Солженицын способ двигаться средства выразительности

Языковые средства выразительности и их роль в понимании смысла текста (на примере «Крохоток» А. И. Солженицына).

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Языковые средства выразительности и их роль в понимании смысла текста (на примере «Крохоток» А. И. Солженицына).

(Подбор дидактического материала для подготовки учащихся к ЕГЭ).

учитель русского языка и литературы Краснова Светлана Владимировна

Уроки русского языка в 10-11 классах (весь курс русского языка уже изучен) – это возможность повторения, закрепления изученного материала, а также тренировка в выполнении самых сложных заданий, предлагаемых на экзамене. В «Методических рекомендациях по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе» читаем: «Самые сложные части задания расположены во 2 части работы (часть В) и связаны с лингвистическим анализом языковых явлений, представленных в тексте, и в третьей части – создание собственного текста (часть С)». 1

Следовательно, подбор дидактического материала, который позволил бы учащимся закрепить полученные ранее знания о языковых средствах выразительности и их роли в тексте, определяет значимость данной работы.

Её актуальность сводится также к тому, что на уроках подготовки к ЕГЭ пойдёт речь о личности А.И.Солженицына, которого В.Распутин назвал «поистине могучей фигурой». «Сейчас, когда его не стало, — пишет В.Распутин, — это понимается в особенности… Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир – не стало великого нравственника, справедливца, таланта». 2

Читайте также:  Фенкарол способ применения таблетки

Предложенные для анализа произведения позволяют современным подросткам прикоснуться к тайнам таланта писателя, сквозь призму ценностных основ его духовного мира задуматься о вечности и непреходящей ценности его нравственных исканий.

Цель работы: подбор дидактического материала для комплексного анализа текста на примере «Крохоток» А. И. Солженицына) с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.

Задачи: — учить видеть роль средств художественной выразительности в понимании

смысла текста, в раскрытии авторской позиции;

— способствовать формированию нравственных ориентиров в жизни;

— развивать навыки исследовательской и творческой работы.

Существует бесспорное мнение о том, что рассматривать литературное произведение нужно в единстве формы и содержания (и форма, и содержание произведения — наглядное проявление авторской позиции), что читательское восприятие всегда проверяется анализом, что языковые средства позволяют глубже понять текст. Но самая главная авторская мысль открывается читательскому пониманию постепенно. И именно средства художественной выразительности позволяют прояснить те фрагменты текста, которые даже после неоднократного чтения остаются для учеников непонятными. Сложны для восприятия учащихся и тексты А. И. Солженицына. Поэтому их анализ необходимо строить, придерживаясь следующей последовательности: от частного к общему, то есть от языковых средств к идее произведения. Такая работа с текстом позволяет понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста. Знание языковых средств и средств художественной выразительности помогает ученику чувствовать себя уверенно не только при выполнении заданий части В, но и при составлении рассуждения по поднятой в тексте проблеме.

Данный дидактический материал рекомендуется использовать на сдвоенном уроке русского языка, построенного в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. Такие уроки предполагают трёхфазовую структуру урока: вызов – осмысление – рефлексия.

Особо стоит отметить, что на стадии вызова предметом исследования становятся две миниатюры А. И. Солженицына «Город на Неве» и «Отраженье в воде». Данные тексты входят в цикл «Крохотки» 1958 – 1960, не объединены единой темой, но позволяют учащимся осмыслить философские раздумья писателя о мире и человеке как его частице, о красоте и гармонии природы, о духовном и нравственном состоянии общества, а также увидеть особенности авторского стиля. На стадии осмысления с целью более глубокого проникновения в текст ученики будут работать с миниатюрой «Город на Неве». Проверить, насколько верными окажутся их первоначальное понимание смысла «крохотки» «Отраженье в воде», ученики смогут, анализируя языковые особенности произведения на стадии рефлексии.

На партах учеников распечатанные тексты «Крохоток» («Город на Неве» и «Отраженье в воде»). Их автор не указан.

1. Прочитайте тексты и запишите, что их объединяет

1. – двухчастная композиция рассказов (пейзажная зарисовка и размышления автора о человеческой жизни). Явления окружающей жизни становятся поводом для философских обобщений, поиска ответов на важные нравственные проблемы. Интересны, а порой неожиданны, причинно-следственные связи между явлениями, которые устанавливает автор.

— тексты философского содержания (о памяти, вечной красоте, истине, бессмертии).

— каждый текст заканчивается вопросом.

2. Выпишите слова, употребление которых, на ваш взгляд, обусловлено темой текстов (ключевые слова).

(«Отраженье в воде»)

3. Какие мысли, ассоциации, размышления появились у вас после прочтения текстов?

Читая первый текст, представляешь город Санкт-Петербург. Внешнее великолепие – арка России, львы, грифоны, сфинксы, дворцы, вздыбленные лошади, сотни портиков, тысячи колонн… Но автор верно подмечает, что все это «чуждое нам – и наше самое славное великолепие». Конечно, славное, потому что Петербург – один из красивейших городов мира. Красота этого города поражает. Но не все знают, а вернее, не хотят вспоминать о том, как его строили. («Стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту»). Автор спрашивает: « Всё это забудется – слёзы жён и стоны расстрелянных, нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия?»

«Отраженье в воде»… Я согласна с автором в том, что в быстром потоке не различить образов, отражений. Такова наша жизнь: мы всё время куда-то спешим, куда-то опаздываем, что-то делаем, создаём, не можем успокоиться ни на секунду. Это жизнь. Так нужно жить! Если мы остановимся – это конец, смерть, не столько физическая, сколько духовная. И надежда автора связана с тем, чтобы мы никогда не увидели этого отражения. (рассуждение учащегося )

4. Как бы вы определили жанр произведений? Каковы его признаки?

Называют жанр «стихотворение в прозе»

(миниатюра, наличие лирического начала, внутреннего ритма при отсутствии рифмы, сюжет движется от единичного случая к широким обобщениям).

5. Что вы могли бы сказать об авторе этих текстов?

Я думаю, что автор – немолодой уже человек, лет сорока. Думаю, что он живо интересуется историей. У него спокойный и сдержанный характер. Он любит живопись и природу.

Учитель называет имя А.И.Солженицына, знакомого 10-классникам по урокам истории, говорит о цикле миниатюр «Крохотки». (Предполагается выступление ученика, заранее подготовившего сообщение о Солженицыне, возможен показ презентации о писателе).

Дальнейшая работа с текстом на стадии осмысления сводится к поиску ответа на вопрос: «Как языковые средства способствуют реализации авторского замысла, выражению авторской концепции?» (Уместно на уроке поработать с однимтекстом с целью более глубокого анализа).

Необходимо напомнить учащимся, что перед ними художественный текст, его функция сводится к тому, чтобы воздействовать на эмоции, чувства читателя. В решении этой задачи помогает отбор языковых средств, лексических и синтаксических, использование изобразительно-выразительных средств языка.

Класс делится на группы.

Задания 1 группе:

Охарактеризуйте лексические особенности текста «Город на Неве». Докажите, что выбор лексики способствует выражению авторских чувств, оцениванию.

чуждое нам – и наше самое славное великолепие; наслаждение; страшно подумать, какое счастье.

существительные с отвлеченным значением, обозначающие нравственные понятия

красота, счастье, великолепие. Это то, что ценит автор в жизни. Это ключевые слова.

3) слова и словосочетания, отражающие социальные явления

Стоны расстрелянных; слезы жен

Солженицын выступает и как публицист, оценивающий отечественную историю с нравственной точки зрения.

окказиональную лексику (так называемые «солженизмы»)

самый бездарный и чиновный архитектор

синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные)

русские – предки наши

самый чиновный и бездарный

построить, втиснуть, сляпать ( стил. сниж.)

слежались, сплавились, окаменели

(на основе синонимии возникает градация)

— антонимы, которые являются основным лексическим средством выражения антитезы

Какое счастье, какое наслаждение – страшно подумать

С помощью антитезы выражена авторская позиция – вечная красота – безмолвный свидетель страшных лет русской истории, которой нельзя забыть, воспоминания о трагических, переломных периодах русской истории разрушают созданную автором в 1 части текста гармонию и заставляют увидеть «слезы жен», услышать «стоны расстрелянных».

Задания 2 группе:

К числу изобразительно – выразительных средств языка мы относим тропы. Найдите их и объясните их функцию.

Ангелы со светильниками, три золотых шпиля, шестерка победы, вздыбленные лошади, упирающиеся быки

Преклоненные ангелы, вздыбленные лошади,

чуждое нам и наше самое славное великолепие,

желтоватые, бурые, шоколадные, зеленые

нескладные гиблые жизни (двойные эпитеты),

законченная вечная красота (двойные эпитеты).

Отмечают, что у Солженицына тема любования красотой города сменяется темой тревоги. Эпитеты выражают авторское отношение к различным явлениям жизни (восхищается славным великолепием, но оно становится чуждым, когда появляются воспоминания о «нескладных гиблых жизнях», «желтоватых, бурых, шоколадных косточках предков», «окаменевших в дворцы».

Задания 3 группе:

Изобразительными средствами языка являются стилистические фигуры.

Найдите примеры предложений с однородными членами. По какому принципу объединены слова? Отметьте примеры усиления стилистического эффекта однородных членов (градация). Какую функцию в тексте выполняют? Как связаны с выражением авторской идеи?

Найдите примеры парцелляции. С какой целью прибегает к ним автор?

Найдите параллельные синтаксические конструкции. Чем они усилены? С какой целью автор их использует?

что в тексте только в двух предложениях нет однородных членов. Это один из часто используемых автором приёмов усиления выразительности речи.

Градация – построить, втиснуть, сляпать;

Слежались, сплавились, окаменели

Рассматривают предложения последнего абзаца. Данные отрезки текста могли бы образовать ряд однородных членов, но автор отделил их от основного высказывания, оформив как отдельное предложение, тем самым усилив их смысловое значение и придав речи особую экспрессию.

Параллельное построение предложений в 1 абзаце и в последнем ( такое построение позволяет усилить впечатление от увиденного в 1 абзаце ( великолепие города ) и акцентировать внимание на главной мысли, звучащей в последнем абзаце в виде риторического вопроса). Усилены рядами однородных членов.

На стадии рефлексии учащимся может быть предложена работа с текстом «Отраженье в воде». (Использование каких языковых средств характерно для стиля А.И.Солженицына?)

Работа с текстом «Отраженье в воде» позволит учащимся увидеть излюбленные приемы Солженицына (синонимию и возникающую на её основе градацию, парцелляцию, использование слов с отвлеченным значением, двойные эпитеты, ряды однородных членов).

— выбор писателем языковых средств подсказывает читателю, что Солженицын среди всех жизненных ценностей на первый план выдвигает нравственные;

— устанавливая причинно-нравственные связи между различными жизненными явлениями (иногда это неожиданно для читателя) Солженицын говорит об отсутствии гармонии, о трагическом разладе в жизни, развивая тему исторической памяти;

— в небольшом по объему произведении использованы и тропы, и стилистические фигуры, велика роль ключевых слов в понимании смысла текста.

Список использованной литературы:

Солженицын А.И. Колокол Углича.- М., 2003

Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., 2007

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе.- Н.Новгород, 2008

http : //solzhenicyn . ru

1 Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе. Н. Новгород, 2008

2 Распутин В. Неустанный ревнитель. Памяти Александра Солженицына.// Литературная газета. – 2008. №32. – С. 1

Источник

Комплексный анализ текста. А.И. Солженицын «Крохотки»
план-конспект по литературе на тему

Комплексный анализ текста

Скачать:

Вложение Размер
Комплексный анализ текста. А.И. Солженицын «Крохотки» 26.8 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Солженицын. «Крохотки». Комплексный анализ текста.

  1. Какие проблемы поднимает автор в своих миниатюрах? Актуальны ли они сегодня?
  2. Запишите комментарий к поставленной проблеме, сформулируйте авторскую позицию.
  3. Выразите своё отношение к авторской позиции.
  4. Какие средства выразительности использует Солженицын, чтобы привлечь читателя к заявленным проблемам, вызвать отклик в нашей душе?
  5. Напишите сочинение по одной из миниатюр, используя свои наблюдения.

Материал для обобщения.

«Крохотки» относят к двум условным периодам: написанные в 50-е – 60-е годы и в конце 90-х годов.

