- Самостоятельная работа по теме «Главные члены предложения»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Самостоятельная работа по теме «Главные члены предложения»
ученика(цы) 8__класса ______________________________________
Главные члены предложения
Задание 1. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, укажи способ выражения подлежащего.
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.
А кто может решить этот вопрос?
Снова замерло всё до рассвета.
Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
Язык – живая плоть, которая создавалась миллионы поколений.
Пришло не меньше ста человек.
Анютины глазки на маленькой клумбе у крыльца радовали нас всё лето.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
Задание 2. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, определи тип сказуемого.
Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своём теперешнем месте.
Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.
Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.
Мальчик сразу навострил уши.
А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!
Множество мыслей продолжало роиться в его голове.
Земля велика и прекрасна.
Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.
Задание 3. Укажи предложение(я), в котором(ых) надо поставить тире.
А) Самая большая радость в мире это делать добро.
Б) Сердце не камень.
В) Управлять людьми значить предвидеть.
Г) Жизнь без движения пуста.
Задание 4. В каком ряду каждое из перечисленных слов может быть подлежащим?
А) домоклов меч, старший, один из них.
Б) крепок и могуч, старик и старуха, много галок.
В) начал говорить, стакан воды, интересный.
Г) был ловок, красивый наряд, бежать.
ученика(цы) 8__класса ______________________________________
Главные члены предложения
Задание 1. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, укажи способ выражения подлежащего.
Два облака белых плывут по лазури.
Прошло приблизительно два часа, но никто так и не появился.
Большое видится на расстоянье.
Гениальность – редчайший дар, но профессионалом может и должен стать каждый.
Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий свою родину.
Но солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись.
Только в то неспокойное, мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии.
Кто работает, тот не скучает.
Задание 2. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, определи тип сказуемого.
Её глазки были полны слёз, лицо становилось всё бледней и бледней.
Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать.
Он мечтал научиться рисовать.
Дамы махали платками, заставляли мужчин аплодировать.
Она бросилась бежать.
Я ведь этого лекаря чуть не прибил.
Вдруг из лесу выскочили несколько человек и стали отчаянно махать руками.
Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе.
Задание 3. Укажи предложение(я), в котором(ых) надо поставить тире.
А) Жизнь нескончаемый экзамен.
Б) Молодость бескорыстна и великодушна.
В) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
Г) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
Задание 4. В каком ряду каждое из перечисленных слов может быть подлежащим?
А) десять лет, лежать, буду рядом
Б) в море, из реки, ряд за рядом.
В) трое рыбаков, несколько лодок, стая акул.
Г) во весь дух, морской волк, каждая птица.
Задание 1. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, укажи способ выражения подлежащего.
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть .
А кто может решить этот вопрос?
Снова замерло всё до рассвета.
Был тот особенный вечер , какой бывает только на Кавказе.
Язык – живая плоть , которая создавалась миллионы поколений.
Пришло не меньше ста человек .
Анютины глазки на маленькой клумбе у крыльца радовали нас всё лето.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
Задание 2. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, определи тип сказуемого.
Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своём теперешнем месте.
Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.
Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.
Мальчик сразу навострил уши.
А колокольчик однозвучный звенел , звенел и пропадал !
Множество мыслей продолжало роиться в его голове.
Приказывать , запрещать и настаивать он положительно не умеет .
Задание 3. Укажи предложение(я), в котором(ых) надо поставить тире.
А) Самая большая радость в мире это делать добро.
Б) Сердце не камень.
В) Управлять людьми значит предвидеть.
Г) Жизнь без движения пуста.
Задание 4. В каком ряду каждое из перечисленных слов может быть подлежащим?
А) домоклов меч, старший, один из них.
Б) крепок и могуч, старик и старуха, много галок.
В) начал говорить, стакан воды, интересный.
Г) был ловок, красивый наряд, бежать.
Задание 1. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, укажи способ выражения подлежащего.
Два облака белых плывут по лазури.
Прошло приблизительно два часа , но никто так и не появился.
Большое видится на расстоянье.
Гениальность – редчайший дар , но профессионалом может и должен стать каждый .
Быть , а не казаться – девиз , который должен носить в своём сердце каждый гражданин , любящий свою родину.
Но солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись .
Оборот со знач.совместности
Только в то неспокойное, мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии .
Задание 2. Заполни таблицу. Подчеркни грамматическую основу, определи тип сказуемого.
Её глазки были полны слёз , лицо становилось всё бледней и бледней .
Проснулось эхо гулкое.
Дамы махали платками, заставляли мужчин аплодировать.
Она бросилась бежать .
Я ведь этого лекаря чуть не прибил .
Вдруг из лесу выскочили несколько человек и стали отчаянно махать руками.
Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе .
Задание 3. Укажи предложение(я), в котором(ых) надо поставить тире.
А) Жизнь нескончаемый экзамен.
Б) Молодость бескорыстна и великодушна.
В) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
Г) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
Задание 4. В каком ряду каждое из перечисленных слов может быть подлежащим?
А) десять лет, лежать, буду рядом
Б) в море, из реки, ряд за рядом.
В) трое рыбаков, несколько лодок, стая акул.
Г) во весь дух, морской волк, каждая птица.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-768300
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник