INTER-CULTUR@L-NET
Миф и история: эволюция взаимовлияния
Проблема соотношения мифа и истории — проблема давняя, возникшая, вероятно, еще в те времена, когда мифологический и исторический способы восприятия действительности были неразделимы в сознании человека.
В данном исследовании мы попробуем ответить на несколько вопросов: что такое миф, как он связан с историей и как развивалась эта связь.
Слияние мифа и истории
Некогда миф и история представляли собой единое целое, несмотря на то, что сейчас это может показаться странным, ведь факты истории, сколь бы они ни были иногда невероятными, никогда не достигают той степени неправдоподобия, которая видится нам, реалистам до мозга костей, в мифе. Однако «миф — это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно» 1 . Правдоподобие мифа — результат того, что он воспринимался в свое время (очень отдаленное от нашего) как аксиома, то есть истина, не требующая доказательств. Миф и история, сливаясь воедино, создают особую реальность, которая впоследствии, в результате изменения человеческого сознания, распалась на две реальности, связи между собой, однако, не утратившие, просто связи эти стали носить иной характер. Интересна проблема исторического и мифологического времени. Так, по М. Элиаде, мифологическое время в сознании человека уничтожало историческое время, поскольку человек стремился отменить время вообще. И происходило это «путем имитации архетипов и повторения парадигматических действий» 2 . «Определенные обряды, ритуалы свидетельствуют о стремлении к отмене времени, возвращении к началу времен, к границам Хаоса» 3 . «Все повторяется до бесконечности, и на самом деле под солнцем не случается ничего нового. Но это повторение имеет смысл: только оно придает событиям реальность» 4 .
Таким образом, историческое время поглощается мифологическим временем, и история вообще приобретает циклический характер, поскольку любой момент, сознательно или бессознательно связываемый человеком с обрядом, ритуалом, возвращает нас к истокам истории, в мифологическое время.
Проблема история-миф в процессе становления сказки и эпоса
Литература, отражая сознание людей, тоже прошла через ряд этапов, связанных с проблемой миф-история. Е.М. Мелетинский в своей работе «Введение в историческую поэтику мифа и романа» выстраивает цепочку от мифа к эпическому роду литературы: миф — архаическая сказка — классическая сказка — архаический эпос — классический эпос. Посмотрим же, как происходит переход от одного звена к другому и как видоизменяется миф в этом процессе.
В первую очередь этот процесс состоит в десакрализации мифа, отмене или ослаблении определенных запретов, которые заключает в себе миф. Происходят изменения в построении произведения, в образе главного героя. Однако «как бы далеко ни зашла десакрализация и мифа и демифологизация главного героя, в пределах архаического фольклора целиком сохраняется система мифологических представлений и всякая сказка в известном смысле может быть названа мифологической сказкой» 5 .
При переходе мифа в сказку происходит разрастание ядерных (принадлежащих мифу) сюжетных образований. Обряд, ритуал, не теряя первоначального смысла, приобретает и развлекательный оттенок. Зарождается процесс творчества.
В это время отношения мифа и истории вступают в новую фазу. История, историческое время уже не отвергаются так безоглядно, как мы видим у Элиаде. Наоборот, история получает некоторые права.
Происходит это уже не в сказке, а в эпосе. Причем приобретение историей прав увеличивается прямо пропорционально развитию данного жанра, от архаического к классическому эпосу. Также происходит эволюция понятия времени: «В процессе перехода от мифа к сказке мифологическое время первотворения заменялось неопределенным сказочным временем» 6 .
Мифологизация истории
В эпосе возникает определенный исторический фон, или, вернее, фон квазиисто-рический, по Мелетинскому, он «придает новый смысл старым сюжетам, например, борьбе с чудовищами, образы которых теперь сливаются с представлением об иноплеменной, иноверческой, враждебной этнической среде. Новый тип эпического мышления открывает путь для широкого использования эпосом исторических преданий. С историческими преданиями, по-видимому, связан и образ великого исторического события, поставленного в центр эпического фона».
Историзация эпического фона и непосредственная обработка исторических преданий и легенд — две стороны формирования классической формы эпоса. «Историзм эпоса, однако, не исключает широчайшего применения к историческим персонажам и событиям мифических мерок, моделей и структур» 7 .
«Героический эпос даже на архаической стадии повествует об историческом прошлом народа, представляя это прошлое обобщенно. Исторические воспоминания в архаическом эпосе, в той мере, в какой они обобщены. пользуются языком не политической истории, а сказок и мифов. Мифологические образы здесь являются средством обобщения. Сказочно-мифологические концепции. пронизывают самую суть представлений о народном прошлом, и их нельзя отделить» 8 .
Таким образом, происходит очень любопытный процесс, когда исторические события и исторические персонажи мифологизируются; процесс этот уходит корнями в глубь тысячелетий и, самое интересное, продолжается до сих пор.
Историзация мифа
Далее пошел обратный процесс: процесс историзации мифа. В то время как значение истории в жизни человечества возрастало, отношение к мифу изменялось, причем не в направлении признания или отрицания, а в попытках подчинить его различным наукам, которые, в принципе, и выросли из мифологического мышления. В том числе и истории. Опять же, попытки эти продолжаются до настоящего времени.
Интересна судьба мифа о Троянской войне. Подвести под него историческую основу попробовали еще в IV в. до н. э. Фукидид, например, посвящает ему часть своей работы о Пелопонесской войне, причем Троянская война в его восприятии не миф, а факт исторической реальности. Подобное происходило и с таким героем мифов как Геракл. Его деяния пытались очистить от мифологической шелухи. Геродот, например, а еще раньше — Гекатей из Милета. Также мифы переходили в ведение философии. Из них, в первую очередь, вычленялась определенная символика. Впрочем, история и философия не так уж далеки друг от друга, если воспринимать их как науки об эволюции человеческого сознания.
Вообще, зависимость взаимоотношений мифа и истории от человеческого сознания очень велика. Миф, воспринимаемый как определенная нравственная схема, оказывает огромное влияние на реалии истории, иногда ассимилируя их.
«Мифологичность сохраняется не в силу своей собственной устойчивости, а потому, что применяется к житейским обстоятельствам, становится образом постоянно обновляющегося значения» 9 — говорит академик А.А. Потебня.
Действительно существовавшие исторические герои под воздействием мифологического мышления приобретали черты героев мифологических. Причем происходило это и по воле самого реального лица, и по воле тех, кто создавал предания о нем. «Функция предания — в мифологическом корректировании истории, превращении бессодержательной с мифопоэтической точки зрения цепи событий в набор осмысленных, т.е. канонических сюжетов, в приписывании историческим персонажам таких свойств, которые позволяют им быть значимыми персонажами и с фоль-клорно-мифологической точки зрения» 10 .
В «Песни о Нибелунгах» действует, наряду с мифологическими персонажами, персонаж исторический — Атцель, то есть Атилла, вождь гуннов. Бывает и так, что мифологический персонаж попадает в реальную историческую обстановку — вспомним Беовульфа. Наконец, даже летописцы, то есть люди, которые должны, в принципе, объективно фиксировать факты истории, не свободны от мифологического мышления. Современники Иоанна Грозного утверждали, например, что в 1570 году в Новгородском погроме было казнено от 20 до 60 тысяч человек. В XIX веке историки называли цифру 40 тысяч. Это неправдоподобно, поскольку население Новгорода не превышало 30 тысяч даже в годы расцвета. Сейчас известно, что в Новгороде погибло от двух до трех тысяч человек (сведения из отчета Малюты и синодика самого Грозного. Они не преувеличивали).
Однако, в первую очередь, наслоение мифологии на реальную историю зависело от того, когда создавались произведения, описывающие исторические события.
«Героико-исторические произведения создавались не только участниками событий, которые отражены в этих произведениях. Создавались они и позже лицами, которые не были даже современниками этих событий. Другой значительной частью этого раздела народной словесности является эпическая обработка традиционных, давно сложившихся произведений. то есть исторические имена и события присоединялись к существующим сюжетам. Именно в этом и есть одна из специфических черт народного творчества» 11 .
Таким образом, мы можем проследить цепочку взаимоотношений мифа и истории. Преобладание то одного, то другой создавало крайне интересные модели реальности — и литературы. Однако нельзя сказать, что взаимовлияние мифа и истории завершилось чьей-нибудь победой: этот процесс продолжается. Мы до сих пор можем наблюдать такие явления, как мифологизация истории или историзация мифа. Как правило, последнее — привилегия литературы, но первое с успехом применяется в повседневной жизни.
Источник
История начинается с мифа
. Миф говорит о вещах, которых никогда не было,
но которые всегда есть.
В. Л. Рабинович
От мифа к литературе; от мифа к истории;
но к такой литературе и таким историям,
которые помнят и говорят о своем мифическом предбытии.
В. Л. Рабинович
Египетские жрецы Саиса рассказали Солону,
что Атлантида погибла 9000 лет тому назад.
Письма махатм
Я очень боюсь слова «передовой» — «передовая идея», «передовая наука», «передовая страна». «Передовая Испания», долгое время благодаря успехам науки и мореходства слывшая «владычицей морей», оказалась не только родиной инквизиции, но и обскурантизма: вспомним хотя бы то чудовищное неистовство, с которым просвещенные испанцы изничтожали в Центральной Америке драгоценное наследие человечества — подобно древнекитайскому императору Ши Хуанди сжигали свитки из оленьего пергамента культуры майя: «Мы нашли множество книг, но поскольку в них не было ничего, кроме суеверий и дьявольских предрассудков, мы все их сожгли, что туземцы восприняли с большой скорбью и болью».
Нынешние ученые не жгут — они просто «не замечают», не замечают древних культур, древних основателей знания (Гермес Трисмегист, Виракоча, Кецалькоатль), не говоря уж о древних пророках и основателях религий. Суеверие, миф — таков их вердикт.
Да, миф. Но именно «мифическая» история жреца Манефона из Гелиополя, жившего в III в. до н. э., донесла до нас списки богов, «которые были первыми, кому принадлежала власть в Египте». Именно из мифа мы узнали, что эта история продолжалась не известные науке 5500 лет, но, как минимум, двадцать тысяч лет, то есть «боги» правили Египтом задолго до мирового катаклизма и потопа. Первая династия, датируемая 3100 г. до н. э., — только «второе начало», о чем, в частности, свидетельствовал посетивший Египет 2000 лет назад греческий историк Диодор Сицилийский:
Сначала в течение чуть меньше 18000 лет Египтом правили боги и герои, причем последним из богов-правителей был Гор, сын Исиды. Смертные же царствовали в этой стране, как они утверждают, немногим менее 5000 лет.
Шлиман открыл Трою, поверив мифу Гомера. Если бы мы относились к мифам, как Шлиман, то вся культура древности предстала бы нам не в виде сказки, а в виде следов богов, как выразился Г. Хэнкок. Да и сами эти боги — Осирис, Тот, Кецалькоатль, Виракоча, Оаннеш (или Уан) — в действительности были величайшими просветителями, несущими уцелевшему после катаклизмов ледникового периода миру знание погибших цивилизаций. Мифы и есть следы богов, донесшие до нас толику эзотерического знания древних. Скажем, тот же бог Тот — это Гермес Трисмегист, одаривший современное человечество математикой (число, счет, геометрия), нумерологией, астрономией, письменностью, музыкой, магией и т. д.
Несколько примеров. Географические карты, начертанные в начале XVI в. Пири Рейсом, Оронтеусом Финиусом, Меркатором (Герардом Кремером), несколько позже — Филиппом Буаше, не просто изображают берега открытой двумя веками спустя Антарктиды * (Земли Королевы Мод, Земли Эндерби, Земли Уилкса, Земли Виктории, Земли Мэри Бэрд и т. д.), но — внимание! — давно скрытые под километровым слоем льда характерные особенности рельефа (реки, горы), открытые по данным сейсмической разведки лишь во второй половине XX века. Изображенные на этих картах реки текли более 6000 лет (!) тому назад, а подледная топография всего континента (о которой мы не имели ни малейшего представления до 1958 г.), в частности, пролив, соединяющий моря Росса, Уэделла и Беллинсгаузена (который существовал бы, будь Антарктида свободна от льда), были известны в «эпоху мифов», документы которой, относящиеся к дошумерскому и доегипетскому периоду, каким-то образом попали в руки картографов XVI в.
Карты Пири Рейса, Оронтеуса Финиуса, Меркатора и Буаше вместе дают сильное (хотя и дискомфортное) ощущение, что Антарктида постоянно исследовалась, в то время как ледовая шапка постепенно разрасталась из центральных районов к периферии, становилась все более массивной с каждым тысячелетием, пока около 4000 года до н. э. не сковала все побережье. Соответственно карты, которыми в качестве источников пользовались Пири Рейс и Меркатор, должны были возникнуть к концу этого периода, когда в Антарктиде были свободны ото льда только прибрежные зоны. Источник карты Оронтеуса Финиуса, похоже, значительно старше и относится ко времени, когда оледенение затрагивало лишь центр континента. Источник же карты Буаше восходит к еще более раннему периоду, около 13000 года до н. э., когда в Антарктиде оледенения не было вовсе.
Заслуживает внимания и карта Оронтеуса Финиуса, где весьма точно воспроизведены относительные координаты береговой линии Антарктиды и континента в целом. Это отражает уровень географических познаний, которого не было до ХХ века.
Хэпгуд обнаружил еще один важный документ — китайскую карту, скопированную в 1137 году с более раннего оригинала на каменной колонне. Эта карта содержит столь же точные данные по долготам, что и остальные. На ней такая же сетка и так же используется сферическая тригонометрия. При ближайшем рассмотрении она имеет так много общего с европейскими и ближневосточными картами, что напрашивается вывод: у них общий источник.
И вновь перед нами оказывается уцелевший фрагмент научных познаний исчезнувшей цивилизации. Более того, подтверждается, что эта цивилизация, по крайней мере, в некоторых вопросах, была, не менее развита, чем наша, и что ее картографы «произвели съемку практически всего земного шара с одинаково высоким техническим уровнем, одними методиками, равными математическими знаниями и, возможно, с использованием одних и тех же приборов».
Помимо знания карт — использование сферической тригонометрии и сложного аппарата проекций, необходимых для построения карт. На картах Пири Рейса XVI века Средиземное море деформировано. Хотя проективная геометрия изобретена Монжем гораздо позже, оказалось, что указанные особенности карт связаны с учетом округлости Земли. Более того, дальнейшее исследование карт Рейса директором Бостонской обсерватории, отвечающим за картографическую службу США, выявило, что рельеф Северной Америки, горы и озера Канады, контуры берегов северной оконечности материка и рельеф Антарктиды совершенно точны.
Конечно, можно предложить рациональные версии указанных невероятных совпадений, но, оказывается, вся человеческая культура состоит из них. Данте в Б о ж е с т в е н н о й К о м е д и и точно описывает неизвестное в его время созвездие Южного Креста, Свифт в П у т е ш е с т в и и н а Л а п у т у — размеры и периоды обращения еще не открытых спутников Марса, отнюдь не случайно названных Фобосом и Деймосом («страх» и «ужас»), а великий Гёте, равно хорошо знавший прошлое и будущее, со свойственной ему философической отстраненностью замечает: «Грядущие события отбрасывают свои тени назад».