Читая их сегодня, мы воспринимаем эти миниатюры так, словно написаны они в наши дни и именно для нас. А всё потому, что тема Родины, России, с её волей и неволей, по-прежнему дорога сердцу до боли. Нам опять не хватает той «воли – единственной, но самой дорогой воли», которая позволяет дышать запахами родной земли, а значит, жить.

Крохотные рассказы Солженицына, столь различные по тематике, жанру, образуют единый цикл, что создаёт эффект всеохватности взгляда писателя на мир.

Всё интересует автора: и озеро Сегдэн («вот тут бы и поселиться навсегда»), и могила поэта Я. Полонского, и город на Неве – «наше славное великолепие», построенное « на косточках наших предков», и трепетная песчинка мироздания – «тёпленький жёлтый утёнок».

Объединяет миниатюры в единое целое бьющаяся в каждом слове душа автора, трепетная, сострадающая и гневная одновременно – живая! «Мы-то не умрём», — рассуждают живые, утрачивая память об ушедших. А душа автора не может смириться с вандализмом, царящим на кладбищах. Он-то всегда помнит, что «ещё есть такие, кто умер за Отечество – ну, как тебе или мне придётся». И это доверительное, не отделяющее «себя» от «нас» придаёт особую значимость авторскому слову.

Высока у Солженицына степень символичности изображаемого. Символом несгибаемости России, её духовности предстают маковки церквей, вечерний звон колоколов. Символом чистоты и залогом бессмертия встают образы отцветающей яблони, «милое озеро», зелёный росток на вязовом бревне, зелёные кладбищенские холмики.

И хочется верить, что «Крохотки», как хлебные крошки, щедро рассыпанные для страждущих автором, напитают души тех, для кого ещё не отзвучал колокольный звон.

  1. Проблема жизнестойкости, умения сопротивляться невзгодам.

Он научился, «забыл бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана». Научился потому, что всегда ощущал себя «благодарной частицей этого мира» («Гроза в горах»).

Яркой метафорой продолжена эта мысль в миниатюре «Костёр и муравьи». Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас» они вновь возвращаются к горящему бревну – «к покинутой родине»! «И были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и гибли там». Интересен авторский подбор эпитетов. По сути, эти словосочетания являются контекстуальными синонимами («гнилое брёвнышко», «покинутая родина»). Одновременно это является и перифразом.

  1. Проблема исторической памяти. Проблема нарушения преемственности, связи между ушедшими и живущими.

Иначе построены миниатюры «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро», «Колхозный рюкзак». Их можно назвать философскими этюдами, так как на первый план в них выдвигаются размышления автора в форме внутреннего монолога. Предметы, изображённые в них, просты: вода потока, старое ведро, плетёный короб. А выводы, которыми завершается повествование, метафоричны. Так, брошенное у блиндажа старое ведро, его незавидная судьба ассоциируется в памяти автора с его сверстниками-фронтовиками. Горько признать ему, что, чем жили, «на что надеялись… прошло дымом», то есть оказалось таким же бесполезным хламом, как ржавое ведро.

3) Проблема свободы как необходимого условия жизни.

«Дыхание». Начало повествования – описание крохотного садика после дождя; далее – чувства охватившие автора, недавно вернувшегося из заключения и жадно ощущающего радость жизни на свободе. И завершается миниатюра размышлениями о свободе и тюрьме. Воля, утверждает автор, человеку дороже всего на свете. В жизни можно смириться с неудобствами, довольствоваться малым, но нельзя жить без воли. Свобода и тюрьма – это два взаимоисключающих начала. Позже Солженицын расширил смысл этих понятий. В повести «Один день Ивана Денисовича» он написал о тюрьме, как «порыве к небесам», где «есть время о душе подумать». А в «Круге первом» он утверждает, что тюремные страдания укрепляют человеческий дух, позволяют обрести внутреннюю свободу.

4) Проблема нравственной ответственности за свои поступки.

5)Проблема необходимости возвращения к вере, к добру и любви через покаяние и осознания своей ответственности за всё, что происходит рядом с нами.

«Мы-то не умрём», «Путешествуя вдоль Оки». Эти рассказы по форме близки к литературному фельетону. Автор выступает в защиту памятников зодчества, в которых видит знак, помогающий людям сдерживать свои звериные инстинкты. Так, вечерний колокольный звон церквей, «поднимающихся к единому небу», должен напоминать человеку, что «покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысль – вечности», ибо «в эти камни, в колоколенки эти наши предки вложили всё самое лучшее, всё своё понимание жизни». Нельзя вершить земные дела, не заботясь о «едином небе», нельзя во имя сиюминутного утратить понимание вечного Прервётся связь времён, связь с духовной сущностью предков, если разрушим создаваемые веками ценности — саму душу России. Солженицын использует в ней такой литературный приём как контраст. Он сравнивает то, что было раньше, и то, что происходит теперь . Когда автор говорит о тех временах, он пользуется перифразами, заменяя слова, прямо связанные со смертью ( умерший, гроб и др . ) на другие (« моих надо навестить на кладбище», «того, кто есть не просит», «деревянная крашеная тумба» и пр.).

Раньше на кладбищах «пели светло» — об этом напоминает автор. Яркая метафора («рубец неизбежной смерти не сдавливал … больно») и впрямь оставляет на сердце рубец …

С иронией, полной горькой усмешки, написаны строки, которые наполняют нас страхом и ужасом, заставляют спросить самих себя: «Что же мы делаем. »

В миниатюре «Мы-то не умрём», написанной в стиле нравоучения, автор гневно обличает сограждан за бессердечие, утрату памяти об умерших и потребительское отношение к жизни. Причины такого поведения людей он видит в пороках советской системы. Автор обращается к нравственным учениям Толстого, Достоевского и подчёркивает, что путь очищения человека, его возвращения к вере, к добру и любви идёт через покаяние и самосовершенствование. И нестерпимо больно от мысли такой, что и мы думаем, что всё ещё впереди, что у нас-то всё будет по-другому …А по-другому не будет. Всё повторяется. И всё возвратится. И мы-то тоже не вечны. И с какой такой стати должны будут заботиться о нас наши преемники, когда нас не станет? Скажут они, мол, видели, на чём город стоит – и кому же они нужны – эти ваши мёртвые…

Кто же нам дал такое право – считать, что мы-то ведь никогда не умрём ?

  1. Проблема уникальности всего живого.

«Утёнок». Какими средствами выразительности пользуется Солженицын при создании образа утёнка?

Это и многочисленные эпитеты («беловатое брюшко», «тонкие ножки», «тёпленький утёнок», «клювик разлапист», «крыльца пушистые», «невесомый жалкенький жёлтенький утёнок» и др.), метафора («ножки воробьиные» ), гротеск – для того, чтобы усилить читательское восприятие образа («не весит нисколько», «чуть-чуть его сжать – и нет»), сравнения («глазки чёрные, как бусинки», «клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист»)… Всем этим автор как бы добивается расположения читателя к утёнку.

Сформулируйте проблему и авторскую позицию.

Мысль автора ясна: человечество со своей наукой и техникой шагнуло далеко вперёд, настолько далеко, что оставило далеко позади само ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, само ЖИВОЕ. И это страшно. И Солженицын боится того, что то, что «мы, со всем своим атомным могуществом» так безжалостно растопчем и раздавим, мы никогда – НИКОГДА! – не сможем воссоздать.

7)Проблема социального неравенства.

8)Проблема подлинной и мнимой свободы.

9)Проблема влияния природы на человека (что даёт человеку природу, как обогащает его?).

Художественное мастерство автора, способы выражения авторской позиции.

Солженицын в «Крохотках» часто отказывается от прямого выражения смысла в тексте, от поучения. Он приглашает читателя к раздумью. Выдвигая на первый план мелкие эпизоды, он придёт им форму мимолётных мгновений. Эти «мгновения» повседневности необычайно ярки и наполнены скрытым смыслом. Например, в миниатюре «Вязовое дерево» обыкновенная колода дерева становится не только объектом описания, но и символом стойкости природы, её способности к сопротивлению. Всё живое тянется к жизни, и бревно «пустило из себя зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую» Жизнестойкости, несмотря на все бури и грозы жестокого века, учит нас автор, сам выстоявший в борьбе и с государством, и с веком.

Источник

Оцените статью
Разные способы