Сокурсник это суффиксальный способ образования

Разбор по составу слова «сокурсник»

со приставка
курс корень
ник суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова забубённый (прилагательное):

Ассоциации к слову «сокурсник&raquo

Синонимы к слову «сокурсник&raquo

Предложения со словом «сокурсник&raquo

  • Ему нравилось доверительное отношение бывшего сокурсника, а ныне очень большого босса.

Цитаты из русской классики со словом «сокурсник»

  • На другой же день, во время очередной репетиции, Александров дал своим сокурсникам небольшое представление.

Сочетаемость слова «сокурсник&raquo

Каким бывает «сокурсник»

Значение слова «сокурсник&raquo

СОКУ́РСНИК , -а, м. Студент одного с кем-л. курса. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «сокурсник&raquo

СОКУ́РСНИК , -а, м. Студент одного с кем-л. курса.

Предложения со словом «сокурсник&raquo

Ему нравилось доверительное отношение бывшего сокурсника, а ныне очень большого босса.

Найдя расположение, успел к началу построения на завтрак и молча встал в строй под заинтересованные взгляды сокурсников и офицеров…

Он не узнавал своего хриплого яростного голоса. Он не понимал и не узнавал себя, которого сокурсники считали кибернетической машиной в облике человека.

Источник

Русский язык(нужны ответы)

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер.

1. Укажите способ образования слова СОКУРСНИК.
1) суффиксальный
2) бессуффиксный
3) сложение основ
4) приставочно-суффиксальный.
2. Укажите способ образования слова ДИВАН-КРОВАТЬ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход части речи в другую
4) бессуффиксный.
3. Укажите способ образования слова ПОТЕМНЕТЬ.
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный
3) бессуффиксный
4) сложение слов.
4. Укажите способ образования слова НЕПРИЯТЕЛЬ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) приставочный
4) бессуффиксный.
5. Укажите способ образования существительного СТОЛОВАЯ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход одной части речи в другую
4) бессуффиксный.
6. Укажите способ образования слова ЛЕДОКОЛ.
1) сложение основ
2) сложение слов
3) переход одной части речи в другую
4) бессуффиксный.
7. Напишите способ образования слова МГУ (Московский государственный
университет).

———————————
8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) беленький
2) заречье
3) дружище
4) рановато.
9. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) разоружение
2) песенка
3) входить
4) подорожник.

10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) подоконник
2) прыгун
3) недруг
4) демонтаж.
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.
1) Что я с ним поделаю, ежели их хлебом не корми, а дай похохотать.
2) У страха – глаза велики.
3) Погода стояла сырая, неприятная.
4) Все было прекрасно, кроме одного: рано пришлось уехать.
12. Укажите антоним слову ПРОГРЕССИВНЫЙ.
1) консервативный
2) отсталый
3) оппозиционный
4) деструктивный.
13. Какое значение имеет слово СКРУПУЛЁЗНЫЙ?
1) мелочный
2) слишком требовательный, придирчивый
3) тщательный, проработанный до мелочей
4) любящий детали.
14. Какое слово имеет значение « сотрудник газеты или какого-либо другого органа
информации, присылающий сообщения с мест »?
1) редактор
2) корректор
3) корреспондент
4) обозреватель.
15. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Зима ОДЕЛА белоснежным одеялом поля и дубравы.
2) Она всегда ОДЕВАЛАСЬ со вкусом.
3) Мама нежно ОДЕЛА малыша одеялом.
4) Ты неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.
16. Укажите неверное толкование слова.
1) репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов;
2) колосс – статуя, сооружение громадных размеров;
3) пилигрим – путешественник-богомолец, паломник;
4) ретро – подрисовка для исправления рисунка.
17. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) феноменальный – выдающийся, небывалый, исключительный;
2) мемуары – записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные
современником или участником этих событий.
3) декларировать – выразительно читать, произносить;
4) суррогат – продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой
натурального.
18. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) резонер – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;
2) приоритет – первенствующее положение;
3) факультативный – необязательный, нерегулярный;
4) фурор – неуспех, полная

Читайте также:  Способы подработки для женщины

1. Укажите способ образования слова СОКУРСНИК.
4) приставочно-суффиксальный.
2. Укажите способ образования слова ДИВАН-КРОВАТЬ.
1) сложение основ
3. Укажите способ образования слова ПОТЕМНЕТЬ.
1) приставочный
4. Укажите способ образования слова НЕПРИЯТЕЛЬ.
3) приставочный
5. Укажите способ образования существительного СТОЛОВАЯ.
3) переход одной части речи в другую
6. Укажите способ образования слова ЛЕДОКОЛ.
2) сложение слов
7. Напишите способ образования слова МГУ (Московский государственный
университет) . Сложение начальных букв словосочетания

8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2) заречье
9. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
2) песенка
10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
2) прыгун
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.
2) У страха – глаза велики.
12. Укажите антоним слову ПРОГРЕССИВНЫЙ.
1) консервативный
13. Какое значение имеет слово СКРУПУЛЁЗНЫЙ?
3) тщательный, проработанный до мелочей
14. Какое слово имеет значение « сотрудник газеты или какого-либо другого органа
информации, присылающий сообщения с мест »?
3) корреспондент
15. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
4) Ты неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.
16. Укажите неверное толкование слова.
4) ретро – подрисовка для исправления рисунка.
17. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
3) декларировать – выразительно читать, произносить;
18. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
1) резонер – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;

Источник

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .
Читайте также:  Способы заработка с ноутбука

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Читайте также:  Способы работы над собой педагога
Оцените статью
Разные способы