Сообщение музыкальная драматургия как способ развития музыкального произведения
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.
Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Главное в музыке , так же как и в жизни, — развитие. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.
Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича СВИРИДОВА (1915 -1998) к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости.
Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка» . Прежде чем послушать эту музыку, прочитай два эпизода из повести.
. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.
Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:
1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?
2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.
Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах . Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт . Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
Итак , драматургия — это последовательность событий в спектакле, литературном произведении, кинофильме и т.п., раскрывающаяся в их изменении, а также в развитии различных образов, их сравнении и противопоставлении.
Источник
Пусть музыка звучит
воскресенье, 5 июля 2020 г.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ — РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ
Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
О музыкальной драматургии говорят обычно применительно к опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Но термин музыкальная драматургия, включающий в себя закономерности в построении целого произведения и его частей, логику их развития, особенности воплощения музыкальных образов, используют также для характеристики вокальной и инструментально-симфонической музыки.
Главный принцип в музыке — развитие. Подобно тому как времена года сменяют друг друга, как в течение жизни меняется внутр енний мир человека, его внешно сть, так же меняются внутри одног о пр оизведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мело дии. Эти изменения отр ажаются в ф орме музыкального произв е дения, спосо бах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития в музыке является повтор. В повторах, к оторыми богата музыка, ощущается развитие о бразного строя произв е дения, они как бы по дчёркив ают сказанно е, придают ему новые от тенки. Т ак по стро ены нар одные песни. Медленные, мягкие интонации колыбе льной, имитиру я покачивание, успокаивают , уб аюкивают . Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни пер е дают движение
Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!
Образы романсов и песен русских композиторов
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.
Источник
Музыкальная драматургия — развитие музыки
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Однако термин музыкальная драматургия, связанный с многогранным раскрытием музыкальных образов, используют и дли характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Главное в музыке, так же как и в жизни, — развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ошущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится все более развернутой, распетой.
Однако этот способ развития музыки нередко имеет чисто внешний характер. Например, бесконечные, часто назойливые повторы во многих шлягерах можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет спорить, всегда развивает свои суждении, находя все новые и новые доводы.
- Вспомните русские народные песни разных жанров: колыбельную, хороводную, протяжную лирическую. Спойте и сравните мелодии этих песен. Как они развиваются? Меняется ли интонация при повторениях мелодии, если да. то как?
- Сравните особенности построения народных мелодий и орнамент. Что их объединяет?
- Спойте одну из песен о Родине. Продумайте ее исполнительский план. Какие изменения вы внесете в характер звучания разных куплетов?
- Вспомните сочинения, написанные в форме рондо. Какую роль играет повтор в мелодии рефрена, а какую — в построении рондо в целом?
Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническнх произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации, варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
Вспомните, как в финале Симфонии 3 («Героической») Л. Ветховена звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (от англ. country-dance, буквально — деревенский танец). В финале Симфонии № 4 П. Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стоила», которая ассоциируется с праздничным гуляньем, весельем.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелолии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива. повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения. Вряд ли найдется музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция.
Имитация (от лат. immitatio — подражание) — повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приемом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.
Вам уже знакомы многие произведения, в которых музыка развивалась на основе имитации, канонического проведения мелодии разными инструментами или голосами. С имитацией — формой фуги — вы встретились в «Высокой мессе» Баха и в духовном концерте Березовского. Благодаря имитации подчеркивается общность настроения, согласие звучания всех инструментов квартета в «Ноктюрне» из Квартета № 2 Бородина. В опере Глинки «Руслан и Людмила» звучит квартет «Какое чудное мгновенье», в котором благодаря канонической имитации композитору удалось передать оцепенение главных героев в сцене похищения Людмилы и их ностепенное пробуждение.
- Послушайте одно из названных произведений, понаблюдайте за развитием музыки и постарайтесь понять его смысл.
- Спойте полюбившуюся вам авторскую песню. На какие особенности развития надо обратить внимание при ее исполнении?
- Спойте каноном русские народные песни «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла» и знакомые вам каноны В.-А. Моцарта: «Слава солнцу, слава миру», «Даруй нам мир» («Dona nobis pacem»). Что вносит в создание музыкального образа каноническое исполнение мелодий?
- Спойте песню Ф. Шуберта «Форель» и вспомните, как она развивалась в его «Фореллен-квинтете».
- Какую роль играет секвенция в развитии образов «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина?
- Найдите в знакомых вам песнях различные сочетания точного повторения начальной мелодии с секвенцией.
Источник