Соматоскопии перечислите основные способы исследования которые она включает

Соматоскопии перечислите основные способы исследования которые она включает

Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Соматоскопические показатели физического развития // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86318 (дата обращения: 10.11.2021).

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Источник

Соматоскопия. Определение физичесого развития.

Автор: Соколов Андрей Александрович

Физическое развитие — совокупность морфофункциональных и функциональных показателей, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма, т.е. отражает потенциальные или реальные возможности организма к выполнению физической работы. Физическое развитие обусловлено во многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем его уровень после рождения (фенотип) в большей степени зависит от условий жизни, двигательной активности и др. Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно достигается определенный уровень тренированности, характеризующийся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в состоянии организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления после их выполнения. Основными методами исследования физического развития являются соматоскопия и соматометрия. Соматоскопия Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата. Особенности телосложения определяются конституцией. Различают три типа конституции: нормостенический, гиперстенический и астенический. У нормостеников существуют определенные пропорции между продольными и поперечными размерами тела (относительно пропорциональное тело). У гиперстеников пропорции смещены в сторону увеличения поперечных размеров (при относительно длинном туловище и коротких ногах). У астеников пропорции смещены в сторону увеличения продольных размеров (длинные ноги и короткое туловище). Внешний осмотр позволяет определить осанку, форму спины, грудной клетки, ног, рук, состояние свода стопы, а также развитие мускулатуры и особенности жироотложения. Осанка — это привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела. Голова располагается прямо, надплечья слегка опущены и отведены назад, руки прилегают к туловищу, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы параллельны или слегка разведены в стороны. Нарушения осанки развиваются в любом возрасте при слабости мышц, заболеваниях и травмах конечностей и позвоночника. В таких случаях данные внешнего осмотра должны быть уточнены методами рентгенологического или МРТ-исследования. При изучении осанки осмотр проводят в положениях: спереди, сбоку и сзади. Во время осмотра спереди обращают внимание на возможные асимметрии правой и левой половины туловища, положение головы относительно оси туловища, положение плечей и плечевой линии, форму грудной клетки (нормальная, патологически измененная), рук, ног, положение таза (высота и симметричность гребней подвздошных гребней). Осмотр сбоку позволяет изучить осанку в сагиттальной плоскости и определить форму спины по величине изгибов позвоночника (плоская, круглая, сутулая, плосковогнутая, кругловогнутая и др.). При осмотре сзади выявляют возможные искривления позвоночника во фронтальной плоскости, характерные для сколиоза, по положению углов лопаток, высоте стояния плечей и симметричности плечевой линии, направление искривления позвоночника и его форму.

Читайте также:  Способами передачи инфекции являются

Форма спины определяется выраженностью физиологических изгибов позвоночника (в см) кзади (кифоз) и кпереди (лордоз) по отношению к его вертикальной оси в сагиттальной плоскости. Нормальная форма: грудной кифоз = 2 см поясничный лордоз = 4 см. Плоская спина: грудной кифоз 4 см поясничный лордоз 4 см. Кругло-вогнутая: грудной кифоз > 4 см поясничный лордоз > 4 см. Чаще других развивается сутулая или круглая спина. У подростков ее называют юношеским кифозом. Круглая и кругло-вогнутая спина способствуют нарушению функции дыхания и кровообращения. Плоская спина снижает рессорную функцию позвоночника. При сколиозе любой локализации помимо указанных нарушений развиваются различные деформации грудной клетки и позвоночника, что усугубляет нарушения функций названных систем. Для определения формы ног обследуемому предлагают в положении стоя соединить пятки и несколько развести носки врозь. Различают: прямые (ровные) ноги, ноги с Х-образным и О-образным искривлением. Ноги считают прямыми, если колени, стопы соприкасаются. И продольные оси голени совпадают с продольными осями бедра. При Х-образных ногах соприкасаются только колени, при О-образных — только стопы. Форма стопы. Стопа может иметь нормальную форму, уплощенную и плоскую. Определяют состояние стопы по отпечаткам ее подошвенной поверхности методом сплантографии (отпечатков) и измерению ее размеров — подометрии. При нормальной стопе ее свод составляет 1/3 поперечника стопы, при уплощенной — до 1/2 и при плоской более 1/2 поперечника стопы. Для определения формы рук в положении стоя обследуемый должен вытянуть руки вперед ладонями вверх и соединить их так, чтобы мизинцы кистей соприкасались. Если руки прямые, то они не соприкасаются в области локтей, при Х-образной форме — соприкасаются. Развитие мускулатуры оценивают как хорошее, среднее и слабое — по состоянию тонуса (хороший, сниженный), мышечной силы (по показателям динамометрии в кг), выраженности рельефа мышц (плохой, хороший, отличный) и пропорциональности развития мускулатуры конечностей, симметричных мышечных групп (гармоничное, негармоничное). Жироотложение оценивается по толщине подкожно-жировой клетчатки. Различают нормальную, пониженную и повышенную упитанность. Измерение производится в положении стоя на спине исследуемого под углом лопатки и на животе на уровне пупка справа и слева от него. Большим и указательным пальцем берется в складку участок кожи с подкожной клетчаткой в 5 см. При пониженной упитанности пальцы легко прощупывают друг друга. А костный и мышечный рельефы легко просматриваются. Если развитие подкожно-жировой клетчатки нормальное, то кожная складка берется свободно, но концы пальцев прощупывают друг друга хуже, костный и мышечный рельефы слегка сглажены. Толщина складки в среднем под углом лопатки у мужчин 0,8 см, у женщин до 1,8 см, а в области пупка в пределах 1,5 см у мужчин и 1,5-2,0 см у женщин. При повышенном развитии кожная складка берется с трудом, костный и мышечный рельефы отчетливо сглажены. В этом случае следует указать по верхнему или по нижнему типу отмечается повышенное жироотложение.

Источник

Соматоскопии перечислите основные способы исследования которые она включает

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Somatoscopy method of estimation of bearing and its substantiation

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: bearing, somatoscopy, planes, photometry, morphological parameters.

There were allocated the most frequently used anthroposcopy parameters of bearing on the basis of the analysis of the scientific-methodical literature. The 6 from 13 are in the frontal plane (rear view), and 7 are in the sagittal plane (side view) remained after the generalization and the maximal simplification.

1. The morphological parameters describing bearing were allocated and generalized from the most frequently meeting when the analysis of the scientific-methodical literature was performed. 2. The estimation of reliability and information of the morphological parameters used for diagnostics of the condition of the bearing was carried out. Not informative parameters are excluded. The most reliable and informative estimation of the bearing is the generalized total point constructed on the earlier allocated morphological attributes, grouped separately for frontal and sagittal planes. 3. The stage of the prepathological condition of the bearing when the directed application of the physical exercises promotes the formation of the muscular corset and stops the further development of infringements was revealed.

Читайте также:  Системы линейных уравнений графическим способом самостоятельная работа

Соматоскопический метод оценки осанки и его обоснование

Т.С. Морозова
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: осанка, соматоскопия, плоскости, фотометрия, морфологические показатели.

Актуальность. Одна из важнейших задач физического воспитания детей и подростков — формирование осанки, предупреждение ее патологических изменений. Правильная осанка важна не только с эстетической точки зрения, но и с физиологической: создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, способствует наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность. Нормальная осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития [1, 2, 4, 5].

Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться (например, количество нарушений возрастает в период полового созревания, особенно среди девочек). Нарушения осанки оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность организма, функционирование важнейших органов и систем. По данным литературы, эпидемиология (распространенность) нарушений такова: осанка у 30 — 90% детей и подростков не соответствует норме [1 — 3, 5, 7) . И это проблема современного школьного образования, так как 75% всех нарушений осанки приходится на возраст 8 — 14 лет. Основная причина — ограниченность в движениях (длительное вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей), совпадающая с периодом активного роста [1, 2, 5].

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к врачу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. В данной ситуации исключительную важность приобретают проблемы своевременной диагностики для наиболее эффективной профилактики и лечения дефектов осанки еще в начальной стадии. Самый простой метод оценки осанки — визуальный (соматоскопический), однако он имеет 2 существенных недостатка: 1 — требует достаточного для надежной оценки опыта, 2 — не дает четкого представления о степени нарушения (субъективен). Поэтому настоящее исследование было посвящено разработке метода оценки осанки, простого и доступного прежде всего специалистам по физической культуре, которые имеют возможность непосредственно наблюдать за возрастными изменениями и корректировать строение тела ребенка.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературных данных выделить основные морфологические показатели осанки.

2. Оценить надежность и информативность каждого показателя, выявить взаимосвязи между показателями и основные определяющие факторы оценки осанки.

3. Выделить стадию предпатологического состояния осанки для своевременной коррекции и профилактики дальнейших нарушений.

Организация и методика исследования. На основе анализа научно-методической литературы [3 — 7] были выделены наиболее часто используемые антропоскопические показатели осанки. После обобщения и максимального упрощения осталось 13, из них 6 — во фронтальной плоскости (вид сзади) и 7 — в сагиттальной плоскости (вид сбоку) (табл. 1).

Для оценки осанки проводят визуальный осмотр в теплой, хорошо освещенной комнате, на фоне расчерченной в клетку стены (можно на фоне кафельной или «шведской» стенки), желательно с использованием отвеса [3, 6, 7]. Ребенок должен быть максимально обнажен и стоять в естественной привычной позе. Показатели оцениваются во фронтальной и в сагиттальной плоскостях. Оптимально применять метод фотометрии (на готовую фотографию накладывается сетка).

Таблица 1. Надежность и информативность показателей оценки осанки (п=105)

Показатели Надежность Информативность (по диагностике ортопеда) фронтальная плоскость сагиттальная плоскость общая оценка 1 Вертикальность положения головы, вид сзади 798 -223 -221 -249 2 Симметричность надплечий 802 -592 -099 -391 3 Симметричность туловища 800 -636 -178 -464 4 Симметричность таза 746 -435 -197 -367 5 Постановка стоп 752 -142 -241 -246 6 Симметричность углов лопаток 876 -413 -234 -360 7 Вертикальность положения головы, вид сбоку 892 021 -215 -145 8 Форма грудной клетки 802 -148 -515 -396 9 Отставание лопаток 915 -177 -561 -451 10 Сутулость 809 -116 -618 -458 11 Отклонение туловища назад 763 -147 -689 -507 12 Форма живота 874 -249 -245 -244 13 Величина лордоза 806 -219 -559 -505

Примечания: 1 Значения коэффициентов корреляции умножены на 1000 2 Курсивом выделены недостоверные коэффициенты 3 Коэффициенты корреляции 0,200 значимы при р

Оценка каждого показателя осанки проводится по пятибалльной системе методом сравнения индивидуальной осанки и графических представлений вариантов на образце. На рис. 1 приведен пример оценки показателя «отставание лопаток» (5 баллов — лопатки плотно прилегают к спине, 3 балла — лопатки отстают, 1 балл — отстают значительно, особенно нижний угол, и промежуточные варианты оцениваются, соответственно, в 2 и 4 балла).

Рис. 1. Пример оценки показателя «отставание лопаток»

Для проверки добротности (аутентичности) предлагаемого теста использовали показатели надежности и информативности.

Определение надежности показателей. В результате исследования было получено по 2 фотографии (во фронтальной и сагиттальной плоскостях) 105 школьников 11- 12 лет. Осанка каждого оценивалась по 13 выделенным показателям. Через некоторое время оценка была проведена повторно. Коэффициенты корреляции между первой и второй оценками, характеризующие воспроизводимость теста, представлены в табл. 1. Среднее значение коэффициентов корреляции по показателям, характеризующее воспроизводимость теста, r = 0,818. Это приемлемое для надежности значение.

Для определения информативности показателей оценить осанку школьников с указанием степени нарушения (норма — 0, незначительные нарушения — 1, патологические изменения — 2) во фронтальной и сагиттальной плоскостях предложили также детскому врачу-ортопеду высшей категории с 14-летним стажем работы, члену Всероссийской гильдии ортопедов. Коэффициенты корреляции между степенью нарушения (по мнению врача) и оценкой каждого из показателей в баллах, характеризуют их информативность (см. табл. 1). Общая оценка осанки складывалась из степеней нарушения в каждой плоскости. Такие показатели, как вертикальность положения головы в обеих плоскостях, постановка стоп и форма живота, имеющие низкую информативность (при уровне значимости р =0 ,01 коэффициенты корреляции r 0,400 (среднее значение коэффициентов — 0,557).

Читайте также:  Люминесцентные лампы способы крепления

При исследовании взаимосвязей информативных признаков по матрице интеркорреляций была построена корреляционная модель структуры оценки показателей, характеризующих осанку (рис. 2). Здесь можно выделить два фактора оценки осанки, образующихся из взаимосвязанных (коэффициенты корреляции r > 0,300) признаков: 1 — показатели фронтальной плоскости (все показатели симметричности), 2 — показатели сагиттальной плоскости (форма грудной клетки, отставание лопаток,

Рис. 2. Корреляционная модель структуры оценки показателей, характеризующих осанку:

2. Симметричность надплечий. 3. Симметрич ность туловища. 4. Симметричность таза. 6. Симметричность углов лопаток.

Фактор оценки осанки во фронтальной плоскости (r = 0,77)

8. Форма грудной клетки. 9. Прилегание лопаток. 10. Сутулость в сагиттальной плоскости. 11. Отклонение корпуса назад. 13. Величина лордоза.

Фактор оценки осанки в сагиттальной плоскости (r = 0,81)

Таблица 2. Надежность и информативность обобщенных суммарных баллов (n=105)

Показатели Надежность Информативность Сумма баллов во фронтальной плоскости 876 770 Сумма баллов в сагиттальной плоскости 902 810 Общая сумма баллов 910 800

Примечание. Значения коэффициентов корреляции умножены на 1000

сутулость, отклонение туловища и величина лордоза). Следовательно, можно суммировать показатели по каждому из этих факторов, т.е. выделить как самостоятельные характеристики суммы баллов во фронтальной и в сагиттальной плоскостях, а также общую сумму баллов. Эти обобщенные характеристики, более надежные и информативные (табл. 2), чем отдельные признаки, и далее использовались как основные критерии оценки осанки.

Для выделения стадии предпатологического состояния осанки были построены графики нормального распределения обобщенных суммарных баллов (по фронтальной, сагиттальной плоскостям и по общей оценке) у школьников с нормальной осанкой и с ее нарушениями (схематическое изображение графиков представлено на рис. 3). Области пересечения (наложения) графиков, где высокие значения группы школьников с нарушениями осанки одновременно являются низкими в группе с нормальной осанкой, можно классифицировать как «зоны предпатологии». Если максимально возможное количество баллов принять за 100 условных единиц, то для осанки во фронтальной плоскости эта зона лежит в пределах 80 — 90 усл. ед., в сагиттальной — в пределах 77 — 86 усл. ед., для общей оценки — в пределах 83 — 91 усл. ед.

Таким образом, нормальной осанку можно считать при количестве набранных в общей оценке баллов более 90 усл. ед. Детей, имеющих значительные нарушения осанки (при тесте общая оценка менее 80 усл. ед.), необходимо направлять к врачам-специалистам (в поликлинику, врачебно-физкультурный диспансер, специализированную больницу) для консультаций и проведения комплексных реабилитационных мероприятий.

Рис. 3. Выделение стадии предпатологического состояния осанки: А — фронтальная плоскость, Б — сагиттальная плоскость, В — общая оценка осанки: Р — патология, N — норма, Р/Р — предпатология

Если при тесте набрано менее 9/10 возможного количества баллов, но нарушения не выражены ярко, то осанка ребенка находится в стадии предпатологии (здесь необходимо выяснить, в какой плоскости нарушения снижают общую оценку). При своевременном ее выявлении возможны коррекция и профилактика дальнейших нарушений средствами физических упражнений (включение в уроки физкультуры специальных комплексов упражнений, индивидуальных заданий, самостоятельные занятия дома, оздоровительное плавание и т. д.). Такие занятия способствуют формированию мышечного корсета и нормальной осанки. Если через 0,5-1 год изменений не наблюдается (или наступает ухудшение), ребенка следует направлять к ортопеду на детальное обследование и консультацию.

Выводы: 1. При анализе научно-методической литературы были выделены и обобщены наиболее часто встречающиеся морфологические показатели, характеризующие осанку.

2. Проведена оценка надежности и информативности морфологических показателей, применяемых для диагностики состояния осанки. Неинформативные показатели исключены. Наиболее надежной и информативной оценкой осанки является обобщенный суммарный балл, построенный на ранее выделенных морфологических признаках, сгруппированных отдельно для фронтальной и сагиттальной плоскостей.

3. Выявлена стадия предпатологического состояния осанки, когда направленное применение физических упражнений содействует формированию мышечного корсета и купирует дальнейшее развитие нарушений.

2. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей). — М.: Просвещение, 1970. — 95 с.

7. Barry L. Johnson (Corpus Christ State University of the University of South Texas System), Jack K. Nelson (Louisiana State University) «Practical Measurements for Evaluation in Physical Education». Burgess Publishing Company, 1979.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник

Оцените статью
Разные способы