- Поиск истины. Сократ
- Читайте также
- ПРАВО НА ПОИСК
- Относительность философской истины и абсолютность истины христианской
- 9. Правдоподобность и поиск истины
- 3.2. Поиск истины (Сократ)
- Поиск индивидуального
- Поиск любви
- Великий поиск
- 13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)
- СОВЕТ И ПОИСК
- Поиск истины
- Поиск истины. Сократ
- Поиск
- «Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении
- Философия Сократа
- Диалектический метод Сократа
- Ирония
- Маевтика
- Наведение (индукция)
- «Круги Сократа»: что это за технология и для чего она используется
Поиск истины. Сократ
Поиск истины. Сократ
Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей. Как, например, всех людей, совершенно различных, объединяет то, что все они рождаются и умирают, радуются и печалятся, дышат и ощущают биение своего сердца, так же все мы едины и нет меж нами различий перед лицом одной истины, разлитой во всем, все освещающей и пульсирующей в каждой человеческой душе. Если кто-то и вздумает утверждать, что он не подчиняется ей, не признает ее, что у него своя индивидуальная истина, это будет самообманом, попыткой отвернуться от неизбежного. Невозможно никому из нас, считал Сократ, отказаться от этой общей для всех нас истины, как нельзя отказаться от того, например, что ты человек, как нельзя отказаться от собственных глаз, рук и ног, сердца и разума.
Что же это за истина? Где она? Чем является? Отвечая на эти вопросы, Сократ говорит, что было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Единственное, что мы можем утверждать, – это то, что истина такая есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, всем известное, раз навсегда найденное и установленное, невозможно. Скорее даже наоборот, единственное, о чем мы знаем точно, – это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из известнейших изречений Сократа было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше незнание истины вовсе не означает, что ее нет. Мы просто не знаем, какая она, и насущной задачей каждого человека как раз и является поиск этой реально существующей, единой для всех, но не известной вполне истины.
Причем искать ее любой из нас должен самостоятельно, потому что ни один человек, каким бы уважаемым он ни был, не может точно знать, что есть истина, и на этом основании вести за собой других. А самостоятельный поиск всегда наполнен сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями, но только таким способом – тернистым и многотрудным – человек может если не обрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получил название эвристический(от греч. heurisko– «нахожу»). Философ, говорит Сократ, должен содействовать ищущему в его начинаниях: не предлагая готовых ответов, он всего лишь помогает ему сориентироваться в необъятной стихии мыслей и идей, в которую вступает желающий найти что-либо истинное. Поэтому сократический метод также является майевтикой(от греч. maieutike– «повивальный, то есть относящийся к помощи при родах»): философ оказывает помощь рождению истины, но его участие в этом отнюдь не решающее, так как она все же должна рождаться сама в душе и разуме человека.
Но будут ли люди заниматься поиском какой-то неведомой и далекой истины, если повседневная жизнь прекрасно понятна им и для нее совсем не требуется никаких особых раздумий? Допустим, человек зарабатывает достаточно денег, чтобы безбедно существовать, имеет почет и уважение в обществе, у него привычные занятия и уверенность в завтрашнем дне. Он утром идет на работу и неплохо выполняет свое дело, получая от этого немалое удовольствие, вечером возвращается к своему очагу, где ждет его наслаждение отдыхом. Чего же более? Зачем размышлять о смысле жизни, своем предназначении, о долге, добродетели и еще неизвестно о чем, если все и так достаточно хорошо? Обычное течение жизни уводит человека от этих мыслей, заслоняет их собой, тогда как они, быть может, и являются главными, а все повседневное – суета и вздор, иллюзия жизни, неподлинность существования. Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел есть заботы высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, тем самым потеряв право называться именем человека – существа разумного, а потому не могущего не размышлять о возвышенном и вечном. Он сравнивал себя с оводом, который больно жалит спокойно пасущуюся на лугу лошадь, не давая ей стоять на месте, медленно тучнеть, жиреть и пропадать зря. В своих беседах афинский мыслитель тонко подводил слушателей к пониманию того, что никто не может быть вполне доволен своей жизнью и самим собой, что нет пределов вопросам, сомнениям и стремлению к более совершенному. При этом он использовал приемы и методы, к которым часто прибегали софисты: ставил человека в мыслительное затруднение, озадачивал его противоречиями, заставлял усомниться в очевиднейшем и предположить невозможное. Только софистика ставила своей целью смутить человеческий ум, сбить его с толку, чтобы показать относительность и субъективность всего, Сократ же делал то же самое для того, чтобы через сомнения и мыслительные тупики подтолкнуть человека к поиску объективной и вечной истины.
Понятно, что такие его «приставания» далеко не всем были по душе. И как лошадь стремится прихлопнуть назойливого овода, так и афиняне решили избавиться от беспокойного философа, который своими вопросами «портил» людям беззаботную жизнь. Против Сократа организовали судебный процесс, обвинив его в нечестии, – будто бы он не почитает государственных богов, не уважает традиций и развращает юношество. Понятно, что он не делал ни того, ни другого, ни третьего, однако его осудили слишком жестоко: Сократ выпил чашу с ядом. После казни философа его сограждане тут же раскаялись и воздали ему всяческие почести, как, впрочем, всегда бывает в таких случаях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПРАВО НА ПОИСК
ПРАВО НА ПОИСК Поиск и риск. Наука всегда стремилась и будет стремиться к точности. Но и это хорошее стремление не избежало метафизического преувеличения. Человеческому интеллекту в период его самоуверенной юности кажется, что все знание можно и нужно сделать абсолютно
Относительность философской истины и абсолютность истины христианской
Относительность философской истины и абсолютность истины христианской Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,
9. Правдоподобность и поиск истины
9. Правдоподобность и поиск истины Возьмем квадрат, представляющий класс всех высказываний, и разделим его на две равные подобласти — истинных высказываний (T) и ложных высказываний (F): Изменим теперь немного нашу диаграмму, собрав класс истинных высказываний вокруг
3.2. Поиск истины (Сократ)
3.2. Поиск истины (Сократ) Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших
Поиск индивидуального
Поиск индивидуального Несмотря на то, что все человеческие организмы устроены и функционируют очень похоже, у каждого из нас есть уникальные, личные потребности, поэтому ни одна система питания не оказывает одинакового воздействия на всех людей. Минимальная
Поиск любви
Поиск любви Индивидуализация и сопряженная с ней обратная связь являются полюсами нашего самосознания также и в любви. В социологии уже добрых два десятка лет ведется нелепый спор о преобладании ценности одного или другого полюса. Левые социологи очень радуются
Великий поиск
Великий поиск Реализация недуальных традиций бескомпромиссна: есть лишь Дух, есть лишь Бог, есть лишь Пустота во всем своем сияющем великолепии. Все добро и все зло, наилучшее и наихудшее, совершенное и вырождающееся — все это в отдельности и вместе взятое, в точности как
13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)
13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины) Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к
СОВЕТ И ПОИСК
СОВЕТ И ПОИСК Жил некогда один поэт. Он отправился к известному суфийскому мастеру и провел много месяцев в его собрании, но никто так и не обратил на него внимания.Когда поэт окончательно разочаровался в этом суфии, он испросил разрешения покинуть общество учителя, так
Поиск истины
Поиск истины Он преодолел очень длинный путь: тысячи миль на корабле и самолете. Он говорил только на родном языке и с огромнейшим трудом приспосабливался к этой новой и неспокойной окружающей действительности. Он был совершенно непривычен к этому виду питания и к этому
Поиск истины. Сократ
Поиск истины. Сократ Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших
Поиск
Поиск Юноша подошел к суфию, сидевшему на обочине, и спросил, нельзя ли ему у него учиться.— Учись,— ответил суфий.Весь день возле него останавливались путники и задавали вопросы о смысле жизни, о природе человеческого духа, о тайне смерти и бессмертия, о способах
Источник
«Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении
Каждому человеку знакома фраза «В споре рождается истина». Но так ли это на самом деле? Сократ, величайший философ всех времен, был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания, в отличие от беседы. Философия апеллирует понятиями: спор представляет собой желание отстоять свою позицию, но никак не «достучаться до истины», а вот беседа – это уже обсуждение, направленное на выявление правды.
Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.
В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.
Философия Сократа
Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.
Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.
Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.
Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.
Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:
Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).
Диалектический метод Сократа
Чтобы достичь абсолютного блага, истинного знания, Сократ разработал диалектический метод, который основывался на трех основных компонентах:
Ирония
Ранее мы уже говорили о том, что Сократ был уверен в том, что в основе познания должно лежать знание человека о том, что его возможности познания сильно ограничены. Мнение о том, что мы способны хоть как-то приблизиться к абсолютной истине, является высшей степенью самонадеянности – в этом Сократ видел главную иронию: настоящий философ должен насмехаться над собой, над ограниченностью своего сознания, а не считать себя всезнающим и всемогущим. В последнем случае, по мнению Сократа, философ уже не мудрец, а пустой догматик либо болтун. Ирония Сократа, таким образом, обращает человека против самого себя и помогает ему бороться с мнимой самоуверенностью, которая замедляет процесс познания (а иногда и вовсе прекращает его). Она способствует «очищению разума» для того, чтобы он всегда был в состоянии, необходимом для постижения истины.
Маевтика
Возможно, вы часто слышали и фразу о том, что «нельзя ничему научить, можно только научиться». По мнению Сократа, преподавание способно только помочь человеку в достижении истинного знания: после того, как человек осознает ограниченность своих познавательных возможностей, его необходимо подтолкнуть к нахождению истины (или ее «рождению», как говорил сам философ). Сделать это можно путем использования особой техники задавания вопросов, ответы на которые помогали человеку найти истину (внутри себя самого).
Сократ был уверен в том, что истина находится внутри самого человека, т.е. каждый из нас уже обладает знанием, однако оно находится в «неосознанном» состоянии. Кроме того, он был уверен, что это знание нельзя «достать», если у человека нет никакого потенциала к учению и самопознанию, т.е. искреннего желания достичь истины. Таким образом, маевтика – это побуждение человека к познанию: ей не подвластно научить кого-либо чему-либо (особенно всему), но она способствует продвижению человека к истине.
Наведение (индукция)
В основе диалектического метода лежит диалог, в рамках которого противоположные мнения (мысли) противопоставляются друг другу, чтобы в результате их столкновения «родилась» истина. Как уже было сказано ранее, Сократ считал, что достичь абсолютной истины невозможно, однако идти к ней можно и нужно. Вы можете заметить в этом некоторое противоречие: как человек может одновременно достичь истины и не достичь ее?
Дело в том, что, по мнению Сократа, каждое новое знание рождает еще большее незнание, т.е. условно, каждый раз, находя истину, мы лишь переходим на более «высокий» этап ее осознания: абсолютной истины достичь невозможно, а вот простую истину отыскать мы в силах. Движение к истине в диалектическом методе происходит методом, который называется «наведение».
Как правило, люди не задумываются об истинности своих суждений. В ходе умозаключений они приходят к какой-то мысли, которую они принимают за истинное знание, но которая им на самом деле не является. Чтобы помочь человеку прийти к истине, нужно заставить его сомневаться в правильности вынесенных им суждений путем использования техники задавания «наводящих» вопросов, имеющих форму убеждений, противоречащих его мнению. Только так человек сможет самостоятельно признать, что его мнение не было истиной, а было лишь идеей (мыслью), а затем и прийти к истинному знанию.
Основная техника, которую использовал в своем методе Сократ, называется Elenchus и переводится как «Аргумент опровержения» или «Перекрестный допрос». Условно можно выделить следующие ее этапы:
- Определение истинности или ложности тезиса, озвученного собеседником.
- Опровержение тезиса в случае его ложности.
- Формирование в уме истинных посылок, которые противоречат этому тезису.
- Озвучивание этих посылок собеседнику для получения согласия в том, что эти посылки верны.
- Доведение собеседника до понимания того, что если эти посылки верны (с чем он уже согласился), то его исходный тезис ложен.
Однако сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: вспомним Сократов круг знаний, в котором каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания и вовсе, по мнению философа, достичь невозможно. Кому-то такое определение истины может показаться удручающим, однако невозможность найти абсолютную истину является единственным двигателем развития нашего разума. Если бы найти ее было возможно, мы бы давно это сделали, что привело бы к стагнации, застою нашего развития, а затем и к противоположному эффекту – деградации.
Диалектический метод может иметь форму разговора как с самим собой (самопознание), так и с другим человеком (совместный поиск истины или наведение). Однако разумно беседовать с самим собой способны только поистине мудрые люди, обладающие непредвзятым мышлением, – истинные философы. Поэтому в большинстве случаев диалектическая беседа проходит в форме диалога двух людей или более, который может быть двух видов:
- учитель – ученик – подразумевает передачу истинного знания, когда один из участников диалога уже обладает им и хочет помочь достичь его другому;
- поиск истинного знания – ни один из участников не обладает истинным знанием, все имеют лишь идею, мнение.
Более подробно рассмотреть пример диалектического диалога вы можете в одной из наших статей, а сегодня расскажем вам о такой инновационной технологии в обучении, как «Круги Сократа», в рамках которой две этих формы диалектического диалога слились воедино.
«Круги Сократа»: что это за технология и для чего она используется
Ряд зарубежных исследователей (Г. Властос, М. Стронг, М. Копелэнд, А. Адамс, В. Моеллер и М. Моеллер, П. Богоссян и другие) на основе диалектического метода Сократа основали сократическую педагогику – современный подход к обучению, позволяющий ученикам выражать свои мысли в открытом виде и развить свои способности в полной мере, а не ограничивает их потенциал с помощью унификации и стандартизации, что характерно для традиционных подходов. Суть сократической педагогики заключается в создании условий, в которых ученики могли бы сами найти ответы на вопросы, которые их интересуют.
Использование диалектического метода в обучении обусловлено тем, что он сам по себе изначально представлял своеобразный педагогический подход, поскольку он был направлен на поиск истины и способствовал глубинному пониманию понятий, как и любая преподавательская деятельность в принципе.
Два основных преимущества использования диалектического метода в обучении:
- способствует эффективному и активному взаимодействию между обучающимся и педагогом (в отличие от стандартных методов обучения, где они не являются равными оппонентами, а учитель выступает в качестве источника знаний);
- позволяет сместить акцент с личности ученика (что происходит при традиционной оценке знаний) на само содержание вопроса, ввиду чего единственной целью выступает поиск истины, а не получение хорошей оценки и т.д.
В рамках сократической педагогики была создана отдельная форма обучения – сократические семинары или «Круги Сократа», в ходе которых ученики получают возможность развить свой потенциал и овладеть рядом полезных практических навыков. Давайте более подробно рассмотрим, что это за технология и как она используется.
Основателем технологии является Скотт Бьюкенен, который использовал ее для обучения в колледже Святого Иоанна. Затем свое развитие технология сократических семинаров получила благодаря Национальному центру Paideia, проекту Touchstones и другим.
Технология сократических семинаров развивает:
А самое главное, она помогает сформировать навык непрерывного самообразования, который как никогда актуален в современному мире.
В основе технологии «Круги Сократа» лежит изучение отрывков текста путем активной интеллектуальной беседы. Ее эффективность заключается в том, что таким образом ученики учатся совместно находить правильные ответы на вопросы и получать более глубокие знания путем аналитического диалога, а не стандартного «заучивания» ответов на вопросы.
Технология проведения таких семинаров описана в книге М. Копелэнда «Круги Сократа. Развитие критического и творческого мышления в средней и старшей школе» и может быть представлена в виде: «обсуждение-обратная связь». Проходят сократические семинары в четыре этапа:
- Ученики заранее изучают и критически анализируют отрывок текста.
- Ученики разделяются на две команды: первый (внутренний) и второй (внешний) круг Сократа.
- Сначала отрывок текста обсуждают участники первого круга, а представители внешнего круга внимательно слушают это обсуждение и по его окончании дают его участникам обратную связь касательно качества этого диалога.
- Участники кругов меняются ролями: теперь отрывок текста обсуждает второй круг, а первый наблюдает за этим процессом и дает обратную связь.
Такое чередование позиций может иметь разную продолжительность и зависит от объема и сложности текста, который используется в рамках диалога.
Выделяют три уровня (ступени) сложности сократических семинаров:
- Базовый уровень. Был рассмотрен нами выше – это простое взаимодействие в форме «вопрос-ответ», чтобы учащиеся могли овладеть навыками дискутирования и научиться грамотно аргументировать свои идеи.
- Средний уровень. На этом уровне проведения «Кругов Сократа» ученики не просто отстаивают свои позиции, но и пытаются найти истину.
- Продвинутый уровень. Самый сложный подход к проведению сократических семинаров подразумевает не только обучение навыкам аргументации, взаимодействия и поиск истины, но и взывает учеников к исследованию этических категорий, т.е. в его рамках происходит нравственное воспитание его участников: они учатся говорить правду и пытаются оценивать истину с точки зрения моральных соображений.
Вопросы, которые задаются в рамках проведения сократических семинаров, должны представлять собой общие идеи, а не какие-то конкретные данные. Они должны быть неоднозначными и не иметь одного лишь правильного ответа. Выделяют три вида вопросов, используемых в рамках сократического семинара:
- Вступительные вопросы. Обсуждение, как правило, начинается с открытого вопроса, который направлен на выявление ведущих тем обсуждения.
- Направляющие вопросы. После определения тем, доминирующих в обсуждении, учитель, который играет роль ведущего, задает участникам вопросы, позволяющие развить обсуждение и углубиться в тему: они могут касаться самих идей, описанных в тексте, а могут быть направлены на выявление личной позиции учащихся к этим идеям.
- Подводящие вопросы. В заключение обсуждения необходимо использовать вопросы, которые будут стимулировать учеников к обобщению своих мыслей, подведению итогов обсуждения и его завершению.
Также выделяют типы сократических вопросов, которые позволяют рассмотреть технику их задавания более подробно:
- уточняющие (что конкретно вы имеете в виду? могли бы вы объяснить свою точку зрения другими словами?);
- предположения (я правильно понимаю, что…);
- о проблеме (почему она так важна для вас? к каким последствиям может привести проблема?);
- о причинах и доказательствах (почему вы уверенны в истинности своих суждений? что привело вас к этому умозаключению? есть ли что-то, что может заставить вас сомневаться в вашей точке зрения?);
- о происхождении и источникахидеи (эта идея принадлежит лично вам или заимствована из какого-то источника? ваше мнение по этому вопросу всегда было таким же?);
- причинно-следственные связи (как это может повлиять на вас или кого-то еще? может ли это привести к совершенно противоположному результату?);
- мнения (что вы думаете по поводу мнения, высказанного другой командой? в чем заключается главное отличие ваших точек зрений?)
Отдельное внимание следует уделить текстам, которые используются в рамках сократических семинаров. Они должны обладать следующими характеристиками:
- соответствовать уровню знаний и развития учащихся;
- их тема должна быть сложной и неоднозначной и заставлять участников обсуждения задуматься над противоположными идеями и ценностями; кроме того, она должна быть актуальной и соответствовать учебной программе;
- размера текста должен быть средним – не очень длинным и не очень коротким,
- можно использовать печатные материалы (отрывки из книг, рассказы, эссе, стихи и т.д.) либо непечатные материалы (скульптуры, фотоснимки и т.д.)
Что касается роли учителя в обсуждении, то он выступает в роли некого посредника:
- занимается подготовкой к семинарам (выбирает тексты, отвечает за место их проведения и т.д.);
- по ходу обсуждений задает дополнительные вопросы и приводит контрпримеры, чтобы обсуждение двигалось в нужном русле;
- контролирует смену ролей участников (смотрит за тем, чтобы в нужное время внешний круг Сократа стал внутренним и наоборот);
- мотивирует и поддерживает стабильное эмоциональное состояние участников диалога (помогает им преодолевать страхи публичных выступлений, контролирует, чтобы все проявляли уважительное отношение к идеям и ценностям друг друга, давали остальным участникам возможность открыто высказать свое мнение и не превращали обсуждение в дебаты или спор);
- следит за тем, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс обсуждения и принимали в нем активное участие, чтобы каждый вносил равный вклад в исследование проблемы;
- подводит итоги обсуждений.
Таким образом, можно сказать, что проведение сократических семинаров способно существенно повысить эффективность обучения и позволяет овладеть рядом практических навыков, способствующих личностному и профессиональному развитию.
Несмотря на то, что данная технология используется преимущественно в рамках очного обучения учащихся средней и старшей школы и студентов вузов, она находит применение и в других областях. Поскольку поиск истины актуален для всех областей человеческого знания, технология «Круги Сократа» может позволить обсудить любую насущную проблему и найти ее решение. Например, вы можете использовать данную технологию в кругу друзей и единомышленников либо применять ее как более научную версию «мозгового штурма» в профессиональной деятельности.
Если вы хотите, подобно Сократу, в мастерстве овладеть искусством аргументации и освоить лучшие ораторские приемы, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Современная риторика». А лучше взаимодействовать с собеседником во время диалога вам поможет наша программа «Лучшие техники коммуникаций», на которой вы научитесь находить индивидуальный подход к любому человеку, сглаживать конфликты и многое другое.
Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно найдете истину (пусть и не абсолютную)!
А в заключение предлагаем проверить свои знания по теме статьи с помощью небольшого теста:
Источник