- Разбор по составу слова «сокурсник»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «сокурсник»
- Синонимы к слову «сокурсник»
- Предложения со словом «сокурсник»
- Цитаты из русской классики со словом «сокурсник»
- Сочетаемость слова «сокурсник»
- Каким бывает «сокурсник»
- Значение слова «сокурсник»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «сокурсник»
- Предложения со словом «сокурсник»
- Русский язык(нужны ответы)
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Разбор по составу слова «сокурсник»
со | приставка |
курс | корень |
ник | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова забубённый (прилагательное):
Ассоциации к слову «сокурсник»
Синонимы к слову «сокурсник»
Предложения со словом «сокурсник»
- Ему нравилось доверительное отношение бывшего сокурсника, а ныне очень большого босса.
Цитаты из русской классики со словом «сокурсник»
- На другой же день, во время очередной репетиции, Александров дал своим сокурсникам небольшое представление.
Сочетаемость слова «сокурсник»
Каким бывает «сокурсник»
Значение слова «сокурсник»
СОКУ́РСНИК , -а, м. Студент одного с кем-л. курса. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «сокурсник»
СОКУ́РСНИК , -а, м. Студент одного с кем-л. курса.
Предложения со словом «сокурсник»
Ему нравилось доверительное отношение бывшего сокурсника, а ныне очень большого босса.
Найдя расположение, успел к началу построения на завтрак и молча встал в строй под заинтересованные взгляды сокурсников и офицеров…
Он не узнавал своего хриплого яростного голоса. Он не понимал и не узнавал себя, которого сокурсники считали кибернетической машиной в облике человека.
Источник
Русский язык(нужны ответы)
Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер.
1. Укажите способ образования слова СОКУРСНИК.
1) суффиксальный
2) бессуффиксный
3) сложение основ
4) приставочно-суффиксальный.
2. Укажите способ образования слова ДИВАН-КРОВАТЬ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход части речи в другую
4) бессуффиксный.
3. Укажите способ образования слова ПОТЕМНЕТЬ.
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный
3) бессуффиксный
4) сложение слов.
4. Укажите способ образования слова НЕПРИЯТЕЛЬ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) приставочный
4) бессуффиксный.
5. Укажите способ образования существительного СТОЛОВАЯ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход одной части речи в другую
4) бессуффиксный.
6. Укажите способ образования слова ЛЕДОКОЛ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход одной части речи в другую
4) бессуффиксный.
7. Напишите способ образования слова МГУ (Московский государственный
университет).
———————————
8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) беленький
2) заречье
3) дружище
4) рановато.
9. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) разоружение
2) песенка
3) входить
4) подорожник.
10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) подоконник
2) прыгун
3) недруг
4) демонтаж.
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.
1) Что я с ним поделаю, ежели их хлебом не корми, а дай похохотать.
2) У страха – глаза велики.
3) Погода стояла сырая, неприятная.
4) Все было прекрасно, кроме одного: рано пришлось уехать.
12. Укажите антоним слову ПРОГРЕССИВНЫЙ.
1) консервативный
2) отсталый
3) оппозиционный
4) деструктивный.
13. Какое значение имеет слово СКРУПУЛЁЗНЫЙ?
1) мелочный
2) слишком требовательный, придирчивый
3) тщательный, проработанный до мелочей
4) любящий детали.
14. Какое слово имеет значение « сотрудник газеты или какого-либо другого органа
информации, присылающий сообщения с мест »?
1) редактор
2) корректор
3) корреспондент
4) обозреватель.
15. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Зима ОДЕЛА белоснежным одеялом поля и дубравы.
2) Она всегда ОДЕВАЛАСЬ со вкусом.
3) Мама нежно ОДЕЛА малыша одеялом.
4) Ты неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.
16. Укажите неверное толкование слова.
1) репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов;
2) колосс – статуя, сооружение громадных размеров;
3) пилигрим – путешественник-богомолец, паломник;
4) ретро – подрисовка для исправления рисунка.
17. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) феноменальный – выдающийся, небывалый, исключительный;
2) мемуары – записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные
современником или участником этих событий.
3) декларировать – выразительно читать, произносить;
4) суррогат – продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой
натурального.
18. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) резонер – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;
2) приоритет – первенствующее положение;
3) факультативный – необязательный, нерегулярный;
4) фурор – неуспех, полная
1. Укажите способ образования слова СОКУРСНИК.
4) приставочно-суффиксальный.
2. Укажите способ образования слова ДИВАН-КРОВАТЬ.
1) сложение основ
3. Укажите способ образования слова ПОТЕМНЕТЬ.
1) приставочный
4. Укажите способ образования слова НЕПРИЯТЕЛЬ.
3) приставочный
5. Укажите способ образования существительного СТОЛОВАЯ.
3) переход одной части речи в другую
6. Укажите способ образования слова ЛЕДОКОЛ.
2) сложение слов
7. Напишите способ образования слова МГУ (Московский государственный
университет) . Сложение начальных букв словосочетания
8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2) заречье
9. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
2) песенка
10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
2) прыгун
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.
2) У страха – глаза велики.
12. Укажите антоним слову ПРОГРЕССИВНЫЙ.
1) консервативный
13. Какое значение имеет слово СКРУПУЛЁЗНЫЙ?
3) тщательный, проработанный до мелочей
14. Какое слово имеет значение « сотрудник газеты или какого-либо другого органа
информации, присылающий сообщения с мест »?
3) корреспондент
15. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
4) Ты неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.
16. Укажите неверное толкование слова.
4) ретро – подрисовка для исправления рисунка.
17. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
3) декларировать – выразительно читать, произносить;
18. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) резонер – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник