хочу, чтобы парами водили», «я хожу, куда хочу и с кем хочу, а по плану и с классом — не буду».
. В спортивно-трудовом лагере подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, начинался первый рабочий день. Директор лесхоза произнес пламенную речь о пользе их будущей деятельности для лесного хозяйства, о задачах и содержании работы. Начальник лагеря скомандовал: «Направо, на работу — шагом марш!» Вдруг из строя выходит «Витюшечка П.» («косая сажень в плечах») и командует: «Налево! По палаткам — шагом марш!» И все с возгласами «Ура!», с гиканьем и улюлюканьем разбрелись по палаткам.
. Учительница первого класса заметила: как только начинает объяснять что-то трудное, так Сережа К. закрывает уши руками и зажмуривает глаза. Спрашивает: «Почему?» — Отвечает: *Я понимаю не с первого раза, а со второго или с третьего, потому что мысль дорожку не сразу находит. Уж лучше вообще ничего не видеть и не слышать».
. Корреспондент юношеской радиопередачи берет интервью у двух подростков-бомжей в Московском Центре социальной адаптации по поводу того, как они дошли до жизни такой. Вот их ответы.
— Девочка 14-15 лет: «У меня есть родители и квартира, но я там не живу: там надо убираться, все делать, да еще в школу ходить заставляют, а я не хочу. Здесь какие проблемы? Вот когда я напиваюсь и лежу на парапете, свои же обижают — раздели вот, кофту сняли».
— Мальчик 13-14 лет: «Я из Питера. Дома не живу — с родителями конфликты: то не так, это не так. Надоело! Лучше на помойке помереть, чем так жить».
Разные явления, казалось бы — что общего здесь может быть? И тем не менее их объединяет одно — трудности в обучении и воспитании детей (это с позиции педагога). А с позиций ребенка, школьника, подростка. это и есть различные формы и вариации сопротивления воспитанию.
Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса — учителя? родители? сами воспитанники? Приведем здесь материалы, собранные молодым педагогом
Е. Генерозовой из подмосковной Икши (ответы ее коллег по школе):
— «Воспитание — это насилие над личностью (всегда!). Сопротивление воспитанию единственный отклик личности. Воспитывать необходимо так, чтобы воспитуемый не замечал этого, чтобы у него создалось впечатление, что то, чего хочет добиться воспитатель, это собственная идея ученика. Минимум насилия над учеником’ Создать условия, необходимые для того, чтобы у ученика возникла потребность делать то, чего хочет от него добиться воспитатель. Если не получается, то лучше не делать, чтобы не навредить» (Чернышева Л.А., 45 лет, учитель физики).
— «Нежелание быть таким, каким мы пытаемся его сделать. Это вполне естественное поведение, поскольку оценка той или иной ситуации у воспитателя и воспитуемого базируется на той системе взглядов, которая сформулировалась у них в силу разных внешних условий или в силу психологических особенностей каждого индивидуума. Поэтому воспитуемый не может понять и принять ту модель, которую навязывает воспитатель, В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе семейного воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение, в той ситуации, когда разрушаются моральные Ценности, созданные веками (Генерозова Т.П., 55 лет, заместитель директора школы по воспитательной работе).
А родители? Их возможный внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: в., — неблагодарный, не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик. Не знает и не желает знать, что почем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю. »[33]
Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово. Приведем примеры.
— «В меня как будто какой-то бес вселился: знаю, что не права, а делаю наоборот».
— «Когда меня мама «пилит», я про сбоя пою или считаю. Подумаешь, всего до 98 самое большое досчитываю — вытерпеть можно.»
— «Когда «Химоза» орет и доходит до белого каления, мне почему-то хочется улыбаться, смеяться и даже плясать от радости».
— Девятиклассница Б.Л. — классной руководительнице (успокаивающе): «Да Вы не расстраивайтесь, Л.И., моя мамаша ведь с «большим приветиком», а я уже давно это поняла и на нее не реагирую — пусть бесится».
— «Мы не любим классные часы за то, что Н.П. долго и нудно объясняет нам то, что всем уже давно и хорошо понятно. Лучше, когда их не бывает. »
Учеными (психологами, педагогами, психоневрологами) изучены и описаны в литературе явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса.[34] Назовем здесь некоторые из них с кратким раскрытием смысла и небольшими комментариями.
Инфантилизм— сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, вот они и скачут по школьным коридорам «молоденькими козликами»; кукарекают, плюются шариками из трубочек, хихикают не по делу, подтрунивают над одноклассниками. во время урока, резвясь в общественных местах и транспорте.
Близка к инфантилизму и такая форма психической защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения: грызет ногти, сосет палец, не может сосредоточиться более 5-10 минут, теребит что-то у себя или соседа по парте, убегает от препятствий, боится (уколов, темноты, опроса у доски. ).
Эффект «ореола» — восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация. В класс пришел новенький — «крутой и независимый, сразу обратил на себя внимание неординарными поступками, одарил всех импортными вещичками» — вот уже авторитет. Кукарекает и шкодит на уроках учителя, которого все
боятся — вот все смеются и. уважают. Или как в известной рекламе: «Ну и что же, что дневник весь в «двойках», зато кроссовки из «Торгограда».
Эффект «Мы» и «Они» — бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой. Весьма распространен в школе: между учащимися и учителями, между различными группировками в классе, между неунывающими «середнячками» и «ботанами», повзрослевшими девочками и недотепами-«си ними чулками», между школьными и уличными компаниями, между «любимчиками» и «нелюбимчиками» учителей.
Эффект «бытъ-как-все»(и его антипод сне быть-как-все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения с учителями и сверстниками, в престижности и непристижности быть хорошим учеником (готовить вовремя домашнее задание или списывать; поднимать руку на уроке, если знаешь ответ; осуждать ли товарища за проступок, если его осуждает учитель) и так далее. Нередко это все принимает форму вызывающе-демонстративную.
Конформность— подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность. На бессознательном уровне конформизм усиливается в стрессовых ситуациях, в момент «возникновения паники»: «все побежали — и я побежал», «все ломали — и я ломал», «все курят — и я».
Возможны и активные формы проявления. Например,«Психическая» атака, которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику. Вот и запугивают от-личников-«ботаников», слабых и убогих, «любимчиков». Вот и терроризируют неугодных, инакомыслящих и иначе действующих, дерутся «двор-на-двор», противостоять различные неформальные объединения и группировки.
И, наконец, так хорошо известные в школьной практике варианты сопротивления воспитанию, названные психологами и психиатрами как синдром посттравматического стресса— совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов:
1) возбудимость и раздражительность;
2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители;
3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события;
4) уход от реальности;
5) предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость. );
6) возможность перехода к замкнутому образу жизни.
Вариации подобного поведения хорошо знакомы школьным педагогам.
Видимо, сопротивление воспитанию— это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий — до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы — словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (то есть в основе их — система отношений к окружающему миру).
В психологии назван и описан один из вариантов сопротивления воспитанию. Дидактогения— возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние — страх, фрустрация — представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога. отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся,
Мы склонны рассматривать явление не только применительно к обучению (дидактике), но и более широко — ко всему воспитанию в широком смысле этого слова. Сопротивление воспитанию может выступать и как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания, и как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника, и как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми, как неприятие жизненной позиции окружающих людей (родителей, педагогов, ближайшего бытового окружения, сверстников, отдельных социальных групп, общества в целом), как реакция на неадекватные средства, методы и приемы воспитания, как протест против авторитарного давления на личность в жизни вообще и в воспитании в частности, как за-
щитная реакция на обиды, унижения, оскорбления. как способ самоутверждения, как средство самозащиты и самосохранения.
Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам-практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым, когда в группу объединяются «единомышленники» сопротивления отдельным воспитательным воздействиям, некоторым педагогам, школьной системе в целом и так далее. Возможно и фронтальноепротивостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому коллективу — тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения.
Как видим, сопротивление воспитанию многолико, вариантов его проявления — масса, а объяснение этого одно — многообразие причин, лежащих в ого основе. Каковы же они?
Если смотреть на причины возникновения сопротивлению воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условийдля полноценного развития личности ребенка, подростка. Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разного уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою, собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:
* глобальные, мировые причины;
* социальные (экономические, политическое, культурологические..; современные реалии детства);
* психо-физиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии);
* педагогические (как условие воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).
К примеру, что касается последней группы причин, особо интересующей нас, наиболее распространенными негативными факторами воспитания являются:
* неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и про-тийонравность семейной экономики;
* бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей;
* авторитарном, либо «либерализм», безнаказанность и всепрощение;
* безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;
* отсутствие нормального психологического климата в семье;
* фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);
* безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).
Говоря о возникновении сопротивления воспитанию, попробуем расставить некоторые акценты, вычленить нюансы воздействия этих, в общем-то до банальности известных причин.
Нередко дети сопротивляются воспитанию, когда цель воспитателя не совпадает с целью воспитанника. У Р. Тагора есть стихотворение, с идеей которого легко сопоставляется несостоявшаяся личность взрослеющего человека, потенциально открытого для прекрасного будущего:
Отчего погас светильник?
Я заслонил его своим плащом,
чтобы спасти иго от ветра,
вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
с мучительной любовью;
вот отчего завял цветок.
Отчего высох ручей?
Я запрудил его плотиной,
чтобы воспользоваться им для себя;
вот отчего высох ручей.
Отчего лопнула струна у арфы?
Я пытался исторгнуть из нее звук,
который ей был не по силам;
вот отчего лопнула струна арфы.
Школьному педагогу, принимающему эстафету развития и воспитания ребенка, необходимо вдумчиво оценить и понять всю историю и логику предыдущего развития, чтобы вести ее дальше. Оценить нестандартно, нетрафаретно, творчески. Это прекрасно описано у В. Леви: «Детство — время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим. Ежедневная необходимость сопротивляться. Сдаваться, притворяться сдающимся.
Имейте в виду; своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться. »[35].
«Плачевнее всего обстоят дела как раз там, где детьми «занимаются» и где вместо живого общения появляются «системы», «концепции», сформирование» и тому подобные чудовища.
Легион детоцентричных мам, пап, бабушек и иже с ними: «. разве не в детях, в конце концов, наше счастье и смысл нашей жизни. «
Легион эгоцентричных детей: «А вот и не надо. Не надо делать из нас смысл вашей жизни, это мешает нам искать смысл нашей. Не надо делать из нас свое счастье — это невыносимо, счастье прямой наводкой.»[36]
Объяснимы симптомы сопротивления, выраженные в сочинениях детей на тему «Если бы я был взрослым»: . «я бы везде и всюду ходил только в кедах; после супа выпивал бы два компота и ходил по улицам, пятясь назад»; «сидя на стуле, болтал бы ногами и не вытирал их о коврик перед дверью»; «я гладил бы каждую кошку и очень громко свистел, чтобы все вздрагивали и оборачивались».
Другая сторона «медали» — навешивание «ярлыков», раздача оценок, «диагностические штампы», типа; «Горюшко ты мое, наказание», «Девочка, а какой сорванец!», «Ну что ты, девчонка что ли, нюни распустил?», «Ну ты и врун! Прекрати выдумывать!», «Как я сказал(а), так и будет! Не спорь со старшими!», «Другие дети, как дети, а ты. »
В совокупности с нарушенной техникой и логикой наказаний и поощрений это приводит к развитию критических ситуаций, в которых оказывается ребенок в школьном возрасте. Интересна и полезна для школьного педагога классификация таких ситуаций, данная Г.П. Малаховым[37]: в зависимости от степени напряжения воли и интеллектуальной работы, необходимой для их преодоления, критические ситуации подразделяются на четыре вида:
1) Стресс (англ. «напряжение») — общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением контроля, приспособления к окружающему.
2) Фрустрация (лат. «обман, тщеславное ожидание, расстройство») — состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивации достичь цели и преграды, препятствующей этому достижению; физические (ограничение свободы), биологические (болезнь), психологические (страх,, застенчивость, нехватка знаний и умений), моральные (нормы, правила поведения, запреты). Следствие — от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды,
3) Конфликт (лат. «столкновение») — ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание человека (школьника) дезорганизуется.
4) Кризис (греч. «решение, поворотный пункт») — состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами (тяжелая болезнь, переход в другие условия существования, изменение внешности, кризисные явления возраста и тому подобное. ).
Все четыре вида критических ситуаций в той или иной степени характеризуют явление сопротивления воспитанию и вынуждают школьного педагога выстраивать своюлогику воспитательного процесса. Но об этом -позже. Здесь же необходимо сказать о последствиях сопротивления воспитанию, с которыми нередко встречается школьный педагог в практике воспитания. Мы выделим их четыре основные группы.
1) Усугубление нервно-психических заболеваний, для которых недостатки воспитания и описанные выше критические состояния являются психогенными факторами: эпилепсия, шизофрения, различные неврозы и неврастения (страха, навязчивых состояний, навязчивых движений, онанизм, ночное недержание мочи, логофобия, мутизм, сурдомутизм, заикание и др.), психогенные шоковые реакции, различные психопатии (тормозимая, шизоидная, возбудимая и так далее), минимальная мозговая дисфункция и другие. Мы не станем здесь описывать их, ибо это дело медиков-специалистов, да и пособие наше — педагогическое.Отошлем читателя к специальной литературе.[38]
2) Особые психические состояния: аутизм (чрезмерная самоуглубленность, отчуждение), стрессовое состояние (общее возбуждение, напряжение), апатия (потеря интереса, безразличие к окружающему), навязчивые психические состояния (тягостные мысли, страхи, тяжелые воспоминания. ), различного рода страхи (тревожность, боязнь), аффилиация (актуализация потребности в эмпатии, общении, дружбе, сотрудничестве), эйфория (беспечное, радостное, блаженное состояние, не соответствующее положению человека), депрессия (подавленность, состояние безысходности, общая пассивность), циклотомия (периодическая смена возбуждения и депрессии), аффект (бурное, трудносдер-живаемое эмоциональное состояние при неспособности найти выход из создавшейся ситуации), барьер смысловой (затруднительное взаимопонимание между людьми, вызванное различным пониманием и оценкой одних и тех же явлений), одиночество (состояние оторванности, изоляции от других людей; напряженность, скука, опустошенность. от недостатка общения и другие состояния.
3) Формирование в личности школьника специфических качеств личности: лживость, невротизм, упрямство, негативизм, впечатлительность, агрессивность, эгоцентризм, пессимистичность, бесхарактерность, индифферентность; дереализация, бо-
лезненная и чрезмерная застенчивость, гипомания, демагогичность[39] и другие.
С точки зрения психологов и детских психиатров чаще всего эти качества сращиваются, переплетаются, влияют на состояние личности в целом, воплощаясь в особом типе личности, который получил название акцентуированная личность. Этот тип личности имеет характерологические отклонения от нормы, выраженные в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Основные типы их таковы: астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность. ), циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения), гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимой до конца), лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации), сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность), психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям. ), шизоидный (эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления. ), эпилептондный (склонность, к элобнотоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликт ости), застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я». ), истероидный (демонстративный — притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление -убеждать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих), дистимный (подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни), неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, поискам новых впечатлений, компании, контактов. ), конформный (подверженность групповому влиянию. ).
4) И, наконец, сопротивление воспитанию характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника-подростка и старшеклассника, которые требуют особых условий
воспитания, а нередко и перевоспитания (как в условиях школы, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа). В повседневной практике воспитания педагоги и родители встречаются с конкретными проявлениямисопротивления воспитанию. Назовем их здесь с краткой характеристикой.
Общение физическое (fatuus — глупый) — бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями;
психическими состояниями, эмоциональными переживаниями. Не случайно в числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «бездельничать», входить по улице», «рассматривать витрины магазинов и ларьков», «сидеть в беседке», «балдеть», «ловить кайфе, «тусоваться»,-.
Деморализация — моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.
Комплекс неполноценности — синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результат его — деформация естественного развития личности.
Девиантное поведение — повеление с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» — кражи, безобидные столкновения и драки — нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и так далее).
Дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
Отчуждение — система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание. ) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям — от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я». Следствием этого является, как правило, постепенный уход из-под влияния воспитателей.
Нередко отчуждение сопровождается приобщением к употреблению алкоголя и никотина, наркотиков к токсичных веществ.
Мы провели анонимный опрос старшеклассников и получили неутешительные, беспокоящие результаты:
— каждый десятый уже пробовал наркотики или токсичные вещества;
— каждый восьмой высказал мнение, что если ему предложат, то он обязательно попробует.
Таковы, в основном, последствия сопротивления воспитанию, его основные проявления. Разумеется, школьного педагога-практика волнует вопрос о том, как с ними справляться в воспитательном процессе, как сделать воспитание не только эффективным, но и приятным и радостным — ч для педагога и для учащихся. На наш взгляд есть два пути для этого: 1) целенаправленное, специальное воздействие педагогов с целью преодоления сопротивления воспитанию; 2) включение школьников, сопротивляющихся воспитанию, в процесс самопознания и самовоспитания, целью которого является самоактуализация личности.
Остановимся на некоторых основах деятельности школьного педагога, — идеях, реализация которых позволит успешно преодолевать сопротивление воспитанию.
Первая. Полная уверенность в том, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В.Г. Белинский) и «Порою из дурных качеств складываются великие таланты. (Ларошфуко). В это всегда верят педагоги, преуспевающие в воспитании детей. А.И. Гаврилина: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? — Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово «воспитание» вызывает отрицательные реакции». Залогом успешности такого полхода является подмеченная еще П.П. Блонским потребность «непопулярных подростков», «трудных школьников»: «Можно без преувеличения сказать, что на лбу всякого неуравновешенного написано: «Ищу воспитателя». Они очень легко поддаются воспитанию, даже, к сожалению, слишком легко. И они очень любят быть воспитываемыми»[40].
Вторая. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять таким, каков он есть -> понять, хорошо изучив причины, природу возникновения негативных явлений, прояв-
ления -> найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход). В логике мысли И.В. Гете:
«Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными- вы поднимите их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».
Третья. Широко использовать в воспитании метод сублимации — переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социальноценные. В практике воспитания — это моральное стимулирование (через чувства симпатии, выражение любви. ) разнообразных видов деятельности, Это включение в деятельность по канонам истины, добра, красоты — ибо они способны творить чудеса.
Источник