Соответствие способа изучения психологического явления исследовательской задаче это валидность

Валидность исследования

Валидность исследования – это соответствие экспериментальной базы, выбранной автором работы, общепринятым стандартам, позволяющим добиться безупречного результата в поиске решения поставленной проблемы. Соответствие результатов экспериментов поставленной цели исследования определяется степенью валидности.

Что характеризует валидность показателя в исследовании

При проведении исследований важно добиться результата, максимально соответствующего безупречному эксперименту. Если полученный итог практической работы вплотную приближен к соответствию с установленными научными стандартами, он имеет высокие показатели валидности.

Существует две категории валидности – это внутренняя и внешняя.

Внутренняя валидность является показателем, отражающим достоверность выводов, полученных после проведения ряда реальных экспериментальных исследований в сравнении с результатами «идеальных» экспериментов, применимых для той же научной отрасли. Является основным требованием, выдвигаемым к результатам экспериментов.

Внешняя валидность – это достоверность полученных результатов исследования по сравнению с итогами экспериментов, направленных на полное соответствие «безупречному» результату. Увеличить внешнюю валидность поможет введение дополнительных переменных с достижением экспериментального уровня, соответствующего реальному уровню аналогичных переменных в изучаемой научной отрасли.

Эксперимент, не обладающий характеристиками внешней валидности, является неверным, но в некоторых ситуациях может использоваться для проверки иных гипотез для научных отраслей, смежных с исследуемой областью знаний.

Угрозы для внутренней, внешней валидности

Основные факторы, влияющие на показатели внутренней валидности:

  • фоновые события, препятствующие проведению экспериментов;
  • естественные временные изменения, присущие объекту/предмету исследования;
  • неправильно подобранная методология исследования;
  • нестабильные результаты из-за высокого уровня погрешности выбранного инструментария;
  • взаимодействие нескольких факторов, непосредственно влияющих на внутреннюю валидность;
  • субъективные предубеждения экспериментатора (нежелание принимать во внимание детали, неправильный учет полученных результатов, неточность/невнимательность и т.д.).

Какие угрозы снижают уровень внешней валидности?

  1. Взаимодействие некачественного отбора материалов исследования и подбора методологической базы к ним.
  2. Реактивный эффект, как изменение восприимчивости предмета исследования после проведения предварительного тестирования.
  3. Взаимная интерференция, возникающая после одновременного воздействия несколькими методами исследования на один объект.

Валидность и надежность экспериментальных методов

Надежность экспериментальных методов, проведенных автором, подтверждает истинность полученных результатов. Валидность отображает степень соответствия итогов исследования к изучаемому явлению выбранной научной отрасли.

Любое валидное исследование по умолчанию является надежным, но надежное исследование не всегда является валидным.

Надежность, как устойчивая составляющая достоверного эксперимента

Надежность (воспроизводимость, устойчивость результатов эксперимента) – это возможность воспроизведения полученных результатов исследования в аналогичных реальных условиях при корреляции начальных/конечных измерений.

От чего зависит надежность проводимых экспериментов?

  1. Минимальная погрешность подобранного инструментария.
  2. Отсутствие неконтролируемой вариативности выбранной методологии исследования.
  3. Объективность исследователя.

Основная характеристика надежности – это получение одинаковых результатов при многократном проведении аналогичных экспериментов. Если все условия соблюдены правильно, методология исследования вызывает доверие.

Принципы взаимодействия валидности и надежности при выборе методов исследования

Принципы взаимодействия надежности с валидностью основываются на трех основных методах установки надежности выбранной методологической базы.

  1. Метод повторяющегося эксперимента. Суть метода – это неоднократное проведение тех же самых экспериментов одинаковыми приборами и сопоставление итоговых результатов исследования в отношении рассматриваемого объекта/явления/события.
  2. Метод альтернативной формы. Может выполняться в двух интерпретациях: один эксперимент применяется к нескольким группам объектов, комбинация экспериментов применяется к одному явлению.
  3. Метод подвыборки. Для проведения комплексного исследования, один или несколько объектов группируются в отдельные выборки с аналогичными свойствами, характеристиками.

Валидность в психологических исследованиях

Причинно-следственная связь, предшествующая эффекту от эксперимента по времени, позволяет объективно обобщить полученные выводы и принудить экспериментатора на дополнительную проработку методологической базы.

Если у экспериментатора нет альтернативных объяснений появления определенных результатов исследования, это свидетельствует о внутренней валидности проведенного эксперимента. В ряде случаев, это утверждение применимо к выявлению внешней или конструктивной валидности.

Статистическая связанность причинно-следственной связи с полученным эффектом от тестирования испытуемых, проявляющаяся при многократном повторе выбранной методологии исследования, говорит о корректности используемых методов и подтверждает наличие валидности статистического вывода.

Валидность в психологических исследованиях повышается тремя основными способами:

  • предварительное планирование методологической базы;
  • выбор схемы дальнейшей работы над отсортированными объектами по категориям;
  • проведение экспериментов над контрольной группой испытуемых.
Читайте также:  Решить систему уравнений способом сложения 8х 17у 4 8х 15у 4

Источник

Валидность в психологии. Что это, определение, виды, примеры

Валидностью в психологии называется соответствием используемой методики тому психическому явлению, которое изучается. Иными словами, это характеристика эффективности методики. Любой психологический тест должен сначала пройти экспертизу валидности и надежности.

Что такое валидность в психологии

Валидность – важная характеристика психологических тестов и методик. Она должна проверяться экспериментаторами наравне с надежностью методики. Критерий валидности чаще всего используется в психодиагностике. В нем раскрывается проблема соответствия полученных в ходе исследования данных «идеальным». То есть тем, которые не искажены какими-либо внутренними или внешними факторами.

В психологии ярко выражена проблема субъективности. Какими бы точными, по мнению экспериментатора, не были полученные данные – они искажены. Для проверки уровня достоверности полученного знания используется критерий валидности. Валидность не используется в точных науках: физике, химии, математике.

Это уникальный критерий психологии, позволяющий сгладить трудности получения объективных знаний. Первой причиной появления этого инструмента служит проблема точного определения изучаемой характеристики или свойства. Так, исследуя тревожность, невозможно однозначно установить диагностируемое явление. Тревожность – это и страх, и беспокойство, и волнение.

Второй причиной является субъективность исследуемого параметра психодиагностической методикой. Разработчик вкладывает в формулировки собственное значение и смысл, но это не значит, что испытуемый думает по такому же шаблону. Интерпретации одних и тех же вопросов или утверждений могут сильно отличаться.

В точных науках нет проблемы определения исследуемого объекта. Трудность составляют способы изучения. Например, ученый-физик, исследующий параметры железного шара, точно видит и осязает его. Он поставил себе цель: изучить радиус шара. Параметр объективен и находится с помощью измерения и формул.

Что такое валидность методики

Методика, в отличие от метода – это набор определенных действий специалиста, направленных на соответствующий результат. Метод исследования может включать в себя несколько методик. Например, метод анкетирования по классификации Б. Г. Ананьева может осуществляться с помощью разных тест-опросников.

Валидность в психологии — это соответствие целостности психодиагностической методики и отдельных её частей исследуемой психической характеристике.

ПДМ может включать несколько шкал. Например, тест-опросник, определяющий уровень невротизации-психопатизации, состоит из следующих шкал: психопатизация, невротизация и шкала «лжи». Третья измерительная шкала используется для проверки искренности испытуемого. Самая распространенная причина лжи – мотивация одобрения. Этот фактор сильно искажает статистические и индивидуальные данные.

Валидная ПДМ – это методика, диагностирующая только заданный экспериментатором узкий спектр характеристик. Она пользуется большим доверием специалистов и применяется в научных исследованиях. Чем выше коэффициент валидности, тем достовернее полученные в ходе эксперимента данные.

Что такое валидность теста

Психологический тест – разновидность психодиагностических методик. Тест пользуется наибольшей популярностью среди экспериментаторов из-за простоты применения. В комплектацию исследователя входит стимульный материал, бланки ответов и инструкции.

Тест-опросники могут исследовать такие психические характеристики испытуемого, как стрессоустойчивость, интеллект, мотивация и толерантность. Вопросы формулируются с учетом специфики целевых выборок и цели исследования.

Они могут быть закрытыми – испытуемому предлагается выбрать одно из утверждений; открытыми – испытуемый должен сам ответить на вопрос или прокомментировать утверждение; косвенными – являющимися общеизвестными фактами или мнением; прямыми – которые непосредственно оппонируют мнению индивида.

Валидность теста обеспечивает достоверность полученных с его помощью данных о психических явлениях. Без экспериментально доказанной высокой валидности тест нельзя считать эффективным. Если выполнение отдельного задания или самого теста фиксирует измеряемое психическое явление, то валидность принимает высокие значение.

Это значит, что тест валиден и надежен, так как исключены воздействия на испытуемого. Валидность теста можно подтвердить, не обладая глубочайшими познаниями в психологии.

Например, студенты 1 курса могут проверить тест с помощью испытуемых. Экспертам предлагается оценить понятность формулировок вопросов или утверждений, исходя из личного жизненного опыта. На основе полученных данных можно говорить о валидности опросника.

Психометрические свойства методик психодиагностики

Психометрической основой любой методики являются шкалы. Понятие «шкала» трактуется в широком и узком значении: в первом случае шкала – это конкретная методика, во втором случае – это измерительная шкала, фиксирующая исследуемые признаки. Каждому элементу методики соответствует определенный балл или индекс, который формирует выраженность того или иного психического явления.

Измерительные шкалы разделяют на:

  • Метрические: интервальные, шкалы отношений.
  • Неметрические: номинативные, порядковые.
Название шкалы Пояснение, примеры
Номинативная (шкала наименований) На основе общего свойства или символа относит наблюдаемое явление к соответствующему классу.

Шкала наименований самая распространенная в исследовательских психодиагностических методиках.

Эта шкала используется, например, в тест-опросниках. Отрицание или утверждение испытуемого сравнивается с ответами в ключе. Также номинативная шкала может предполагать выбор одного или нескольких признаков из предложенных.

Порядковая Разделяет сумму признаков на элементы, исходя из принципа «больше – меньше». Таким образом, она расставляет результаты в порядке возрастания или убывания.

Порядковая шкала используется в тесте цветового выбора. Испытуемому предлагается выбрать один из квадратов на белом фоне, после чего выбранная фигура откладывается в сторону, и процедура повторяется. Результат: расставленные по степени привлекательности для испытуемого цвета. Каждой фигуре присваивается свой порядковый номер.

Интервальная Элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе распределения признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака.

Интервальные шкалы часто используются при стандартизации первичных тестовых показателей.

Отношений Упорядочивает элементы по числовому значению, соблюдая между ними пропорциональность. Объекты разделены согласно измеряемому свойству. Числа, которые приравниваются к классам объектов, пропорциональны степени выраженности исследуемых свойств.

Используется, например, при определении порогов чувствительности анализаторов. Часто применяется в психофизике.

После определения используемой шкалы для формирования теста, нужно определить коэффициент психометрических свойств методики.

К ним относятся:

  • Репрезентативность.
  • Стандартность.
  • Надежность.
  • Валидность.

Репрезентативность – это свойство, которое распространяется на выборку испытуемых. Оно может характеризовать как популяцию, так и генеральную совокупность. Репрезентативность имеет два параметра: качественный и количественный. Качественный параметр характеризует выбор испытуемых и способы построения выборки.

Количественный параметр – это объем выборки, выраженный в числах.

В психологических исследованиях это свойство определяет, насколько возможно обобщение результатов. Например, изучаются отношения мужчин и женщин. Если взять испытуемых разного возраста (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров), то репрезентативность такой выборки будет низкой.

Однако, если испытуемые будут примерно одного возраста и сферы деятельности (только школьники, студенты, взрослые, пенсионеры обоих полов), то репрезентативность будет высокой. В психодиагностике репрезентативность используется для того, чтобы обозначить возможность применения методики на всю генеральную совокупность.

Стандартность – это упрощение методики, приведение частей ПДМ и процедуры применения к единым нормам. ПДМ должны быть универсальны и применимы разными специалистами в различных ситуациях. При отклонении структуры ПДМ от стандартов, её результаты будет невозможно сравнить с результатами других исследований. Нестандартизованные методики используются в основном для научных исследований.

С их помощью изучаются новые психические явления. Но такой методикой нельзя пользоваться в психодиагностических целях. Ещё один важный параметр ПДМ – надежность. Она характеризует точность, устойчивость и стабильность результатов, полученных с помощью конкретной методики.

Высокая надежность методики исключает действие посторонних факторов и существенно приближает эксперимент к «чистому». Критерий надежности и валидности – это разные понятия. Причем надежность трактуется шире, чем валидность: надежность > валидность.

Например, в выходной день человек получает возможность провести время либо на рыбалке, либо на охоте. Если он решает идти на охоту, но берёт с собой удочку, то его выбор не будет валиден. Однако, если человек пошел на охоту с ружьем, и оно дало осечку, значит, выбранный метод ненадежен.

Какие значения может принимать валидность, примеры

Валидность может принимать значение от -1 до 1. Высокий коэффициент валидности позволяет сделать вывод, что полученные результаты достоверны. Если же валидность равна 0, то данные содержат ошибки. Коэффициент, равный -1, означает недостоверность результатов. Чаще всего оценка будет противоположной, отрицательной.

Виды валидности

Существует много видов валидности.

Валидность в психологии делится на несколько видов.

Перечень:

  • Внутренняя валидность. Характеризует соответствие полученных результатов стимульному материалу психодиагностической методики. Она определяет, действительно ли реакции испытуемых обусловлены только заданиями и фиксируют изучаемые психические свойства.
  • Внешняя валидность. Высокая внешняя валидность определяет репрезентативность выборки. То есть соответствие методики выбранным категориям населения и условиям, в которых применяется.
  • Концептуальная валидность. Валидность в психологии – это логичность построенной экспериментатором теории. Определяется на этапе разработки концепции изучаемого психического свойства. В проверке концептуальной валидности участвует группа экспертов-психологов, которые контролируют создание концепции и методики.
  • Очевидная валидность. Высокая очевидная валидность означает применимость тестовых заданий целевой выборке. Так, если экспериментатор хочет исследовать определенные качества школьников, то и задания в методике должны быть сформулированы в расчете на уровень знаний среднестистического школьника. Помимо этого, очевидная валидность фиксирует понятность формулировок, исходя из социально-демографических характеристик, представлений и жизненного опыта испытуемых. Утверждения в опросниках бывают неоднозначны. Например, утверждение «я завожусь с пол-оборота» можно интерпретировать по-разному. Есть утверждения и вопросы, которые не соответствуют жизненному опыту испытуемых. Вопрос о какой-либо ситуации во время вождения автомобиля будет неизвестен людям, которые не умеют водить.
  • Конструктная валидность. Характеризует соответствие используемых формулировок методики фиксируемым явлениям. Высокая конструктная валидность означает, что выбранные для методики понятия (например, вопросы или утверждения в тесте) фиксируют те свойства, которые хочет исследовать экспериментатор.
  • Прогностическая валидность. Обозначает достоверность прогноза, сделанного на основе результатов исследования с помощью ПДМ. Этот вид валидности важен для профотбора и постановки диагноза в психиатрических клиниках. Высокая прогностическая валидность позволяет эксперту быть уверенным в назначенном курсе лечения или выборе кандидата на должность. Измеряет задатки и предпосылки испытуемого к тем или иным качествам, свойствам. Например, если сформулировать прогностическую валидность в виде вопроса, то он может прозвучать так: «Сможет ли Иванов стать квалифицированным эндокринологом?».
  • Текущая валидность. Фиксирует текущее положение дел. Определяет те свойства и качества, которые есть у испытуемого на данный момент. Если сформулировать текущую валидность в виде вопроса, как в примере выше, то он будет звучать так: «Иванов – квалифицированный эндокринолог?» Часто в тестах используется прогностическая валидность. Текущая используется как замена.
  • Конвергентная валидность. Определяет силу связи между частями одной ПДМ или методиками, фиксируемыми одно и то же свойства. Если конвергентная валидность двух методик высока, то, вероятно, они диагностируют общее качество. Сильная связь должна устанавливаться между утверждениями или вопросами в психодиагностической методике, которые относятся к одной шкале и фиксируют одну характеристику.
  • Содержательная валидность. Валидность в психологии – это соответствие тестовых заданий диагностируемому психическому качеству. Тест не должен содержать пункты, относящиеся к диагностике других свойств. Однако, он может включать в себя шкалы «лжи» для высокой достоверности результатов.
  • Дискрименантная валидность. Высокая дискрименантная валидность выявляет отсутствие связи между заданиями одной психодиагностической методики или разными ПДМ. Используется для проверки вопросов и утверждений, методик, которые должны изучать не связанные психические свойства.

Угрожающие факторы

Валидность в психологии – это свойство качественной методики, но могут возникнуть факторы, искажающие теоретически правильно построенную ПДМ. Побочные факторы сильнее проявляются в работе с плохо организованными стимулами или новыми, неясными ранее для испытуемого задачами.

Трудность составляет изучение неуравновешенных и неуверенных в себе индивидов. Главными угрозами высокой валидности являются особые характеристики тестируемого и ситуационные явления.

Достоверность результатов снижают:

  • ошибки испытуемого;
  • ошибки специалиста;
  • ошибки, вызванные условиями или неправильного проведения диагностики.

Если диагностика не предполагает обязательного нахождения специалиста в помещении, то его присутствие может исказить результаты исследования. Комментарии и интерпретация тестовых задания тоже снижают достоверность полученных данных.

Испытуемый, заинтересованный в намеренных погрешностях тестирования или представлении себя в выгодном свете перед руководством, искажает результаты диагностики. Не меньшую опасность представляет психофизиологическое состояние тестируемого. Например, индивид сильно голоден, утомлен или страдает от мигрени.

Посторонний шум, голос, возможность обсуждать тестовые задания с другими испытуемыми, снижают точность результатов. Это относится к ошибкам условий и процедуры диагностики.

Специфика и задачи психологического эксперимента

Эксперимент направлен на доказательство или опровержение гипотезы, всегда проводится в особых экспериментальных условиях, искусственно созданных исследователем. Специфика психологического эксперимента заключается в некоторой его субъективности. Психология сталкивается с проблемами субъективности в теории и на практике.

Все знания, полученные в ходе психологических исследований, в той или иной мере субъективны, искажены сознанием испытуемого и экспериментатора. Поэтому получить полностью достоверные знания – это крайне сложная задача. Эксперимент должен соответствовать цели, задачам, исключать внешние воздействия и искажения результатов исследователем.

Задача психологического эксперимента – сделать доступными для наблюдения исследуемые психологические явления, свойства, состояния испытуемого. Для этого используется построение условий, в которых окажется тестируемый. Эти условия должны раскрывать исследуемое психическое свойство и исключать проявление других.

Психологический эксперимент отличается зависимостью от условий и уровня развития исследуемых явлений, требует строгого контроля, постоянства процесса, изоляции ненужных аспектов психики от изучаемых.

Высокая валидность применяемой методики позволяет снизить погрешность полученных результатов. Это важный фактор в психологических исследованиях, поскольку недостоверные результаты не несут никакой практической пользы.

Видео о валидности в психологии

Психологические методики — валидность:

Источник

Читайте также:  Экструдированный пенополистирол способ крепления
Оцените статью
Разные способы