Помогите решить тесты, срочно нужно до завтра, плиз
1. Сферы общения, которые не обслуживает публицистический стиль:
а. общественно- экономические
б. официально-деловые
в. культурные отношения
г. политические
2. Публицистический жанр:
а. заметка
б. протокол
в. комментарий
г. выступление в суде
3. Синтаксические языковые особенности публицистического стиля:
а. широкое распространение безличных предложений, вопросно-ответная форма изложения, наличие конструкция типа БЛАГОДАРЯ, ПО ПРИЧИНЕ, В СВЯЗИ С и др.
б. неполные предложения, простые короткие предложения,
в. риторические вопросы, вопросно-ответная форма изложения, восклицательные предложения
4. Регион, где произошло становление классической риторики:
а. Греция, эпоха греческих полисов
б. Китай
в. Индия
г. Италия, период Римской республики
5. Кто из известных ораторов древности поделил виды речи по условиям их произнесения:
а. Сократ
б. Квинтиллиан
в. Аристотель
г. Цицерон
6. Приемы изложения и объяснения содержания речи:
а. анализ
б. синтез
в. дедукция
г. все перечисленные
7. В доказательстве различаются:
а. тезис, основание (аргументы) , логическая связь
б. тезис и основание
в. различные виды аргументов
г. логические связи
8. Корректный прием в споре
а. использование ложных и недоказанных аргументов
б. эффект внезапности
в. подмена тезиса
г. аргумент к физической силе («к палке»)
9. Под определение понятия СОФИЗМ не подходит:
а. рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.
б. рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее открытую логическую ошибку и служащее для придания видимости ложностоистинному заключению.
в. особый прием интеллектуального мошенничества, попытка выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.
г. способ заработать деньги среди древних риторов.
Источник
Софисты и их идеи
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 14.04.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Слово «риторика» происходит от греческого «rheo» — «говорю, лью, теку». Полученный из этого, «rhetor» означал «ритор, оратор». Это слово дало науке название «риторика», то есть овладение ораторским искусством. Вера людей в слово и его силу уходят далеко в прошлое. Риторика родилась в Древней Греции как дисциплина, хотя ораторское искусство было известно в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Это была эпоха афинской демократии, когда начала играть ведущую роль в государстве: национальное собрание, народный суд, а также Совет. Политические вопросы были публично решены, суд вынес решение. Объективной основой появления ораторского искусства как социального явления стала настоятельная необходимость общественного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественное значение. Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного воздействия на разум и волю сограждан с помощью живого слова говорящего.
Началом риторики считается 460-й год до н. э. и ассоциировать с деятельностью софистов Коракса, Тисия, Протагора (481-411 гг. до н.э.) и Горгии (480-380 гг. до н.э.). Именно софисты заложили основу для развития произнесенного слова, которые, будучи выдающимися мастерами красноречия, учили других этому искусству. На основе развивающегося ораторского искусства были предприняты попытки теоретически понять принципы и методы ораторского искусства. Их образовательная программа была основана на убеждении, что добродетели можно научить. Через своего противника Платона они приобрели дурную славу — философские мошенники интересовались деньгами и престижем, а не истиной. В римский период софист означал учителя риторики. Они не образовывали какую-то конкретную школу, но имели определенные общие интересы. Так родилась теория красноречия — риторика.
Актуальность: эта тема очень актуальна и необходима в наше время, потому что без цивилизованного решения социально значимых проблем во все времена, в том числе и в древние времена, невозможно достичь желаемого результата. Поэтому было просто необходимо представить ваши идеи наиболее привлекательными способами.
Цель работы: показать связь софистики и риторики, ее происхождение, философию древних мыслителей и принципы мышления, а также продемонстрировать связь софистики с другими науками и объяснить принципы софизма.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- изучить историю софистики;
- рассмотреть наиболее выдающихся представителей этой «культуры»;
- выявить наиболее значимые позиции в софистике.
Объектом изучения курсовой работы являются софисты Древнего мира, а также основные принципы практического софизма.
Предметом исследования является история софистики и ее представителей.
Материалом исследования стал принцип историзма, который позволяет изучать объект исследования во всем его многообразии и развитии.
Научная новизна заключается в том, что эти исследования проводятся не опытным сотрудником, а студентом третьего курса в первом семестре — т. е. фактически не специалистом, а пользователем, который понимает трудности, с которыми сталкивается население в целом.
Теоретическая значимость заключается в обосновании создания краткого справочника по софистам, который доступен и понятен.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы как в курсах исторических и филологических предметов (всемирная история, философия, риторика, речевая культура), так и в преподавании современных дисциплин (логика, речевая культура, риторика, психология, философии).
Исторические аспекты софистики
Понятие «софистика»
Софистика — учение представителей преобладающего в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. Школы софистов — философов-педагогов, которые тяготеют к релятивизму, первые профессиональные учителя в общем образовании. Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которое тогда называли платными учителями ораторского искусства. Софистика (от греч. Sophisma — умение дискутировать) — это субъективное использование относительности противоположностей, их взаимное преобразование. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основана на абсолютизации относительности знания. Она отрицает наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулируя фактами изменчивости, противоречивости и сложности познания. Из сочинений софистов почти ничего не сохранилось. Изучение косвенной информации осложняется тем, что софисты не стремились создать некую целостную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению знаниями студентами. Их целью было научить студентов использовать полученные знания в дискуссиях и дебатах. Поэтому значительный акцент был сделан на риторику. Сначала софисты обучали правильным методам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и сосредоточились на разработке логических приемов, основанных на внешнем сходстве явлений, на том факте, что событие извлекается из общей связи событий, по многозначности слов, по подмене понятий. Обладая даром слов, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты научили своих подопечных умению мыслить и говорить. На тренировках они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями самых опытных ораторов, анализ успехов и поражений, организация словесных баталий и соревнований в остроумии. Заслуга софистов заключается в том, что они проводили практические занятия, чтобы подготовить молодых людей к жизни и работать профессиональными риториками, а также тот факт, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание преподавания риторики. По мнению софистов, можно добиться убедительности как умело составленной речи, для которой следует использовать различные методы: выбрать оптимальную длину речи и фразы, позаботиться о гармонии, использовать специальный словарный запас, украсить речь, используя, например, метафору, антитеза, аллегория.
Софисты полагали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, но приобретается в процессе обучения и работы. Во время обучения основное внимание уделялось сочинению речей, искусству аргументации, упражнению в памяти, а также изучению литературы и истории, чтобы получить материал для победы в аргументе.
Единство софистики внешне проявляется в самой природе их профессиональной деятельности, которая является новым явлением в греческой культурной жизни — обучение молодых людей, которые уже получили школьное образование, риторику, а также ряд других дисциплин, как гуманитарных, так и точный, ориентированный в первую очередь на подготовку к политической деятельности.
Не все области занятий софистов были напрямую связаны с преподаванием, их выступления и сочинения были рассчитаны на достаточно большую аудиторию, а само движение отличалось не только педагогическим, но и образовательным характером. Педагогическая деятельность софистов как интеллектуалов-учёных стала возможной благодаря уникальной широте нового образовательного идеала, сложившегося в то время среди элиты общества. Софисты обещали научить умению «хорошо говорить», что подразумевает ораторское искусство и эрудицию в области истории, государственного управления и права, а также научить «добродетелям», которые подразумевают этические и практические качества идеального гражданина и политика. , но вместе с широким спектром знаний, которые выходят далеко за рамки того, что необходимо для политической деятельности, такой как философия и математика.
Таким образом, мы видим, что софистика — это учение, которое сформировалось в Афинах, у которого были свои оплачиваемые учителя, которые боролись за свою «правду». Их целью было научить студентов использовать полученные знания в различных дискуссиях и дискуссиях. Они также верили, что дар красноречия дан не Богом, а приобретен его собственными усилиями. Разработав теорию красноречия и дав знания риторики.
Происхождение и формирование
С середины V в. у греков стали появляться взгляды, распространение которых через несколько десятилетий коренным образом изменило образ мышления образованных кругов и направление научной деятельности. Уже противоречия между философскими теориями и смелостью, с которой они выступали против обычного способа представления, были способны вызвать недоверие к этим попыткам объяснения научного мира. Чем выше и быстрее росло общее образование после персидских войн во всей Элладе и, прежде всего, в Афинах — центре ее духовной и политической жизни, — тем сильнее те, кто хотел выделиться, почувствовали необходимость специальной подготовки к политической деятельности. Чем более победоносная демократия постепенно устраняла все препятствия, которые до того, как традиция и закон поставили произвол самодержавных людей, и тем более блестящими были перспективы для тех, кто знал, как победить этот народ, тем более ценным и неизбежным казалось бы учение. с помощью которого можно стать оратором и национальным лидером.
Чтобы удовлетворить эту потребность, были люди, которых их современник называл мудрецами или софистами, и которые сами объявили себя таковыми. Обычно, блуждая из города в город, они предлагали свое обучение всем жаждущим знаний и требовали довольно высокой награды за это, что по сути не могло служить упреком, но это не было принято и что, с предрассудками среди греков, о предубеждении против любой работы, направленной в любом случае, чтобы заработать деньги, это может быть истолковано в неправильном направлении. Это учение само по себе может распространяться на все виды знаний и методов, и мы действительно обнаруживаем, что те, кто был причислен к софистам, и даже некоторые из наиболее значимых среди них, преподавали даже механическое искусство. Но основным предметом учебной деятельности софистов была подготовка к практической жизни, и как софисты, в узком смысле этого слова, со времен Платона принято назначать людей, которые действовали как профессиональные учителя «добродетели» и обещал сделать своих учеников искусными в делах и речах и способными к управлению частными и государственными делами. Эта изощренность практическими задачами основывалась на том, что все софисты основаны на убеждении, что наиболее выдающиеся из них выражены в форме скептических теорий, а большинство — на практике с помощью своих методов, — на убеждении, что объективно истинное знание невозможно и что наши знание не выходит за пределы субъективных явлений. Эта точка зрения, однако, должна была, в свою очередь, влиять на этику и со временем напрямую привести к тому, что восстание против закона, морали и права, возникшее в результате партийной борьбы и раздоров того времени, оказалось мнимое оправдание в сложных теориях. И дальнейшее развитие культуры оказало решительную поддержку этому этическому скептицизму. Чем шире горизонты греческого народа, чем больше греки знакомились с зарубежными странами и своим прошлым, с разнообразием и изменчивостью законов, правительства, обычаев и религий, тем труднее было избежать вопроса о том, что является устойчивым в это изменение, и почему только то, что существует в данное время и в родной стране, должно считаться законным. Таким образом, софисты являются выдающимися посредниками греческого просвещения 5-го века, и они разделяют все преимущества и недостатки этой позиции.
В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:
- Классическая или древняя софистика (V — 1-я половина IV века до нашей эры).
- Вторая или новая софистика (2 — начало 3 в. н.э.). Основными представителями являются Лучан Самосата, Флавий Филострат и другие.
- Третья или поздняя софистика (4 век н.э.) Главные представители либаний Юлиан Отступник.
Второй и третий софисты назывались только по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные движения, которые стремились восстановить идеи и стиль классических софистов.
К наиболее известным старшим софистам (составленным во 2-й половине 5-го века до н.э.) относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтина, Гиппиас из Элиды, ПродикКеос, Антифон, Критий Афинский.
Самые известные младшие софисты (составленные в 1-й половине 4-го века до н.э.) включают Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах.
Таким образом, происхождение софистики распространялось все шире и шире, эпохи софистики делятся на три части. Были люди, которые знали, как склонить людей на свою сторону, и тем более ценным и неизбежным казалось, преподавание данных людей. После такого наставничества можно стать оратором и национальным лидером.
Основным видом деятельности софистов была практическая подготовка людей к жизни.
Основатели и великие софисты древнего мира
Основателем софистики можно считать Протагора, родившегося в Абдере между 491-481 гг. и умер в конце 5-го века. до н.э., который первым начал преподавать красноречие за плату. Его также ценили политики. Путешествуя по всей Греции, он несколько раз останавливался в Афинах, где добился огромного успеха. Протагор выдвинул идею гносеологического релятивизма, относительности истины, полагая, что абсолютно противоположные и в равной степени правдивые утверждения допустимы по любому вопросу: «Человек есть мера всех вещей». Поскольку Протагор не делал различий между чувствами и разумом, можно сделать вывод, что все, что кажется человеку, является правдой: мед сладок, а мед горьок (он кажется сладким для здорового человека и горьким для больного). Однако сам Протагор имел в виду еще кое-что: бесполезно убеждать пациента в том, что мед на самом деле сладкий, его нужно вылечить, и он сам это поймет. Он считал софистику терапией, которая не вдохновляет правду, но учит человека, как мыслить самостоятельно. Протагор учил, как побеждать сильных с помощью аргументов слабых. Но это не значит, что целью было сокрушить справедливость и праведность беззаконием и противоправностью. Он продемонстрировал, насколько технически и методологически возможно укрепить позиции и добиться победы, используя изначально слабый аргумент.
Умение, которому учил Протагор, заключалось именно в этой способности придавать вес и значимость любой точке зрения, а также той, которая ей противостоит.
И его успех связан с тем, что его ученики, обученные этому умению, освоили новые возможности в общественных трибуналах, собраниях и политической жизни. Он также связывает материализм с атеизмом. Приписанный ему трактат «О богах» начинается со следующей мысли: «Я не могу ничего знать о богах, ни о том, что они существуют, ни о том, что они не существуют, ни о том, что у них есть подобие». Согласно сохранившейся информации, Протагора обвинили в безбожии и заставили покинуть Афины. Большая часть мыслей Протагора напрямую связана с человеком, его жизнью, с практической и познавательной деятельностью. Фактически, софисты переносят фокус внимания с поля природы на человека. Это также связано с направленностью всей их деятельности, целью которой было обучение людей. Поэтому они уделяют так много внимания языку как средству передачи мнений и изучения человеческого мнения и знаний.
Горгий родился в Леонтине, на Сицилии, около 485-480. до н.э. и жил более века, оставаясь в отличной форме. Путешествуя по всей Греции, он добивался широкого признания. Он был учеником Эмпедокла, а также знаком с учениями элеатов и взглядами Демокрита. Хотя он посетил Афины несколько раз, он прожил большую часть своей жизни в Ларисе и Фессалии. Он является выдающимся сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик, в эссе «О несущем» или «О природе»
Горгий последовательно цитирует три тезиса:
- Первое: ничего не существует;
- Второе: если что-то существует, оно не может быть известно;
- Третье: если это можно узнать, то это нельзя передать и объяснить другому.
Его знаменитое философское произведение имеет название, противоположное названию произведения Мелисса «О природе, или о небытии». Горгий очень точно различает значение слов и использует изменения в значении в разных контекстах. Такое манипулирование речью, ее логическая и грамматическая структура характерны и для других софистов. В частности, Горгий уделял большое внимание риторике и ее теории, влиянию словесного влияния на слушателей.
Он считал, что речь — лучший и самый совершенный инструмент человеческого инструмента: «Речь — могущественная любовница, которая совершает божественные дела с самым маленьким и самым неприметным телом, поскольку она способна отогнать страх, отогнать печаль и вызвать беспокойство и усилить сочувствие . ».
Вклад Горджиаса в философию не ограничивается только риторикой его релятивизма и скептицизма, осознанием различий между познаваемым и познанием, между мыслью и ее представлением сыграло положительную роль в противостоянии философии элейцев. Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл того, что мы сейчас называем эстетической ценностью слова и сущностью поэзии.
«Поэзия в ее различных формах, — сказал он, — я называю определенным размерным суждением, и тот, кто слушает, захвачен, дрожит от страха, сострадания, проливает слезы, дрожит от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других становятся его собственными. «Искусство, как и риторика, — это движение чувств, но в отличие от риторики оно выходит за рамки практических интересов.
Более того, Горгий знает, как объяснить, что такое поэтический обман, когда« обманщик действует лучше, чем тот, кто не обманывает, и обманутый мудрее, чем тот, кто не обманывает ». Обман, то есть поэт — лучший, ибо он наделен творческим даром поэтических видений и обманутых побед, поскольку он способен принять этот обман и творение.
