Административное право: Шпаргалка.
19. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.
Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.
Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.
Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.
Требования к применению норм административного права:
1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.
2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.
3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.
4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена: а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм; б) рациональным разделением труда между субъектами отношений; в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений; г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий; д) использованием передового опыта.
5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.
6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.
Источник
Реализация административно-правовых норм
Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.
Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.
В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм в зависимости от характера действий субъектов административного права, степени их активности и направленности – соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.
Использование предполагает добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.
В указанных формах реализуются многие нормы права, но не все. Есть немало случаев, когда для обеспечения полной реализации административно-правовых норм требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.
Под применением норм административного права следует понимать разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами. В отличие от исполнения как формы реализации административно-правовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность и право лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.
Источник
Административное право. Учебник
Подготовлен в соответствии с современной концепцией административного права на основе новейших нормативных правовых актов. Рассматриваются основы административного права, его ведущие институты: предмет и система, отраслевое и государственное управление и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разобраться в процессах, происходящих в России. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами административного права.
Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права
- Глава 2. Административное право и его роль в формировании правового государства и гражданского общества
- Глава 3. Административно-правовое регулирование, принципы административного права, его нормы и отношения
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Административно-правовое регулирование, принципы административного права, его нормы и отношения
3.1. Механизм административно-правового регулирования. Принципы административного права
Механизмом административно-правового регулирования выступает совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.
Элементы административно-правового регулирования:
— принципы административного права;
— нормы административного права;
— акты официального толкования норм административного права;
— акты применения норм административного права;
Принципы административного права основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
— демократизм нормотворчества и реализация права. В правотворчестве он проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля;
— равенство граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности;
— взаимная ответственность государства и личности. Юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью;
— федерализм. Определение компетенции органов власти России и субъектов Федерации в установлении совместного ведения;
— гуманизм. Юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений;
— законность. Точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности;
— справедливость. Требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат.
В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права: во-первых, текстуальный, когда принцип закреплен в конкретной статье закона, и, во-вторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.
3.2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Они устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность; регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:
— определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
— определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
— административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;
— с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование иных общественных отношений (финансовых, земельных, трудовых и др.);
— административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.
Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза содержит указание на фактические условия ее реализации, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.
Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Административно-правовые нормы по разным основаниям классифицируются на виды.
По конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы подразделяются:
— на общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
— особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
Административно-правовые нормы по предмету регулирования классифицируются:
— на материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;
— процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.
По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются:
— на обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
— запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий, бездействия, подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);
— дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
— стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование);
— рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.
По адресату отмечают нормы, регламентирующие:
— организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. разных звеньев аппарата государственного управления;
— административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
— вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
— административно-правовой статус общественных объединений;
— отдельные стороны функционирования разных коммерческих структур;
— административно-правовой статус гражданина.
По пределу действия административно-правовые нормы разделяют на три вида:
1) по территориальному масштабу деятельности — территориальные (действуют в границах государства, государственно-территориальных образований, например нормы КоАП — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории) и межтерриториальные (действуют в границах нескольких административно-территориальных образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);
2) по действию во времени — срочные (определен срок действия) и бессрочные (без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом);
3) по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).
Наконец, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные.
3.3. Способы реализации административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.
Различают два основных способа реализации административно-правовых норм — исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.
Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
3.4. Административные правоотношения: классификация и содержание
Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.
Административно-правовые отношения по своей сути неоднородны, что дает нам возможность классифицировать их по следующим основаниям.
По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
— материальные — общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права;
— процессуальные — складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
— вертикальные правоотношения, в которых один из участников подчинен другому. Возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Могут возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;
— горизонтальные правоотношения, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, последние делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Они называются деликтами.
По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
Особенности, свойственные административно-правовым отношениям:
— урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
— возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни — в сфере государственного управления;
— одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль;
— могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе либо самих их участников, либо третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев);
— споры рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном порядке. Основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;
— невыполнение обязанностей стороной влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
Источник