- Сущность и порядок работы при глазомерной съемке участка местности.
- Глазомерная съемка местности
- Урок -практикум «Ориентирование на местности, глазомерная съёмка. «
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Сущность и порядок работы при глазомерной съемке участка местности.
Схемы местности, происшествия, как правило, составляются с помощью глазомерной съемки. Сущность глазомерной съемки сводится к определению на местности и нанесению на бумагу отдельных наиболее характерных местных предметов и форм рельефа с последующей зарисовкой остальных подробностей и деталей.
Для производства глазомерной съемки необходимо иметь:
— чистый лист бумаги, укрепленный на жесткой основе (картон, фанера и т.п.).
В тех случаях, когда съемку необходимо произвести быстро и не требуется особой тщательности, она может быть выполнена при наличии только карандаша и бумаги.
Существует несколько приемов глазомерной съемки, применяемых при составлении схем местности:
— съемка с одной точки стояния;
— съемка с нескольких точек стояния.
Рассмотрим только первый способ глазомерной съемки.
Съемка с одной точки стояния (рис. 4) применяется, когда на чертеже требуется изобразить небольшой открытый участок местности, расположенный непосредственно вокруг точки стояния или в заданном секторе.
Порядок глазомерной съемки:
а) на планшете укрепить бумагу и компас так, чтобы линия “СЮ” на его шкале совпала с боковой стороной планшета. Затем планшет с компасом поворачивать до тех пор, пока конец стрелки компаса не совпадет с буквой “С” на его циферблате;
б) на бумагу нанести точку, в которой находится лицо, производящее съемку. К данной точке приложить визирную линейку и, не меняя ориентировки планшета, поднятого до уровня глаз, повернуть линейку, совмещая ее верхнее ребро с направлением на визируемый объект, после чего провести вдоль линейки тонкую карандашную линию;
в) измерить расстояние от точки стояния до визируемого объекта и с учетом избранного масштаба отметить на прочерченной линии место нахождения данного объекта и нанести его условное обозначение. При значительных размерах этого объекта произвести визирование двух его крайних точек;
г) фиксацию местоположения объекта, например обнаруженного вещественного доказательства, осуществить с использованием метода азимутов, т. е. величины угла в градусах, образуемого заданным направлением и направлением на север. С этой целью от какого-либо неподвижного объекта, например дерева, дома, необходимо отмерить произвольную базу до точки стояния “О” и определить ее азимут, затем из точки “О” определить расстояние до фиксируемого объекта и его азимут (рис.5);
д) остальные объекты визировать как из исходной точки, так и из точки, на которую проводилось первое визирование. Точка пересечения нанесенных на план (схему) визированных линий указывает на место расположения фиксируемого объекта (метод засечек);
В том случае, когда требуется изобразить на бумаге большой участок местности или когда весь участок с одной точки не просматривается, съемка этого участка производится с нескольких точек стояния.
Источник
Глазомерная съемка местности
Глазомерные съёмки применяются в тех случаях, когда требуется быстро получить наглядный план местности в крупном масштабе. Приемы глазомерной съемки используют также при работе с топографической картой на местности для ее дополнения при географических, геологических и других исследованиях территории.
Рисунок 13. Проведение глазомерной съёмки [4]
Глазомерная съёмка производится с помощью простых приспособлений и приёмов. Различают площадные и маршрутные глазомерные съёмки [1].
На съёмках применяется планшет, в одном из углов которого закрепляется компас, позволяющий ориентировать лист бумаги на планшете по направлению север-юг и визирная линейка (рис. 14) [1].
Если на планшете нанесена какая-либо точка местности (например, опорный пункт) и известна ее высота над уровнем моря, то чтобы получить положение и высоту любой другой точки местности, достаточно знать расстояние и направление к ней, а также ее превышение относительно данной исходной точки [5].
При компасной (угломерной) съёмке направление линий местности определяется магнитными азимутами, измеряемыми по компасу, длины линий получают различными способами.
Рисунок 14. Планшет для глазомерной съёмки [4]
Съёмка производится по маршруту или на участке. Если выполняется площадная съёмка на участке, то вся его площадь покрывается съемочными ходами таким образом, чтобы получить непрерывное картографическое изображение территории.
На начальном этапе проводится рекогносцировка, т.е. осмотр местности, выбор и закрепление точек съемочной сети. При возможности положение опорных точек «привязывают» к пунктам государственной геодезической сети путем измерения от одного из пунктов расстояния и направления до точки съемочной сети. Однако часто положение точек съемочной сети определяется в условной (местной) системе координат [1].
Наносимые объекты показывают условными знаками. Надписями даются дополнительные сведения, характеристики, названия объектов.
При проведении глазомерной съёмки на первой точке планшет ориентируется с помощью компаса по линии север-юг и наносится на бумагу – будущий план – первая точка стояния.
Рисунок 15. Компас [9]
Далее выбираются находящиеся вокруг объекты, подлежащие съёмке (отдельно стоящее дерево – ориентир, поворот тропы, электрический столб, угол пашни, куст и т.п.). На первый из них производится визирование. Для этого один конец линейки прикладывается к точке стояния, другой направляется на объект. По данному направлению по линейке прочерчивается тонкая линия. На глаз определяется расстояние до объекта, и он наносится на карту в масштабе съёмки. Затем визируют и проводят направления на другой объект, следующий и так вокруг точки стояния, выполняют съёмку подробностей. Намечают следующую точку стояния по ходу, визируют на неё, проводят направление и шагами измеряют расстояние, переходя на данную точку. Шаги с помощью клинового масштаба переводят в метры и наносят вторую точку на план. Действия (съёмка) повторяются. Некоторые точки, подлежащие съёмке, наносят с помощью засечек или других способов. Последовательность выполнения съёмки на точках хода показана на рис. 17.
Съёмочный ход прокладывается по дорогам, просекам, рекам, линиям связи. Точки поворота хода, как правило, служат точками съёмки ситуации вокруг них. Расстояния по линии движения съемщика измеряют шагами, положение объектов, находящихся в стороне от линии хода, определяют разными способами: полярным, засечками, ординат, створов и т.д. Направление с одной точки на другую прочерчивается по линейке прямо на планшете. Если встать на вторую точку, засечки «закрываются», наносятся новые объекты. В результате получается план местности, выполненный маршрутным или площадным способом глазомерной съёмки [2].
Рисунок 16. Глазомерная съёмка – планшет и местность [4]
Измерение расстояний шагами – способ достаточно распространенный. Счёт их обычно ведут парами. При подготовке к съемке необходимо определить величину шага. Длина шага равна росту человека от подошвы до глаз. Также для определения размера шага на местности отмеряют прямую длиной 100м и проходят ее ровным шагом не менее трех раз, считая шаги парами. По результатам счета шагов выводят среднюю длину пары шагов.
Для измерения и откладывания измеренных расстояний лучше пользоваться так называемым клиновым масштабом, рассчитанным на определенный диапазон измерения масштаба. Клиновый масштаб строят при помощи двух катетов прямоугольного треугольника. По горизонтальной линии откладывают отрезки по 100м водном масштабе; по вертикальной линии откладывают отрезок, равный средней длине пары шагов в 100 м. Концы соответствующих отрезков соединяют [1].
Рисунок 17. Последовательность выполнения съёмки на точках хода [4]
Иногда на плане схематическими горизонталями изображают формы рельефа, прерывистыми линиями – водоразделы, а стрелками – направление скатов и их крутизну, определяемые на местности глазомерно.
В полевых условиях план строят карандашом, затем после проверки на местности окончательно оформляют в помещении. После окончания полевых работ план вычерчивается в условных знаках, дополнительные построения убираются. Четко подписывается название участка, способ съёмки, ниже указывается масштаб [1].