Продик (465 г. до н.э. — 395 г. до н.э.) из Юлиды на острове Кеос — древнегреческий философ. Один из старших софистов времени Сократа, младший современник Протагора. Он прибыл в Афины в качестве посла с острова Кеос и стал известен как оратор и учитель. Платон относится к нему с большим уважением, чем другие софисты. Продик придает большое значение лингвистике и этике в своей учебной программе. Успехом в Афинах пользовались лекции Продика. Его знаменитая работа называлась «Горы». Продик был учителем спора. Техника, которую он предложил, была основана на синонимии, то есть на различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника оказала значительное влияние на методологию Сократа в отношении изучения «что это?» сущность разных вещей. В этике он стал известен своей интерпретацией софистической доктрины на примере знакомого мифа о Геракле, который на распутье делает выбор между добродетелью и пороком, где добродетель интерпретировалась как подходящее средство достижения истинной выгоды и реальной выгоды. Первоначально его понимание богов. По словам Продика, боги — не что иное, как «ипостась полезного и выгодного». Древние изобрели богов из-за превосходства, избыточности, которая вытекала из них: солнца, луны, источников всех сил, которые влияют на нашу жизнь.
Наиболее выдающимися представителями младшей софистики являются Фразимах, Критий и ученики Горгиаса Алкидама, Лмкофрона и Полемона. И хотя некоторые софисты были последователями аристократической партии, большинство из них, как старейшины, так и молодые, полностью и полностью встали на сторону рабовладельческой демократии. Их философские взгляды, по большей части, были материалистическими и атеистическими. Софисты, однако, преподавали не только риторику и философию. Они изучали математику, поэзию, музыку, астрономию.
Таким образом, великие софисты внесли наибольший вклад в развитие не только софистики, но и заложили основы других современных наук, таких как риторика. Каждый из них предложил свои теории и внес свой вклад в их развитие. Таким образом, Продик придает большое значение лингвистике и этике, а Протагор — эпистемологическому релятивизму. Горгий внес вклад в философию, он стремился к теоретическому значению эстетической ценности и сущности поэзии.
Философия софистов
Как философское движение, софисты не представляют абсолютно однородное явление. Наиболее характерной чертой, общей для всей софистики, является утверждение относительности всех человеческих концепций, этических стандартов и оценок; это выражено Протагором и его знаменитой позицией: «Человек есть мера всех вещей: существующих — то, что они существуют — и несуществующих — то, что они не существуют». В развитии софистики выделяются старшая и младшая группы софистов. К старшим относятся Протагор (481-413), Горгиас, Грипп и Продик. Учения Протагора были сформированы на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, обработанных в духе релятивизма. Согласно Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил изменчивости материи и относительности всех восприятий. Развивая позицию атомщиков о равной реальности бытия и небытия, Протагор утверждал, что каждому утверждению можно было бы противостоять на равной основе на равных основаниях. Концепции небытия, движения и многие учения Горгии, разработанные на основе критики Элеаны, были очень известны.
Он разработал рассуждение, в котором он доказал:
- ничего не существует;
- если что-то существует, то оно не познаваемо;
- даже если оно познаваемо, его знание невыразимо и необъяснимо.
Грипп привлек внимание не только геометрическими исследованиями кривых, что дало толчок для последующей работы Архита, но также размышлениями о природе законодательства. Наконец, Продик, который с большим успехом учился в Афинах, разработал релятивистский взгляд на то, что «что люди используют вещи, так это сами вещи». Софисты старшей группы были основными мыслителями в вопросах права и социально-политических. Протагор написал законы, определяющие демократическое правительство в афинской колонии фурий на юге Италии, и обосновал идею равенства свободных людей. Грипп в своем определении закона упоминал принудительное принуждение как условие возможности законодательства. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Писания Протагора о богах были публично сожжены и стали причиной изгнания философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, начал истолковывать религиозные мифы как персонификацию сил природы. В учениях младших софистов, по которым сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их эстетические и социальные идеи. Итак, Ликофрон и Алкидамант вступили в борьбу с барьерами между социальными классами: Ликофрон утверждал, что дворянство — это выдумка, а Алкидамант — что природа не создала рабов никому и что люди рождаются свободными. Антифон не только разработал материалистическое объяснение принципов природы и происхождения ее тел и элементов, но также попытался критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над культурными институтами и искусством. Фразимах распространял учение об относительности на социально-этические стандарты и сводил справедливость к полезным для сильных, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для себя; демократия демократическая, а тирания тираническая. Хотя некоторые софисты были действительно большими мыслителями, релятивизм, который они развили, часто приводил их к прямому отрицанию познаваемости вещей и субъективности. В этом качестве софисты должны быть признаны философами, которые, как полагал Гегель, подготовили не только диалектические, но и беспринципные, а порой и полностью нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые следует строго отличать от подлинной материалистической диалектики. которые рассматривают познание как бесконечное движение и приближаются через относительно истинное знание к объективному и абсолютному знанию.
Таким образом, софисты затронули тему не только «своих доказательств», но и внесли свое мировоззрение в философию. Они коснулись диалектики и нигилистических теорий. Наиболее характерной чертой, общей для всей софистики, является относительность всех человеческих понятий.
Учение софистов
Софисты разработали учение Демокрита. Один из основателей этого учения Протагор (ок. 480 — 410 до н.э.) делает отступление к субъективизму. Он провозглашает человека мерой всех вещей, которые существуют так, как они существуют, и не существуют, поскольку их не существует. Моральные нормы произвольны. Некоторые говорят, что добро и зло отличаются друг от друга, другие — нет. Даже для одного и того же человека одно и то же может быть и добром, и злом: «Тот факт, что каждый город кажется справедливым и красивым, — это то, что он для него, если он так думает».
Скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгии:
- ничего не существует,
- если что-то существует, то оно непостижимо,
- даже если оно познаваемо, то такое знание невыразимо. софистика мировоззрения субъективность речи.
Софисты понимают добродетели не только как моральные качества, но в целом как различные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар речи, умственные способности и т. д. — все это обеспечивает человеку уважение и успех. Утилитарный мотив пронизывает моральную оценку: все, что приносит выгоду и пользу, справедливо. Софист Антифонт (V век до н.э.) по этому вопросу хорошо известен: «Правосудие заключается в том, чтобы не нарушать закон государства, гражданином которого вы являетесь. Таким образом, человек больше всего выиграет от использования правосудия, если он в присутствии свидетелей соблюдает законы, уважает их, оставаясь один, без свидетелей, следуя законам природы.» Поскольку предписания законов являются произвольными (искусственными), необходимы диктаты природы. Однако не только релятивизм определяет этику софистов. После Демокрита софисты скептически относятся к существованию богов, и первая проблема «зла в мире » используется для отрицания божественного вмешательства в человеческие дела.
Еще более значительным достижением этики софистов была идея равенства всех людей — благородных и простых людей, греков и варваров, свободных и рабов, впервые провозглашенных в древности; «Тех, кто родом из дворянских семей, мы уважаем и чтим, тех, кто не из дворянских домов, мы не уважаем и не чтим. В этом мы действуем по отношению друг к другу как варвары, потому что по своей природе мы равны во всех отношениях, более того, и варвары, и эллины одинаковы », — заявил Антифонт.
Образовательная деятельность софистов против моральной догмы имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания находится человек (как самодостаточная ценность), который имеет право создавать нравственный закон. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль родственника в морали, софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека есть свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели.
Скептицизм софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным — в обоснованности основ морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества в моральных ценностях (т. е. по существу пришли к идее их плюрализма).
В этой главе мы можем сделать небольшой вывод о том, что софисты были платными учителями своей «истины», которую они оживили и научили таким образом, чтобы найти все приемы спора.
Таким образом, образовательная деятельность софистов была направлена против морального догматизма и имела ярко выраженный гуманистический смысл. В центре их внимания был человек, который имел право создавать моральный закон.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
- Софистика — это учение, которое сформировалось в Афинах, и в нем были платные учителя, которые боролись за свою «правду»;
- Существуют века софистики, подразделяемые на классические (древняя софистика), новые (представители были: Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие) и поздние софистики. Были люди, которые знали, как победить людей, и тем более ценным и неизбежным казалось, что обучение этих людей должно было казаться. После такого наставничества можно стать оратором и национальным лидером;
- Софисты дали основание другим современным наукам, например, таким как риторика. Каждый из них предложил свои теории и внес свой вклад в развитие лингвистики, этики, эпистемологического релятивизма и философии;
- Они ввели свое мировоззрение в философию, затрагивая диалектику и нигилистические теории;
- Центром внимания софистов был человек.
Основные теории и практические занятия
Софистика и натурфилософия
Традиционно считается, что философия возникла на стадии разложения мифологического сознания, когда синкретизм, образность и символика мифа уступили место концептуальному мышлению. Исторически первой формой философии была естественная философия. В ней персонификация заменяется абстракцией, вместо многих гуманоидных богов в основе всех вещей лежит одна «природа» — вечная и разнообразная природа. Первые натурфилософы — «физиологи», по определению Аристотеля, изучали природу, пытаясь объяснить коренные причины вещей в учениях о первоэлементах мира, основываясь на общем фундаментальном принципе. Как таковое, древнее мышление считало, как правило, конкретную физическую сущность, чувственную данность. Это вода в учении Фалеса, воздух — у его ученика Анаксимена или огонь — у Гераклита Эфесского. Только Анаксимандр — еще один ученик Фалеса высказал позицию, что апейрон — это начало и элемент существования. Апейрон — абстрактная сущность, которая не имеет конкретной чувственной связи, лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и разрушения. Таким образом, было осуществлено дальнейшее освобождение от метафоричности и переход от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, который оперирует понятиями. Примечательно, что первыми «физиологами» или натурфилософами — представителями милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, а также Гераклита Эфесского были не только натурфилософы, но и ученые. Они изучали астрономию, географию, геометрию, метеорологию. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и был первым, кто объяснил природу лунного света, полагая, что луна отражает свой свет от солнца. Природная философия, исторически говоря, как первая форма мышления, направленная на интерпретацию природы, в целом, ввела идею причинности вместо преобладающего мифологического образа. В рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Натуральное философское мышление было направлено на объект. В то же время, однако, неизвестные реальные связи были заменены «идеальными фантастическими связями» и «недостающими фактами посредством вымысла». В древнегреческой натурфилософии человек качественно не выделялся из природы, не мог удовлетворить софистов, которые положили это на человека, а не на атом, как начало всего сущего. Кроме того, в натурфилософии не выработано подходящего мировоззрения, обеспечивающего свободу личности от коллектива, а наоборот, полностью подчиняющего его интересы интересам государства. Однако софисты были наследниками античной философии, многие из них были учениками натурфилософов. Таким образом, Протагор был учеником Демокрита, что он сам выбрал его в качестве своих учеников, видя, как он соединил дрова гармоничным геометрическим образом, когда он был их носильщиком. Софисты, в отличие от натурфилософов, ставили проблему бытия не как проблему материи, а как проблему сознания. Сначала они выдвинули идею быть для себя, тогда как раньше речь шла о том, чтобы быть в себе. Натуральная философия основывалась на прямом восприятии круговорота материи в мире, и среди софистов объективный, интуитивный реальный космос отошел в сторону, уступив место субъекту и его пренебреженному мышлению.
