Управление рисками проекта
Повсеместная конкуренция, сокращение производственного цикла, увеличение производственной гибкости — все это сеет неопределенность при контроле проектов и повышает необходимость мышления, направленного на оценку рисков. Необходимо предупреждать опасности, тщательнее планировать свои действия и анализировать текущую деятельность, чтобы понять, какие риски могут преследовать и какие возможности можно раскрыть, если от них избавиться. Таким образом, риск-менеджмент становится важной частью принятия управленческих решений.
Конечно, можно рискнуть и жить без лишнего планирования и прогнозирования. Но тогда есть вероятность, что не только проект не будет правильно реализован: вся деятельность компании будет под угрозой. Такой поворот вряд ли устроит адекватного руководителя или владельца бизнеса.
Планирование управления рисками
Управление рисками — это деятельность, сопровождающая все этапы проекта. Работа не должна вестись от случая к случаю, она должна быть хорошо спланирована. Управление рисками требует множества ресурсов.
Планирование управления рисками подразумевает поиск работающих подходов к процессу. Оно помогает:
- найти время и другие ресурсы для проведения процедуры управления рисками;
- выделить основания для оценки рисков;
- увеличить шансы на результативность проекта. Планирование не переходит в процесс управления, он завершается на первой стадии проекта. Оно строится на:
- отношении к риску со стороны всех участников проекта — оно ложится в основу принципов управления рисками;
- внутренних стандартах компании — они могут уже включать управление рисками разных категорий, сценарии поведения, распределение ролей внутри коллектива и определение уровней ответственности;
- описании проекта и ожидаемых от его реализации результатов;
- плане управления проектом — документе, в котором перечислены все аспекты работы над ним.
План состоит из нескольких элементов:
- Определение методик и инструментов для управления рисками.
- Распределение ролей для каждой процедуры и разъяснения ответственности.
- Определение стоимости работ и времени.
- Установление сроков управления рисками и проработка четкого тайминга.
- Определение категории рисков, выполнение четкой идентификации.
- Общие методы определения рисков и степени вероятности их возникновения во время ведения проекта.
Идентификация рисков
Этот процесс связан с выявлением рисков, которые могут испортить проект или оказать на него необратимое воздействие. Повторять выявление рисков нужно на всех этапах проекта — ведь на протяжении его существования могут возникать разные новые сложности.
Идентификационные данные могут браться из различных источников. Например, это может быть база знаний, которая есть практически в каждой организации. В ней могут содержаться данные об аналогичных проектах, которые были в компании. На основании этой информации можно сделать вывод о вероятных рисках в новых проектах.
Еще один источник информации — научные работы, маркетинговая аналитика и другие данные, находящиеся в свободном доступе. Если проект не уникален, то можно равняться на опыт других аналогичных работ, созданных другими компаниями. Обычно они рассказывают о своем пути в формате кейсов. Там содержатся подробные данные о цели работы, связанных с ней трудностях и способах их преодоления.
Все проекты строятся на гипотезах и предположениях. Обычно все неточные данные указываются с пометкой. Другие же, считающиеся достоверными, принимаются как данность. Риски могут возникнуть из-за неверно обозначенных допущений, поэтому на них нужно обращать внимание и детально анализировать каждую неточность.
Сбор информации выполняется способами, которые требуют разного времени на подготовку:
- Экспертные опросы — они помогают найти специалистов, для решения задач и минимизации рисков. Каждый такой эксперт высказывает свое мнение о вероятных рисках и оценивают их, основываясь на личном опыте и имеющихся знаниях о проекте. Такой способ поможет избежать типичных ошибок, которые повторяются из проекта в проект. Эксперт должен знать все детали проекта. Опрос проводится в формате вопросов, с помощью которых интервьюер направляет респондента в нужную сторону. Информацию, которую выдает эксперт, необходимо записывать подробно. Если в опросе участвует несколько экспертов, каждый из них должен получить одну и ту же вводную информацию.
- Мозговой штурм. В нем участвуют сотрудники компании, которым дается задание — поразмышлять на тему вероятных рисков. В ходе штурма не должно быть дискуссий и споров. Специалисты должны высказывать свое мнение в порядке очереди. Все мысли так же записываются и классифицируются по ряду признаков. При этом каждый риск получает свое название. На следующем этапе список риска сокращается и каждый его пункт подвергается анализу.
- Метод Делфи. Метод очень похож на предыдущий, однако это не одно и то же. Главное отличие в том, что опрос проводится анонимно, поэтому результаты менее предвзяты и каждый участник действительно высказывает личное мнение, а не подвергается влиянию какого-то другого члена группы. Кроме того, опрос проводится в несколько этапов, на каждом из которых участникам предлагается своя анкета. Подведение итогов также проводится по завершении каждого этапа. На завершающем этапе происходит ознакомление экспертной группы с ответами, производится уточнение мнений. Таким образом участники опроса приходят к общему мнению относительно рисков внутри проектов.
Методы оценки рисков и инструменты управления рисками
Теоретические аспекты управления риском говорят, что методов оценки множество и каждый из них работает с использованием своих инструментов. Такими инструментами могут быть организационные, технические и другие действия, позволяющие обеспечить безопасность и безошибочность проекта. Количество инструментов никак не регулируется, их можно быть крайне много.
Классификация ведется по разным признакам: управленческим методам, сферам деятельности, выгодам, производственным фазам и т.д.
В соответствии с другой классификацией воздействие на риски состоит из нескольких этапов:
- Снижение уровня риска. На этом этапе прорабатываются варианты сокращения ущерба или масштабов возникновения неблагоприятных событий. Обычно это достигается с помощью различных организационных мероприятий. В области строительства это укрепление зданий, установка систем оповещения, пожарных сигнализаций, обучение сотрудников действиям в чрезвычайных условиях.
- Исключение риска. Этот этап подразумевает отказ от проекта, если он связан с опасностью. Или производится сильное изменение деятельности, в результате которого возникновение риска становится невозможным.
- Сокращение интенсивности рисков. Благодаря этому каждый участник проекта может контролировать риски и их предотвращать. В силах специалистов организовать свою деятельность так, чтобы проблем на этапе ведения проекта не возникло. У них есть пул действий, которые позволяют либо полностью исключать возможные риски, либо снижать их интенсивность. Если же риски все-таки возникают, сотрудники вправе принимать меры, которые снижают потери и другие последствия их появления.
- Сохранение риска. Это не всегда связано с отказом от решительных мер. Иногда при допущении вероятных проблем специалисты специально не принимают мер, так как в компании есть резервные фонды, направленные на самострахования. С их помощью покрывается ущерб от неблагоприятных событий. Одним из видов страхования является взаимное страхование. В таком случае каждый страхователь входит в клуб страховщиков. Обычно участники взаимосвязанные структуры, работающие в рамках одной сферы. Страховка может покрывать как общие, так и частные риски.
Этапы управления рисками
- Выявление угроз. Происходит это отделом финансовой аналитики. Он должен быть либо внутри компании, либо должны подключаться сторонние эксперты. Но такой этап обязательно должен выполняться людьми, которые знают, что делают. Работа может вестись как в общем, так и по отделам. Если компания совсем небольшая, то никаких аналитиков не нужно. С задачей вполне справится сам руководитель или приближенные к нему люди, которые знают особенности компании и ее внутренние процессы, а также хорошо осведомлены о проекте. По итогам этой работы должен быть составлен полный перечень возможных угроз и дана их интерпретация в финансовом эквиваленте.
- Оценка важности рисков. Производится с помощью ответа на ряд вопросов. В частности, определяется приемлемость угроз (какие из них можно пережить, а какие недопустимы), какие риски нужно устранять прежде всего, а какие могут подождать, ведь их последствия не так страшны, какие методы предотвращения рисков наиболее доступны времени использования. Оценка может выполняться с помощью аналитических и математических методов. При этом анализ должен быть комплексным и подробным.
- Планирование устранения последствий и непосредственная нейтрализация. Здесь готовится стратегия борьбы с негативными последствиями и выполняется ее реализация. Чем тщательнее будет выполнена проработка последствий, чем больше способов будет найдено для ее устранения, тем с меньшими проблемами компания столкнется в дальнейшем. Этот позитивный опыт способен сыграть на руку компании: он ляжет в копилку и поможет в дальнейшей работе по управлению рисками. Чем больше шаблонных действий будет отработано, тем лучше компания будет справляться с угрозами. Ведь нового и не типичного, по сути, не так уж много.
Мониторинг и контроль
Этот этап мы решили вынести в отдельный пункт, так как он по важности стоит не на последнем месте. При каждом новом проекте будут возникать свои риски, поэтому контроль должен быть регулярным. Важно быстро корректировать выбранную стратегию и подстраиваться под ситуацию — не всегда выбранный в начале путь оказывается эффективным. Для этого нужен мониторинг.
Каждый этап управления рисками связан с другими ступенями в единую цепь. Поэтому нельзя обращать внимание на один и не замечать другой. Ситуацию нужно анализировать и контролировать со всех сторон, тщательно углубляясь в детали и рассматривая их с точки зрения деятельности компании в целом.
В мире нет проектов, которые бы шли так, как их запланировали создатели на пути прописывания в документах. Возникают моменты, которые не были предусмотрены и под которые нужно подстраиваться здесь и сейчас. И не всегда эти моменты имеют положительный оттенок, чаще всего они связаны с серьезными рисками как в рамках реализации проекта, так и в деятельности всей компании. Это серьезный стресс для тех, кто работает. Поэтому надо быть готовым к таким проблемам и уметь их правильно решать.
Управление рисками проекта помогает подумать и определить угрозы заранее, понять как их избежать и продолжать работать в изменяющихся условиях. Предотвратить последствия проще, чем разбираться с измененной ими реальностью. Поэтому стоит как можно больше ресурсов выделять на управление рисками проекта и не лениться проводить исследования для выявления вероятных проблем.
Источник
7. Процедуры управления и методы реагирования на риск
Наряду с собственными средствами кооператива и создаваемыми в их структуре целевыми сметными резервами, источниками финансирования рисков могут быть текущие доходы, дополнительно формируемые пайщиками паенакопления и заемные средства. Частным методом финансирования риска является его перенос (передача) третьим лицам.
- Перенос (передача) рискатретьим лицам применяется в случаях, когда кооператив разделяет с третьими лицами испытываемые им риски, либо не в состоянии их обеспечивать самостоятельно. Наиболее вероятными формами финансирования риска является страхование ответственности кооператива за нарушение обязательств по договорам привлечения денежных средств 1 , привлечение независимой гарантии исполнения пайщиками, участвующими в целевых программах, своих обязательств по предоставленным кооперативом займам, уступка прав (требований) по договорам займа, факторинг, в порядке универсального правопреемства при реорганизации кооператива путем разделения или присоединения и т.д.
- Уклонение от риска (избегание риска) –применяется при превышении предельно допустимого уровня риска, когда применение иных методов реагирования на риск невозможно или нецелесообразно. Закономерными способами уклонения от риска (избегания риска) являются исправление ошибок в документах, оформляющих деятельность кооператива, совершенствование применяемых процедур, ограничение или прекращение осуществляемых кооперативом программ и предоставляемых им продуктов, риск которых превысил или близок к превышению предельно допустимого уровня.
- Применительно к каждому из идентифицированных рисков, кооператив применяет следующие методы управления:
А. Финансовые риски.
7.5.1.Сберегательный риск. Основываясь социально значимой цели деятельности кооператива, главным методом управления сберегательным риском закономерно является уклонение от риска. Этот метод основан на возможно более обширной профилактике сберегательного риска, но предусматривает и меры реагирования на риск, в случае его наступления.
Процедура управления сберегательным риском основана на «Положении о порядке и об условиях привлечения денежных средств пайщиков», включающем в целях управления риском следующие положения:
- Текущее управление сберегательным риском осуществляет Председатель правления с привлечением сотрудников бухгалтерии и операционного персонала, непосредственно взаимодействующего с пайщиками. При выявлении отклонений, создающих угрозу превышения предельно допустимого уровня сберегательного риска, Председатель правления сообщает об этом правлению и предлагает меры минимизации сберегательного риска, требующие коллегиального утверждения правлением.
- Осуществляя право принимать решения о привлечении личных сбережений, Председатель правления вправе отказать или ограничить суммы привлекаемых сбережений по отдельным сберегательным программ и продуктам в случаях, если:
- Кооператив испытывает сложности с размещением в займы привлеченных от пайщиков средств и дальнейшее увеличение сберегательного портфеля может вызвать процентный риск неисполнения обязательств по привлеченным средствам, а впоследствии и риск утраты ликвидности;
- Из-за роста кредитного риска и ухудшения качества кредитного портфеля кооператив ограничил или прекратил предоставление займов по отдельным программам или продуктам и не испытывает потребности в привлеченных средствах.
- В связи с наступлением риска ликвидности, кооператив прекратил прием сбережений и осуществляет возврат средств пайщиков, привлеченных на основании ранее заключенных договоров.
- Если сумма сбережений, привлеченных от одного или группы аффилированных пайщиков (сберегательный риск концентрации) превысит предельное значение, установленное финансовым нормативом ФН2. В этом случае, ограничительные действия Председателя правления предупреждают угрозу комплаейнс (регуляторного) риска и риска ликвидности.
- Если сумм резерва или паевого фонда недостаточно для соблюдения финансовых нормативов ФН1 и ФН4. В этом случае ограничительная политика направлена на предупреждение угрозы наступления репутационного и комплайенс (регуляторного) рисков.
- В пределах, установленных «Положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств пайщиков», Правление изменяет ставки дохода за использование личных сбережений пайщиков в случаях:
- Изменения ключевой ставки Банка России в целях соблюдения требования, установленного п. 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитными потребительскими кооперативами операций на финансовом рынке, внутреннего стандарта СРО «Содействие» и предупреждения угрозы наступления комплайенс (регуляторного) риска, репутационного риска и риска ликвидности.
- Снижения ресурсных возможностей кооператива исполнять обязательства по привлеченным от пайщиков средства на прежних условиях из-за снижения ставок по займам в соответствии предельными значениями ПСЗ устанавливаемыми Банком России.
- Роста кредитного риска и ухудшения качества кредитного портфеля в результате чего кооператив ограничивается в возможностях исполнять обязательства по личным сбережениям по ранее применявшимся ставкам дохода.
- Правление осуществляет общий контроль за состоянием сберегательного риска и потенциальными угрозами его возникновения:
- Ограничивает (лимитирует) риск, определяя предельно допустимые уровни сберегательного риска, исключающие возможность потери пайщиками переданных ими кооперативу личных сбережений.
- При возникновении угрозы таких потерь, связанных с затруднениями кооператива в исполнении текущих обязательств по возврату и обслуживание личных сбережений, правление принимает решение о снижении (профилактике) риска посредством возможной реструктуризации ранее условий действующих договоров на сочетающие следующие возможные условия:
- Пролонгацию срока размещения личных сбережений;
- Применение меньшей ставки доходности;
- Установление продленного графика погашения сбережений.
Условия такой реструктуризации не могут быть приняты кооперативом в одностороннем порядке, а должны быть согласованы с пайщиком. При отказе от предложенных условий пайщик вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов, что создает дополнительные угрозы репутационного и правового рисков.
- При наличии сметных резервов Правление принимает решение о направлении целевого резерва или о перераспределении средств иных резервов для снижения сберегательного риска, осуществляя, таким образом, располагаемые возможности финансирования этого риска.
- Правление также принимает решения о возможном увеличении сберегательных рисков в отношении контрагентов – отдельных групп пайщиков, например, в связи с назначением повышенных ставок дохода за использование личных сбережений в рамках адресных социальных или сезонных акций. Такие решения также соотносятся с располагаемыми кооперативом ресурсами возможного финансирования сберегательного риска.
- Наряду с общими вопросами управления сберегательным риском, общее собрание:
- Утверждает «Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств пайщиков», презюмирующее приоритет и защиту имущественных интересов пайщиков по отношению к имущественным интересам кооператива.
- Утверждает смету доходов и расходов кооператива, предусматривающую создание сметных резервов и приоритетный порядок финансирования расходов, связанных с исполнением кооперативом обязательств по личным сбережениям по отношению к иным операционным расходам.
- Рассматривает стратегию развития сберегательной политики кооператива и прогнозируемые уровни ее ресурсного обеспечения.
- Финансовый компонент операционного риска –контролируется Председателем правления, обеспечивающим соблюдение утвержденных общим собранием лимитов сметных расходов.
Профилактика возникновения операционного риска обеспечивается проводимой Председателем правления политикой бюджетирования, предполагающей сокращение расходов на оплату труда за счет совмещения функций сотрудниками, иные способы минимизации текущих операционных расходов.
В случае, если сметные расходы по какой-либо статье превысят запланированные, Председатель правления анализирует причины такого превышения и, если установит их объективный характер, направляет в Правление мотивированное предложение покрыть образовавшийся дефицит за счет перераспределения ресурсов из других статей сметы или за счет сформированных сметных резервов.
Принимая такое решение о принятии и финансировании операционного риска, Правление впоследствии включает его в отчет об исполнении сметы, представляемый на утверждение общим собранием.
Если кооператив не располагает сметными ресурсами для финансирования операционного риска, такой риск признается Правлением неприемлемым. В целях минимизации операционного риска председателю правления предлагается ограничить операционные расходы, в т.ч. путем сокращения персонала, приостановки или прекращения деятельности кооператива.
При превышении допустимых пределов операционного риска в связи с:
- Увеличением доли дебиторской задолженности в активах на 10% и более, Председатель правления незамедлительно сообщает об этом правлению и предлагает план сокращения отдельных статей или объемов сметных расходов с тем, чтобы избежать потери существенной доли активов. После принятия правлением соответствующего решения об ограничении сметных расходов Правление осуществляет текущий контроль исполнения сметы по регулярно представляемым председателем правления отчетам. Режим представления таких отчетов устанавливается Правлением. Правление может принять решение об ограничении отдельных направлений и (или) объемов сметных расходов, которые могут быть произведены только с разрешения Правления.
- Превышением доли свободных средств в активе на 30% и более, председатель правления инициирует вопрос о приостановке привлечения личных сбережений в целом по осуществляемым кооперативом программам или по отдельным продуктам и об активизации кредитной политики с тем, чтобы повысить степень утилизации привлеченных средств в обороте фонда финансовой взаимопомощи.
Очевидными мерами дестимулирования сберегательной политики могут быть снижение ставок дохода (компенсации) за использование личных сбережений, ужесточение правил довнесения или досрочного возврата сбережений. Аналогично, мотивационными факторами кредитной политики являются снижение ставок по займам, разработка и внедрение новых кредитных продуктов, пользующихся спросом на рынке.
- Превышением средств (имущества), размещенных не в займы 50% от активов, Председатель правления совместно с правлением оценивают состояние ресурсы сметного финансирования, состояние ликвидности. Если указанное превышение выявлено СРО или Банк России зафиксировал, что нерациональная структура активов сложилась вследствие осуществления кооперативом не предусмотренной законом деятельности, Председатель правления разрабатывает план мероприятий по освобождению от непрофильных активов.
- При приближении доли прочей дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности к 20% порогу, Председатель правления анализирует структуру прочей дебиторской задолженности, динамику ее прироста, фактические и ожидаемые потери сметного финансирования и принимает предупредительные меры, направленные на снижение непродуктивной задолженности.
- При незначительной доле собственных средств (условного «капитала») в пассиве, Председатель правления выносит на рассмотрение правлением предложения об увеличении суммы собственных средств, например за счет повышения сумм вступительных и паевых взносов, обращения к пайщикам об увеличении доли их паенакопления и пр. Также, доля собственных средств может быть повышена за счет экономии сметных расходов.
- Если сумма дебиторской задолженности по займам станет меньше суммы обслуживаемых кооперативом обязательств по привлеченным средствам, Председатель правления совместно с сотрудниками аналитического блока оценивают связанные с этим угрозы и перераспределяют сметные ресурсы в первую очередь на исполнение обязательств по обслуживанию и возврату привлеченных средств.
Эта диспропорция может также регулироваться ограничением или полным прекращением приема личных сбережений, профилактикой просрочек, ограничениями политики предоставления кредитных продуктов, характеризующихся повышенным уровнем риска и т.д.
- В целом, процедуры управления кредитным риском определены «Положением о порядке предоставления займов пайщиком», устанавливающим:
- Компетенцию комитета по займам в принятии решения о представлении займов и об их возврате, как это предусмотрено ч. 2, ст. 24 Закона №; 190-ФЗ.
- Порядок оценки заявок на предоставление займов и подготовки заключения взаимодействующим с пайщиком сотрудника о его кредитоспособности 2 .
- Методики установления и порядок определения лимитов риска (риск концентрации, приходящийся на одного или группу аффилированных пайщиков, как это установлено финансовым нормативом ФН3, риск концентрации, приходящийся на лиц, являющихся близкими родственниками пайщика, риск по типам кредитных продуктов, пор профилю кредитования, по видам предпринимательской деятельности и пр.).
- Требования, предъявляемые к обеспечению исполнения обязательств по полученным займам.
- Порядком взаимодействия с пайщиком в период пользования займом и в посткредитный период.
Текущий кредитный риск контролируется Председателем правления на основе ежедневного мониторинга просрочек в погашении предоставленных кооперативом займов. Мониторинг проводится сотрудниками, непосредственно взаимодействующими с активными пайщиками-заемщиками (пайщиками, имеющими непогашенную задолженность по предоставленным им займам). В случае, если доля просроченных займов в портфеле, сформированного одним и тем же продуктом, территориальным подразделением, группой однородных пайщиков, превысит 15-20%, такой сотрудник незамедлительно сообщает об этом председателю правления.
Получив такое сообщение, Председатель правления принимает решение об исключении из кредитной программы проблемного кредитного продукта. В отношении территориального подразделения или группы пайщиков, характеризующихся повышенной долей проблемных займов, могут быть применены более мягкие меры ограничения кредитной политики (например, снижены лимиты кредитования в целом или по отдельным продуктам, повышены требования к обеспечению и пр.),
Меры по управлению кредитным риском в отношении каждого отдельного пайщика, допустившего просрочки в погашении займов принимает взаимодействующий с таким пайщиком сотрудник в соответствии с принятым в кооперативе алгоритмом работы с проблемной задолженностью на досудебной стадии (приложение 2).
При достижении 12 месячного периода просрочки в погашении, взаимодействующий с пайщиком сотрудник направляет информацию Председателю правления о том, что все меры досудебного взаимодействия с пайщиком исчерпаны и кооперативу следует заявить иск в суд о понуждении пайщика исполнить обязательства по полученному займу. Если, несмотря на продолжительный период просрочки, пайщик сохраняет лояльность к кооперативу и продолжает – пусть и не в полной мере – исполнять обязательства по займу, кооператив может продолжить взаимодействие с таким пайщиком, не прибегая к судебной процедуре истребования долга, независимо от длящегося периода просрочки.
При превышении доли проблемной задолженности в общем портфеле займов 15-20% уровня кредитная политика может быть продолжена, но при повышенной осмотрительности. Например, может быть ограничена или полностью прекращена практика предоставления отдельных кредитных продуктов, предоставления займов отдельным пайщикам или ограничение кредитной политики в отдельных регионах. При превышении доли просроченных займов 40% порога кооператив должен свернуть кредитную практику и сосредоточиться на погашении дебиторской задолженности по предоставленным займам. Такое решение принимается Правлением по представлению председателя правления.
Остаточный кредитный риск, возникающий в частности, при невозможности реализовать или при недостаточной для полного покрытия обязательств цене реализации принятого обеспечения, ограничения ответственности поручителей, компенсируется за счет собственных средств кооператива.
- При возникновении процентного риска председатель правления совместно с сотрудниками аналитического блока оценивает дефицит сметных поступлений и принимает компенсирующие меры по ограничению сметных расходов.
В случае, если процентный риск возник в результате не подтверждения судом исковых требований кооператива и напротив, подтверждения претензий пайщиков к кооперативу, Председатель правления совместно со специалистами юридического блока, анализируют причины связанного процентного риска и корректируют документацию, оформляющую отношения с пайщиками.
Если процентный риск возник вследствие неэффективности исполнительного производства, Председатель правления совместно с сотрудниками юридического блока принимает меры по активизации взаимодействия с судебными приставами, предусмотренные принятым в кооперативе протоколом (приложение 3).
Председатель правления незамедлительно информирует правление обо всех случаях превышения процентного риска сверх установленных лимитов и мерах, принятых для его снижения.
- При возникновении угрозы рыночного риска, вызванного нестабильностью на внешних финансовых рисках, Председатель правления и сотрудники, взаимодействующие с пайщиками, предусматривают меры реагирования на возможные связанные угрозы сберегательного и кредитного рисков.
Применительно к сберегательному риску такие меры могут включать:
- Ограничение кредитной политики: приостановку предоставления займов с целью формирования дополнительных ресурсов ликвидности для удовлетворения требований пайщиков о досрочном возврате переданных ими сбережений.
- Модификацию сберегательной политики: реструктурирование условий исполнения обязательств по возврату личных сбережений, расчет приемлемых графиков погашения личных сбережений, разработка политики квотирования и очередности погашения обязательств.
- Активизацию разъяснительной работы, направленной на купирование панических настроений пайщиков.
В целях ограничения кредитных рисков кооператив разрабатывает приемлемые условия реструктуризации займов, для пайщиков, которые в связи с наступлением рыночного риска испытывают объективные затруднения в исполнении обязательств по займам на первоначальных условиях.
- Управление риском инсайдеров основано на недопустимости такого риска и сводится к соблюдению установленных в кооперативе режимов ограничения доступа к конфиденциальной служебной информации, защиты такой информации от утраты и иного неправомерного использования. Ответственность за соблюдение режимов информационной безопасности лежит на председателей правления.
Кредитные и сберегательные риски инсайдеров ограничиваются соблюдением финансовых нормативов ФН2 и ФН3, а также соблюдением законодательно установленных ограничений. В целях ограничения рисков инсайдеров Председатель правления оценивает все заявки сотрудников на участие в финансовой взаимопомощи и организует мониторинг их участия в таких программах, с тем, чтобы оперативно отреагировать на любые проявления неправомерной инсайдерской деятельности.
- Кооператив анализирует угрозу наступления риска ликвидности ежедневно и на различных временных интервалах. При этом оцениваются как уровень ликвидных активов, так и степень устойчивости пассивов (портфеля привлеченных от пайщиков сбережений
При возникновении угрозы потери ликвидности принимает меры по увеличению доли ликвидных активов, обеспечивающих ресурсы исполнения обязательств. В частности, для увеличения ресурсов ликвидности могут быть предприняты меры по:
- Ускорению оборачиваемости портфеля займов, в т.ч. и за счет снижения уровня просроченных займов и повышения эффективности исполнительного производства.
- Уменьшению доли непродуктивных активов, повышению степени утилизации привлеченных средств в портфеле займов.
- Ограничения сбережений, привлекаемых на срок до одного года с применением мер, стимулирующих пайщиков передавать кооперативу сбережения на длительные сроки.
Если для восстановления ликвидности привлекаются дополнительные средства пайщиков, Председатель правления оценивает т.н. «конфликт интересов» между возможностями и ожидаемой доходностью от размещения этих средств в займы и стоимостью обслуживания вновь привлекаемых личных сбережений. Во всех случаях ставка доходности по привлеченным сбережениям не может превышать предельный уровень, установленный п. 3.8.2 Базового стандарта совершения операций на финансовом рынке и внутренним стандартом СРО «Содействие».
Привлечение новых сбережений исключительно для исполнения обязательств по ранее заключенным договорам недопустимо.
Эти и другие меры осуществляются председателем правления в рамках своей компетенции, а в определенных случаях – по решению правления, принятого по представлению председателя.
- Если риск ликвидности сопряжен с нарушениями финансовых нормативов и такие нарушения носят длящийся характер, он переходит в риск утраты платежеспособности.
В связи с возникшим основанием для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренное п.п.1. п.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», председатель правления организует разработку плана восстановления платежеспособности кооператива, используя методические рекомендации, разработанные СРО «Содействие» 3 . Такой план разрабатывается и в случае возникновения иных оснований для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных п.1, ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ.
В. Нефинансовые риски.
7.6. Методы управления нефинансовыми рисками идентичны и сводятся к:
- Мониторингу угроз возникновения рисков.
- Применительно к репутационному риску, кооператив регулярно оценивает отзывы о своей деятельности, размещаемые в СМИ, социальных сетях и распространяемые в социуме, оценивает их объективность, достоверность и при подтверждении негативных оценок, принимает меры к устранению вызвавших их причин. Кооператив организует рассмотрение обращений пайщиков в порядке, установленном главой 4 «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы» и при наличии таковых, анализирует и устраняет обстоятельства, послужившие причиной нарушения прав пайщиков.
- Операционный риск в нефинансовой части оценивается по квалификационному уровню персонала, его способности обеспечивать деятельность кооператива. Мониторинг в этой части осуществляется по уровню ошибок персонала, приведшим к имущественным и (или) неимущественным потерям кооператива, или вызвавшим угрозу таких потерь.
- Мониторинг правового риска состоит в анализе причин отказа судами в удовлетворении заявленных кооперативом исков, изучении аналогичных мотивов судебной практики.
- Мониторинг комплайенс (регуляторного) риска, состоит в регулярном соотнесении применяемых кооперативом политик и процедур с требованиями законодательства, нормативных актов Банка России, Базовых стандартов и внутренних стандартов СРО «Содействие».
- Разработке и осуществление мер по снижению нефинансовых рисков, включающих, в частности:
- Разработку и уточнение внутренних документов, определяющих применяемые кооперативом политики и процедуры в соответствии с изменяющимся законодательством, нормативными актами Банка России, базовыми стандартами, внутренними стандартами СРО «Содействие».
- Информирование сотрудников по вопросам, связанным с управлением нефинансовыми рисками.
- Корректировку в соответствии с прецедентными судебными решениями применяемых кооперативом внутренних документов, программ и договоров, определяющих условия участия пайщиков в организуемой кооперативом финансовой взаимопомощи.
- Разработку и применение внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции, ;
- Разработку внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики.
Кооператив мотивирует сотрудников своевременно применять и обеспечивать эффективность мер управления рисками, увязывая размер получаемого вознаграждения с качеством обслуживаемого ими портфеля займов.
1 В порядке, предусмотренном п. 3.10 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке»
2 В том числе по критериям, установленным разделом 5 «Базового стандарта совершения операций на финансовом рынке» и развивающего его положения внутреннего стандарта СРО «Содействие».
Источник