Источник
Урок -практикум «Ориентирование на местности, глазомерная съёмка. «
Выбранный для просмотра документ ОТКРЫТЫЙ УРОК.doc
УРОК – ПРАКТИКУМ (ЭКСКУРСИЯ ПО ГЕОГРАФИИ) 2часа
Тема . Ориентирование на местности, глазомерная съёмка, изучение форм
поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами
своей местности, животным и растительным миром их
использованием и охраной.
Цель. Отработать и закрепить знания, умения, навыки, полученные при
изучении тем: « План местности», « Литосфера», «Почвенный
покров», «Биосфера», «Географическая оболочка».
Принять участие в социально значимой практической деятельности.
Формировать ответственное отношение к природе, природным и
культурным памятникам своей малой Родины.
Метод. Практическая работа на местности.
Оборудование. Планшеты, компасы, визирные линейки, транспортир,
рулетка, дальномер, простейший нивелир, карандаш, ластик,
альбомный лист, песочные часы, литровая банка, карточки с планами
Актуализация знаний по правилам поведения в природе, у водоёма, дорожного движения.
Знакомство с видами работ и оборудованием, планами работ.
Деление учащихся на группы.
Остановка 1. Ориентирование на местности.
Что значит ориентироваться на местности?
По компасу определить стороны горизонта.
В каком направлении от школы находятся смешанный
лес, автобусная остановка, овраг, шоссе?
Какая местность в районе стоянки (плоская, холмистая)?
Записать в тетради названия деревьев, кустарников,
животных, птиц которые встретятся на маршруте.
Глазомерная съёмка по маршруту движения (одна на группу).
Учащиеся двигаясь по маршруту работают группами .
Остановка 2. (на берегу пруда). Описание пруда.
Какое происхождение имеет пруд (плотина)?
Какую форму имеет пруд?
Какова ширина, длина плотины, площадь зеркала
Куда стекает вода из плотины?
В каком направлении течёт ручей, определите глубину
ручья, загрязнённость воды, правый и левый берег?
Определите характер залегания горных пород на
береговом обнажении, зарисуйте почвенный разрез.
Определите относительную высоту склона правого
берега ручья, его крутизну.
Как использует человек воду плотины в своей
Остановка 3. Родник.
Определите, направление на родник от истока ручья.
Определите расстояние до родника.
Как вытекает вода из источника (струёй или фонтаном)?
Сколько воды (в литрах) даёт родник в минуту?
Каково качество воды (цвет, вкус, запах)?
Определите температуру воды в источнике.
Куда течёт вода из источника?
Как люди используют воду родника?
Определите виды деревьев и кустарников растущих
по берегам пруда.
( Уборка мусора родника и на берегах пруда).
Остановка 4. Река Торгоша.
Чем отличается растительность поймы реки Торгоши
от растительности в районе школы?
В каком направлении течёт река Торгоша?
Какой берег реки низкий, какой высокий?
Измерьте рулеткой ширину реки через мост.
Покажите правый и левый берег реки.
На каком берегу находится деревня Подсосино?
Какой памятник местного культурного наследия
находится в Подсосино?
Что вы знаете об истории этого храма?
3.Оформление материалов экскурсии (задание на дом).
Аккуратно оформить глазомерную съёмку местности по
Оформить записи в тетради.
Собрать сведения об истории храма д. Подсосино.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 614 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 200 человек из 61 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель данного урока: Отработать и закрепить знания, умения, навыки, полученные при
изучении тем: « План местности», « Литосфера», «Почвенный
покров», «Биосфера», «Географическая оболочка».
Принять участие в социально значимой практической деятельности.
Формировать ответственное отношение к природе, природным и
культурным памятникам своей малой Родины.
Метод:Практическая работа на местности.
Оборудование: Планшеты, компасы, визирные линейки, транспортир,
рулетка, дальномер, простейший нивелир, карандаш, ластик,
альбомный лист, песочные часы, литровая банка, карточки с планами
Номер материала: ДБ-686700
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник