- Влияние СМИ на формирование общественного мнения
- Библиографическое описание:
- Влияние СМИ на формирование общественного мнения
- Проблема влияния СМИ на общественное мнение
- Готовые работы на аналогичную тему
- Приемы и механизмы, используемые средствами массовой информации для оказания влияния на общественное мнение
Влияние СМИ на формирование общественного мнения
Дата публикации: 17.06.2015 2015-06-17
Статья просмотрена: 104655 раз
Библиографическое описание:
Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991-993. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20451/ (дата обращения: 19.11.2021).
Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.
Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории. Таким образом, актуальность данной темы очевидна, изменилась коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства [1].
Двадцать первый век — это время развития информационных технологий, систем, век информации и возможностей. С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то, и вовсе не с помощью веских аргументов, а с помощью всевозможных методов, например, множественные повторения, использование технических возможностей оборудования для подтасовки фактов, смена кадра каждые 4 секунды для привлечения аудитории.
Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан.
Общественное мнение существует практически во всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается далеко не по любому поводу и вопросу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, факты, события, которые актуальны, и в свою очередь вызывают общественный интерес и допускают многозначное толкование, а также возможность проводить дискуссии на затрагиваемые темы [2].
Итак, в современном обществе человек подвергается одновременному воздействию с разных сторон, таких СМИ как: телевидение, газеты, журналы, радио. Ориентироваться и разбираться в огромном количестве и объеме информации крайне трудно, т. к. человек не всегда имеет возможность и желание проверить достоверность полученных им сведений. Чаще всего после получения информации, человек принимает ее на веру, т. е. считает ее единственной верной, что способствует формированию ложных представлений, не имеющего ничего общего с истинной.
Средства массовой информации должны непредвзято и правдиво передавать идеи и информацию, чтобы помочь государству и гражданам создавать адекватную и полную картину мира и стать платформой для открытого диалога внутри общества. А поддержание условий, позволяющих Интернету, телевидению, радио и печатных СМИ быть независимыми и свободными для осуществления своей миссии, должно быть обязанностью демократического государства [3].
Возникает вопрос: каким же образом средствам массовой информации удается оказывать такое огромное влияние на общество и тем самым формировать общественное мнение?
Во-первых, следует отметить, что в настоящее время именно средства массовой информации дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить полученные факты на достоверность. Поэтому каждый полагается на правдивость, той или иной, информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют оценкам и суждениям происходящего средствами массовой информации. Тем самым, напрашивается вывод, что недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.
Рассмотрим пример. Каналы разных стран преподносят одну и ту же новость по-разному. Референдум в Крыму освещали все самые популярные Российские новостные каналы, такие как: «Первый канал», «Россия24», «НТВ», этими каналами подчеркивалась свобода выбора и безоговорочное право выбора, идущих голосовать людей. Украинские СМИ: «Телеканал Украина», «Первый национальный», «Интер», заявляли о том, что у людей нет права выбора, их заставляют голосовать, а если они сопротивляются, им угрожают. После присоединения Крыма к России прошел уже год, но ситуация не улучшилась и противостояние СМИ продолжается. Некоторые украинские издания и телеканалы продолжают сообщать о недовольстве крымчан расставанием с Украиной, в ходе чего они утратили возможность стать частью Европейского Союза и западного мира.
Во-вторых, продолжая тему и проблему манипуляции и «забвением» сознания общества, нельзя упускать из виду и то, что СМИ нередко, а даже и часто являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного пиар-хода, и взаимодействие со связями с общественностью, политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.
Например, предвыборная кампанию Джона Кеннеди в 1960-х. По телевидению транслировали серию дебатов между кандидатами, Готовясь к теледебатам, Ричард Никсон недооценил роль телевидения. Он надеялся, что зрители оценят его умные мысли по реформированию американской политики и предвыборные предложения, но не придал значения внешнему виду и манерам держаться перед публикой. Он отказался от грима и выглядел на экране бледным, угрюмым и злым. При ярком свете он казался небритым, что выглядело со стороны как явное неуважение к избирателям. Лицо кандидата в президенты, на котором были отчетливо видны круги под глазами, выражало постоянное напряжение. Софиты в студии стояли близко, и вскоре после начала дебатов его лицо покрылось каплями пота, который он едва ли не каждую минуту вытирал носовым платком. В противовес Никсону, Кеннеди основательно продумал собственный телеимидж. Его лицо было загорелым и в сочетании с умело нанесенным перед макияжем выглядело телегенично. Кеннеди держался уверенно, много шутил и производил впечатление хозяина жизни. В четырех раундах теледебатов победу одержал Кеннеди. Никсон, поняв, что участие в дебатах снижает его рейтинг, отказался от участия в пятом раунде, признав, таким образом, свое поражение еще до начала выборов. Очевидное превосходство Кеннеди в телеэфире вскоре во многом обусловило его победу на выборах над Никсоном, который до начала теледебатов считался фаворитом предвыборной гонки [4].