Таким образом, первой формой философии была естественная философия. В ней персонификация заменяется абстракцией, вместо многих гуманоидных богов, в основе всех вещей лежит единая «природа». Первые натурфилософы — «физиологи» изучали природу, пытаясь объяснить коренные причины вещей в учениях о первоэлементах мира, основываясь на общем фундаментальном принципе. Эти представители изучали астрономию, географию, геометрию и метеорологию. Предсказать начало жизни и поставить на первое место воздух, огонь или апейрон.
Особенности мировоззрения
Софистами были субъективисты, скептики, рационалисты, сенсуалисты, индивидуалисты. Основой их мировоззрения было выражение Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Их субъективность проявлялась в том, что истина не рассматривалась ими как нечто одно для всех. Софисты полагали, что если все думают по-разному, то у каждого своя правда, и у каждого свои представления о прекрасном и безобразном, и в целом все понятия, как философия, так и мораль, являются относительными. Факт относительности всего является главной основой всего мировоззрения софизма. Если все относительно и зависит от субъективного вкуса, понимаемого как единственный критерий истины, то получается, что абсолютно все верно. Однако именно субъективность, внесенная в теорию познания, способствовала тому, что впервые в истории философии можно было поставить вопрос, как наши мысли об этом связаны с внешним миром. Философия, стоящая на этапе космологической объективности, в принципе не могла задать такой вопрос, потому что мышление считалось тождественным существованию. Это привело к неразвитости форм доказательств и логических определений. В области эпистемологии софисты не разработали конкретной теории; этому мешало их слишком большое внимание к психологическим процессам, интерес к разнообразию человеческой жизни. Они стремились перевести объективные ценности на язык ощущений; это привело их к чувственности. Для софистов все, что не поддается ощущениям, было призраком.
Софистам также присущ скептицизм по поводу способности человека познавать бытие. Поэтому Горгиас (483–375), ученик Эмпедокла, прибыв в Афины в 427 г. до н.э., поразил всех красноречием, потому что он мог говорить без подготовки на любую тему.
В своих выступлениях он развил скептицизм, основные положения которого были сведены к следующим трем пунктам:
- Нет бытия вообще;
- Если это так, это непостижимо;
- Если это узнаваемо, все еще невозможно передать правду о существовании.
Таким образом, мировоззрение софистов было субъективным, что проявлялось в том, что истина не была ими воспринята как нечто единое для всех. Также источник «взгляда на мир» характеризовался скептицизмом в отношении возможностей человека познавать жизнь.
Софисты и риторика
По словам Аристотеля, первым изобрел риторику Эмпедокла из Акраганта на Сицилии, крупного философа VI-V веков. до н.э., который был учителем Горгии. Первыми риторами считаются Корак и Тисий, имена которых известны благодаря Платону и Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель и ученик, открыли первые риторические школы и составили первые руководящие принципы написания судебных выступлений. Учебник Корака прославился на всю Грецию. Впоследствии Тисий переехал в Афины, где начал учить красноречию. Горгий из Леонтина также последовал. Главным теоретиком риторики среди софистов был Горгиус, который создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе искусства красноречия. Риторика в этом понимании сродни словесной игре, и поэтому для Горгии это удобный инструмент для гражданского управления, или, скорее, манипулирования. Именно софисты выделили два принципа в человеческой природе: с одной стороны, естественный — постоянный, неизменный, с другой — привнесенный обычаями, привычками, которые являются изменчивой конвенцией и подвержены внешним воздействиям. Горгий утверждал, что человеческое знание по своей сути является ложным, неполным и условным «мнением», а не истиной.
Восхищаясь возможностями человеческого слова как инструмента управления, софисты часто не замечали моральных и этических проблем, которые неизбежно возникают в коммуникативной ситуации.
Тем не менее, именно деятельность софистов впервые обострила проблему этических основ риторики как проблемы нравственного характера говорящего, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целей. Вопрос о целях и функциях словесного искусства, осознании изменчивости аудитории, ее восприимчивости к манипулированию позволил софистам создать первую формальную теорию словесного творчества, которая включала как риторические вопросы, так и вопросы грамматики и орфоэпии.
Софисты сформулировали такое фундаментальное требование к речи, как требование целостности и полноты изложения: речь должна иметь четко определенное начало и конец (введение и заключение), основная часть, которая включает в себя два раздела — повествование о событиях и дебаты. Для аргументации был разработан такой тип аргументации, как доказательство вероятности того или иного поступка, исходя из неизменности человеческой натуры и относительности истины, софисты предложили особую технику вероятностного объяснения человеческих действий — систему «общие места», а также учение об эпосе, предполагающее выявление универсально значимого в человеке, поднимающее его до определенного повторяющегося типа поведения. Софисты также выдвигают принцип построения ораторского искусства — «препятствий», согласно которому оратор должен позаботиться об актуальности своего высказывания, соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории. Именно софисты пытались сформулировать основные приемы словесной выразительности. Они уделили большое внимание звуковой стороне речи, выразительным возможностям языка. Впервые Горгий ввел поэтические средства в ораторскую прозу, используя в своих выступлениях аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, такие поэтические фигуры, как антитеза, оксюморон и аналогия. Излюбленными приемами оратора Гиорги были антитеза, параллелизм, симметрия слогов и гармония окончаний, что придавало чрезвычайную ясность и ясность его публичным выступлениям и вошло в историю как «горгиевские» фигуры. Фразимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал художественные функции периодической речи, что придало фразе особый аромат выравнивания, искусственности, благодаря чему ораторская проза приобрела литературный характер, занимая промежуточное положение между поэзией и повседневная речь. Можно сказать, что, очарованные колдовской магией звучащего слова, софисты обнаружили неисчерпаемый источник ораторского влияния в самом языке, в самых вербальных техниках.
Инновационные открытия Горгии были использованы не только в ораторском искусстве и художественной литературе, но и в поэзии; благодаря ему ораторская проза приобрела статус произведения искусства. Наконец, софисты были первыми, кто начал разработку доктрины мнемоники — методов запоминания обширных ораторских текстов, а также системы обучения ораторскому искусству.
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особой вершины во времена власти Римской республики. Во втором веке до нашей эры в Риме существовали гимназии для мальчиков, которые проходили гуманитарную подготовку, чтобы посвятить себя деятельности политического или судебного оратора в будущем. Обучение строилось в несколько этапов: в школе писателей учили чтению; в гимназии — написание; и на высшем уровне — в школе риторики — привил навыки красноречия, освоил теорию, практиковался в составлении речей по заданной теме из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.
В средние века в странах Западной Европы происходило переосмысление древнего ораторского искусства. Церковь вытеснила все виды ораторского искусства. Эпоха Возрождения возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах. Прежде всего, софисты разработали структуру речи.
Согласно учению софистов речь должна состоять из трех частей:
- Введение. Его цель — добиться внимания, понимания и симпатии аудитории.
- Презентация. Это последовательная история о предмете, содержащая набор доказательств и обладающая ясностью, краткостью и достоверностью.
- Заключение. Его цель — вызвать эмоциональное отношение слушателей к делу, которое включает в себя:
- а) краткое изложение основных положений вышеперечисленного;
- б) использование усилений, то есть эмоционального подкрепления речи с помощью так называемых общих мест (необходимость соблюдать законы, государство, заветы предков и т. д.).
Кроме того, софисты уделяют большое внимание культуре речи, которая должна удовлетворять 5 требованиям:
- Правильность. Прежде всего, это соблюдение грамматических норм произношения, например, правильное расположение ударения.
- Ясность. Это использование известных слов в их естественном сочетании.
- Актуальность. Речь должна соответствовать определенному стилю и условиям ее произношения.
- Великолепие. Грамотное использование гармонии и образов (без их использования речь становится «голой»).
- Краткость. Недопущение всего ненужного, что делает речь продолжительной и скучной.
Таким образом, как видим, софистика и риторика не раз пересекались. Софисты разработали особые требования к используемой речи, такие как правильность, ясность, актуальность, великолепие и краткость. Эта речь должна состоять из трех основных частей. Среди софистов главным теоретиком был Горгиус, создавший иллюзионистскую теорию искусства, в том числе искусства красноречия.
Софизм
Софизм — это ложное утверждение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на сознательном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку или вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу. Аристотель назвал софизм «мнимым доказательством», в котором достоверность заключения кажется правильной и обусловлена чисто субъективным впечатлением, вызванным отсутствием логического или семантического анализа. Убедительность, на первый взгляд, многих софизмов, их «логика» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой — семиотической: из-за метафоры речи, омонимии или многозначности слов, амфибола и т. д., нарушающей однозначность мышления и приведение к смешению значений терминов или логических: подмена основной идеи тезиса доказательством, принятие ложных посылок как истинных, несоблюдение приемлемых методов рассуждения правил логического вывода, использование о «несанкционированных» или даже «запрещенных» правилах или действиях, например, Лени до нуля в математических софизмах.
Способ найти ошибки в софизме:
- Внимательно прочитайте условие предложенного вам задания. Лучше начинать поиск ошибки с условий предложенного софизма. В некоторых случаях абсурдный результат получается из-за противоречивых или неполных данных в условии, неправильного рисования, ложного начального предположения, а затем все рассуждения выполняются правильно. Это вызывает трудности в поиске ошибки. Все привыкли к тому, что задачи, предложенные в различных литературных источниках, не содержат ошибок в условии и, следовательно, если результат неверен, то они обязательно ищут ошибку в ходе решения.
- Установить области знаний (темы), которые отражаются в софизме, предполагаемых преобразованиях. Софизм можно разделить на несколько тем, требующих детального анализа каждой из них.
- Узнайте, выполнены ли все условия применимости теорем, правил, формул и соблюдается ли логика. Некоторые софизмы построены на неправильном использовании определений, законов, на «забывании» условий применимости. Очень часто в формулировках запоминаются основные правила, основные фразы и предложения, все остальное пропускается. И тогда второй знак равенства треугольников превращается в знак «сбоку и в двух углах».
- Проверьте результаты преобразования обратным действием.
- Часто вы должны разбить работу на маленькие блоки и проверить правильность каждого такого блока.
«Наполовину пуст и наполовину полон»
Полупустой такой же, как полуполный. Если половинки равны, то целые числа равны. Следовательно, пустое такое же, как и полное.
«Девушка не человек»
Доказательство обратного. Допустим, девушка — это человек. Девушка молодая, значит девушка молодой человек. Молодой человек парень. Противоречие. Так что девушка не человек.
«Четный и нечетный»
5 — это 2 + 3 («два и три»). Два — это четное число, три — нечетное число, получается, что пять — это число, как четное, так и нечетное. Пять не делится на два, а также 2 + 3, что означает, что оба числа нечетные.
«Не знаешь то, что знаешь»
— Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить?
— Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
— Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь.
«Лекарства»
Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
«Вор»
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего- есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
«Рогатый»
Есть ли у тебя то, что ты не терял? Конечно есть. Ты рога не терял, значит они у тебя есть.
«Куча»
Одна песчинка не куча песка. Если n песчинок — это не куча песка, то n + 1 песчинка также не является кучей. Поэтому никакое количество песчинок не образует кучу песка.
«Глаза»
Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения.
«Маг»
«Может ли всемогущий маг создать камень, который не сможет поднять?» Если не может — значит, он не всемогущий. Если может — значит, всё равно не всемогущий, т.к. он не может поднять это камень.
Можно сказать, что основателями риторики являются софисты. Только софисты стали говорить о силе слова вполне осознанно и систематически, впервые создав для этого необходимые предпосылки. Но у понятия «софисты» есть два определения, и, к сожалению, отрицательной оценкой, связанной с особым мировоззрением софистов, которое делало их заядлыми спорщиками, которые не хотели слышать своего оппонента, оказалось главное. И поэтому, сравнивая риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля с риторическим идеалом софистов, мы видим их совершенно противоположными.
Таким образом, мы можем сказать, что софизм — это ложное утверждение, которое при поверхностном рассмотрении кажется правильным, но его стоит рассмотреть и разбить на части, поскольку мы видим ошибки логики. Эта особенность отличает софизм от паралогизма и апории. Существуют также определенные правила для обнаружения этих ошибок. Который направит нас к правильному мышлению того, что написано.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
- Первой формой философии была естественная философия. Первые натурфилософы — «физиологи» изучали природу, пытаясь объяснить коренные причины вещей в учениях о первоэлементах мира. Эти представители изучали астрономию, географию, геометрию и метеорологию, и в первую очередь ставили воздух, огонь или апейрон.
- Мировоззрение софистов — это субъективность, которая проявляется в том, что истина не была ими воспринята как нечто общее для всех. Факт относительности всего является главной основой всего мировоззрения софизма. Они стремились перевести объективные ценности на язык ощущений; это привело их к чувственности. Для них то, что не поддается ощущениям, было «призраком».
- Создание первой формализованной теории словесного творчества, которая включает в себя как собственно риторические вопросы, так и вопросы грамматики и ортоэпи. Мы видим, что софистика и риторика пересекались не раз. Софисты разработали конкретные требования к используемой речи, такие как правильность, ясность, актуальность, великолепие и краткость.
- «Мнимое доказательство», в котором достоверность заключения кажется правильной и имеет чисто субъективное впечатление, называется софизмом, который направлен на нарушение правил логики. На первый взгляд многие софизмы, их «логика» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой, но, следуя правилам «распознавания», эти ошибки легко устраняются, и тогда вы легко можете найти и понять эту ошибку, а, следовательно, переведите весь аргумент в вашу сторону.
Вывод:
Сократ учил кратко задавать вопрос, слушать ответ и кратко отвечать на вопросы во время разговора. Таким образом, слово Сократа обладало страстным стремлением к значению, к истине. Он учил «видеть загадки, которые человеку предстоит разгадать, разгадать, вслух рассуждать, научить других этому, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову». Согласно Платону, риторика — это ловкость, ловкость, ловкость, которые вы можете освоить, развить в себе. И основой красноречия является эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение и эмоциональное внушение. Аристотель полагал, что «риторика — это искусство, соответствующее диалектике», она «способна найти методы убеждения в отношении каждого данного предмета». Риторика Аристотеля — наука и мастерство доказательной речи. Сократ, Платон и Аристотель — люди, которые внесли наибольший вклад в теорию красноречия. Тем не менее, основатели риторики являются софистами. «Только софисты начали говорить о силе слов вполне осознанно и систематически, впервые создав для этого и необходимые предпосылки». Были созданы эпохи софистики, разделенные на: древнюю софистику, новую (представителями были Лукиан из Самосаты, Флавий Филострат) и позднюю софистику. В обществе появились люди, которые знали, как убедить людей на их стороне, и тем более ценными они казались обществу. После таких тренингов уже можно было стать оратором и национальным лидером. Софисты дали основание другим современным наукам, например, риторике. Каждый из них предложил свои теории и внес свой вклад в развитие лингвистики, этики и философии.
Но у понятия «софисты» есть два определения, и, к сожалению, отрицательной оценкой, связанной с особым мировоззрением софистов, которое делало их заядлыми спорщиками, которые не хотели слышать своего оппонента, оказалось главное. Софизмы, названные Аристотелем как «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения, по-видимому, верна для их «хозяев», также сыграли важную роль в их «бизнесе». И поэтому, сравнивая риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля с риторическим идеалом софистов, мы видим их совершенно противоположными. Оценивая взгляды софистов, мы сталкиваемся со значительными трудностями. Ничего не осталось от их работ, и изучение с прямой информацией затруднено, потому что они не стремились создать определенную, целостную систему знаний. Во время обучения они не придавали большого значения систематическому овладению знаниями студентами, их целью было научить студентов использовать полученные знания в дискуссиях и дебатах. Это было создание первой формализованной теории словесного творчества, которая включает в себя как собственно риторические проблемы, так и вопросы грамматики и ортоэпи. Оказывается, софисты разработали определенные требования к используемой речи, такие как правильность, ясность, актуальность, великолепие и краткость. В связи с этим они уделяли значительное внимание риторике. Они также привнесли свое мировоззрение в философию, затрагивая диалектику и нигилистические теории, и центром внимания софистов был человек.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник