- Счет в пользу граждан
- Минимум по бедности
- Проблема бедности в России и пути ее решения
- Понятие бедности
- Подходы к определению бедности
- Последствия бедности
- Проблемы преодоления бедности
- Модели социальной защиты, применяемые во всем мире
- Тенденции в системе социальной защиты в Центральной и Восточной Европе и СНГ
- Проблемы бедности в России
- Рекомендации по преодолению проблем бедности в России
- Заключение
Счет в пользу граждан
Меры соцподдержки граждан Котяков обсудил с депутатами из «Единой России», большинство вопросов касалось как раз борьбы с бедностью и ростом безработицы. Эти два показателя связаны. Почти 20 млн человек, или 13,5% населения, в России являются бедными, заявил министр. Он признал, что ситуация на рынке труда у нас остается достаточно сложной. «Общее число безработных за период с марта по текущую дату выросла с 3,5 млн человек до 4,8 млн человек», — констатировал он.
Меры, принимаемые государством в этом направлении, носят комплексный характер, подчеркнул Котяков. Они начинаются с точечной поддержки отдельных категорий граждан и заканчиваются глобальными мероприятиями по восстановлению экономики. По линии минтруда — тоже широкий спектр мер, и одним из приоритетов стала как раз поддержка граждан, оказавшихся в сложной ситуации из-за потери работы. Для них власти пересмотрели размеры пособий — так, максимальные выплаты довели до МРОТ, то есть до 12 тыс. 130 рублей. К тому же для безработных граждан с детьми на период пандемии ввели выплаты по 3 тыс. рублей на ребенка (до 18 лет).
Министр уточнил, что пик роста безработицы пришелся на сентябрь, и теперь ситуация стабилизируется. В частности, благодаря мерам по поддержке занятости. На данный момент гражданам предоставлен выбор из 1,5 млн вакансий на портале «Работа в России», а регионы организуют временную занятость. С 2021 года, как рассказал Котяков, центры занятости по всей России начнут работать на единой платформе для формирования общей базы данных. Более эффективной станет и система повышения квалификации.
С учетом важности этих вопросов в правительстве решили сформировать федеральный проект по занятости, который, по словам Котякова, охватит все возрастные категории граждан. Он станет частью нацпроекта в сфере демографии.
В следующем году «по-настоящему системной» мерой поддержки станет социальный контракт, добавил министр — это произойдет благодаря софинансированию из федерального центра. Упор будет сделан на помощь гражданам в организации своего дела и развитии личного подсобного хозяйства. Планируется заключить порядка 1 млн социальных контрактов, отметил Котяков.
Приоритет в сфере борьбы с бедностью — поддержка семей с детьми. Была расширена программа маткапитала, и в этом году более 900 тысяч семей получили такого рода помощь, почти треть из них — на первого ребенка. Котяков также напомнил о выплатах на детей от 3 до 16 лет (по 10 тыс. рублей) — их получили более 27,5 млн человек.
Источник
Минимум по бедности
Сколько надо денег, чтобы сократить бедность вдвое?
Елена Гришина: Эта сумма сильно зависит от того, насколько в результате кризиса увеличился дефицит доходов бедного населения (это сумма, которую надо доплатить бедным, чтобы поднять их до прожиточного минимума). По данным Росстата, в 2019 году дефицит доходов был 721,6 млрд рублей. Сыграет роль и скорость восстановления экономики, темп роста зарплат. Многое зависит от выбранных инструментов поддержки — будут ли это адресные пособия для малоимущих или массовые выплаты, какие давали на детей до 16 лет. В любом случае на первом этапе на дополнительную социальную поддержку населения, скорее всего, потребуется не менее 300 млрд рублей в год.
Что такое бедность с точки зрения экономиста?
Елена Гришина: Это состояние, когда у человека нет возможности обеспечить себя минимальным уровнем потребления. Этот минимальный уровень может быть самым разным, каждая страна определяет свой уровень. В России он равен величине прожиточного минимума — в 2019 году это было 10 890 рублей в месяц в целом по России. Всемирный банк использует разные границы бедности, для их определения он пересчитывает цены по паритету покупательной способности в ценах 2011 года. Есть крайняя бедность или нищета, при которой человек в день тратит не больше 1,9 доллара, то есть порядка 90 рублей в день или 2,8 тысячи рублей в месяц, если пересчитывать по методике Всемирного банка. Такая бедность характерна, например, для некоторых африканских стран. Другая граница бедности — ежедневные расходы в пределах 5,5 доллара (чуть больше 260 рублей). Тут месячная сумма получается 8 тысяч рублей. Доля людей в России, которые живут меньше чем на 8 тыс. рублей в месяц, по данным Всемирного банка, превышает 2% (а, например, во Франции и Германии таких людей почти нет). В Западной Европе используют комбинированный показатель для определения бедности. С одной стороны, бедными считаются люди, чей доход не более 60% от медианного дохода жителей своей страны. С другой — в качестве бедных также рассматриваются люди, которые не могут купить, например, стиральную машину, телевизор, даже автомобиль, съездить отдохнуть в отпуск — всего таких пунктов девять.
Что получается, если применить такой медианный показатель к России?
Елена Гришина: В прошлом году, по данным Росстата, медианный доход в России был 26 365 рублей. Этот показатель отличается от среднего дохода, он иначе рассчитывается. Тогда планка 60% от медианного уровня составляла 15,8 тыс. рублей. На эти деньги жили 25,1% россиян.
Есть ли закономерность изменения уровня бедности и ВВП?
Елена Гришина: Четкой корреляции нет. Но если ВВП растет, то уровень бедности обычно снижается. Так было в 2000-х годах. В начале века этот показатель составлял 29%, затем на фоне экономического роста к 2007 году опустился до 13,3% . В первом квартале этого года бедных было 12,6% по сравнению с 14,3% в том же периоде 2019 года. До начала пандемии доходы у людей понемногу росли, прожиточный минимум остался практически на том же уровне, поэтому ситуация улучшалась.
Чем бедность опасна для небедных людей экономики и экономики в целом?
Елена Гришина: Бедный человек меньше тратит, соответственно, сокращается совокупный спрос. Кроме того, он хуже питается, не может оплатить лечение, купить лекарства, потратить деньги на дополнительное профобразование. Из-за этого может снижаться его производительность труда. Кроме того, дети из бедных семей имеют более высокий риск неуспешности в жизни. Речь может идти как о попадании в криминальную среду, так и об уменьшении карьерных перспектив по сравнению с детьми из более благополучных семей или проблемах со здоровьем из-за скудного питания. Из-за этого возникают долговременные негативные последствия для экономики. При этом сами по себе дети — один из факторов возникновения бедности: с рождением малыша потребности семьи возрастают, а доход — нет. Семьям необходима помощь от государства, тем более при проведении демографической политики, нацеленной на увеличение рождаемости.
Российские бедные получают достаточную помощь от государства?
Елена Гришина: Тут очень тонкий момент. Думаю, если бы у нас прожиточный минимум удвоили, многим стало бы гораздо радостнее жить. Ведь от этого показателя зависят пособия, надбавки, доплаты. Но существенно увеличилась бы нагрузка на бюджет. Поэтому государство выдерживает баланс, помогая людям в меру своих сил и возможностей. Сейчас были очень своевременные выплаты на детей, пособия. Работает перспективная программа социальных контрактов, позволяющих людям с помощью государства решить жизненные сложности, из-за которых они не могут встать на ноги. К ней хорошо бы еще добавить развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, чтобы человек, допустим, освоив по соцконтракту новую профессию, мог найти по ней работу с приличным окладом рядом с домом. Кроме того, возможно, стоит ввести для нуждающихся минимальный гарантированный доход. Если доход семьи или человека недотягивает до установленной суммы, разницу могло бы компенсировать государство. Такая схема намного дешевле абсолютного базового дохода, зато она работает точечно, помогая тем, кому действительно нужна помощь.
Возможно ли полностью устранить бедность как явление?
Елена Гришина: Вряд ли. Есть разные ситуации, есть маргиналы. Довольно значительная часть бедствующих боится обращаться за помощью. «Мы не пойдем в соцзащиту, а то вдруг опека отберет у нас детей», — рассуждают они. Кому-то трудно собрать документы, у кого-то серый или черный заработок.
Президент поставил цель сократить бедность вдвое к 2030 году. Это реально?
Елена Гришина: Если все будет идти благополучно и никакой новой коронавирусной напасти не случится, думаю, все достижимо. Тут, правда, есть опасность арифметической победы: ведь бедность — понятие условное, если придерживать рост величины прожиточного минимума, то показатели изменятся в лучшую сторону, а проблема останется. Единственный способ преодоления бедности — повышение доходов граждан, в первую очередь трудовых. Будет развиваться экономика, появятся новые хорошо оплачиваемые рабочие места, расширятся возможности для трудоустройства — и бедных станет меньше. А адресная социальная поддержка для нуждающихся позволит помочь и тем, кто не сможет выкарабкаться самостоятельно.
Михаил Пушкин, главный специалист по вопросам занятости Бюро Международной организации труда в Москве:
— Россия реализует обширную и многоплановую общенациональную антикризисную программу, которая позволяет смягчать негативные последствия пандемии для уровня жизни граждан.
За последний год, согласно докладу, подготовленному Аналитическим центром при правительстве РФ для представления в ООН, удалось вывести из бедности около 500 тыс. человек, а также достичь по основным показателям поставленной цели — ликвидировать крайнюю нищету. В этом помогли принятые меры по повышению уровня доходов населения, включая индексацию пенсий, рост минимальной заработной платы, пособий по безработице, пособий для семей с детьми, при потере кормильца, меры по поддержке предпринимательства и созданию более благоприятных условий для самозанятых. Отдельно стоит сказать о феномене бедности работающих. В основном он имеет место в развивающихся странах. По данным МОТ, в 2018 году 13% работников относились к категории бедных с доходом менее 3,1 доллара в день, а 8% — крайне бедных с доходом менее 1,9 доллара в день. В последние два десятилетия достигнут большой прогресс в преодолении бедности во всем мире (в 2000 году крайне бедные составляли 26% от всех работников в мире), но пандемия вносит существенные коррективы, нивелируя достижения и приводя к ухудшению положения наиболее уязвимых групп, включая бедных и работающих бедных. Ожидается рост неравенства, снижение уровня доходов на фоне отрицательного экономического роста. Факторы, способствующие бедности работников, — низкий уровень заработной платы, отсутствие или низкий уровень социальной защиты и защиты от профессиональных заболеваний, недостойные условия труда, отсутствие возможности получить профессиональные навыки или переобучиться, слабость механизмов, защищающих от кризисных явлений. Среди мер преодоления бедности среди работников — продвижение принципов достойного труда со всеми его атрибутами и параметрами. Особое внимание — молодежи и неформально занятым, эти группы имеют в целом больше шансов оказаться среди работающих бедных.
Источник
Проблема бедности в России и пути ее решения
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 30.04.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Проблема бедности и проблема бедности населения сегодня являются главными во всем мире. Каждое государство рано или поздно сталкивается с подобными трудностями и ищет пути выхода из ситуации. Известно, что бедность как глобальная проблема предполагает состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для нормального образа жизни, что является обычным и характерным для значительной части населения мира.
Сегодня проблема бедности для специалистов связана с тем, что они пытаются выделить разные группы бедности и найти решение для каждой из них в отдельности. Первая группа это семьи с низкооплачиваемыми работниками (жители сельской местности и малых городов, а также безработные). Так формируется слой экономической бедности и новых бедняков. Вторая группа это одинокие пенсионеры, семьи пенсионеров, содержащие иждивенцев. Третья группа это семьи с инвалидами и инвалидами, неполные семьи, многодетные семьи.
Вопрос «как решить проблему бедности» волнует экономистов всего мира. Основными причинами этого явления называют низкое качество жизни из-за небольших доходов, недостаточную имущественную обеспеченность населения (прежде всего жилищем). Низкий доход связан со следующими характеристиками личности: плохим здоровьем, низкой конкурентоспособностью на рынке труда, неадекватным образованием, инвалидностью, низким качеством семейной жизни и многим другим. Рассматривая каждый пункт по очереди, можно решить проблему бедности в мире или, по крайней мере, улучшить ситуацию.
Вопрос о том, как решить проблему бедности, безусловно, беспокоит правительство любой страны. По методике определения к бедным сегодня относятся те, кто живет менее чем на 1 доллар в день, тогда как в России эта сумма составляет 2,15 доллара.
В Российской Федерации проблема преодоления бедности также актуальна. Однако есть оптимистические прогнозы относительно решения этого вопроса, поскольку политика страны оказалась достаточно эффективной, а покупательная способность значительно выросла.
Проблема бедности предполагает наличие трех концепций ее определения. Первый это концепция абсолютной бедности, которая определяет доход, необходимый для удовлетворения минимальных потребностей семьи. Вторая концепция относительной бедности, основным критерием которой являются минимальные потребности человека. Для третьей концепции решение проблемы бедности связано с субъективным определением средств, необходимых для социально приемлемого уровня жизни. Основной принцип это расчет прожиточного минимума для человека.
Социальная бедность касается традиционно бедных и уязвимых групп населения, а экономическая бедность трудоспособных граждан. Именно это подразделение помогает профессионалам находить эффективные решения трудностей.
Понятие бедности
Определение бедности
На сегодняшний день в мировой практике не выработано единого подхода к определению понятия «бедность». Руководствуясь существующими понятиями и терминами, можно определить практически любой уровень бедности в стране (разумеется, в заданных границах) и увеличивать или уменьшать его ради политических целей.
Существуют разные толкования понятия бедности.
Бедность социально-экономическое явление, выражающееся в неприемлемо низком уровне жизни, измеряемом объемом текущих доходов и расходов, нижним пороговым значением которых является прожиточный минимум, установленный в данной.
Бедность это особое состояние материальной незащищенности людей, когда доход человека или семьи не позволяет им поддерживать потребление, которое социально необходимо для жизни.
Бедность это характеристика экономического положения отдельного человека или группы людей, когда они не могут сами оплатить стоимость необходимых товаров.
Бедность это жизненное условие, которое не позволяет людям потреблять на уровне социально признанных минимальных стандартов.
Проблема бедности в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле он универсален и везде является объектом пристального внимания.
Существуют три основных концепции измерения бедности, сформированные в мировой практике и используемые в европейских странах: «абсолютная» бедность, «относительная» бедность и «субъективная» бедность, а также мы поговорим об измерении «глубины» бедности.
«Абсолютная» бедность в денежном выражении. Один из наиболее распространенных подходов предлагает определение «абсолютной бедности», то есть минимального уровня жизни, основанного на физиологических потребностях человека в пище, воде, одежде, жилье и т. д. наиболее распространенный способ определения абсолютной бедности это оценка стоимость минимального потребительского бюджета с непродовольственной составляющей или без нее.
Разновидности концепции абсолютной бедности. Всемирный банк предложил использовать в качестве дохода абсолютной бедности на глобальном уровне 1 доллар на человека в день по паритету покупательной способности (позже он был увеличен до 1,08 доллара с учетом поправки на потребительские цены), поскольку, как показали исследования, это значение соответствует национальной черте бедности, установленной во многих странах. Однако предложенная Всемирным банком черта абсолютной бедности совершенно неприемлема для стран Европы и СНГ с переходной экономикой, где национальная черта бедности намного выше этого уровня.
Раунтри предложил другой подход, основанный на концепции вторичной бедности. В этом случае уровень доходов был бы достаточным для удовлетворения всех основных потребностей человека, если бы они были потрачены оптимально, но фактические расходы не соответствуют этому условию. Таким образом, человек может потратить свой скромный заработок не на самое необходимое (например, на молоко и морковь), а на сигареты и алкоголь. Также Маррес и Ван дер Виль указали на серьезные различия в логике поведения людей с низкими доходами и людей, живущих за чертой бедности. Они предложили поднять черту бедности на 50%, чтобы покрыть расходы на удовлетворение «остро ощущаемых» потребностей (включая покупку алкоголя, сигарет, сладостей и радиотоваров) на практике именно здесь тратится значительная часть денег, предназначенных для приобретения товаров первой необходимости. Однако поправки на вторичную бедность делаются редко.
В некоторых странах с переходной экономикой устанавливаются по крайней мере две абсолютные черты бедности: одна для определения бедного населения, а другая для определения крайне бедных (на основе расходов на питание).
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность затрагивает только часть населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
Социологи называют долю населения страны (обычно выражаемую в процентах), живущего за официальной чертой или порогом бедности, шкалой бедности. Термины «уровень бедности», «черта бедности» и «уровень бедности» также используются для обозначения шкалы бедности.
Черта бедности это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, позволяющего человеку или семье покупать еду, одежду и жилье. Его еще называют «уровнем бедности». В Украине он получил дополнительное название прожиточный минимум.
Очевидно, что масштабы бедности и черта бедности тесно связаны. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И наоборот.
Экономическая комиссия ООН классифицирует тех, чей семейный доход составляет 2/3 среднего национального дохода, как самых бедных. Был принят другой метод: бедными считаются те, чей доход менее 50% от среднего национального дохода.
Черта бедности со временем меняется. Раньше человечество жило намного хуже, а бедных было больше. В Древней Греции 90% населения по меркам того времени жили в бедности. В Англии эпохи Возрождения около 60% населения считалось бедным. В 19 веке шкала бедности упала до 50%. В 30-х годах XIX века бедными была лишь треть британцев, а через 50 лет только 15%. Сегодня уровень бедности достиг 10%. Согласно Дж. Гелбрейту, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня уделом меньшинства.
Традиционно социологи различают абсолютную и относительную бедность.
Абсолютная бедность понимается как состояние, при котором человек за счет собственного дохода не может удовлетворить даже основные потребности в пище, жилье, одежде, тепле или может удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическое выживание. Числовым критерием является порог бедности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается неспособность поддерживать уровень достойной жизни или какой-то уровень жизни, принятый в данном обществе.
Относительная бедность показывает, насколько вы бедны по сравнению с другими людьми. Это сравнительная характеристика в двух смыслах.
Во-первых, это показывает, что вы бедны по сравнению с изобилием или богатством, которыми обладают другие члены общества, которые не считаются бедными. Первое значение относительной бедности это сравнение одного слоя с другими слоями или слоями. Во-вторых, это показывает, что вы бедны по отношению к определенному уровню жизни, например, стандарту достойной или подобающей жизни.
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе абсолютную бедность можно искоренить, но относительная бедность останется всегда.
В России бедными были бедные, бедные и эксплуатируемые крестьяне. Плохое хозяйство это крестьянское хозяйство, крайняя нищета называлась бедностью. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирая подаяние.
В социологическом смысле нищие это люди, способные удовлетворить только физические потребности, обеспечивая только биологическое выживание.
Но не всех, кто живет в абсолютной нищете, следует называть нищим. Бедные живут либо на заработки, либо на пенсии и пособия, но не попрошайничают. Правильнее называть бедных той категорией бедных, которые зарабатывают на жизнь попрошайничеством.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что бедность это отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. Различают абсолютную (первичную) бедность и относительную (вторичную) бедность. «Абсолют» относится к отсутствию основных предпосылок для поддержания физической жизни пищи, надлежащей одежды и жилья. «Относительная» используется, чтобы показать несоответствие определений абсолютной или первичной бедности культурным потребностям отдельных лиц и семей в контексте остальной части общества. Это определение связывает понятие не только с физическими потребностями, но и с нормами и ожиданиями общества, а также в сравнении с верхними и средними слоями населения.
Подходы к определению бедности
Теоретические и методологические подходы к изучению и измерению бедности основаны на трех основных концепциях:
- Абсолютная концепция основана на определении прямой нехватки в потреблении наиболее существенных, обычно физиологических потребностей: продуктов питания, одежды, условий жизни, товаров длительного пользования («потребительская корзина»), определяется исходя из общей стоимости оценка прожиточного минимума.
- Понятие относительной (депривации) фиксирует наихудшее положение человека относительно общего уровня доходов в стране, поскольку показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в стране. конкретная страна.
В настоящее время в рамках этого определения бедности выделяют два направления. Первый фокусируется на средствах к существованию, на способности покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В этом случае при построении относительной черты бедности используется показатель среднего личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве европейских стран 50%, в Скандинавии 60%.
В рамках второго направления, называемого гражданско-правовой теорией бедности, рассматривается вопрос о том, позволяют ли имеющиеся средства полноценно участвовать в жизни общества на основе определенных базовых наборов рассматриваемых лишений.
Определение уровня бедности на основе относительной концепции также имеет свои недостатки. Проблема в том, что количество людей, определяемых как бедные, может иметь мало общего с количеством людей, живущих в реальной бедности, и может увеличиваться или уменьшаться просто из-за изменений среднего дохода или его распределения, особенно в контексте резкого роста доходов.
Субъективная основывается на оценках собственного финансового положения и уровня жизни, сделанных самими людьми. Субъективные оценки бедности оказываются заметно выше официальных оценок, прежде всего, по сравнению с показателем «количество населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума». Однако расчеты, сделанные на основе субъективных оценок и официальных данных, имеют одинаковую динамику.
Кроме того, различают следующие концепции измерения и определения бедности:
- Качественный учитывает не только размер дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения. Качественное определение бедности было предложено П. Таусендом: к бедным следует отнести тех, кто «не имеет достаточно ресурсов для покупки продуктов питания, участия в общественной деятельности и обеспечения себя такими условиями жизни, которые широко признаны в обществе, к которому они принадлежат.
- Интегральное обобщение в одном индикаторе ряда статистических характеристик, определяющих бедность населения ( индексы бедности : ИНН-1 и ИНН-2, эти индексы для России, стран СНГ и некоторых стран Восточной Европы не являются рассчитано).
Характер основных лишений зависит от социально-экономических условий рассматриваемого общества. Таким образом, при выборе показателей в Индексе бедности населения (PIP) необходимо учитывать социальный контекст страны. В зависимости от социально-экономических условий отдельных стран может проводиться различный подбор показателей, для развивающихся стран отражаются три аспекта жизни человека (процент населения до 40 лет, процент функционально неграмотного взрослого населения, процент населения, не имеющего доступа к безопасной воде и медицинским услугам, и доля детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом и недоеданием).
В случае полной взаимозаменяемости взвешенных индикаторов совокупный индекс INN-1 представляет собой простое уравнение среднего арифметического для трех других индексов. При нулевой взаимозаменяемости показателей совокупный индекс МНН-1 равен максимуму значений трех включенных в него индексов и дает больший вес тем областям, где депривация более значительна.
Учитывая совершенно разные социально-экономические условия в развитых индустриальных странах, для этих стран существует другая система оценки бедности населения.
INN-2 это среднее арифметическое четырех других показателей (процент населения до 60 лет, процент функционально неграмотных взрослых, процент населения с доходами ниже 50 процентов от среднего дохода в стране, процент экономически активного населения, безработных в течение 12 месяцев или больше).
Различают текущую, на данный момент, и хроническую бедность, которая постоянно воспроизводится в течение длительного времени.
Наиболее опасной формой бедности с экономической, политической и социальной точки зрения является хроническая бедность, ситуация, при которой бедность, локализованная в определенных группах общества или в определенных регионах, воспроизводится систематически, т.е. когда несколько поколений людей не могут преодолеть факторы и причины, когда-то порождавшие бедность. Застойная бедность порождает необратимые изменения образа жизни, психологии, в которых начинают выступать самостоятельные факторы.
Временная бедность это обратимое состояние, связанное либо с определенными этапами жизненного цикла семьи, либо с сезонными колебаниями, либо с чрезвычайными обстоятельствами. Проявления временной бедности относительно менее социально опасны.
Уровень бедности дает равный вес каждому домохозяйству, независимо от того, насколько его доход ниже черты бедности, что является недостатком этого показателя. Если в результате государственной помощи беднейшее домохозяйство получает нуждающееся пособие и его доход падает всего на один рубль ниже черты бедности, это будет означать, что уровень бедности снизился. Однако уровень бедности останется неизменным, поскольку это домохозяйство по-прежнему считается бедным, хотя на самом деле оно стало богаче, чем до дифференциация подходов к определению и измерению.
Индекс глубины бедности в этом случае уменьшится, указывая на то, что глубина бедности уменьшилась после распределения этого пособия.
Индекс глубины бедности измеряет, насколько ниже доходы бедных домохозяйств по сравнению с чертой бедности.
Индекс глубины бедности, несмотря на то, что он очень информативен при расчете затрат, необходимых для поддержки предлагаемых социальных программ, дает равный вес каждому из дефицитов бюджета домохозяйства. В связи с этим показатель степени бедности населения определяется возведением в квадрат дефицита дохода конкретного домохозяйства.
Важным показателем, который используется в практических расчетах, является дефицит доходов. Этот показатель означает количество денег, которого домохозяйству не хватает для достижения черты бедности. Дефицит дохода можно рассчитать как для отдельного домохозяйства, так и для группы домохозяйств. Отношение дефицита дохода к черте бедности называется разрывом бедности.
Есть несколько методов измерения бедности:
- Нормативный метод измерения бедности предполагает определение набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социокультурных потребностей человека, а также разработку норм и стандартов потребления с учетом характеристик половозрастных групп населения. Потребительские корзины товаров и услуг используются для построения и расчета прожиточного минимума. Минимальные стандарты и основанные на них потребительские корзины должны периодически пересматриваться.
- Комбинированный метод (нормативный и статистический). Он используется, когда сложно определить стандарты для определенных товаров и услуг. Набор продуктов питания, составленный из самых дешевых и доступных продуктов, отвечает физиологическим потребностям, калорийности и содержанию основных питательных веществ, обеспечивает необходимый вкус, разнообразие блюд, соблюдение традиций общепита. Непродовольственная часть бюджета и услуг определяется их долей в общих потребительских расходах бедных семей. Подобный метод расчета приемлем в российской статистической практике, но соотношение прожиточного минимума и стоимости продуктового набора должно быть не менее 3 к 1.
- Метод депривации, который рассчитывает недоедание наиболее важных продуктов и товаров.
- Метод стратификации, когда к бедным относятся люди с ограниченной самодостаточностью (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т. д.).
- Эвристический метод (социологический, субъективный), выявляющий на основе оценок общественного мнения или с точки зрения самого респондента достаточный или недостаточный уровень жизни.
- Экономический метод (ресурс), определяющий категорию бедных с ресурсами государства, направленными на поддержание их материальной безопасности.
В рамках монетарного подхода большинство исследователей предлагают использовать в качестве индикатора оценки бедности потребление, а не доход, поскольку потребление:
- тесно связано с наличием достаточных средств для удовлетворения основных потребностей;
- легче измерить, чем доход, например, когда неформальный сектор играет значительную роль или когда доход не является денежным.
- лучше отражает реальный уровень жизни домашних хозяйств и способность удовлетворять их потребности, например, за счет доступа домашних хозяйств к кредитам или сбережениям в случаях значительных колебаний доходов.
Использование критерия дохода для оценки бедности позволяет различать источники дохода и возможности семьи в денежном выражении. Таким образом, доход и потребление отражают разные аспекты бедности.
Право на получение дохода может принадлежать только физическим лицам. Домохозяйство выбрано в качестве единицы анализа, поскольку считается, что многие люди с нулевым декларируемым доходом обладают определенными ресурсами. Корректировка состава домохозяйства производится таким образом, чтобы доход или расходы домохозяйства могли служить надежным показателем их благосостояния. Экономия за счет масштаба возникает по многим причинам, например по разделению затрат. Эффект масштаба рассчитывается путем изменения переменной размера домохозяйства для получения новой переменной, называемой эквивалентным размером домохозяйства. При введении шкалы эквивалентности обычно учитывается как возрастная структура домохозяйства, так и количество членов семьи.
Денежно-кредитный подход имеет наибольшее влияние на экономические исследования бедности.
Подход возможностей, предложенный А. Сеном, ознаменовал новое понимание бедности.
Основанием для такого подхода являются следующие положения:
- депривация важнее всего (в отличие от низкого дохода, имеющего лишь инструментальную ценность);
- отсутствие возможностей и, следовательно, реальная бедность зависит не только от низкого дохода (доход не единственный фактор, создающий возможности).
Инструментальная взаимосвязь между низким доходом и низким уровнем возможностей неодинакова в разных сообществах и даже в разных семьях и среди разных людей (влияние дохода на уровень возможностей зависит от условий и обстоятельств).
А. Сен не определяет список минимально необходимых возможностей, объясняя отсутствие строго определенного списка следующим образом: «Проблема не в том, чтобы составить список важных возможностей, а в том, чтобы настоять на заранее определенном каноническом списке возможностей, выбранных теоретиками без общего социального обоснования или общественного обсуждения.
Несмотря на такую позицию А. Сена, исследователи попытались составить такой список. Наиболее удачной попыткой считается М. Нассбаум, предложивший список из 10 «характеристик, необходимых для полноценной жизни человека». Эти характеристики рассматриваются как универсальный минимум, который государство должно предоставлять своим гражданам.
В список вошли следующие позиции:
- Жизнь: нормальная продолжительность жизни;
- Здоровье: хорошее здоровье, адекватное питание и жилье;
- Физическое состояние: способность двигаться; выбор репродукции;
- Сознание: воображение и мышление, адекватные полученному образованию;
- Эмоции: связи с другими людьми;
- Практическая подготовка: критическое восприятие и планирование жизни;
- Другие биологические виды: уважение ко всей флоре и фауне;
- Приятное времяпрепровождение;
- Общественный контроль, право голоса и права частной собственности.
Этот список не позволяет четко понять, каковы минимально необходимые возможности.
Подход, основанный на возможностях, расширяет понимание природы и причин бедности, смещая акцент с финансовых средств на цели, которые человек разумно преследует, и, соответственно, на свободы, которые позволяют ему достичь этих целей.
Термин «социальная изоляция», согласно гл. Гор, впервые был использован в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения. Речь идет о психически и физиологически зависимых, суицидных, одиноких родителях, пожилых инвалидах, маргинализированных детях, сиротах, правонарушителях, антиобщественных личностях и других «неудачниках». Есть два подхода к интерпретации социальной изоляции французский и англосаксонский.
Французский подход ориентирован на социальную солидарность, интеграцию (включение) граждан в общественную жизнь. С одной стороны, такой подход предполагает признание приоритетных прав сообществ на защиту своей целостности, с другой требует уважения прав любых меньшинств, которые не посягают на целостность сообщества. Исключение рассматривается прежде всего как следствие групповой монополии, принуждения социального порядка, который служит интересам включенных. Англо-саксонская традиция подчеркивает индивидуальную свободу, равные права для всех граждан. Социальная интеграция трактуется прежде всего как результат свободного выбора отношений как между индивидами, так и между индивидами, с одной стороны, и обществом и государством, с другой. Европейская комиссия и Совет Европы связывают социальную изоляцию с неадекватной реализацией социальных прав.
В англо-американском либерализме исключение рассматривается как следствие специализации: социальной дифференциации, экономического разделения труда и социальных сфер. Все это предполагает, что индивидуальные различия являются основой специализации на рынке и между социальными группами. Таким образом, фундаментальным принципом здесь является индивидуализм, хотя причины этого явления кроются не только в индивидуальных предпочтениях, но и в структурах, созданных в результате сотрудничества и конкуренции индивидов рынков, ассоциаций и т. д. именно в этом смысле социальное исключение является используется европейскими общественными движениями за права человека. При таком подходе социальная изоляция оказывается тесно связанной с проблемами бедности и минимального уровня жизни, хотя не ограничивается ими.
Концепция социальной изоляции (исключения) была разработана в развитых странах для описания процессов маргинализации и депривации с целью оказания социальной помощи нуждающимся в их обществах. Современный экономический подход к проблеме социальной изоляции основан на оценке трудовых доходов человека. Профессиональное трудоустройство это основной способ получения дохода, высокого социального статуса и признания в обществе. Соответственно, безработица это разрыв в социальном положении, который, кажется, является основным препятствием для включения человека в общество.
А. Аткинсон выделяет три ключевые особенности социальной изоляции:
- об относительности исключения можно судить только путем сравнения обстоятельств одних людей (или групп, или обществ) с другими в определенном месте и в определенное время;
- проблемные люди-принципал-агент исключаются действиями некоторых агентов-посредников;
- динамика характеристик исключения (и его неблагоприятных последствий) становится очевидной только с течением времени, как накопленный результат.
Подход социального исключения обеспечивает основу для создания отношений между различными уровнями анализа и процессами, которые поддерживают или определяют социальное неблагополучие в социальных группах.
Подход на основе участия был предложен Р. Чемберсом с целью, чтобы бедные сами могли участвовать в определении бедности и путях ее сокращения. А. Корнволл выделяет в этом подходе три уровня и связывает их с самоопределением и властью; повышение эффективности программ и упор на взаимное обучение.
При оценке бедности Всемирный банк использует этот подход как инструментальный, то есть бедные сотрудничают в рамках предложенных программ, но не меняют характер самих программ.
ОЭСР использует комплексный подход для изучения различных аспектов бедности. На Рисунке 1 представлена диаграмма взаимосвязи между различными измерениями бедности.
Домохозяйства или отдельные лица могут потреблять мало и быть уязвимыми из-за отсутствия активов, недостаточного дохода, плохого состояния здоровья, образования или потери производственных активов из-за неблагоприятных обстоятельств. Отсутствие прав человека или политических свобод, уязвимость и социальная изоляция ограничивают человеческие и политические возможности, уменьшая доходы, активы и так далее. Гендерное неравенство влияет на все измерения бедности, потому что бедность не является нейтральной с гендерной точки зрения. Процессы, порождающие бедность, по-разному и в разной степени влияют на мужчин и женщин. Женская бедность более распространена и серьезнее, чем мужская бедность. Деградация окружающей среды, стихийные бедствия, являющиеся в определенной степени результатом бедности, в большей степени затрагивают малоимущих людей.
Этот подход называет большое количество причин бедности и возможностей для борьбы с бедностью.
Оценка бедности предполагает наличие установленной границы между бедными и небедными. Эта граница называется чертой бедности. Он может быть денежным или неденежным. Существует два основных способа определения черты бедности: относительный и абсолютный. Относительная черта бедности определяется относительно общего распределения дохода или потребления по стране. Абсолютная черта бедности привязана к некоторому стандарту того, что семья должна ожидать для удовлетворения своих основных потребностей. Абсолютный подход к черте бедности считается менее проблематичными , чем относительные один, и в меньшей степени зависят от оценочных суждений исследований.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что разногласия по поводу определения бедности влияют не только на ее суть, но и на причины, последствия и способы решения этой проблемы. В своем докладе о бедности в Великобритании, проведенном в 1960-1970-х годах, П. Таунсенд дал следующее определение бедности: «Мы можем сказать, что отдельные лица, семьи и группы населения живут в бедности, если у них нет достаточных средств для питание, такая же деятельность, как и у большинства населения, чтобы иметь жилищные условия и наслаждаться радостями жизни, доступными большинству людей. Другими словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, как живет большинство населения.
Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как «класс, находящийся в невыгодном положении с точки зрения собственных интересов, состоящий из безработных, инвалидов и работающих неполный рабочий день, которые с большей или меньшей степенью незащищенности отделены от общества в целом, не участвуют в жизни общества свою жизнь и разделяю не ее стремления, а успех. К формирующемуся низшему классу можно отнести не только наиболее обездоленные слои общества, но и всех граждан, живущих за чертой бедности, а также тех, кто сегодня получает доход, не превышающий половину дохода среднего промышленного рабочего, занятого полный рабочий день.
Последствия бедности
Бедность создает ограничения для развития экономики, а именно: низкая покупательная способность общества, низкий спрос на товары и услуги, сужающийся внутренний рынок, низкая покупательная способность населения. Бедное население (около трети граждан России) не умеет копить деньги. Накопления населения во всем мире являются основным источником инвестиций, давая импульс развитию экономики.
Бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции. В результате того, что население не может обеспечить себя материально, растет взаимное недоверие как между участниками рынка, так и между людьми. Нынешнюю российскую экономику можно назвать «экономикой недоверия» экономикой без кредитов. При инвестициях в российскую компанию соотношение собственных и заемных средств достигает 12: 1; В активах российских банков кредиты на срок более года не превышают 3-4%. Фондовый рынок практически не влияет на экономику, только 30-50 крупнейших компаний способны привлечь на нем средства.
Бедность снижает качество человеческих ресурсов. Бедность влияет на здоровье нации (смертность превышает рождаемость) и на качество образования (люди не всегда могут получить хорошее образование там, где они живут).
Бедность негативно сказывается на мотивации к труду и социальной активности населения, без чего экономический рост страны невозможен. Быть средним классом дает людям чувство свободы. Свобода бедных (без возможности пользоваться ею) по сути иллюзорна.
Дифференциация заработной платы между рядовыми рабочими и топ-менеджерами отечественных компаний 1: 14–1: 20. В мире это соотношение находится в диапазоне 1: 5–1: 6. Неудивительно, что средний класс в России такой тонкий. Порог социальной защищенности уже переступен, а значит, не исключено, что нынешняя социальная апатия населения может трансформироваться в формы, чреватые неприятными последствиями.
Бедность препятствует вертикальной миграции населения. Получить высшее образование в столице человеку из бедных слоев становится все труднее не только потому, что в большинстве московских вузов обучение платное , но и потому, что здесь невозможно жить на стипендию. Большинство потенциальных студентов не могут рассчитывать на финансовую поддержку родителей. Таким образом, искусственно блокируется вертикальная миграция даже талантливых людей, потенциально способных войти в элиту страны в будущем. Количество студентов в региональных вузах растет, но качество получаемого образования значительно ниже, чем в столице.
Бедность лишает людей возможности горизонтальной миграции. Человек привязан к месту, где родился и вырос. Трудовая миграция, существовавшая раньше благодаря системе общежитий, рабочих поселков, малых городов, сегодня при отсутствии временного жилья для рабочих практически прекращается. Даже если человек продаст дом или квартиру в одном городе, он не всегда сможет использовать эти деньги для покупки жилья в другом, где для него есть работа. В экономически успешных регионах (благополучие значительной части которых связано с освоением топливно-сырьевых ресурсов) больше рабочих мест, выше уровень жизни, дороже жилье.
Бедность разрывает экономические и социальные связи. В связи с намерением России вступить в ВТО Евросоюз выдвинул требование сближения тарифов российских естественных монополий с общеевропейскими. Казалось бы, это чисто экономический вопрос, но он имеет и геополитическое измерение. Во многих войнах и исторических катаклизмах Россию спас масштаб ее территории. При нынешней бедности этот фактор превращается из плюса в минус. Если железнодорожные тарифы на внутрироссийские перевозки сравняются с европейскими, то стоимость перевозки будет настолько высокой, что перевозить грузы на большие расстояния станет невыгодно. Это приведет к обособлению регионов, их оторванности от центра, разрыву экономических связей. Прекратится горизонтальная миграция, разорвутся семейные и дружеские связи между людьми. Тогда может стать реальностью распад страны на три четыре государства, предсказанный некоторыми геополитиками.
Данные из большинства стран показывают, что дети, которые растут в бедности, более уязвимы: у них больше шансов заболеть, у них есть проблемы с обучением и поведением, они учатся в школе ниже своих способностей, они рано беременеют, у них более низкие навыки и стремления. Имея низкооплачиваемую работу, они часто не имеют работы и живут на пособия по социальному обеспечению.
Люди, оказавшиеся в условиях крайней нищеты из-за ряда неблагоприятных условий или страдающие от унижающих достоинство обстоятельств, страдают от «социальной изоляции». Дети бедных родителей особенно страдают от социальной изоляции и ограниченных возможностей для получения образования, работы и развития. Помимо права на достаточный уровень жизни, бедность лишает бедных детей других прав человека: она может лишить ребенка права на образование, ассоциации, отдых и досуг, участие в жизни своего города и другие гражданские и другие права. политические права. Экономические, политические и социальные процессы, ведущие к бедности, взаимно усиливают друг друга, усиливая воздействие на жизнь бедных. По этой причине ребенок из бедных меньшинств может вдвойне пострадать от расовой дискриминации и лишения бедности. Многие иммигранты, беженцы и дети сталкиваются не только с социальной изоляцией, но и с недостаточным уровнем образования, недостаточным доступом к медицинскому обслуживанию и детскому труду.
Государства должны вплотную заняться проблемой детской бедности, обеспечить доступ к социальным услугам (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Местные организации также должны участвовать в борьбе с бедностью, оказывая немедленную помощь в виде продуктов питания, одежды, медицинских и образовательных услуг. Как государственные, так и неправительственные организации могут предложить этим группам населения участие в проектах, приносящих доход, поддержку малого бизнеса и возможности трудоустройства, коррекционное обучение и обучение практическим навыкам. Обеспечение продовольствием и кровом бедных важное, но краткосрочное решение. Снижение уровня бедности в долгосрочной перспективе требует расширения участия бедных в процессах принятия решений, содействия развитию их сообществ и ликвидации дискриминации по признаку пола, этнической принадлежности или социального статуса.
Стимулирование экономического роста, улучшение рыночных показателей в интересах бедных и повышение их квалификации являются ключевыми элементами стратегии сокращения бедности. Физические лица и учреждения, как общественные, так и гражданские, должны объединиться, чтобы успешно реализовать такую стратегию в жизни.
Поскольку детская бедность и растущая маргинализация представляют угрозу безопасности, в последние годы несколько европейских стран обнародовали национальные стратегии борьбы с такими явлениями. Эти комплексные стратегии направлены не только на улучшение мер поддержки, таких как социальное обеспечение, здравоохранение и доступ к дошкольным учреждениям, но и на расширение возможностей для семей, а также детей, таких как доступ к качественному образованию для всех детей, образование взрослых и содействие участию детей в процессе принятия решений, связанных с развитием города или района, в котором они проживают. Борьба с расизмом и различными формами дискриминации ключевой компонент стратегии сокращения бедности.
Таким образом, бедность имеет множество различных последствий. Депрессия спутник бедности, поскольку бедные считают себя лишними и отвергнутыми обществом, возможны даже суицидальные последствия, а также развитие таких болезней, как наркомания и алкоголизм.
Бедные всеми силами стремятся выжить, а не преодолеть бедность. Они воспринимают себя людьми, лишенными власти над обстоятельствами. Бедность также является фактором социальной напряженности в обществе. Людям, находящимся за чертой бедности или близкой к ней, легче совершать преступления, оправдывая свои действия бедностью.
Бедность это крайняя неадекватность стоимости имущества, товаров, денег, доступных человеку, семье, региону, государству для нормальной жизни и жизни. Порог, черта бедности это нормативно установленный уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, обеспечивающий физический прожиточный минимум.
Бедность это характеристика экономического положения отдельного человека или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, поддерживая способность работать и производить потомство.
Бедность это состояние нужды, недостатка средств к существованию, не позволяющего удовлетворить насущные потребности человека или семьи.
Проблемы преодоления бедности
Проблемы бедности в мире
Глобализация в последние годы стала средством повышения уровня жизни и помогла некоторым бедным странам сократить разрыв. Уровень жизни повысился не только с точки зрения доходов: и продолжительность жизни, и продолжительность обучения в школе выросли до уровня, достигнутого богатыми странами в 1960 году. Примером этого является Вьетнам, который успешно вышел на мировые рынки трудоемких продуктов рост занятости привел к увеличению доходов бедного населения и уменьшению количества людей, живущих за чертой бедности, с 75% населения в 1988 г. до 28,9% в 2003 г. В результате между странами при среднем уровне человеческого развития Вьетнам имеет значение индекса бедности населения на самом низком уровне 15,7%.
