- Планы Минфина России по оптимизации госзакупок: сокращение количества способов закупок, замена типовых контрактов типовыми условиями и введение единых требований для всех способов закупки
- Полезно знать: Как оптимизационный закон изменит закупки по 44-ФЗ
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Почему понадобилась оптимизация федерального закона 44-ФЗ
- Основные изменения
- Уточнили сферу применения закона 44-ФЗ
- Расширили перечень основных понятий
- Внесли изменения в порядок информационного обеспечения
- Обновили правила организации документооборота
- Изменили редакцию статьи 20 «Общественное обсуждение закупок»
- Сократили количество способов определения поставщика
- Усилили требования к участникам закупки
- Разрешили включать в контракт дополнительные условия
- Изменится порядок отмены закупки
- Установили единые требования к содержанию извещения, прилагаемой документации, срокам размещения
- Требования к заявкам на участие в закупках объединили в одной статье
- Изменили положения об обеспечении заявок
- В какой срок возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки
- Обновили правила проведения процедур
- Правилам применения закрытых конкурентных способов посвятили отдельную главу Закона № 44-ФЗ
- Расширили список случаев закупки у единственного поставщика
- Дополнили правила проведения закупок с полки
- Изменения, которые нужно учитывать в процессе исполнения контракта
- Добавили новые основания для изменения существенных условий контракта
- Ввели правила обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла
Планы Минфина России по оптимизации госзакупок: сокращение количества способов закупок, замена типовых контрактов типовыми условиями и введение единых требований для всех способов закупки
urfingus / Depositphotos.com |
В начале 2019 года стартовала масштабная работа по «перезагрузке» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Она проводится в рамках реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах (далее – Концепция), утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. В последней выделен отдельный раздел, посвященный совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которое признано одним из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Несмотря на в целом стройную и прозрачную систему госзакупок, в Концепции указывается, что ее правовое регулирование остается нестабильным и недостаточно системным. Так, в Законе № 44-ФЗ имеется ряд пробелов и внутренних противоречий, препятствующих эффективному функционированию и развитию контрактной системы. В связи с этим Минфином России как госорганом, уполномоченным на выработку госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вырабатываются необходимые системные меры по устранению существующих недостатков и ограничений. О ходе этой работы и ее промежуточных результатах рассказали замминистра финансов России Алексей Лавров и директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова на состоявшейся вчера пресс-конференции.
Участники мероприятия напомнили о ключевых изменениях, внесенных в Закон № 44-ФЗ в прошлом году, а именно – о принятии первого «оптимизационного» Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ, а также Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ (далее – Закон № 449-ФЗ). Первый документ был нацелен на:
- упрощение планирования закупок (в том числе формирование вместо двух плановых документов одного плана-графика, его ведение исключительно в электронной форме и регулирование единым нормативным актом при сокращении избыточных нормативных требований и предписаний);
- ускорение осуществления закупок (включая сокращение сроков начала закупки и сроков проведения аукциона как основного способа закупки, оптимизацию правил расторжения контракта);
- исключение избыточных административных процедур (в частности, отмена обязанности составлять отчет о приемке и обязательных случаев проведения внешней экспертизы при приемке, исключение обязанности размещать извещение о закупке у единственного поставщика, увеличение ценовых порогов для закупок без проведения конкурентных процедур).
В свою очередь, главными целями, которые преследовал Закон № 449-ФЗ, были: упрощение запроса котировок (унификация правового регулирования этого способа закупок, сокращение почти вдвое общего срока процедуры), введение «электронных магазинов» на электронных площадках (в том числе включение их в Единый реестр контрактов) и возможность проведения закупок «под ключ» для объектов здравоохранения по нацпроектам (причем без необходимости подготовки обоснования инвестиций и при расширении перечня возможных способов закупки).
Кроме того, речь шла о разработанной Минфином России законодательной инициативе – так называемом втором «оптимизационном» законопроекте в рамках реализации Концепции. Этот документ предусматривает масштабные изменения, направленные на оптимизацию и упрощение контрактной системы в целях стабилизации и удобства применения законодательства в этой сфере. Во-первых, предлагается сократить количество конкурентных способов закупок с 11 до 3 самых распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок). По мнению Минфина России, назрела необходимость унифицировать способы закупок и исключить те, которые могут быть обобщены в указанные три группы.
Планируется исключить те способы закупок, которые не востребованы на практике и имеют сложное описание. Например, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса. «Чем проще система, тем она эффективнее. Мы слишком переусложнили конструкцию, чем сделали плохо и заказчикам, и поставщикам», – отметил Алексей Лавров. С этим согласилась и Татьяна Демидова, подчеркнув, что после перевода госзакупок в электронный формат большинство способов закупок, а также требования к ним «морально устарели».
Во-вторых, законопроектом предусматривается консолидация всех требований Закона № 44-ФЗ к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в одной статье, а также введение единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок. В Минфине России считают действующий порядок проведения госзакупок громоздким и влекущим споры в правоприменении, в том числе обжалование и затягивание срока заключения контракта. Ожидается, что унификация требований и оптимизация перечня способов закупок позволят значительно сократить и масштаб правового регулирования (в том числе за счет отмены 35 статей Закона № 44-ФЗ и включения ключевых положений 10 подзаконных актов в его текст).
В-третьих, намечено введение универсальной стоимостной предквалификации, предусматривающей необходимость наличия опыта исполнения госконтракта с сохранением специальной предквалификации в отношении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Согласно этой идее возможность допуска к участию в закупках стоимостью более 20 млн руб. будет предоставлена только тем участникам, которые уже имеют успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. «Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок», – обосновывается это предложение в пояснительной записке к законопроекту.
Напомним, с аналогичной идеей выступает и ФАС России. За счет введения универсальной предквалификации ведомство хочет решить, в том числе, проблему с «профессиональными жалобщиками» (организациями и лицами, подающими жалобы на закупки ради получения денег за отзыв таких жалоб). Поскольку подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет право на подачу заявки, то такая мера позволит предотвратить случаи направления в контролирующие органы необоснованных обращений. Как уточнил Лавров, корректировка порядка направления жалоб нацелена на то, чтобы жалобы не блокировали процесс закупок и искусственно не увеличивали сроки их проведения.
В-четвертых, были озвучены идеи в части системы типовых контрактов. Так, от сложившейся громоздкой системы типовых контрактов Минфин России хочет перейти к единой типовой форме контракта с типовыми условиями отраслевых федеральных и региональных органов исполнительной власти. «Минфином России будет утверждена структура соответствующего типового контракта, где будет поле заказчика с автоматической миграцией данных из ЕИС, поле участника с миграцией данных из протоколов определения победителя, условия исполнения контракта, которые можно будет автоматизировать», – уточнилаа Татьяна Демидова.
Предполагается, что существенные условия будут утверждены в форме типовых условий, являющихся обязательными. При выборе заказчиком кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), ему будет предложена соответствующая форма контракта с существенными условиями контракта и с дополнительными для заполнениями полями. Та система, которая есть сейчас, не позволяет унифицировать и сделать единую форму для того, чтобы внедрить электронный контракт, необходимость которого уже назрела», – подытожила Демидова.
Также предлагаемые поправки касаются:
- требований к составу заявки (вместо индивидуальных требований для каждого способа закупки планируется ввести единые требования для всех способов);
- электронного документооборота (который предполагается вести не только на этапе определения поставщика, но и на этапе исполнения контракта, в том числе при его приемке, изменении и расторжении);
- заключения контракта (предлагается расширить круг участников закупки, которые вправе заключать контракт при уклонении победителя от его заключения);
- субъектов контроля при выполнении операций по спецсчетам (речь идет об отнесении банков к субъектам такого контроля);
- одностороннего расторжения контракта заказчиком в части изменения механизма взыскания обеспечения (возможность взыскания обеспечения могут поставить в зависимость от включения участника в реестр недобросовестных поставщиков) и т. д.
По словам Лаврова, рассматриваемый законопроект «должен завершить работу по оптимизации госзакупок, сделав законодательство более стабильным и удобным в правоприменении». Он станет завершающим этапом переформатирования Закона № 44-ФЗ. «Все содержащиеся в законопроекте предложения направлены на решение поставленных задач по оптимизации и упрощению закупок, а главная задача Минфина России – предложить такое правовое регулирование, которое обеспечивало бы баланс интересов заказчиков и участников закупочных процедур», – резюмировала Татьяна Демидова.
Источник
Полезно знать: Как оптимизационный закон изменит закупки по 44-ФЗ
Президент подписал Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ. Вступление в силу этого правового акта, станет важным этапом совершенствования контрактной системы в сфере госзакупок. В статье мы вместе с ПРОГОСЗАКАЗ.ру рассказываем об основных новшествах, с которыми предстоит столкнуться каждому, кто занимается приобретением или поставкой товаров, работ и услуг для государственных либо муниципальных нужд.
СОДЕРЖАНИЕ:
Почему понадобилась оптимизация федерального закона 44-ФЗ
В обновленной редакции 44-ФЗ успешно решены следующие задачи:
- — обеспечено однообразие в толковании и применении положений закона;
- — исключено дублирование и избыточное регулирование;
- — выбрана оптимальная структура документа;
- — установлены единые требования к процедурам определения поставщика, что будет способствовать их дальнейшей автоматизации.
В статьи закона 44-ФЗ включены положения, регулирующие функционирование контрактной системы, но содержащиеся ранее в других нормативных документах. Это дает возможность сократить существенное количество подзаконных актов.
Основные изменения
Уточнили сферу применения закона 44-ФЗ
В ч.2 ст.1 44-ФЗ добавлен п.12, содержащий положение о том, что закон не применяется к отношениям, связанным с оплатой судебных издержек, предусмотренных кодексами:
- — Арбитражным процессуальным;
- — Гражданским процессуальным;
- — Административного судопроизводства;
- — Уголовно-процессуальным.
Расширили перечень основных понятий
В перечень основных понятий добавлены определения:
- — заказчика, осуществляющего действия на территории иностранного государства (п.7.1 ч.1 ст.3);
- — контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (п.8.3 ч.1 ст.3);
- — отдельного этапа исполнения контракта (п.8.4 ч.1 ст.3).
Внесли изменения в порядок информационного обеспечения
Изменена формулировка ч.5 ст.4 44-ФЗ, теперь она содержит положение о том, что согласие субъекта на обработку его персональных данных, содержащихся в документах и информации, представляемых в целях, определенных законом о контрактной системе, не требуется.
Определен обязательный 6-летний срок хранения для документов и информации, формируемых заказчиком (за исключением размещенных в ЕИС и на ЭТП), а также полученных им при определении НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком (ч.15 ст.4).
Из статьи узнаете, как новый функционал ЕИС поможет заказчику в работе с жалобами. С 5 июля 2021 года в ЕИС реализовали возможность подачи жалобы в электронном виде. Теперь поставщики смогут подать жалобу через ЕИС в ФАС и ее территориальные органы. А у заказчиков появилась возможность ознакомиться с жалобой от поставщика и заранее подготовиться к заседанию ФАС.
Обновили правила организации документооборота
Из названия ст.5 закона 44-ФЗ исключено слово «электронного». Уточнены правила подписания документов гражданами иностранных государств. Они могут использовать ЭЦП, изготовленные в соответствии с нормами, установленными в их государстве, или с международными стандартами, признанными в РФ. Правительство РФ утвердит единые формы документов, размещаемых в ЕИС, и порядок их публикации. Информация, размещенная в ЕИС, должна храниться не менее 6 лет органами исполнительной власти, определенными в соответствии с ч.6 ст.4 44-ФЗ.
Изменили редакцию статьи 20 «Общественное обсуждение закупок»
В действующей редакции ст.20 44-ФЗ утверждается, что общественное обсуждение проводится в случаях, определенных Правительством РФ. После принятия поправок нужно будет проводить обсуждение всех закупок с НМЦК от 2 млрд. руб. и выше за исключением осуществляемых:
- — с применением закрытых способов;
- — в рамках гособоронзаказа для обеспечения федеральных нужд.
Участвовать в обсуждении имеют право любые юридические или физические лица. Они могут размещать в ЕИС (после регистрации) предложения и замечания, на которые заказчик должен предоставить мотивированные ответы в течение 2 рабочих дней.
Сократили количество способов определения поставщика
В ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрены следующие конкурентные способы проведения закупок:
- — конкурсы, в том числе открытые электронные, закрытые и закрытые электронные;
- — аукционы, в том числе открытые электронные, закрытые и закрытые электронные;
- — электронный запрос котировок.
Из прежнего перечня исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.
Статья 24 44-ФЗ, ранее состоявшая из 6 частей, в новой редакции будет состоять из 14. В нее включены положения:
- — о случаях, в которых заказчик обязан или имеет право определять поставщика путем проведения аукциона;
- — о правилах определения победителей конкурсов, аукционов, запросов котировок;
- — о случаях, в которых можно выбрать поставщика с помощью запроса котировок (при НМЦК менее 3 млн. руб., при закупке товаров, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и пр.);
- — о порядке применения закрытых конкурентных способов.
Усилили требования к участникам закупки
В новой редакции ст.31 закона 44-ФЗ указано, что участник закупок не только не должен быть офшорной компанией (это требование существует в настоящее время), но и не может иметь такие компании в составе учредителей или членов корпоративного юрлица. Из числа участников исключаются акционерные общества, в которых офшорным компаниям принадлежат более 10% голосующих акций.
С вступлением в силу поправок к закону 44-ФЗ при размере НМЦК, превышающем 20 млн. руб., заказчик должен будет устанавливать дополнительное требование к участникам закупки. Подать заявку сможет хозяйствующий субъект, уже имеющий опыт исполнения госконтракта или договора, заключенного в рамках 223-ФЗ, на сумму не менее 20% от НМЦК. Если по исполненному контракту или договору предъявлялись пени, штрафы или неустойки, они должны быть оплачены.
Заказчик устанавливает к участникам единые и дополнительные требования. Единые требования пропишите в обязательном порядке, дополнительные – только когда объект закупки входит в правительственное постановление. Требования относятся ко всем участникам без исключения. Расскажем, когда и какие требования установить.
Разрешили включать в контракт дополнительные условия
Заказчик сможет включить в контракт положение об удержании из оплаты, полагающейся поставщику, предъявленных ему сумм неустоек, пеней и штрафов, которые он своевременно не выплатил (ч.14 ст.34 44-ФЗ).
Предметом контракта одновременно могут быть консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (ч.16.2 ст.34). Если в описание объекта закупки включена типовая проектная документация, предметом контракта одновременно может быть (ч.16.3 ст.34):
- — подготовка документации;
- — выполнение инженерных изысканий;
- — выполнение строительных работ.
Изменится порядок отмены закупки
Согласно новой редакции статьи 36 закона 44-ФЗ, при проведении электронных процедур заказчик может отменить закупку, разместив информацию об этом в ЕИС, не позднее, чем за один рабочий день до окончания приема заявок. Оператор электронной площадки должен известить всех участников в течение часа.
При проведении закрытого конкурса или аукциона в случае отказа от закупки заказчик должен вернуть участникам поданные ими заявки не менее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи.
Установили единые требования к содержанию извещения, прилагаемой документации, срокам размещения
В статье 42 44-ФЗ, помимо перечня сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки любым конкурентным способом, теперь содержится информация о прилагаемых документах и сроках публикации в ЕИС. В состав извещения должны входить следующие электронные документы:
- — описание объекта закупки;
- — обоснование НМЦК;
- — требования к содержанию и составу заявки;
- — порядок рассмотрения и оценки заявок;
- — проект контракта;
- — перечень дополнительных требований при осуществлении отдельных видов закупок.
Размещать извещение в ЕИС следует не позднее, чем:
- — за 15 дней до окончания приема заявок при проведении электронного конкурса или аукциона;
- — за 7 дней до окончания приема заявок при проведении аукциона, если НМЦК менее 3 млн. руб. или менее 2 млрд. руб. при заключении контракта на строительство, реконструкцию, капремонт или снос объектов;
- — за 4 рабочих дня до окончания приема заявок при проведении запроса котировок.
В статье определены единые для всех конкурентных способов осуществления закупок правила внесения изменений, а также направления поставщиками запросов о даче разъяснений и публикации заказчиками ответов на эти запросы.
Требования к заявкам на участие в закупках объединили в одной статье
В статье 43 обновленного закона 44-ФЗ теперь содержится вся информация о заявках, направляемых поставщиками:
- — перечень сведений об участнике закупки и необходимых документов или их копий;
- — порядок направления заявки;
- — перечень возможных причин отказа в приеме заявки и порядок информирования участника об отказе;
- — порядок отзыва заявки.
Изменили положения об обеспечении заявок
В новой редакции ст.44 заказчику разрешается не требовать обеспечения заявки, если НМЦК не превышает 1 млн. руб. В эту категорию не попадут все запросы котировок, для которых допустимая сумма НМЦК увеличена до 3 млн. руб. Участникам закупок, проводимых в форме запросов котировок, возможно, придется вносить обеспечение при подаче заявки. Размер обеспечения в процентах от НМЦК остался прежним.
Если обеспечение предоставляется в виде денежных средств, необходимая сумма на специальном счете поставщика будет блокироваться оператором электронной площадки сразу после подачи заявки, а не после окончания приема, как было ранее. В ст.44 подробно расписан порядок взаимодействия операторов электронных площадок с банками, в которых открывают счета участники закупок.
В какой срок возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки
В законе 44-ФЗ термин «банковская гарантия» заменен на «независимая гарантия». Участники закупок могут предоставлять гарантии не только от банков, включенных в перечень, предусмотренный ч.1 ст.45, но и от:
- — госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
- — фондов содействия кредитованию;
- — Евразийского банка развития.
Требуйте обеспечение заявки, когда проводите конкурс или аукцион. Размер обеспечения рассчитывайте в процентах от НМЦК. Участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или залога. Читайте, как прописать требования к обеспечению заявки в извещении и документации, в каких случаях взыскать средства по гарантии и в какие сроки вернуть деньги участнику закупки.
Обновили правила проведения процедур
Глава 2 закона 44-ФЗ в новой редакции называется «Определение поставщика путем применения открытых конкурентных способов». Изменились названия и содержание включенных в нее статей. В них изложен порядок проведения:
- — электронного конкурса – ст.48;
- — электронного аукциона – ст.49;
- — электронного запроса котировок – ст.50.
В ст.51 содержится порядок заключения контракта, в ст.52 – порядок признания открытого конкурентного способа несостоявшимся. Статьи 53-59 и 63-71 признаны утратившими силу.
Правилам применения закрытых конкурентных способов посвятили отдельную главу Закона № 44-ФЗ
В главе 3 «Определение поставщика путем применения закрытых конкурентных способов» установлены правила проведения:
- — закрытых конкурсов – ст.73;
- — закрытых аукционов – ст.74;
- — закрытых электронных конкурсов – ст.75;
- — закрытых электронных аукционов – 76.
В статье 77 определен порядок признания закрытого конкурентного способа несостоявшимся.
Далее в законе 44-ФЗ признаны утратившими силу ст.78-79 и главы 3.1 – 5, содержащаяся в них информация включена в предыдущие разделы документа.
Расширили список случаев закупки у единственного поставщика
В перечень случаев, содержащийся в ч.1 ст.93 44-ФЗ добавлены:
- — закупка здания, сооружения, нежилого помещения или земельного участка, которая проводится в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве или с законом о банкротстве 127-ФЗ;
- — закупка МЦ, выпускаемых из государственного материального резерва;
- — закупка товаров работ и услуг дипломатическими и торговыми представительствами РФ, консульскими учреждениями;
- — приобретение спортивного оборудования, инвентаря, экипировки, необходимых для подготовки и участия сборных России в олимпийских, паралимпийских играх и международных соревнованиях.
В рекомендации Системы Госзаказ – особенности каждого из 54 оснований для закупки у едпоставщика в 2021 году. Эксперты Системы сделали полный каталог с информацией, когда согласовать закупку, обеспечить и подтвердить цену контракта. Два интерактивных справочника помогут быстро найти нужное основание для прямой закупки.
Дополнили правила проведения закупок с полки
В п.9 ч.12 ст.93 добавлено еще одно основание для разблокировки в предложении поставщика определенного количества товара, который предполагал приобрести заказчик. Это составление протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта или протокола об отказе от заключения контракта.
Изменения, которые нужно учитывать в процессе исполнения контракта
При исполнении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, поставщик обязан разместить в ЕИС документ о приемке со сведениями, перечисленными в п.13 ст.94. Документ в течение часа направляется заказчику, который в срок, определенный контрактом, но не позднее, чем через двадцать дней после получения, должен подписать его или направить поставщику мотивированный отказ (ч.13 ст.94 44-ФЗ)
При применении предусмотренных контрактом мер в связи с нарушением условий поставщиком или заказчиком обмен документами между сторонами производится с использованием ЕИС путем направления уведомлений.
Добавили новые основания для изменения существенных условий контракта
В части 1 ст.95 признается утратившим силу п.1 и добавляются следующие возможные основания изменения существенных условий контракта:
- — снижение цены контракта без изменения количества товара, объема выполненных работ и оказанных услуг, а также при сохранении качественных характеристик (п.1.1 ч.1 ст.95);
- — увеличение или уменьшение по предложению заказчика количества товара, объема работ или услуг не более, чем на 10% (п.1.2 ч.1 ст.95).
В ч.1 ст.95 добавлены положения об изменении обеспечения исполнения контракта в связи с изменениями его существенных условий.
Статья 95 дополнена частями 12.1 и 12.2, в которых прописан алгоритм действий заказчика, отказавшегося в одностороннем порядке от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных и закрытых процедур. В добавленных частях 14.1 и 14.2 определен порядок отмены заказчиком решения об отказе от исполнения контракта. Правила, которые должен соблюдать поставщик, принявший решение об одностороннем отказе, изложены в частях 20.1 и 20.2, если решение поставщика отменено, руководствуйтесь положениями ч.22.1 ст.95.
Ввели правила обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла
В ст.96 добавлена ч.1.1, в которой вводится новый порядок обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла. Заказчик в извещении о закупке должен требовать раздельного предоставления обеспечения:
- — в части поставки товара или выполнения работы;
- — в части последующего обслуживания.
Источник