Далее. Мифические герои американских ольмеков, инков и ацтеков Виракоча, Кецалькоатль, Кон-Тики — это, без всяких сомнений, реальные исторические личности, принесшие древним индейцам медицину, металлургию, земледелие, животноводство, основы техники и строительства, письменность. По мнению ряда исследователей древнеамериканских культур, мифические герои — уцелевшие после древних катаклизмов ученые, передавшие знания погибших цивилизаций вновь возникшим культурам. В высшей степени любопытно, что Тунупа-Виракоча в Перу и Осирис в древнем Египте оказались настоящими «двойниками» как по свершенным деяниям, так и по судьбам. Сказанное во многом относится и к некоторым плодам этих деяний: скажем, лодки острова Сурики на озере Титикака и лодки древнего Нила, по свидетельству Тура Хейердала, — одни и те же (дарованные «людьми Виракочи» или «людьми Осириса») и использовались для одного и того же — перевозки на большие расстояния массивных каменных блоков и обелисков для храмов Луксора, Абидоса, Чолула и Тиауанако.
Выдающийся представитель Первого Времени, бог Тот следующим образом характеризуется в дошедших до нас древних текстах: «Он, кто знает небеса, способный сосчитать звезды, перечислить всё, что ни на есть на Земле, и измерить самую Землю». Осирис научил древних египтян земледелию, Тот (Гермес Трисмегист) — геодезии, астрономии и технике. «Именно его великие познания в небесной механике позволили правильно пользоваться законами, на которых зиждется и по которым развивается Вселенная». Кроме того, он был «Великим владыкой магии», мог передвинуть объекты силой своего голоса, «автором всяческих деяний во всевозможных областях знаний, как людских, так и божественных».
Кецалькоатль, двойники которого — Кукулан, Гукумац, Вотан, Ицамана, — был богом, но по совместительству просветителем, гуманистом, законодателем, ученым, инженером:
«Кукулькан приплыл с девятнадцатью спутниками, двое из которых были богами рыбы, двое других — богами земледелия и еще один — богом грома. Они оставались в Юкатане десять лет. Кукулькан сотворил мудрые законы, после чего поднял парус и исчез в направлении восходящего солнца…».
Согласно испанскому хронисту Лас Касасу: «Туземцы утверждают, что в древние времена в Мексику прибыли двадцать человек, вождя которых звали Кукулькан. Они носили свободные рубахи и сандалии, у них были длинные бороды и непокрытые головы. Кукулькан преподал людям искусство жить в мире и научил их, как сделать различные важные орудия…».
Эти последователи Кецалькоатля были людьми великих знаний и чрезвычайно сведущими во всяческих сложных работах.
Подобно своему задолго до того исчезнувшему близнецу, белому и бородатому андскому богу Виракоче, Кецалькоатль, как говорят, принес в Мексику все ремесла и науки, необходимые для перехода к цивилизованной жизни, чем обеспечил наступление золотого века. Верили, что он принес в Центральную Америку письменность, изобрел календарь и был блестящим строителем, который научил людей секретам каменной кладки и архитектуры. Он был отцом математики, металлургии и астрономии; про него говорили, что он «измерил землю».
«Он был учителем — вспоминает легенда, — который учил, что не следует причинять вреда никакому существу и что уж если приносить в жертву, то никак не людей, а птиц и бабочек».
Огромнее количестве совпадений и параллелей в древних текстах, написанных во времена, когда контакты между их создателями кажутся совершенно невероятными, дают исследователям основание говорить о существовании более древней пракультуры, распространившейся чуть ли не по всей Земле и затем исчезнувшей. Намеки на ее существование можно обнаружить во множестве работ, а Гурджиев в книге В с е и в с я намекает, что имел доступ к «первоисточникам».
Существует достаточно распространенная точка зрения, согласно которой человечество уже не раз создавало высокоразвитые технические цивилизации, уничтожившие себя собственным оружием. В мифологии древних народов можно найти огромное количество отголосков этих цивилизаций — летательные аппараты из металла, молнии, поражающие врагов, огненные стрелы и т.п. Если мне не изменяет память, то только в одной Махабхарате несколько десятков страниц посвящено различным видам оружия, ставшим понятными только человеку XX века, но использованным древними героями. Конечно, это можно списать на необыкновенный полет фантазии древних авторов, но слишком уж буквальны «пересечения» с настоящим.
В рукописях Мертвого моря читаем такое описание:
«Поднялся столб дыма и пыли, словно бы вышедший из сердца Земли. Он облил дождем из серы и огня Содом и Гоморру и разрушил город, уничтожил равнину, всех жителей и растительность. И Лот жил в Изоаре, а потом поселился на горах, потому что боялся оставаться в Изоаре. Люди были предупреждены, что должны покинуть место будущего взрыва, не задерживаться на открытых пространствах, не смотреть на взрыв и прятаться под землю… Беглецы, которые оборачивались, ослепли и умерли…».
Как бы мы ни относились к идее «настоящее отстает» или к техническим чудесам атлантов, не вызывает сомнения подмеченное Рене Аллео зондирование прошлого — удивительная связь между прошлым и будущим, которую Ньютон назвал «стоянием на плечах гигантов». Коперник не скрывал, что к мысли о движении Земли пришел, перечитывая древних. Галилей и Ньютон не скрывали, сколь многим они обязаны древней науке. Декарт, скептический путь отыскания истины * почти слово в слово повторяет Аристотеля и Блаженного Августина **. Новое — всегда хорошо забытое старое. Астрономические данные древних астрономов и карты древних путешественников до самого последнего времени могли конкурировать с современными.
Никто не сомневается, что пенициллин изобрел Флеминг, но за три десятилетия до того Эрнст Дюшен защитил диссертацию под названием: «Исследование жизненного соперничества микроорганизмов — антагонизм между плесенями и микробами» ***; совсем уж ошеломляет, что в диссертации говорится о влиянии на бактерии «пенициллум глаукум». Древние краски и лаки, использованные художниками Средневековья и Ренессанса, до сих пор превосходят современные. Сказанное во многом относится к некоторым лекарственным средствам — уже не «темных веков», а первобытных племен. Древним галлам уже был известен способ изготовления кирас из особой ткани «пилема»: после обработки этой ткани в специальных растворах они приобретали свойство противостоять железному клинку и действию огня. И сами клинки из дамасской стали возникли в связи с магической практикой погружения раскаленного докрасна лезвия в тело пленного врага (магия состояла в передаче оружию воинской доблести противника) — только через тысячелетие был разгадан секрет закалки и азотирования стали. Примеры можно множить без конца, потому что я не знаю ни одного изобретения, не имеющего хотя бы отдаленных древних прототипов.
Да и в самом процессе появления изобретений существует своя магия, названная К.Г. Юнгом синхронизмом: как правило, одно и то же изобретение рождается одновременно в разных головах, разделенных огромными пространствами, как бы буквально подтверждая мысль: «идеи носятся в воздухе». Может быть, речь идет действительно о сверхчувственном восприятии, циркуляции и «поимке» «носящихся идей»?
Я не утверждаю, что все придумано до нас, но множество изобретений человека (эхолокация, термометры, бумага, реактивные двигатели, компасы, кондиционеры, акваланг, инкубатор, антифриз, освещение и т. д,) просто подсмотрены человеком у природы, использующей их в повседневной практике живых организмов.
Далее. «Времена мрака», как иногда именуют уходящую в мифы историю ранее VI — Х тысячелетий до н. э., принесли человечеству и сегодня поражающие воображение сооружения Каласасайи, Гизы, Тиауанако, которые, как бы неправдоподобно это ни звучало, некоторыми исследователями относятся к ХIII — ХV тысячелетиям до н. э. Туда же уходят своими корнями почти не отличающиеся по точности от современных древние календари *, свидетельства знания и точного вычисления прецессии равноденствия, небесной механики (отвечающие по уровню знаний XIX веку **), сферической тригонометрии и ряда изощренных проекций…
Можно верить, можно не верить в мифы, но разве не чудом является то обстоятельство, что культура Египта, его письменность, астрономия, математика, грандиозные познания в области монументального строительства, возникли буквально «из ничего» (как наш мир) — никакой эволюции, никаких промежуточных шагов, никакого постепенного усовершенствования. Иероглифы, знакомые по развалинам Египта, появились сразу в полной и совершенной форме, далее не меняясь.
Что примечательно, так это то, что не обнаружено никаких следов эволюции от простого к сложному, причем это относится и к математике, медицине, астрономии и архитектуре, и даже к удивительно богатой и запутанной религиозно-мифологической системе; основная фабула такого совершенного труда, как Книга мертвых, возникла вдруг в самом начале династического периода.
По словам Геродота, египтяне первыми открыли солнечный год, разделили его на двенадцать частей и точно измерили Землю.
Город богов Теотиуакан задуман как выполненная в масштабе модель солнечной системы; расстояния от центрального храма Кецалькоатля до пирамид строго пропорциональны радиусам орбит планет, включая Нептун и Плутон, открытые астрономами лишь в 1846 и 1930 гг. соответственно. Это притом, что возраст Теотиуакана никак не меньше эпохи Иисуса Христа. Ни одна другая цивилизация в те времена не имела никакого понятия о внешних планетах, не говоря уже о знании точных размеров их орбит. В том же городе богов существовала система водоемов, которая соединялась с озером Тескоко.
Было много дискуссий о назначении этой развитой гидравлической системы. По мнению Шлеммера, часть ее служила практической цели «дальнего сейсмического мониторинга» — древней, но неизвестной ныне науки. Он отмечал, что отдаленные землетрясения «могут по всей планете вызывать на поверхности жидкости стоячие волны», и предположил, что грамотно размещенные и отградуированные отражательные бассейны на Улице мертвых «давали теотиуаканцам возможность определять по образующимся там стоячим волнам место и силу землетрясений, происходящих на Земле, позволяя таким образом прогнозировать их в своем регионе».
Если Шлеммер прав и древние жители Теотиуакана действительно понимали принципы резонанса колебаний и практически использовали их для предсказания землетрясений, значит, в их распоряжении была высокоразвитая наука!
Великая пирамида в Гизе (которую ныне больше не рассматривают просто как фараонову гробницу, а видят в ней астрономический прибор или запечатленную в камне древнюю математику) спроектирована так, что представляет собой модель северного полушария в масштабе 1:43200, который сам является одним из прецессионных чисел, характеризующих смешение земной оси.
Г. Хэнкок:
Расчеты показывают, что отклонение масштаба от величины 1:43200 не превышает десятых долей процента. Точность вполне приличная.
Иными словами, в течение столетий, когда западная цивилизация была погружена во тьму и знание размеров нашей планеты было утрачено, всё, что нам требовалось, это измерить высоту и периметр основания Великой пирамиды и умножить их на 43200.
Р. Бьювэл:
Они знали, что такое время и пользовались природными звездными часами. Их рабочим языком была астрономия прецессии, и их монументы говорят на этом языке самым ясным, недвусмысленным и научным образом. Они были прекрасными геодезистами — я имею в виду людей, которые занимались съемкой и разбивкой площадки с обеспечением ориентации пирамид — потому что работали с потрясающей точностью и знали, как идеально «посадить» платформы-основания пирамид или другие строительные объекты относительно друг друга и сторон света.
Они, кто бы они ни были, сотворили всё это, чтобы передать силу своих идей при помощи чего-то, что является вечным при всех конкретных целях и желаниях людей. И им удалось создать силу, способную функционировать при условии, что Вы ее понимаете, и эта сила — вопросы, на которые она Вас провоцирует. Я думаю, что они прекрасно разбирались в человеческой психологии. Они знали игру под названием ритуал, обряд. Вам понятно? Я не шучу. Они знали, что делают. Они знали, что смогут вовлечь людей далекого будущего в свой образ мышления, даже не будучи там сами. Они знали, что сумеют добиться этого, создав вечную машину, назначение которой — порождать вопросы.
Три историка науки — Сантильяна, фон Дехенд и Хэнкок сходятся в том, что древнейшие мифы в зашифрованном виде описывают точное знание доисторической цивилизации о прецессиональных кодах — числа 72, 2160 и 25920, содержащиеся в мифах, точно соответствуют количеству лет, требуемых для смещения Солнца на один градус по эклиптике (72), числу лет одного цикла прецессии (2160) и одному Большому году полного цикла Великого возврата — прецессии в целом (25920). Прецессия равноденствий открыта Гиппархом через два тысячелетия после появления «Текстов пирамид», а ее количественные параметры с указанной точностью получены уже в Новое время. Но, как выясняется, все это было известно более 4500 лет тому назад. Древними «посланиями о прецессии» далеко не исчерпывается доисторическое знание. Упреждая современную науку, наши далекие предки знали не только наклон эклиптики, эксцентриситет орбиты Земли, прецессию ее оси, но и до сих пор точно не установленную связь между прецессией равноденствий и глобальными катастрофами, даже пытались предупредить далеких потомков о грозящих им космических опасностях, связанных с «медленно мелющими небесными жерновами»
Два слова о невероятной, необъяснимой точности древних строителей. Пирамиды в Гизе ориентированы по странам света с точностью 0,015% — это соответствует погрешности ориентации сторон пирамид в три угловые минуты (!). Учитывая циклопические размеры сооружений в Гизе, такая погрешность достижима разве что с использованием самых современных геодезических средств. Как некогда выразился Жан Франсуа Шампольон, «по сравнению с древними египтянами мы, европейцы, все равно что лилипуты».
Гробницы фараонов (так же, как и мексиканские сооружения) — нумерология в камне. Давно установлено, что здесь нет ничего случайного: соотношение высоты и периметра связано с трансцендентным p. Параметры камеры царя пирамиды Хеопса точно соответствуют «золотому сечению» — числу j, к которому стремится отношение соседних чисел открытого через тысячелетия ряда Фибоначчи; в этом ряде последующий член является суммой двух предыдущих *.
Уверенно и эффективно забавляясь с более чем шестью миллионами тонн камня, создавая галереи, камеры, шахты и коридоры, добиваясь почти идеальной симметрии, почти идеальных прямых углов и почти идеальной ориентации по ключевым точкам, таинственные строители Великой пирамиды находили время и для других фокусов, в том числе с размерами огромного монумента.
Почему их мысль работала в этом направлении? Что они пытались сказать или сделать? И почему через столько тысяч лет после постройки этот монумент продолжает оказывать магнетическое действие на такое множество людей из самых разнообразных слоев общества, которые вступают с ним в контакт?
Как установлено недавно Робертом Бьювэлом, пирамиды в Гизе ориентированы по трем звездам пояса Ориона, отражая как их взаимное расположение, так и звездную величину, причем, поскольку звездная карта меняется со временем, «датировка» пирамид по звездам относится к 10450 году до н. э. — дате, к которой некоторые исследователи относят также строительство Сфинкса *.
Д. Уэст:
Нас уверяют, что эволюция человеческой цивилизации — это прямолинейный процесс развития от глупого пещерного жителя к нам — умникам, со всеми нашими водородными бомбами и полосатой зубной пастой. Но доказательство того, что Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше династического Египта, означает, что некогда, в далеком-далеком прошлом, должна была существовать высокоразвитая и сложная цивилизация — как утверждают все мифы.
Все эти чудеса имеют только одно объяснение — египетская и другие цивилизации, с которых «начинается история», буквально выросли из мифа — из мифической пракультуры, давшей внезапный и решающий толчок цивилизациям древнего мира, из пракультуры, единственным сохранившимся следом которой являются мифы. Сказанное в полной мере относится и культурам южной и центральной Америки, мифы которой почти во всех пунктах совпадают со средиземноморскими, что означает существование одного и того же корня.
П о п о л ь — В у х ** донес до нас даже психологический облик мифологических «Первых людей», погибших в мировом катаклизме:
[Они] были одарены мудростью; они видели и вблизи, и вдали, и продолжали видеть и узнавать все, что происходит в мире. Они могли, не утруждая себя перемещением, узнавать о вещах, скрытых расстоянием. Мудрость их была велика; их зрение простиралось на леса, скалы, озера, моря, горы и долины. Воистину они были достойны восхищения. Они изучали все четыре стороны света, небесного свода и лика земли.
«Пусть их зрение достигает лишь того, что рядом; пусть они видят лишь малую часть дика Земли. ». И тогда Сердце Небес плюнуло им в глаза, затуманило их подобно тому, как затуманивается зеркало, на которое подышали. Их глаза полузакрылись, и они отныне могли видеть лишь то, что вблизи, только это они могли различать. Вот так было покончено с мудростью и знанием Первых Людей.
В Письмах махатм эти «Первые люди» ассоциируются с именами Иеговы, Ормузда, Осириса, Брахмы и т. д. Все они — носители «Планетарного духа», «избранники», «сосуды», вмещающие весь запас знания, который передается ими или через них грядущим расам (культурам) следующего круга или цикла в развитии человечества.
В Письмах махатм, претендующих на высшее знание, предшествующее и далеко опередившее научное *, идея пракультур развернута в теорию «пяти рас», далеко уходящих корнями в доледниковый период.
Пятой (современной) расе предшествовали четыре культуры **, из коих атланты принадлежали к четвертой, а греческая, римская и даже египетская цивилизации — «ничто в сравнении с теми, которые появились с 3-й расой».
В эоцене, именно в его «самом начальном периоде», большой цикл людей четвертой расы — атлантов — уже достиг своей наивысшей точки, и огромный материк, отец почти всех нынешних континентов, обнаружил первые признаки погружения — и процесс этот продолжался до времени, отстоящего от нас на 11446 лет, когда его последний остров (который, переводя его местное наименование, мы можем довольно точно назвать Посейдоном) пошел ко дну со страшным грохотом.
Мы утверждаем, что существовал целый ряд цивилизаций до, так же как и после ледникового периода; что они существовали в разных точках земного шара, достигали зенита славы и — умирали.
В Ч а ш е В о с т о к а перед нами разворачивается грандиозная панорама циклов цивилизаций и культур, причем в круги или обскурации «вечного возврата» включены не только многократно возвышающиеся и падающие расы (культуры), но и «всплывающие» и «тонущие» континенты, одним и которых являлась Атлантида и ее последний остаток — остров Посейдона.
Упреждая новейших исследователей, махатмы в 80-е годы XIX века повествуют о уже многократно повторявшихся в прошлом катаклизмах высокоразвитых культур и о предстоящих коллапсах, ожидающих современный мир на пороге появления шестой расы, которая явится на вновь всплывших Лемурии и Атлантиде:
Когда ваша раса — пятая — достигнет зенита в развитии своего физического ума и разовьет наивысшую цивилизацию (припомните различие, которое мы проводим между материальной и духовной цивилизациями), и будет уже не в состоянии подняться выше в своем цикле, ее продвижение в направлении абсолютного зла будет остановлено (так же как и ее предшественники лемурийцы и атланты, люди третьей и четвертой рас, были остановлены в своем продвижении к тому же) одним из таких изменений, носящих характер катаклизма. Ее великая цивилизация будет уничтожена, и все подрасы этой расы пойдут вниз в своих циклах, после короткого периода славы и учености.
Обратите внимание на остатки атлантов — на древних греков и римлян (нынешние все принадлежат пятой расе): как велики и как кратки, как непродолжительны были дни их известности и славы!
Конечно, ваша наука права во многих своих обобщениях, но предпосылки ее неверны или, во всяком случае, во многом ошибочны. Например, она права, утверждая, что во времена образования новой Америки древняя Атлантида опускалась и постепенно уходила под воду; но она ошибается как в приводимых ею эпохах, так и в вычислениях длительности этого погружения. Такова же и грядущая судьба ваших Британских островов, первых в списке жертв, которые будут уничтожены огнем (подводными вулканами) и водою; Франция и другие страны последуют за ними. Когда они появятся вновь, последняя, седьмая подраса шестой коренной расы нынешнего человечества будет процветать на «Лемурии» и «Атлантиде», которые также появятся вновь (причем их новое появление произойдет тотчас же после исчезновения теперешних островов и материков), и очень мало морей и великих океанов окажется тогда на земном шаре, поскольку воды, так же как и земля, появляются, исчезают и перемещаются периодически, все в свой черед.
У последней, седьмой расы будет свой Будда, как и у каждой из ее предшественниц; но ее адепты будут гораздо выше любого адепта нынешней расы, ибо среди них будет пребывать будущий Планетный дух, Дхьян-Чохан, долгом которого будет наставить или «освежить память» людей первой расы пятого большого Круга, после будущей обскурации этой планеты.
Конечно, можно как угодно относиться к тибетским знаниям, но, что действительно поражает, так это визионерство махатм. Кроме точных временных совпадений указанных текстов с данными Г. Хэнкока и других современных исследователей, в Письмах махатм есть другие удивительные места, например, это: «Наука услышит звуки с некоторых небесных тел прежде, нежели она увидит их. Это — пророчество». Написано это за 13 лет до изобретения А. С. Поповым радиоприемника и за 40 лет до появления первого радиотелескопа, позволившего открыть совершенно новые типы далеких космических объектов.
Когда Честертону говорили о конце света, он отвечал: «Почему я должен в этом сомневаться? Он случался уже не единожды». На протяжении миллиона лет, в течение которого люди терзают эту землю, она, несомненно, пережила не один апокалипсис. Свет разума много раз угасал и вспыхивал снова.
Легенда о потопе, известная со времени прочтения П е с н и о Г и л ь г а м е ш е и сообщенная герою Утанапиштимом, сама окутана мистическими обстоятельствами: Джордж Смит, изучавший глиняные таблички с клинописью, найденные в Ниневии Рассамом, обнаружил отсутствие важных частей текста. Газета «Дейли Телеграф» спонсировала поиск отсутствующих фрагментов, найти которые был один шанс из миллиона. Тем не менее, они были найдены на пятый (!) день раскопок. В ходе раскопок был обнаружен прямо-таки мистический факт: Леонард Вулли, впервые обнаруживший эти письмена, наткнулся на слой белой глины, разделявший глиняные таблички шумеров и лепную керамику культуры каменного века. Иными словами дошедшая до нас информация о потопе из шумерских источников совпала с открытием следов самого потопа (восьмифутового слоя глины).
Любопытно, что почти все народы мира создали собственные мифы о потопе:
Легенды о потопе, сопровождавшемся извержениями вулканов, ураганами и ливнями, распространены в мировой мифологии. В греческих мифах Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра были единственными людьми, пережившими потоп, с помощью которого Зевс уничтожил мир. (Причиной была испорченность рода человеческого). Историю эту мы находим у Овидия. В индийской Ригведе Ману сооружает ковчег и, когда воды схлынули, выходит на вершину горы. Легенда о потопе содержится в «Пополь-Вух», священной книге индейцев киче, а также в мифах народов Северной Америки. Если вы сомневаетесь в универсальности легенд о потопе, откройте «Библию мира» Баллу и в статье «Потоп» вам придется выбирать из шести различных версий, среди которых — персидская, китайская и индийская.
В настоящее время ученые изучили около пятисот мифов о потопе, наличествующих у всех народов Земли. Доказано, что большая их часть полностью независима от месопотамского и еврейского вариантов. И, тем не менее, все они воспроизводят информацию о мировом катаклизме, когда «система мироздания пришла в беспорядок». Достоверно установлено, что речь идет о реальных событиях, связанных с концом последнего Ледникового периода, сопровождавшегося бурным таянием льдов, резким подъемом уровня мирового океана (приблизительно на 120 м), извержениями вулканов (десятков или сотен Кракатау), выбросом гигантских количеств вулканической пыли, надолго скрывших солнце и небо. На протяжении семи тысяч лет между 15000 и 8000 гг. до н. э. вымерло свыше семидесяти видов крупных млекопитающих (десятки миллионов крупных животных) и, по всей вероятности, погибла человеческая цивилизация, предшествовавшая ныне известным. Немногие сохранившиеся ее представители, передавшие накопленные знания древнему Египту, Шумеру, цивилизациям Востока и Америки, стали теми «богами», следы которых мы обнаруживаем только в человеческой мифологии.
Поскольку речь зашла о потопе, следует отметить его «культуротворческое» значение в истории человечества. Катастрофы разрушительны, но на месте разрушенного возводятся строения будущего. Не будь потопа, гласит альтернативная версия, человечество еще долго могло бы сохранить кочевой и земледельческий образ жизни. Потоп пробудил его от спячки и породил новый образ жизни.
Практически во всех мифологиях мы встречаемся с посмертными странствиями души, различными видами метемпсихоза и иерархией реальностей, замыкаемой земной жизнью. С точки зрения современной трансперсональной психологии первобытная культура во многом упредила современную, только в последнее время обратившуюся к широкой картографии человеческой души.
Источник