Однако хочу отметить, что мировые достижения распределяются крайне неравномерно. Средние доходы в 20 самых богатых странах в 37 раз превышают средний уровень доходов в 20 самых бедных странах, и этот разрыв увеличился вдвое за последние 40 лет.
Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы социальной защиты разнообразны, и, на первый взгляд, трудно выделить сходство. Тем не менее их типология возможна. В данном случае говорят о «моделях социальной защиты». Согласно отчету Европейской комиссии 1995 года, в странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская (либеральная), скандинавская и южноевропейская.
Модели социальной защиты, применяемые во всем мире
Континентальная (бисмарковская) модель (Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция) предусматривает взаимосвязь между уровнем социальной защиты и продолжительностью занятости. В его основе мощнейшее обязательное социальное страхование, услуги, направленные на различные формы страхования: медицинское, пенсионное и страхование от безработицы.
Государство выступает гарантом исполнения обязательств органами социального страхования при возникновении финансовых затруднений у последних. Кроме того, государство принимает меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Германии и Бельгии, Франции система предотвращения бедности основана на установлении минимальной заработной платы, обязательной для всех работодателей и достаточной для удовлетворения основных потребностей работника. В итоге минимальная заработная плата во Франции почти 60%, в других странах? около 50% от среднего.
Либеральная модель социальной защиты (Великобритания, Ирландия, США, Япония): система социальной защиты, основанная на принципах универсальности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в материальной поддержке) и единообразия социальных услуг (равный размер пенсий. льготы, единые условия их выплаты).
В рамках либеральной модели выделяются некоторые страновые особенности. Например, в США и Японии программы социальной помощи разрознены и нацелены на определенные категории бедных. Размер пособий устанавливается таким образом, чтобы сдерживать процесс обнищания, но не устранять его. Такая политика исходит из логики того, что состояние бедности это результат личного выбора индивида.
Отметим, что среди наиболее развитых индустриальных стран мира США и Япония лидируют по относительной бедности своего населения. По данным ОЭСР, домохозяйства, зарабатывающие менее половины среднего национального дохода в Соединенных Штатах? 13,7%, в Японии? 13,5%. В Соединенных Штатах программы борьбы с бедностью охватывают около 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: если человек беден или принадлежит к одной из субсидируемых категорий.
Южноевропейская (рудиментарная) модель социальной защиты (Италия, Испания, Греция, Португалия) характеризуется относительно низким уровнем социальной защиты, а социальная защита является прерогативой семьи и родственников. В отличие от ранее представленных, эту модель можно трактовать скорее как развивающуюся, поэтому без четкой организации. Типичная черта рудиментарной модели асимметричная структура социальных расходов. Например, в Италии это проявляется в том, что большую часть социальных расходов составляют пенсии (14,7% ВВП при среднем европейском уровне? 12,5%), тогда как незначительные средства расходуются на поддержку семьи, образование и политику занятости (около 1%).
Социал-демократическая (скандинавская) модель (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) широко охватывает различные социальные риски и жизненные ситуации, требующие поддержки общества. Социальные услуги гарантированы всем жителям страны и не облагаются трудовыми и страховыми взносами. Уровень социальной защиты высок, в результате чего уровень бедности в этих странах является самым низким в мире. Социальная политика основана на том, что такое бедность? болезнь общества, и беднеют в ходе рыночного процесса, не успевая адаптироваться к условиям меняющегося рынка труда.
Наиболее ярко эта модель представлена в Швеции, где уровень бедности один из самых низких в Западной Европе.
В постсоциалистических странах, переживающих этап постсоциалистических трансформаций, существуют огромные различия в уровне обнищания. На одном конце спектра находятся страны СНГ, такие как Таджикистан, где доля населения, живущего менее чем на 2,15 доллара США в день, составляет более 70%, а на другом конце государства-члены ЕС Чешская Республика. Венгрия и Словения, где практически нет абсолютной бедности. Не поэтому ли бывшие социалистические страны обычно делят на две большие группы? страны Центральной и Восточной Европы и страны бывшего СССР.
Тенденции в системе социальной защиты в Центральной и Восточной Европе и СНГ
В настоящее время в системах социальной защиты стран Центральной и Восточной Европы и СНГ, добившихся наибольших успехов в сокращении бедности, происходят следующие изменения:
- функции социальной защиты населения перераспределяются между государством, органами местного самоуправления, предприятиями, некоммерческими и общественными организациями;
- основная ответственность за защиту инвалидов и социально уязвимых слоев населения перекладывается на органы местного самоуправления.
На наш взгляд, это увеличивает адресность системы социального обеспечения, хотя, с другой стороны, увеличивается нагрузка и объем работы местных властей.
Среди стран Евросоюза социальная поддержка населения лучше всего организована в Бельгии. Он также занимает первое место по относительной доле семейных пособий в средней заработной плате работников. Среди «новых» стран ЕС? В Чехии самый низкий процент людей, живущих за чертой бедности, а разница в доходах между богатыми и бедными? один из самых низких в Европе.
Анализ системы социальной защиты в постсоциалистических странах показал, что критерий оказания помощи основывался либо на расчете прожиточного минимума (Чехия, Словакия, Россия), либо на минимальной пенсии (Венгрия, Польша), либо на минимальный базовый доход (Болгария).
Проблемы бедности в России
При определении бедности в России используется абсолютная концепция определения бедности, согласно которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, рассчитанного в соответствии с физиологическими нормами поддержания жизни. При этом к бедным относятся те, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Этот метод определения бедности был принят в 1992 г. в связи с резким падением доходов части населения в результате «шоковой терапии».
В СССР аналогичные термины использовались для определения бедности «уровень бедности» и «прожиточный минимум», официально признанные в начале 1970-х годов, когда разрабатывалась программа помощи детям из малообеспеченных семей. Эти условия характеризовали минимальный предел, обеспечивающий биологическое и социальное выживание и воспроизводство человека и рабочего.
Хотя прожиточный минимум не был закреплен в законодательстве, он постоянно рассчитывался, использовался в качестве ориентира для регулирования минимальной заработной платы. В 1965 году прожиточный минимум составлял 40 рублей, а минимальная заработная плата 60 рублей. Считалось, что минимальная заработная плата не должна быть меньше полутора минимальных бюджетов, чтобы обеспечить воспроизводство работника и половины иждивенца в соответствии с показателями семейной нагрузки. В 1975 году прожиточный минимум был увеличен до 50 рублей, минимальная заработная плата 70 рублей. В конце 1980-х гг. прожиточный минимум 100 рублей, минимальный размер оплаты труда 165 рублей. В конце 1960-х гг. доля бедных оценивалась в 29,6% в конце 1970-х годов. -32,1%, к концу 80-х -30,7%. Поскольку в результате «шоковой терапии» доходы населения упали в среднем в 2–3 раза, то для обеспечения совершенно социально незащищенных, отделения особо бедных от общей массы обнищавших необходимо было изменить черту бедности. С этой целью в 1992 году был введен прожиточный минимум. Если бы минимальный потребительский бюджет оценивался в 135 руб. В ценах 1991 года прожиточный минимум составлял всего 60 рублей по тем же ценам. Изменилась и его структура. В минимальном потребительском бюджете доля продовольственных товаров составила 52,0%, в бюджете прожиточного минимума 68,3%. Доля услуг снизилась с 14,5 до 7,4%.
В официальной российской статистике для оценки уровня бедности используется показатель населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, который рассчитывается как процент от общей численности населения. Эта величина определяется на основе данных о распределении населения по среднедушевым денежным доходам и является результатом их соотношения с уровнем прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума является оценкой стоимости потребительской корзины и также включает обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизни.
Для сравнения «субъективной» и «официальной» бедности сравним соотношение соответствующих показателей и их динамику в рассматриваемый период . Судя по субъективным оценкам материального положения, в 2000 году россияне чувствовали себя бедными в 1,73 раза больше, чем показала официальная статистика. К 2003 году этот показатель увеличился до 2,08, а в 2010 году количество субъективно бедных было в 2,53 раза больше, чем количество официально бедных.
Следует отметить, что этот разрыв отражает разницу в подходах к проблеме бедности со стороны государства и самого населения. Самооценка россиян, как видим, не согласуется с официальной статистикой, на основании которой делаются выводы об успехах в социально-экономической сфере. Согласно субъективной оценке бедности, почти каждый третий россиянин -32,4% считал себя бедным, например, в 2010 году. Расхождение между официальными и субъективными оценками бедности в 2000-2010 годах увеличилось.
Распределение общей суммы начисленной заработной платы по 10% группам сотрудников в 2013 году выглядит следующим образом: соотношение средней заработной платы 10% сотрудников с самой высокой и 10% сотрудников с самой низкой заработной платой в 2013 году составило 15,8. Самый большой разрыв в оплате труда крайних 10% групп работников наблюдался в финансовой деятельности; аренда и предоставление услуг; организации, занимающиеся сделками с недвижимостью, связью; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, товаров для дома и личного пользования.
Сравним минимальный размер оплаты труда, размер прожиточного минимума и фактический уровень средней заработной платы в среднем по Российской Федерации за 2005-2013 годы.
Прожиточный минимум в 2005 г. составлял 3 060 руб., А в 2013 г. увеличился на 4 266 руб. и составила 7326 руб.
В 2013 году по сравнению с базовым 2005 годом размер минимальной заработной платы увеличился на 4485 рублей. и составила 5205 руб. Минимальная заработная плата в 2013 году 2121 рубль. меньше, чем прожиточный минимум.
Средняя заработная плата в 2013 году составила 26 620 рублей, что составляет 18065 рублей больше, чем в 2005 году. В целом есть тенденция роста.
Выше приведены оценки абсолютной и субъективной бедности. Что касается относительного подхода к оценке бедности, то он неприменим к России. «Так называемый относительный подход к бедности, используемый в целях социальной политики во многих развитых странах (он учитывает не стоимость определенной« корзины »товаров и услуг, а 50-60% среднего дохода населения страны как черта бедности) в России не работает из-за очень низкого уровня этой медианы.
Таким образом, используя официальный подход к оценке бедности, можно сделать вывод, что в период 2000-2006 гг. был прогресс в борьбе с бедностью, который, к сожалению, замедлился в последующий период. Между тем разрыв между субъективной оценкой материального положения и его официальной оценкой на основе прожиточного минимума нарастал. Хотя законом предусмотрено изменение потребительской корзины для социально-демографических групп населения не реже одного раза в 5 лет, в декабре 2010 г. принят Закон № 332-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 20112012», в соответствии с которым установлено, что состав и объем потребительской корзины сохраняются в 2011-2012 годах без изменений на уровне, предусмотренном № 44-ФЗ 2006 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Для лучшего мониторинга проблемы бедности представляется необходимым, прежде всего, изменить состав и объем потребительской корзины, которая не менялась с 2006 года.
Россия мировой лидер по неравенству в распределении богатства. На 1 процент богатейших россиян приходится 71% всех активов домохозяйств в стране. Согласно исследованиям, Россия занимает второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров. Их общая собственность составляет 380 миллиардов долларов. Девятнадцать миллионов беднейших россиян вместе владеют 12 миллиардами долларов (или 380 миллиардов рублей).
Для сравнения: в следующем после России по этому показателю (среди крупных стран) один процент самых богатых приходится 49 и 46% активов домашних хозяйств Индии и Индонезии соответственно. В среднем этот показатель составляет 46% в мире, 44% в Африке, 37% в США, 32% в Китае и Европе и 17% в Японии. Россия лидирует в мире по доле богатейших 5% населения (82,5% от общего богатства домашних хозяйств страны) и 10% населения (87,6%), а также по коэффициенту GINI (40%).
Коэффициент Джини это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини.
В 2012 году в России этот показатель составлял около 40%; 41,7% в 2011 году и 42,3% в 2010 году. По сравнению с другими странами, по данным Росстата, в Германии это соотношение составляет 28,3%, в Италии 36%, США 40,8%, Китае 42,5%, Бразилии 53,6%.
Как известно, основным источником благосостояния населения страны являются доходы от трудовой деятельности. В 2012 году две трети денежных доходов россиян были получены от заработной платы.
Сегодня Российская Федерация находится в нижних строках таблицы, в которую входят 52 страны по таким показателям, как минимальная заработная плата и покупательная способность населения.
Доля населения в России с доходами ниже национальной черты бедности в 2013 году снизилась на 0,1% и составила 10,9%.
В 2013 г. удельный вес работников с заработной платой ниже минимальной составлял 1,2%, а в 2011 г. 1,8%. Наибольшая доля работников с заработной платой ниже минимального размера оплаты труда в 2013 году отмечена в сфере связи (4,5%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (3,6%), организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (3,2%), обеспечения других коммунальных услуг, социальные и персональные услуги (3,0%), образование (2,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,4%).
Доля работников, начисленная заработная плата которых в среднем по экономике превышала 25 тыс. Руб., Увеличилась с 27% в 2011 г. до 41% в 2013 г. Наибольшая доля таких работников отмечена в организациях по добыче полезных ископаемых 75%, в финансовой деятельности 68%, в НИОКР 65%, на транспорте 58% и в строительстве 56%.
Распределение общей суммы начисленной заработной платы по 10% группам сотрудников в 2013 году выглядит следующим образом: соотношение средней заработной платы 10% сотрудников с самой высокой и 10% сотрудников с самой низкой заработной платой в 2013 году составило 15,8. Самый большой разрыв в оплате труда для самых отдаленных 10% групп рабочих был в финансовой деятельности; аренда и предоставление услуг; организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, связи; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, товаров для дома и личного пользования.
Рекомендации по преодолению проблем бедности в России
Важнейшие приоритеты в борьбе с бедностью в современной России:
- во-первых, это создание условий для самодостаточности нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми людьми на трудовой основе;
- во-вторых, формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантии недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам.
Необходимо создать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.
В институциональной сфере большие резервы сокращения бедности сосредоточены в развитии партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Следует усилить роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с маленькими детьми, работников из неполных семей и молодежи.
Необходимо постепенно отказываться от категориального метода социальной защиты населения, пересматривать и сокращать количество льготников, ориентируясь на приоритетную поддержку беднейшего населения, не имеющего объективной возможности получать трудовой доход.
Основная задача государственной социальной помощи стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальную зависимость. Реализация программ по снижению бедности связана со значительными административными, организационными и другими затратами. Существуют проблемы справедливого распределения полученной помощи внутри домохозяйства из-за внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т. д., что практически неподконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей зарабатывать себе на жизнь.
Все те меры, которые были перечислены выше, являются одним из вариантов решения проблемы бедности. Но хотелось бы процитировать еще одну точку зрения доктора экономических наук, директора Всероссийского центра уровня жизни.
По нашему мнению, к оценке уровня бедности следует подходить с более широкой точки зрения, чем просто на основе размера и доли населения с доходами или даже имеющимися ресурсами ниже прожиточного минимума. Считаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жильем, поскольку прожиточный минимум также предполагает содержание имеющегося жилья.
Мы считаем, что сочетание информации о текущем доходе и обеспеченности жильем при оценке бедности станет важным шагом на пути к ее всеобъемлющему измерению. Это приведет к более широкому взгляду на российскую бедность и ее структуру.
Высокая доля малообеспеченных семей, возглавляемых наемными работниками, говорит о том, что для сокращения бедности необходимо, прежде всего, повышение заработной платы.
Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы) будут социально справедливыми, если они предоставят равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что минимальная заработная плата должна стать не общегосударственным, а региональным социальным стандартом. Таким образом, необходимо перейти от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, установленной в субъектах Российской Федерации с учетом значения регионального прожиточного минимума.
Чтобы не допустить снижения уровня государственных гарантий в регионах с уровнем прожиточного минимума ниже общероссийского, необходимо в федеральном государственном бюджете на следующий год предусмотреть соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума для субъекта Российской Федерации. РФ с самым низким прожиточным минимумом.
Огромные межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в количестве бедных указывают на возможную последовательность сокращения бедности. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие приоритеты в решении данной проблемы.
Для более быстрого сокращения бедного населения в стране в целом федеральному центру необходимо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Таким образом, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы значительно сократить общее количество бедных в стране.
Затем усилия можно было бы сосредоточить на сокращении вдвое уровня бедности в тех регионах, где проживает не менее 50% всего бедного населения страны. В качестве таких регионов можно выделить и поддержать те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедных слоев населения, со стороны федерального центра.
В заключение следует отметить, что усилия госорганов должны быть сосредоточены на полном решении проблемы сокращения вдвое количества бедных.
В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет сокращать количество бедных, не ожидая дополнительной поддержки своих усилий.
Следует ли помочь более сильному? Некоторые считают, что нужно помогать слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас другая логика.
Если сначала помочь более сильному, то ресурсы государства будут увеличиваться быстрее и в больших объемах. Это позволит оказать более существенную помощь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить национальную проблему сокращения бедности.
В настоящее время одним из возможных способов избежать бедности является сильное авторитарное, но не авторитарное правительство, которое поставит своей главной целью повышение уровня жизни населения при полной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом, и усиление террора. против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно исправить ситуацию! Если не бороться с бедностью сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда. Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности верны. Но между ними есть несоответствия.
Скажем, одна точка зрения гласит, что главным приоритетом является поддержка самых бедных и уязвимых. Но В. Бобков думает иначе. Он ориентирован в первую очередь на решение проблем сильных и только потом слабых. Здесь я имею в виду, мне кажется, тот факт, что, помогая тем людям, которые потенциально могут выйти из бедности, будет легче для нас, чтобы решить проблемы тех, кто на самом деле более сложным в связи с этим. И, на наш взгляд, прав В. Бобков, предлагая установить минимальный размер оплаты труда на региональном уровне, учитывая неравномерное распределение доходов по стране в целом.
Вывод: бедность всегда была актуальной проблемой. Повышение уровня жизни населения основная цель социальной политики и главный критерий ее эффективности в любой цивилизованной стране. Снижение уровня бедности один из важнейших компонентов достижения этой цели. И наоборот, ее распространение губительно сказывается на развитии как конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Бедность приводит к ухудшению качественных характеристик населения, росту социально-экономического неравенства, что чревато социальными катаклизмами.
Заключение
Бедность это крайняя неадекватность стоимости имущества, товаров, денег, доступных человеку, семье, региону, государству для нормальной жизни и жизни. Порог, черта бедности это нормативно установленный уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, обеспечивающий физический прожиточный минимум.
В настоящее время существует два основных подхода к определению бедности. Один из них исторически более ранний основан на определении бедности как абсолютной категории. Официальное определение бедности предполагает расчет минимального размера пособий, позволяющих человеку выжить. Уровень бедности здесь определяется определенным размером пособий, обеспечивающих минимальный уровень жизни. Этот набор определяется экспертной оценкой основных биологических (физических) потребностей людей разного пола, возраста и характера жизни с учетом, прежде всего, тяжести и интенсивности труда.
В основе концепции абсолютной бедности лежит второй закон Энгеля зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи.
Энгель, отмечая постепенное уменьшение удельной доли расходов на питание в бюджете по мере ее роста, пришел к выводу, что чем беднее семья, тем большую долю всех расходов следует направить на покупку продуктов питания; по мере роста доходов семьи доля расходов на питание уменьшается, доля расходов на квартиру, свет, одежду практически не меняется, а доля «прочих» расходов увеличивается.
В рамках такого подхода к проблеме бедности можно устранить ее, выплачивая различные выплаты семьям (лицам), доходы которых ниже биологического (физического) минимума. При этом реальное решение этой проблемы зависит от того, сколько средств государство направляет на преодоление бедности и насколько жестко определяется этот физический минимум.
Во-первых, бедность это фактор социальной напряженности. Борясь с тем, что они считают несправедливым распределением доходов, бедняки склонны к совершению преступлений и насильственных методов политической борьбы. История показывает, что во время революций и других политических потрясений именно бедняки были «топливом» для социальных потрясений и стремились «разграбить награбленное».
Во-вторых, бедность негативно влияет на людей, не позволяя им реализовать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и теряется безрезультатно. Особенно трагична «наследственная» бедность, когда дети бедняков с такими же способностями имеют гораздо меньшие шансы на самореализацию, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным доходом. Смирение с недостатком средств к существованию прививается детям в семьях с рождения. Выросшие в атмосфере бедности, они не представляют другого образа жизни.
В-третьих, бедняки, проживающие в странах третьего мира, страдают от антисанитарных условий, среди них широко распространены эпидемические заболевания, лишающие трудоспособное население возможности работать.
По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, то есть живущих менее чем на 2 доллара в день, составляет 2,5–3 миллиарда человек в мире. В том числе общее количество людей, живущих в крайней бедности (менее 1 доллара в день) -1-1,2 миллиарда человек. Другими словами, 40-48% населения мира бедны, а 16-19% супербедные.
Важнейшим фактором в решении проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост приводит к увеличению валового национального дохода, за счет чего формируется фонд потребления. В то же время, вполне возможно, что масштабы бедности останутся неизменными на фоне хорошего экономического роста (как, например, в Нигерии ВВП рос в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии), так и с тем, что экономический рост может быть обеспечен за счет узкой группы отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (топливно-энергетический комплекс в Нигерии).
Традиционный экономический подход к анализу бедности сосредотачивается на макроэкономических и региональных факторах, в то время как политика борьбы с бедностью, основанная на этом подходе, фокусируется на занятости и образовании как ключевых факторах сокращения бедности. В соответствии с этим подходом человек рассматривается как разумное существо, принимающее исключительно правильные решения.
Первыми исследователями, предложившими количественную методологию изучения бедности, были К. Бут и С. Раунтри, которые установили «черту бедности», которая удовлетворяет исключительно физиологические потребности. В середине 20 века концепция «черты бедности» подверглась критике за ее ограниченность; теперь «бедняк» это человек, который не может поддерживать стандарты, принятые в данном обществе. А. Сен значительно расширил горизонты экономических исследований бедности, отметив, что бедность имеет не только материальные корни, но влечет за собой бессилие, отсутствие свободы выбора, а низкие доходы являются следствием бедности, а не ее причиной.
Поведенческий подход к интерпретации бедности и ее причин является микроэкономическим, он учитывает когнитивные и мотивационные аспекты поведения и, в отличие от традиционного подхода, рассматривает людей как ограниченно рациональных экономических агентов. Современные экономисты признают, что полностью искоренить бедность невозможно, в то же время практически каждое государство способно снизить ее уровень, учитывая особые, психологические факторы. Проведенное исследование сфокусировано на двух важных вопросах экономического исследования бедности изучении причин и поведенческих аспектов бедности и политике сокращения бедности и ее оценке.
Бедность это не только глобальная проблема (около четверти населения мира живет ниже официальной черты бедности, установленной Всемирным банком), с которой пытаются бороться почти все страны, но и нежелательное состояние миллионов людей, которое провоцирует психическое и психическое здоровье. проблемы с физическим здоровьем, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни. Бедность глубоко проникает в самые разные сферы жизни: среди бедных часто бывают многодетные и неполные семьи, семьи, в том числе инвалиды, пенсионеры, безработные.
Наибольшие макроэкономические «всплески бедности» были зафиксированы в переходные периоды (например, при переходе от командной к рыночной экономике). На микроуровне бедность это более динамичное понятие. Классический подход к проблеме распространения бедности основан на теории человеческого капитала Беккера: у бедных просто нет стимула вкладывать средства в образование своих детей. В то же время Я. Фаркас предполагает, что причина, по которой малообеспеченные родители не помогают своим детям в школе, заключается не в низкой отдаче от таких вложений, а в том, что у родителей отсутствует способность помогать, отсутствие навыков и знаний.
Поведенческая интерпретация бедности основана на рассмотрении человека как иррационального экономического агента, зависящего от различных психоэмоциональных факторов, определяющих его поведение. При выборе инструментов государственной политики по сокращению бедности такая трактовка выдвигает на первый план следующие вопросы.
Во-первых, поведенческая экономика фокусируется на такой относительно новой области, как личные финансы. Около 15-20% населения мира не имеют банковских вкладов, более половины из них находятся на грани или ниже черты бедности. Высокая стоимость снятия наличных и оплаты счетов является серьезным препятствием на пути преодоления высокого уровня бедности. Люди либо не понимают преимуществ банковской системы и особенностей ее функционирования, либо условия хранения денег им кажутся несправедливыми. Другими психологическими причинами небольшого количества вкладов и сбережений могут быть нежелание тратить свое личное время на сбор и обработку документов и нежелание связываться с персоналом в банке. Негативное отношение к бедным делает их самодостаточными, что не позволяет им хранить свои деньги в банках. Кроме того, распоряжаться имеющимися деньгами «под рукой» намного проще, чем деньгами на счетах. Некоторым семьям просто не на чем экономить; их доход полностью расходуется на потребление, чтобы удовлетворить хотя бы базовые потребности.
Во-вторых, поведенческая экономика объясняет, почему люди не всегда принимают государственную социальную помощь. Препятствиями могут быть отсутствие ясности в целях программ или их индивидуальных формулировок, неприятная для бедных слоев общества тщательная проверка статуса бедности (визиты на дом, сбор документов, подтверждающих неблагоприятное состояние). С другой стороны, само государство может стать основой для роста бедности. В некоторых странах быть матерью-одиночкой намного выгоднее, чем воспитывать ребенка в полноценной семье. Причина тому социальные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, они стимулируют рост рождаемости, но их не всегда хватает для содержания ребенка, поэтому все больше людей оказываются на грани бедности. Кроме того, социальные выплаты снижают стимулы для беспринципных бедняков к продуктивному труду.
Если в стране преобладает убеждение «я беден, потому что мне не повезло» (концепция европейских стран), население выберет правительство, которое обещает перераспределить доходы от богатых к бедным. Следовательно, доход зависит не от усилий по достижению благополучия, а от суммы полученных пособий.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник