Соответствует определенному уровню развития способов получения знания

Соответствует определенному уровню развития способов получения знания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
. характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характер Независимость от познающего субъекта и его сознания

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Источник

Соответствует определенному уровню развития способов получения знания

Задание 5. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) объективный характер

Б) отражение свойств познаваемого объекта

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) неполное, изменяемое знание о предмете

Д) проверяемость знания

1) только относительная истина

2) и абсолютная, и относительная истина.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина

Относительная истина

Исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке или обществе.
Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты

Неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания.
Знания, зависящие от определенных условий, времени и места их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

А) объективный характер — и абсолютная, и относительная истина.

Б) отражение свойств познаваемого объекта — и абсолютная, и относительная истина.

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки — только отсносительная.

Г) неполное, изменяемое знание о предмете — только относительная.

Д) проверяемость знания — и абсолютная, и относительная истина.

Источник

Истина и ее критерии

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • польза полученных знаний для практики.

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Источник

Модуль по обществознанию на тему «Понятие истины, ее критерии».

Понятие истины, ее критерии.

Целью познания является истинное знание (истина).

Истина это знание, которое соответствует свойствам познаваемого предмета.

1. истина объективна : ее содержание соответствует действительности, а потому истина не зависит от познающего субъекта (например, Земля облает силой притяжения – это истинна, она не зависела от Ньютона).

2. истина всегда конкретна : связана с условиями места, времени, которые необходимо учитывать в процессе познания (например, суждение о том, сколько времени в настоящий момент, верно, только для определенного часового пояса, а в других часовых поясах в данный момент будет другое значение времени: больше/меньше на 1, 2, 3 часа).

Читайте также:  Лучший способ распечатки сотов

3. истина это процесс постижения объекта.

4. Истина может соответствовать предмету с разной степенью точности и полноты. Это зависит от уровня развития общества, текущего уровня знаний, накопленных обществом. Поэтому приходится говорить об относительности истины .

Задания на закрепление Свойств истины:

Ответ:

Потому различают виды истины :

неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. ( например, в 19 веке туберкулез это заболевание легких, которое было признано смертельной, в силу не развитости медицины, сейчас развитие медицины изменила это знание ).

О кончательное, абсолютно точное полное и исчерпывающее знание, которое не может измениться с течением времени ( например, туберкулез – заболевание легких, которое поддается лечению ).

Заблуждение неверная информация, ошибочно принимают за истину (например, Земля плоская).

Задание на закрепление вопроса Виды истины.

Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения/лжи.

авторитетность источника знания (например, Библия это авторитетный источник знаний?);

соответствие законам логики (например, если понизить температуру, вода закипит);

соответствие ранее открытым законам или иной науки (например, человека создал Бог);

простота, ясность мысли (например, каждое действие имеет противодействие);

практика – система обоснований и доказательств (например, знание – вода закипает при 100 градусах С – подтверждается практикой).

Практика – источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества. Человек познает , что бы использовать результаты познания в своей практической деятельности ( например, нацистские доктора смерти тестировали вакцину на живых людях, планировали в дальнейшем ее использовать для лечения ).

Практика – основа познания. Практика дает объекты познания, методы, оборудование.

Практика – критерий истины. Пока положение не будет подтверждено практикой, оно останется гипотезой (предположением) (например, гипотеза о том, что земля имеет форму шара, была подтверждена на практике Ф. Магелланом).

Задания на закрепление вопроса Критерии истины:

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1003 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Документ представляет собой конспект темы 1.4 — «Понятие истины, ее критерии» из кодификатора ЕГЭ по обществознанию. Тема включает три блока: 1) понятие истины и ее свойства; 2) виды истины; 3) критерии истины. К каждому блоку подобраны задания разного уровня сложности (базового, повышенного и высокого уровня сложности) из контрольно измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Данный материал может использоваться как для изучения темы на уроке, так и для самостоятельного изучения и самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Номер материала: ДБ-825348

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Соответствует определенному уровню развития способов получения знания

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

В правильном ответе должны быть указаны:

1. Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений.

2. Могут приведены следующие примеры:

— заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче.

— относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции.

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла.

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Главное отличие истины абсолютной от относительной заключается в том, что относительная истина это знание неполное, абсолютная ,- это знание полное и исчерпывающее.

Читайте также:  Что такое способ производства примеры

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;

− одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) смысл понятия: истина — знание соответствующее объекту познания.

2) два предложения, например:

— абсолютная истина раз и навсегда установлена и не может быть опровергнута или уточнена со временем.

— и абсолютная и относительная истины объективны, то есть не зависят от воли и чувств познающего субъекта.

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина — результат познавательной деятельности ученого, художнику и поэту ее достичь невозможно.

Б. Относительная истина представляет собой знание достоверное, но неполное, ограниченное познавательными возможностями человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Истина — верное отражение объективной действительности в сознании человека.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Почему же А неверно? Ведь одним из главных признаков истины является объективность. А результат деятельности художника, поэта всегда субъективен.

К примеру, представьте себе, что человек приходит в магазин и видит на полке магазина хлеб. А теперь представьте, что этот человек — поэт. Думаете, он не сможет постичь эту истину?

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительная истина может измениться с течением времени.

Б. Истина содержит достоверную информацию об объекте.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. ИСТИНА, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.Соответственно. оба суждения верны.

Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что

1) она объективна, не зависит от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов

2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты

3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров

4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть

Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которой обуславливает способы получения этого знания.

Абсолютная истина — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены.

Следовательно, правильный ответ указан под номером 4

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Абсолютная истина — исчерпывающее знание о предмете или процессе, которое никогда не может быть пересмотрено, опровергнуто.

Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания.

Правильный ответ указан под номером 2.

Относительная истина отличается от заблуждения тем, что она

1) может быть получена эмпирическим путем

2) не противоречит предыдущим знаниям о познаваемом объекте

3) представляет собой достоверное знание об объекте

4) совпадает с моральными нормами, устоявшимися в обществе

Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества.

Заблуждение — ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.

Правильный ответ указан под номером 3.

Уважаемые создатели,прошу обратить ваше внимание на то,что в варианте ответа присутствует словосочетание ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ.В свою очередь ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ-это бесспорное,точное знание об объекте,в котором заключается прочно обоснованное знание.Следовательно это,по-вашему мнению,относительная истина.Но в пояснении относительная истина-неполное,неточное знание.Получается своеобразное противопоставление,противоречие.

разве не абсолютная истина — пред­став­ля­ет собой до­сто­вер­ное зна­ние об объ­ек­те?

Любая истина, и абсолютная и относительная, представляет собой в отличие от заблуждения достоверное знание об объекте.Просто относительная истина может со временем измениться.

Здравствуйте, абсолютная истина представляет собой достоверное знание объекте, а относительная совпадает с моральными нормами, устоявшимися в обществе. Или ошибаюсь? Спасибо.

Да, вы ошибаетесь.

От­но­си­тель­ная ис­ти­на — не­пол­ное, не­точ­ное зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее опре­де­лен­но­му уров­ню раз­ви­тия об­ще­ства.

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является представление.

1) Восприятие является формой рационального познания — нет, неверно, чувственного.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем — нет, неверно, относительная истина может быть опровергнута, данное суждение подходит только к абсолютной истине.

3) Одним из критериев истины выступает практика — да, верно, является наиболее универсальным критерием истины.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию — нет, неверно, может вести.

Читайте также:  Как сделать аладушкин легким способом

5) Одной из форм чувственного познания является представление — да, верно, наряду с ощущением и восприятием.

Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) содержит объективное знание о предмете

2) всегда опирается на здравый смысл

3) может быть со временем опровергнута

4) является результатом чувственного и рационального познания

Относительная истина — &nbspэто знание, соответствующее объективной реальности в определенное время и при определенных условиях. Она изменяется со временем, например, гео- и гелиоцентрическая теории.

Правильный ответ указан под номером 3.

Относительную истину отличает то, что она

1) имеет определённые ограничения

2) не подтверждена эмпирически

3) не была теоретически обоснована

4) получена ненаучным путем

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Правильный ответ указан под номером 1.

не подтверждена эмпирически — это как?

Не подтверждена эмпирически=не подтверждена опытом.

Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью.

1) Рациональное познание присуще только человеку — да, верно.

2) Одной из форм рационального познания является представление — нет, неверно, это чувственное.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине — нет, неверно.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие — да, верно.

3 — пункт полностью нарушает логику выполнения заданий на выбор. Потому что , порешав много тестов (у Лазебниковой много ошибок , можете посмотреть 2018 года 40 вариантов), я понял , что ключевыми моментом играют «всегда , только , никогда «. Сам Валентин Иванович давно в комментариях обращал внимание на слово » всегда , только » , но в этом случае как раз так и отсутствует слово «всегда» . Так почему неверно ? Там же не написано , что «рациональное познание ВСЕГДА полное и исчерпывающее знание о предмете «. А значит рациональное познание и может давать полное знание , никто этого не отменял.

Если бы было слово может, тогда бы было верное.

Используя обществоведческие знания, объясните, чем опасно для политической системы общества использование избирательных споров в качестве политтехнологии (дайте три объяснения).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.

Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.

Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов.

Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.

Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.

Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.

Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.

Источник

Оцените статью
Разные способы