Соотнести способ передачи эстафеты с видом спорта
Игры с элементами эстафеты – увлекательные соревнования, которые применяются для развития малышей еще в дошкольных учебных заведениях. Спортивные игры эстафеты способствуют развитию скорости реакции, ловкости, подвижности, умению быстро принимать решения и чувству коллективизма. В учебных заведениях эстафеты проводят с какими-либо предметами или без них. Сложность и время эстафеты зависит от возраста участников и их физической подготовки. Существует множество различных игр такого типа как для дошкольников, так и для детей младших, средних и старших классов общеобразовательных учебных заведений. Ребятам, как правило, очень нравятся такие эстафеты, которые проходят всегда весело и эмоционально.
Правила проведения эстафеты
Начало эстафеты происходит по условленному сигналу, например, взмаху руки.
Команды, принимающие участие в игре, должны иметь хороший обзор всего маршрута эстафеты.
Количество игроков в каждой команде обязано быть одинаковым.
Маршрут игры должен быть спланирован заранее.
Эстафета в спорте
В этом случае эстафета представляет совокупность спортивных дисциплин. Участники по очереди проходят определенные этапы, передавая друг другу возможность перемещаться по маршруту. Правила эстафеты в легкой атлетике подразумевают передачу эстафетной палочки либо ленты, в лыжном спорте передача происходит путем касания рукой следующего спортсмена, в плавание эстафетапередается через касание бортика. Комбинированная эстафета в плавании предполагает то, что пловец будет преодолевать дистанцию, используя разные стили плавания. Это брасс, баттерфляй, плавание на спине и вольный стиль. В последнем случае стиль может быть абсолютно разным, кроме брасса, баттерфляя и плавания на спине. Эстафеты включены в программу олимпийских игр и являются зрелищным спортивным мероприятием, которое очень любят болельщики.
Итак, какие же эстафеты бывают в разных видах спорта?
Эстафеты в легкой атлетике входят в программу летних и зимних олимпийских игр. Это классические эстафеты (дистанции 4х100 м и 4х400 м) и так называемые шведские варианты 800х400х200х100 м и 400х300х200х100 м. Существует также дистанция с барьерами и марафонская дистанция для эстафет. При передаче палочки запрещается любая помощь от других участников, каждый спортсмен бежит только один этап. Участник, который передал эстафету, должен покинуть дорожку. Зона передачи палочки составляет 20 м. Состав команд и порядок проведения эстафеты должен быть озвучен не позже, чем за час до соревнований. Разрешена замена только двух спортсменов. Участник, которого заменили, не может вернуться в состав своей команды и должен покинуть игру.
Лыжный спорт: эстафета бывает двух видов. Для мужчин это 4х10 км, для женщин 4х5 км.
Биатлон. В этом спорте есть эстафета для мужчин 4х7,5 км, для женщин 4х6 км, а также смешанный вариант 2х6 км + 2х7,5 км.
В программе наиболее крупных соревнований в 50- и 25-метровом бассейнах включены три эстафеты. Это 4х100 м и 4х200 м вольным стилем и комбинированная 4х100 м среди женщин и мужчин.
Источник
Материал по физической культуре на тему «Эстафеты»
Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший командный дух и сотрудничество. Установите четкие знаки для начала эстафет – «к линии», «в ряд». Для конца – дуть в свисток, для тишины – поднять левую руку. Используйте язык жестов – мах рукой – для начала, все равно, что сказать «Пошли!» Для эстафет, где передается эстафетная палочка или другой предмет, используйте передачу из правой руки в правую руку, чтобы получить предмет или коснуться другого участника. Это обеспечивает пространство для бега для всех команд. Спланируйте маршрут эстафеты, чтобы у игроков было достаточно места, когда они быстро бегут назад. Не располагайтесь возле стены. Расположите команды так, чтобы участники могли обозревать действия команды слегка по диагонали, а линии расположения самих команд были раздельные. Если ваша группа слишком большая, то попытайтесь разделить ее на малые команды, чтобы каждый мог активно участвовать. Чтобы избежать каких-нибудь недоразумений, время от времени меняйте участников местами. Если у вас нечетное количество игроков, то в меньшей команде пусть один игрок бегает два раза. Видимые знаки подавайте ясно и определенно, чтобы все команды понимали.
Эстафеты могут проводиться с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводимых обычно детьми по очереди. Сложность и длинна эстафеты определяется в зависимости от возраста и подготовленности участников. Количество игроков в командах должно быть одинаковое.
Варианты эстафет: (приложение 1)
Встречная эстафета. Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде: «Марш!» они начинают бег. Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д. Эстафета закапчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил пробежки раньше.
Простая круговая эстафета. Играющие делятся на три-пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, — крайние от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, мяч). По сигналу ведущего эти игроки бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных спиц, к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру команды). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету игрок также обегает круг и передает ее третьему номеру. Когда начинавший игру окажется с краю и ему принесут эстафету, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. По поднятой руке видно, кто закончил эстафету раньше. Правила запрещают во время обегания касаться стоящих игроков, а тем — мешать игрокам, совершавшим пробежки.
Большая эстафета. На четырёх углах площадки ставят флажки, а в центре – большой флаг. Игроки делятся на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и обежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте. Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать к центральному флагу и постучать по древку эстафетной палочкой. Малые флажки обегают с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обежать четвертый угловой флажок.
Эстафета – чехарда. Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Расстояние между командами 3 – 4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8— 12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый опирается руками на одну ногу и, наклонившись вперед, прячет голову. По сигналу ведущего игроки, стоящие впереди в колоннах, бегут вперед и совершают опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и встают затем на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд. Получившие касание рукой, бегут вперед, совершают опорный прыжок и остаются в кружках. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, то есть игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечет линию старта, откуда игроки начинали бег.
Эстафета с мячом. Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1—2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько раз подряд. Выигрывает команда первой закончившая передачи.
Эстафета – поезд. Перед командами, стоящими в колоннах проводится линия, а в 10 — 12 м от каждой из них ставятся стойки (набивные мячи). По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и направляются к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта. В игре большую нагрузку получают первые номера, поэтому при повторении участники в колоннах располагаются в обратном порядке.
Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий.
по количеству включаемых заданий — на простые и сложные. Если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза) — это простые эстафеты, если два и более — сложные. В качестве последних можно использовать полосу препятствий;
по требованиям к выполняемым заданиям — на строго регламентированные и произвольные. Первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые — любым наиболее рациональным или удобным для игрока;
по характеру перемещений — на линейные, круговые, встречные. В линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых — игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных — половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается на противоположной стороне площадки, и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу (приложение 2);
по способу действий участников — на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями. В коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивается согласованностью действий всей команды.
Для детей младшего возраста организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных по сложности действиях и взаимоотношениях играющих, сочетаниях с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, а также без соприкосновения с соперником.
Полуигровые — полуспортивные эстафеты чаще всего называют «Веселые старты» — это командные соревнования, в которых дети демонстрируют силу, ловкость, быстроту. В них дух соперничества, переживания за успех товарища, накал страстей и взрывы эмоций.
В подготовку эстафеты входит следующее:
1). Комплектование команд (2, 3 или больше) с равным числом участников и с равным числом мальчиков и девочек. Команды придумывают звучные и яркие названия.
2). Подготовка площадки и инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки) в достаточном количестве. А также: подготовить помощников, назначить судей, выработать критерии оценки и штрафных очков, подобрать веселые задания. Название эстафеты может меняться. Это интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожидания. Примерные названия: «Сказочные эстафеты», «Стадион неожиданностей», «Шуточная олимпиада». «Приложение 1, 2».
Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижными играми.
Источник
Проведение эстафет. Виды эстафет.
Проведение эстафет. Виды эстафет.
Значительное место в программах школы занимают игры. Они являются одним из важнейших средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.
Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха.
Активность и сдержанность успешно сочетаются в правильно проводимых играх. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях , участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется , как позволяют их индивидуальные особенности.
Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Еще более яркий соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы или команды, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. Такими играми являются эстафеты.
Беговая эстафета. Команды стоят в колонне по одному перед лицевой линией волейбольной разметки. По команде (сигналу) учителя первые участники бегут до противоположной лицевой линии волейбольной разметки (нельзя добегать до стены), касаются рукой линии, бегут обратно и правой ладонью касаются правой ладони второго игрока своей команды. Второй участник продолжает эстафету, а первый встает в конец своей команды. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Встречная эстафета. Каждая из команд делится пополам и встает в 2 шеренги напротив друг друга на расстоянии не менее 10-12 м. Перед первыми номерами во всех колоннах проводится стартовая черта (это может быть лицевая линия волейбольной разметки или линия штрафного броска баскетбольной разметки).
По сигналу преподавателя первые номера бегут вперед к противоположным колоннам. Добежав до стартовой черты, они касаются рукой плеча направляющего и становятся сзади колонны. Направляющий начинает движение вперед. Эстафета заканчивается, когда все участники перебегут на противоположную сторону и вернутся обратно, встав на свое место (как перед началом соревнования).
Круговая эстафета. Играющие делятся на несколько команд, которые строятся в колонну по одному, спиной к центру. Стоящие впереди держат по эстафетной палочке. По сигналу они бегут влево, обегая круг, подбегают к своей колонне и передают эстафету впереди стоящему, а сами встают в конец своей колонны. Играют до тех пор, пока все не примут участие в беге. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Эстафета с преодолением препятствий. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-3 м одна от другой. Перед носками впереди стоящих проводится стартовая черта, а в 5 -6 м от нее чертятся две параллельные линии, образующие коридор 1-1,5м. За дальней линией коридора против каждой команды кладут два мата. Далее на расстоянии 5 — 7 метров от матов ставят две стойки напротив команды. На стойки натягивают веревочку для прыжков на высоте 70-110 см (в зависимости от возраста учеников), а за ней кладут 2 мата для приземления.
Эстафета с гимнастической стенкой. Команды строятся в колонны лицом к гимнастическим стенкам так, чтобы перед каждой командой было по две лестницы. По сигналу первые игроки бегут вперед, залезают на верх по одной лестнице, а спускаются по другой, бегут обратно, салят следующего игрока и встают последними. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету, не имея штрафных очков. Штрафные очки получает команда, игрок которой спрыгнул, а не спустился с лестницы.
Подведение итогов. Эстафеты следует заканчивать организованно. После игры необходимо подвести итоги: объявить результаты и объяснить причины таких результатов, отметить положительные и отрицательные стороны, показать умелое использование в игре изученных движений и недостатки, дать советы об организации и проведении эстафет во внеурочное время. Особенно большое внимание при подведении итогов обращается на поведение учеников, их взаимоотношения, взаимодействия. Необходимо высоко оценивать положительные примеры и призывать к подражанию этим примерам. Нельзя оставлять без внимания отрицательные моменты в игре. Показать неприглядность плохих поступков отдельных игроков – долг учителя.
Источник