Соотнесите способы самопознания с их сущностной характеристикой рефлексия

Рефлексия как механизм самопознания

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)

Рефлексия— размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то

таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами

невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства

объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и

обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы

решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это

организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания

в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих

характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает

смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты

самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает данное качество как свою сильную сторону;

-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости

от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,

определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более

целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания.

Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Источник

Тест с ответами: “Самопознание”

1. Изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя:
а) самопознание +
б) самоизучение
в) самореализация

2. Кто автор выражения «Я мыслю, следовательно, я существую»:
а) Аристотель
б) Декарт +
в) Локк

Читайте также:  Гудбай блек хед салфетки способ применения

3. Что такое рефлексия:
а) то же, что и медитация
б) преодоление
в) осмысление +

4. Кант придал понимаю «Я»:
а) ценностно-личностное измерение +
б) 4 измерение
в) культурно-идеальное измерение

5. Личность проявляет себя через:
а) самоузнаваемость
б) самоизучение
в) самопознание +

6. Личность проявляет себя через:
а) самовыставление
б) самореализацию +
в) самовлюбленность

7. Кто автор высказывания «Человек — это знание, которое познает самое себя»:
а) Пушкин
б) Гришковец
в) Евтушенко +

8. До какого возраста дети не узнают себя в зеркале:
а) до 2 лет +
б) до 5 месяцев
в) до года

9. Если разделить фото лица человека на 2 части и составить «лицо» из правых половин, оно будет выглядеть:
а) младше
б) так же, как и обычно
в) старше +

10. Самооценку можно выразить как успех, разделенный на:
а) мотивацию
б) притязание +
в) красоту

11. Диффузная идентичность характерна для подростков, которые:
а) не думают о своем предназначении и будущем в целом +
б) откладывают принятие судьбоносных решений на потом
в) принимают важные решения своей жизни под влиянием других

12. С точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение … сущности человека:
а) реальной
б) истинной +
в) основной

13. К сферам самопознания относят выделяемые психологами … уровня организации человека:
а) 3 +
б) 2
в) 4

14. Организм (биологический индивид):
а) высший уровень организации человека
б) средний уровень организации человека
в) низший уровень организации человека +

15. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самонаблюдение +
б) самоудивление
в) самолечение

16. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоизучение
б) самоанализ +
в) самовывод

17. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) сравнение себя с родителями
б) самовывод
в) сравнение себя с некоторой «меркой» +

18. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоизучение
б) моделирование собственной личности +
в) самоотвод

19. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоудивление
б) самоизучение
в) осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике +

20. Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание:
а) природы
б) других людей +
в) мира

21. К средствам самопознания относится:
а) самоотчёт +
б) уроки в школе
в) самоотвод

22. Самопознание связано с … личности:
а) идентификацией
б) самооценкой +
в) изучением

23. В психологии называются … мотива для обращения человека к самооценке:
а) 4
б) 2
в) 3 +

24. Поиск точных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя +
в) повышение собственной значимости

25. Поиск благоприятных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя
в) повышение собственной значимости +

26. Соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими:
а) повышение собственной значимости
б) самопроверка +
в) понимание себя

27. Самооценку можно выделить такой формулой:
а) самооценка = успех / притязание +
б) самооценка = притязание / успех
в) самооценка = успех / признание

28. В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии Роджерса, самопознание даёт человеку способность к такому росту:
а) духовному
б) физическому
в) личностному +

29. Характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения:
а) социальный индивид +
б) организм
в) личность

30. Характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми:
а) социальный индивид
б) личность +
в) организм

Источник

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене

действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие

средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие:

самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование

собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим

поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с

самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и

называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название

«интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку

он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания

он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как

попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно

функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы

одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение

выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него

коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется

процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости

становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются

Целенаправленное самонаблюдение __________имеет место тогда, когда мы ставим цель

обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности,

поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в

соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный

эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально

организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе

определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают

возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности

общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу

(расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая

характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные

связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что

застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы

можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы».

Читайте также:  Способы повысить кровяное давление

Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может

возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом,

можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми?

— Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми людьми? — Да. Со всеми

ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но

не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или

стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в

общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и

иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере.

Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как

результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует

внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая

жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные

понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы

постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами.

Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент

самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой

являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый —

несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы

обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда

неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на

основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают

разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени

выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе

сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые

качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе

самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это

в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам

самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но,

к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы

самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это

отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных

процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в

настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок

облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д.

Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я

и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими:

симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и

качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на

периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить,

строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого

аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим

поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают

процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне,

смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так

и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют

включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более

поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже

выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты

самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества

одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет

неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно

позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания

ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или

сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде

и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным

характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей

разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя

в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность

«выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса,

очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не

проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться

Читайте также:  Какие есть способы немецкий язык

переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими

вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает

чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на

уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории

отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном

(положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном —

положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет

провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как

собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это

положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в

общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь,

усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг

замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению

переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть

безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей,

что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность,

тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это

В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной

части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования,

саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения

единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей.

Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы

переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с

другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие

от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.

Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может

осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели,

месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое

поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили

поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе

качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы

несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек

записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда

надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит

процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет

зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт,

который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в

дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить

динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе

самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей,

чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, —

непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению

которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу,

обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки,

отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев

фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд

вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в

формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли

он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с

моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем

больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания |предоставляет изучение

психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная

психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и

высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно,

является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной

психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою

психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше

пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и

способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно

со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не

принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные

формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с

пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел

внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты

дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким

образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее

участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием

взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и

взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода

психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более

глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения

Источник

Оцените статью
Разные способы