Классификация согласных звуков
Для произнесения согласных нужно препятствие на пути воздушной струи в ротовой полости. Какие органы речи создают это препятствие? Ответы на этот вопрос составляют классификацию согласных по месту артикуляции.
Все согласные буквы и обозначаемые ими согласные звуки русского литературного языка классифицируются по четырем признакам:
- По участию в их образовании тона (голоса) и шума;
- По месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;
- По способу образования шума, то есть по способу преодоления преграды;
- По наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (от лат. palatum «мягкое нёбо»).
Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех
признаков.
При образовании гласных звуков воздушная струя, выйдя из гортани, не встречает никаких препятствий в артикуляционном отделе речевого аппарата.
Для образования согласных наличие препятствий является необходимым условием. В фонетике все согласные звуки классифицированы, это очень удобно когда нужно поставить человеку правильное извлечение звука.
Артикуляционный аппарат
Все органы речи делятся на активные и пассивные. Активные — движутся, пассивные — неподвижны.
Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхняя губа. Иначе говоря, нижняя губа приближается к верхней; произносятся согласные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]. Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхние зубы; произносятся согласные [ф], [ф’], [в], [в’]. Это — губные согласные.
Активный орган — передняя часть языка, пассивный — зубы; произносятся согласные [т], [т’], [д],
[Д’Ь [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. Это зубные согласные.
Активный орган — передняя часть языка, пассивный — альвеолы (выпуклости над зубами — самая передняя часть нёба); произносятся согласные [ш], [иГ], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]. Это передненёбные согласные.
Активный орган — средняя часть языка, пассивный — средняя часть нёба; произносится йот [j] (яма, ёж, ель, юг — первый звук в этих словах— [j], т. е. [jaMb], [join], [jan’], [jyx]). Это средненёбные согласные.
Активный орган — задняя часть языка, пассивный — нёбо; произносятся согласные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Это — задненёбные согласные.
Согласные звуки по участию голоса и шума
По участию голоса и шума все согласные звуки делятся на сонорные и шумные.
Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые
связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].
Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта,
а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
Где образуется согласный звук
Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’], [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).
Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’], [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).
Согласные по месту образования шума
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык.
Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным —
верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].
Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].
Язычные согласные делятся на передне‑, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.
Парные согласные звуки
При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’].
При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’],
[ж’], [ч’], [р], [р’].
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу.
Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным
задним нёбом.
Согласные по способу образования шума
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые),
смычно-проходные, дрожащие (вибранты).
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.
К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.
Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’].
Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.
В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость
рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.
К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).
Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].
Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так:
Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.
Таблица классификации согласных звуков в русском языке
Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | ||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | |||
Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||||
Смычные | Ротовые | [б] [ц] [б’] [п ’] | [д] [т] [д’] [т’] | [г ] [к ] [г’] [к’] | |||
Носовые | [м] [м’] | [н] [н’] | |||||
Щелевые | Срединные | [ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’] | [ з ] [ с ] [з ’] [с’] | [ж ] [ш ] [ж’] [ш’] | [й] | [х ] [х’] | |
Боковые | [л ] [л ’] | ||||||
Африкаты | [ц] | [ч’] | |||||
Дрожащие | [р ] [р’] |
Согласные по наличию смягчения
По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция — средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу.
Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, т. е. основная артикуляция
согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному [й]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции.
Мягкими в русском литературном языке являются согласные: [п ’], [б’], [ф’], [в’], [м’] [т ’] [д’] [с’], [з’ ], [ш’], [ж’], [ч’], [н’], [л’], [р’], [к’], [г’], [х’].
Остальные согласные — твердые. Мягкие согласные звуки, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [й], у которого
эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.
Таким образом, каждый согласный звук русского языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях.
Например:
[п] — глухой шумный, губно-губной, смычный, твердый;
[д’] — сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий;
[ц] —аффриката, переднеязычный, зубной, твердый.
Помните, что мы не можем говорить «мягкие согласные буквы» или «твердые согласные буквы». Буквы — всего лишь знаки, которыми обозначаются звуки, поэтому правильно говорить так «мягкие согласные звуки» и «твердые согласные звуки».
Фонетический разбор слова — когда нужно определить количество букв, звуков, ударения в слове, выделить гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.
По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две группы:
Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:
1.При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть.Засчет этого меняется объем и форма ротовой полости.
По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):
- гласные переднего ряда: [и] [э];
- гласные среднего ряда: [ы] [а];
- гласные заднего ряда: [у] [о];
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:
- гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
- гласные среднего подъема: [э], [о];
- гласные нижнего подъема: [а];
3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:
- гласные лабиализованные: [у], [о];
- гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
1. Классификация согласных звуков по способу образования:
· щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
· смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
· дрожащие (вибранты) [р], [p’]
Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно-взрывные —органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные —органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие —вибрирует поднятый кончик языка.
2.Классификация согласных звуков по месту образования:
- переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие:[j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;
твердые: [ш], [ж], [ц] — всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.
Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
Звонкие глухие
- звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
- глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
- глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
свистящиес, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкиеп’, в’, ч, щ и др.
Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов и фразеологических выражений.
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние:
Чует кошка, чье мясо съела.
Жернова сами не едят, а людей кормят.
Грозен враг за горами, а грознее за плечами.
Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.
Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) Раскрыть отношения между людьми:
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Детки хороши — отцу, матери венец, худы — отцу, матери конец.
Паны дернутся, у казаков чубы трясутся.
Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: речь пословица поговорка фразеологизм
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Две собаки грызутся, третья не мешайся.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М.А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают. кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола. »
Григорий Мелехов обращается к пословицам и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять — самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, также использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем — святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!». Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: «Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица «Сытый голодному не товарищ» послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду). Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть». Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять — только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит — попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь — вода и будет». Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова. Напоминая о замечательной мысли, воскрешая в памяти важные обстоятельства, интересные факты, они дают нам возможность заменять пространные объяснения кратким выразительным предложением или сочетанием. Так, например, вместо того чтобы долго и пространно объяснять, что кто-то потратил уйму времени и сил на решение немудреной и легкой задачи, мы говорим словами Крылова: «А ларчик просто открывался». В другом случае, желая сказать о смертельной опасности, нависшей над ком-либо, мы говорим: над головой его повис дамоклов меч. Употребляя это крылатое выражение, мы имеем в виду известную историю о том, как один из приближенных сиракузского тирана Дионисия, по имени Дамокл, стал с завистью говорить о своем повелителе, считая его самым счастливым человеком на свете. Чтобы проучить завистника, Дионисий пригласил его на пир и усадил на свое место. В самый разгар веселья Дамокл взглянул вверх и увидел, что над головой его висит подвешенный па конском волосе тяжелый меч, символизирующий смертельную опасность, которой властитель подвергался ежеминутно. Уже говорилось о том, что богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от употребления крылатых слов, пословиц и поговорок.К сожалению, современная молодежь редко использует пословицы, поговорки и крылатые слова. Это, безусловно, истощает речь молодого поколения. Чаще всего они не используются потому что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие незнании каком контексте его употребить. |
Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи.
Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.
Монолог — жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний. Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей. Монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Диалог — жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний. Основными разновидностями диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.
· Для бытового диалога характерны:
o большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
o частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
o отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;
o самопрезентация личности;
o разговорный стиль речи.
· Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
o дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
o быстрота реагирования на высказывания партнеров;
o критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
o аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
o ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;
o ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон. Полилог — жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.
Что такое канцеляризмы? Всегда ли уместно применение канцеляризмов? Приведите примеры.
Штампы и канцеляризмы тесно взаимосвязаны, рассматриваемое нами языковое явление является одним из видов речевых штампов. Штампы – это слова и обороты, которые часто употребляются в речи и не имеют какой-либо конкретности. Они лишают речь выразительности, индивидуальности, образности, убедительности. К их числу относятся: шаблонные метафоры, перифразы, сравнения, метонимии. Например, свет души моей, их сердца стучали в унисон, в едином порыве и так далее. Когда-то такие выражения обладали образностью, но из-за частого употребления в речи утратили свою выразительность и превратились в шаблоны. Особенно часто такие языковые формы употребляют журналисты, особенно много таких оборотов в публицистике, например, к штампам относятся выражения: «черное золото», «жидкое золото», «люди в белых халатах» и так далее.
В нашем языке существует ряд слов, которые уместно употреблять только в определенном стиле речи. К таким словам относят канцеляризмы – это словосочетания и слова, употребление которых допускается только в официально-деловом стиле, но которые используются и в художественном, и в разговорном, и в публицистическом стиле, что ведет к стилистическим ошибкам или смешению стилей. Например, «меня подвергли стрижке на основе бесплатного предоставления услуг».
В словарях приведены такие определения термину «канцеляризм»: В словаре Ефремовой Т. Ф. канцеляризм – это слова или языковые обороты, которые употребляются в официально-деловой речи. В Большом энциклопедическом словаре это слова, грамматические формы, словосочетания, характерные для делового стиля, например «входящие и исходящие документы», «довожу до вашего сведения» и так далее. В Современной энциклопедии русского языка и литературы канцеляризм – это элементы пассивной речи, которые применяются в художественных произведениях для имитации делового стиля. То есть авторы используют такого рода выражения, для того чтобы изобразить чиновничий язык или образ делового документа. Например, их использовал Платонов А. П. в повести «Котлован», где он имитирует деловой стиль при пересказе содержания «увольнительного документа». В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике канцеляризм – это обороты речи, которые характерны для стиля деловых документов и бумаг. В устной речи такие выражения вызывают негативное воздействие на собеседника.
Среди основных признаков и особенностей этих слов и словосочетаний можно отметить: использование существительных, образованных от глаголов: пошив, угон, отгул, выявление, нахождение, раздутие, взятие; замена простого глагольного сказуемого составным именным, например, вместо «желать» — «проявить желание», «помогать» — «оказывать помощь» и так далее; использование предлогов, образованных от существительного, например, по линии, в части, за счет, на уровне, в плане; чрезмерное употребление слов в родительном падеже, например, «условия, необходимые для реализации задуманного плана»; замена активных оборотов речи на пассивные, например, «мы решили (активный) – решение было принято (пассивный)»
Злоупотребление в речи такими выражениями и словами лишает ее выразительности, индивидуальности, образности и приводит к таким языковым недочетам, как: смешивание стилей; двусмысленность сказанного, например «утверждение профессора» (его кто-то утверждает или он что-то утверждает); многословие и потеря смысла сказанного.
Естественно канцеляризмы смотрятся только в деловой речи. Но примеры говорят о том, что они часто употребляются и в других стилях, что является стилистической ошибкой. Чтобы не допускать этого, следует знать, какие именно слова относятся к канцеляризмам. Они характеризуются: торжественностью: податель сего, вышеназванный, истребовать, надлежит, таковой; будничной деловитостью: проговорить (обсудить), озадачить, заслушать, наработки, конкретика; официальной и деловой окраской имен существительных, образованных от глаголов: взятие, необнаружение, недовыполнение, отгул и так далее. существительные, причастия, наречия, прилагательные, которые употребляются в строго-деловой среде общения: заказчик, доверитель, сторона, лицо, владелец, вакантный, потерпевший, докладная, исходящий, безвозмездно, иметься; служебные слова: за счет, в адрес, на основании, согласно уставу, в ходе исследований; составные наименования: дипломатические отношения, силовые ведомства, бюджетная сфера. Использовать такие слова и обороты можно только в том случае, когда они не выделяются на фоне текста, то есть в деловой переписке.
Но не всегда такие выражения используются только в официально-деловой документации, часто авторы литературных произведений используют их для образной характеристики речи героя или для создания юмористического эффекта. Такими приемами пользовались: Чехов, Ильф и Петров, Салтыков-Щедрин, Зощенко. Например, у Салтыкова-Щедрина: «воспрещается отнятие головы…». Канцеляризмы в нашей стране достигли максимального распространения во времена застоя, они стали использоваться во всех сферах речи, и в бытовом разговорном языке. Что еще раз подтверждает, что язык отражает все перемены, которые случаются в обществе и стране.
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: безжалостный, разграничительный, представление, самоучитель.
БЕЗ-ЖАЛ-ОСТ-Н-ЫЙ РАЗ-ГРАНИЧ-И-ТЕЛЬН-ЫЙ
БЕЗ-приставка РАЗ — приставка
ЖАЛ- корень ГРАНИЧ — корень
ОСТ – суффикс И — суффикс
Н-суффикс ТЕЛЬН — суффикс
ЫЙ-окончание ЫЙ – окончание
| |
| |
| |
| |
|
ПРЕДСТАВЛ-ЕНИ –Е САМ-О-УЧ-И-ТЕЛЬ
ПРЕДСТАВЛ – корень САМ -корень
ЕНИ – суффикс УЧ- корень
Е – окончание И- суффикс
Слово «безжалостный» образовано от «жалость» с помощью приставки без- и суффикса -н-приставочно-суффиксальным способом.
Жалеть -> жалкий -> жалость -> безжалостный.
Разграничительный образовано от «гранич» с помощью приставки раз
суффикса и ,суффикса ельн ,и окончания ый.
Приставочно-суффиксальным способом с добавлением окончания .
Представление –представлен – ие
Состав слова «самоучитель»:корень [сам] + суффикс [о] + суффикс [учи] + суффикс [тель] + нулевое окончание []
Основа(ы) слова: самоучитель
Способ образования слова: суффиксальный
Источник