Соотнесите способ формирующего оценивания с его характеристикой

Содержание
  1. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках
  2. Описание презентации по отдельным слайдам:
  3. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  4. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  5. Скоростное чтение
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Краткое описание документа:
  8. Общая информация
  9. Похожие материалы
  10. Презентация на тему «Кошки»
  11. Презентация на тему «Собака-друг человека».
  12. Презентация к уроку окружающий мир на тему «Красивые рыбы»
  13. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в рамках введения ФГОС ОВЗ и ФГОС с УО (ИН)
  14. Конспект урока по математике
  15. Презентация внеурочного занятия по введению в исследовательскую деятельность для 2 класса на тему «Крахмал»
  16. Презентация по русскому языку на тему»Изменение имен прилагательных по родам»(3 класс)
  17. Презентация по окружающему миру на тему «Огонь, вода и газ» (3 класс)
  18. Вам будут интересны эти курсы:
  19. Оставьте свой комментарий
  20. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  21. Подарочные сертификаты
  22. Методические материалы «Формирующее оценивание»
  23. Классификация техник формирующего оценивания
  24. Алгоритм использования технологии формирующего оценивания
  25. Классификация техник формирующего оценивания

Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках

Описание слайда:

2
Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Описание слайда:

3
Целью формирующего оценивания
является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения на
основе промежуточных результатов,
полученных в процессе обучения.

Описание слайда:

Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования

Описание слайда:

Что необходимо учащимся для критериального оценивания?
Знание и понимание учащимися критериев оценивания
Умение анализи
ровать свою работу
Знание и понимание учащимися цели обучения

Описание слайда:

Алгоритм критериального оценивания
Шаги к успеху
Определение цели работы
Разработка критериев
Оценочная деятельность по инструментарию
Рефлексия оценочной деятельности

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Инструменты оценочной деятельности

Письменные комментарии (письменная обратная связь) — это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Описание слайда:
Описание слайда:

Приемы критериального оценивания
«Закончи предложение»
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Я узнал…
Я теперь знаю…
Мне было интересно…
Я хочу еще узнать…

Описание слайда:

Инструменты оценочной деятельности
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« — » — ученик не знает материал и не справляется с заданием

Балловая оценка
Процент выполнения

Описание слайда:

Техники формирующего оценивания
«Волшебная линеечка» — на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Описание слайда:

Инструменты оценочной деятельности
Лестница

160 слов / мин Диана Ж.

140 слов /мин Мирослав Ш.

127 слов /мин Дарья Б.

121 слово /мин Никита Е.

118 слов /мин Софья Г.

Описание слайда:

Я продвинулся
по лестнице знаний
Кое-что осталось
для меня
неясным
Не открыл
для себя
ничего нового
Я

Описание слайда:

Инструменты оценочной деятельности
«Светофорик» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
 зеленый – я умею сам,
 жёлтый – я умею, но не уверен,
 красный — нужна помощь

Описание слайда:

Техники формирующего оценивания
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с цельюпредоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
ƒ. Что самое главное ты узнал сегодня?
ƒ. Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
ƒ. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от‑
слеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
ƒ. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том,
что они будут делать на следующем уроке.

Описание слайда:

Оценочный лист работы в группе
Карта самоотчета

Описание слайда:

Самооценка по каждой работе

Описание слайда:

Техники формирующего оценивания
«Вопросник» (подведение итога)
Групповая работа
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали?»,
«Какая информация была наиболее интересной?»,
«Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.

Описание слайда:

Лист оценивания
Ф.И. _________________________________________

Задание №1
Переведи слова на русский язык
Шыд — ______________________
Рок — _______________________
Йöв — _______________________
Шаньга — ____________________

Задание №2
Ответь письменно на вопрос:
-Мый тэ радейтан сёйны?

Оцени свою работу на уроке

Описание слайда:

у меня всё получилось,
я доволен своей работой
— надо ещё потрудиться

Описание слайда:

24
Речевые образцы (подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.

Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д

Описание слайда:

25
Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)
После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Описание слайда:

26
Техника «Сигналы рукой».

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Описание слайда:

Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
27

Описание слайда:

Обратная связь как основа формирующего оценивания

Обратная связь – информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.
Основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
28

Описание слайда:

Принципы оказания обратной связи

Показывать, что получилось хорошо
Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
Давать рекомендации о необходимых исправлениях
Создавать возможность вносить исправления
29

Описание слайда:

30
Подведем итоги
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы

Описание слайда:
Описание слайда:

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 627 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.Целью формирующего оценивания — является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация на тему «Кошки»

Презентация на тему «Собака-друг человека».

Презентация к уроку окружающий мир на тему «Красивые рыбы»

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в рамках введения ФГОС ОВЗ и ФГОС с УО (ИН)

Конспект урока по математике

Презентация внеурочного занятия по введению в исследовательскую деятельность для 2 класса на тему «Крахмал»

Презентация по русскому языку на тему»Изменение имен прилагательных по родам»(3 класс)

Презентация по окружающему миру на тему «Огонь, вода и газ» (3 класс)

Не нашли то что искали?

Читайте также:  Все способы нахождения детерминанта

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309063 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методические материалы «Формирующее оценивание»

МБОУ «Гимназия №5» г.Сосновый Бор

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

«Реализация инновационных моделей организации образовательного процесса»

Выполнили: Шустова Анна Петровна

Преснякова Ирина Ивановна

Манаенкова Людмила Николаевна

Онищенко Галина Юрьевна

Караулова Альбина Юрьевна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Сущность, значение и функции традиционной системы оценивания

Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся

Преимущества формирующего оценивания

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания

Классификация техник формирующего оценивания

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В МБОУ «ГИМНАЗИЯ №5»

Исследование использования техник формирующего оценивания учителями в МБОУ «Гимназия №5»

Проект мероприятий с использованием технологии формирующего оценивания на уроках

Список использованных ресурсов

Приложение 1. Фото уроков с применением технологии формирующего оценивания

Приложение 2. Дневник самооценки для обучающихся 7 класса по английскому языку

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в современной школе предусматривает новые подходы к организации учебного процесса. В связи с произошедшими качественными изменениями в содержании образования должен измениться и подход к оцениванию. Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер , способствует появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Перед учителем встает вопрос: как это делать?

Таким образом, несоответствие практики и новых требований стандарта к проведению оценивания приводит к следующим противоречиям: процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично; предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам учащихся, а оцениваются только предметные; развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оцениваются достижения школьника только во время урока; цель оценивания – способствовать развитию ребенка, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:

потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов;

дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках иностранного языка на уровне основного общего образования.

Цель – разработать проект мероприятий по повышению эффективности использования техник формирующего оценивания педагогами в МБОУ «Гимназия №5», представить опыт на муниципальном уровне.

рассмотреть некоторые теоретические аспекты формирующего оценивания;

опробовать различные техники формирующего оценивания в практике педагогов;

обобщить методический опыт использования технологии формирующего оценивания;

Объект исследования : система оценивания в МБОУ «Гимназия №5».

Предмет исследования : формы оценивания в образовательной практике, их влияние на повышение качества образовательных результатов учеников.

Теоретическая значимость : систематизация материала по теме, обоснование эффективности внедрения элементов формирующего оценивания в образовательный процесс.

Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий с применением элементов формирующего оценивания, в использовании техник на практике и обобщении собственного методического опыта.

Для достижения цели использовались следующие методы : анализ научной, учебной, методической литературы и ресурсов Интернета, наблюдение за деятельностью учащихся.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сущность, значение и функции традиционной системы оценивания

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Оценка — это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. Оценка — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других».

По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».

Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка — это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания. При всем многообразии трактовок сущности и роли оценки, в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

Итак, оценка – это определение и выражение в условных знаках — баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Оценивание – это обязательный этап урока, целью которого является сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям и формулирование на этой основе отношения к качеству выполнения деятельности.

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.

Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся

Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения, является проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение, в котором ученик становится его субъектом, упирается в традиционную систему оценивания.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования…), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». Формирующее оценивание было предложено в качестве инструмента повышения качества освоения образовательной программы и противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как показатель соответствия уровня обученности стандартам. Вопросам формирующего оценивания посвящены научные и практические работы таких российских ученых и педагогов, как М.А. Пинская, И.М. Улановская, Н.И. Запрудский, Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина, И. Логвина , Л. Рождественская .

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик. Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

отражает степень достижения учащимися учебной цели, фиксирует допущенные ошибки, указывает на их причины, способствует преодолению ошибок, то есть определяет личный прогресс каждого ученика;

Читайте также:  Как классифицируют полимеры по способу получения приведите примеры

является инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося, помогает ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия достижения успеха;

характеризует разные стороны учебных достижений школьника, акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку учебных действий ученика. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся;

учитывает индивидуально-психологические особенности ученика, ориентирована на зону ближайшего развития ребенка;

является результатом сотрудничества учителя и ученика, основанном на взаимном уважении и доверии.

Именно такими свойствами обладает формирующее оценивание.

Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом (таблица 1).

Критерий и его содержание

(Какой результат оцениваю?)

Чему учусь? Что развиваю?

Уровни (Какой шкалой пользуюсь?)

Как фиксируются мои результаты?

Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?)

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

Формирующее оценивание оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Преимущества формирующего оценивания

Внедрение в практику работы данной педагогической технологии позволяет решить следующие задачи:

создание возможностей для определения новых путей и форм обучения, исправления ошибок учащихся, корректировки поставленных образовательных целей и путей их достижения;

создание условий для определения наиболее эффективных путей формирования предметных и метапредметных результатов учащихся;

реализация самооценки и взаимооценки учащихся;

создание возможности для оценки прогресса каждого учащегося;

повышение мотивации учащихся к обучению за счет достижения более высоких образовательных результатов;

создание условий для выбора учителем наиболее оптимальных методов, приемов, технологий обучения и воспитания.

Преимущества для ученика: вовлечение «внутрь» процесса, повышение мотивации, представление о целях обучения и о путях их достижения, знание критериев оценивания.

Преимущества для учителя: с более мотивированными и независимыми учениками уроки проходят гораздо эффективнее; непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание; это еще один путь профессионального роста и развития педагога.

Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях:

оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов.

Планирование образовательных результатов учащихся по темам . Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся.

Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся. При этом цели должны быть однозначными, диагностируемыми, доступными для понимания учащихся.

Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся , другими словами, определить задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);

доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся,

конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).

Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

Оценивание образовательной деятельности учащихся в строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания.

Осуществление обратной связи , которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь имеет разные «векторы» направлений: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю. Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников.

Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели . На этом этапе необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом уже имеющегося результата. Цель данного этапа – определить скорость достижения образовательных целей учащимися, сделать прогноз роста их знаний и умений, определить возможность достижения поставленных образовательных целей в заданный промежуток времени с учетом индивидуальной скорости обучаемости учащегося.

Корректировка образовательного маршрута учащегося. Образовательный маршрут учащегося может быть скорректирован за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа выполнения задания, выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности, организации взаимопомощи учащихся и т.д.

Классификация техник формирующего оценивания

На пути к формирующему оцениванию важным шагом является формализация учебных целей, поскольку в процессе оценочной деятельности предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. Надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учебными целями.

Классификация учебных целей Б. Блума предоставляет учителю возможность выбрать оценочную технику, адекватную обучению. Кратко ее можно представить следующими цепочками:

— учебные цели, ориентированные на знание (знание, понимание, применение, анализ, синтез, суждение);

— учебные цели, ориентированные на умения (восприятие, установка, управляемый ответ, механизм, комплексный публичный ответ, адаптация, организация);

— учебные цели, ориентированные на мотивацию (получает и воспринимает, отвечает, ценит, организует, имеет систему ценностей).

М.А. Пинская приводит классификацию техник формирующего оценивания:

— интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания;

— действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;

— мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;

— техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании.

Кроме этого, целесообразно рассматривать классификацию техник формирующего оценивания по другим основаниям:

— оценивание предметных результатов;

— оценивание метапредметных результатов;

— оценивание личностных результатов;

По времени проведения:

-регулярно используемые в течение образовательного процесса;

-используемые после изучения определенного блока, темы, правила…

По возможности использования:

-универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);

-предметные (оценивающие только предметные результаты);

По участникам процесса оценивания:

Техники формирующего оценивания

для обобщения или

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с

учащимися об использовании этих сигналов:

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в

Я не совсем уверен в (помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается

поэтапное усвоение материала учащимися.

В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

Я изменил свое отношение к……….

Я узнал больше о ………….

Я удивился тому, что……

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;

или предполагающие краткий ответ.

Читайте также:  Технология производства булки городской безопарным способом

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

– Как, чем _________ похожи или отличаются от ______?

– Каковы характеристики (части) _____________________ ?

– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _ ?

– Какова основная идея, концепция, мораль в __________ ?

– Каким образом соотносится с _____________ ?

– Какие идеи, детали вы можете добавить к ____________ ?

– Приведите пример по (к) __________________________ ?

– Что неверно в ___________________________________ ?

– Какое заключение вы можете сделать ______________?

– На какой вопрос мы пытаемся ответить ______________ ?

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Обобщение в одном предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».

Обобщение в одном

Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.

Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата.

Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

(устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В МБОУ «ГИМНАЗИЯ №5»

Исследование использования техник формирующего оценивания педагогами в МБОУ «Гимназия №5»

Для выявления знаний о техниках формирующего оценивания и их применения педагогами в МБОУ «Гимназия №5» в сентябре 2018 года было проведено анкетирование.

Анкетирование проводилось на платформе learningapps. В анкетировании приняли участие 23 педагога из них 10 человек проходящих курсовую подготовку «Реализация инновационных моделей организации образовательного процесса» в 2016-2017 учебном году.

Известен ли вам термин «Формирующее оценивание»?

Известно ли вам в чем заключаются основные отличия формирующего и традиционного оценивания?

Известны ли вам техники формирующего оценивания?

Применяете ли вы техники формирующего оценивания в своей педагогической практике?

Требуется ли вам мероприятие (семинар, выступление на методическом совете, педагогический совет) посвященное формирующему оцениванию? (вопрос был добавлен позже)

Вывод: согласно опросу, очевидно, что понятие «Формирующее оценивание» знакомо педагогам гимназии, однако, выявлена необходимость проведения методических мероприятий для разъяснения отличий формирующего оценивания от традиционного, а так же для знакомства их с разнообразными техниками формирующего оценивания.

Проект мероприятий с использованием технологии формирующего оценивания в МБОУ «Гимназия №5»

В соответствии с выявленными проблемами исследования был разработан проект мероприятий по повышению эффективности использования техник формирующего оценивания в МБОУ «Гимназия №5».

Обоснование эффективности предлагаемых мероприятий опирается на следующие теоретические знания:

Формирующее оценивание центрировано на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Формирующее оценивание разносторонне результативно . Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Формирующее оценивание формирует учебный процесс. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Формирующее оценивание непрерывно. Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель должен получать от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Учителя обязаны поддерживать этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя должны опять запускать механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

Формирующее оценивание коренится в качественном преподавании. Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высокопрофессиональной практики — включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, — практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Учитель, прежде всего, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, проводит диагностические работы, работает с результатами домашней самостоятельной работой, проводит проверочные работы по итогам выполнения домашней самостоятельной работы и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в учебную деятельность, происходящую в классе.

Исходя из вышесказанного, целесообразно разработать и провести ряд мероприятий, направленных на формирование у педагогов компетенции использования технологии формирующего оценивания.

Цель проекта: изменение системы оценочной деятельности в общеобразовательной организации, через внедрение формирующего оценивания в практику педагогов, как средство управления достижением образовательных результатов федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

1. Сформировать компетенции в области оценивания образовательных достижений у субъектов образовательного процесса (ученик, педагог) и способов работы с результатами оценочных процедур.

2. Обеспечить положительную динамику образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) у различной категории учеников через включение их в контрольно-оценочную деятельность в зависимости от уровня образования.

3. Выделить наиболее эффективные техники и методики формирующего оценивания обучающимися и педагогами гимназии для разных уровней образования; представить практику использования на муниципальном уровне.

Технология формирующего оценивания — это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Цель такого оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.

В заключении сделаем некоторые выводы: для формирующего оценивания комплекс инструментов должен:

фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение;

ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок;

иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся;

носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии;

ориентировать на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Источник

Оцените статью
Разные способы