Кроме того, СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого человека, а не властей. К примеру, нередко при помощи Интернета, телевидения и радио люди узнают об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из действительно положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации. Одну из подобных акций проводит «Первый канал», отправив сообщение со словом добро можно помочь тяжело больным детям.
В-третьих, многое также зависит от того, каким образом преподносят событие, с какой точки зрения журналист освещает и рассказывает тот или иной факт, событие. От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к данному явлению, событию. Например, так крупные западные издания: «The Wall Street Journal», «The Globe and Mail», «The Times» пишут о России, как об агрессоре, а о президенте страны В. В. Путине, как о человеке загонном в тупик. Тем самым они пытаются навязать народу негативное отношение к другой стране. Но согласно данным опроса Economist/YouGov 77 % американцев считают Владимира Путина сильным лидером. Барак Обама не может похвастаться подобным уровнем доверия, только 45 % респондентов высоко оценили его лидерские качества [5]. Можно предположить, что американские СМИ не всегда правильно освещают то или иное событие.
В-четвертых, СМИ навязывают определённые поведенческие стандарты, существенно влияющие на восприятие действительности, как обычных граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами и стереотипами [6].
Так, Тунисский журналист Чекер Бесбес создал на Facebook специальную страницу, посвящённую проблеме уборки улиц в столице Тунисской республики и других городах Северной Африки. Новость о необычной форме протеста попала в СМИ и даже вдохновила подражателей: в Кройдоне, районе на юге Лондона, местная газета предложила жителям делать «мусорные селфи», чтобы продемонстрировать своё недовольство тем, как решён вопрос утилизации мусора [7]. Идея журналиста, привлекла тысячи сторонников из разных стран и городов.
Однако самым действенным и эффективным средством влияния на сознание общества, безусловно, на первом месте, остается телевидение. Оно — наиболее мощный и оперативный канал воздействия на человеческую психику и разум. Присутствие и фигурирование не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране — это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Следовательно, оно и имеет большое количество рычагов влияния и давления на общественное сознание и мнение.
Безусловно, в современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства. СМИ в жизни современного общества чаще всего играют весьма опасную и негативную роль, когда информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.
1. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. URL: http://www.dnp.ru (дата обращения 31.05.2015 г.).
2. Салемгареева, Л. С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования / Л. С. Салемгареева // Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. — № 2. — 2013.
Источник
Влияние СМИ на формирование общественного мнения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественное мнение — это совокупное оценочное суждение, в котором выражается отношение социальной общности, коллектива к различным явлениям и событиям действительности.
Проблема влияния СМИ на общественное мнение
Такая проблема, как влияние СМИ на общественное мнение остается актуальной на протяжении длительного периода времени. В начале 20 века, когда появились и прочно вошли в массовый обиход телеграф, телефон, кинематограф, радио, возможностей для массовой манипуляции людьми стало гораздо больше. Информация стала доступна всем слоям общества. Изменилась политическая коммуникация – у нее появились новые цели и средства.
Массовая коммуникация стала отображением информационной среды общества, а СМИ – важнейшим общественным инструментом воздействия.
Примерно с середины 20 века многих зарубежных ученых стала интересовать проблема влияния СМИ на общественное мнение. Это доказывает, что СМИ могут быть отличным манипулятором. Например, в ходе исследований путем математического анализа социологических данных и контент-анализа телевизионных сюжетов и газетных статей была выявлена взаимосвязь между темами средств массовой информации и настроением общественного мнения. Тогда и было введено такое понятие, как «повестка дня».
Повестка дня – это набор проблем и сюжетов, наиболее важных на данный отрезок времени.
Установление повестки дня стало главной деятельностью СМИ.
В СССР обращалось пристальное внимание к общественному мнению, его постоянный учет был одной из черт политики КПСС.
СМИ на среднего потребителя влияют настолько сильно, что они способны сформировать общественное мнение и задать ему нужное направление.
СМИ, представая в роли политического манипулятора, несут большую угрозу для общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Манипулирование – это скрытое управление поведением и политическим сознанием людей с целью заставить их действовать вопреки своим интересам.
Часто основу манипулирования составляют ложь и обман. В политике манипулирование является способом социального управления. Процесс манипулирования происходит незаметно для управляющих, не влечет за собой крови и жертв, не требует каких-либо крупных материальных затрат. Главным инструментом политического манипулирования являются средства массовой информации, обладающие всеми возможностями для влияния на сознание народных масс.
Приемы и механизмы, используемые средствами массовой информации для оказания влияния на общественное мнение
Методика всеобщего манипулирования довольна проста. В большинстве случаев она основывается на попытке оказать воздействие на человека по каналам, меньше всего контролируемым осознанно. В результате этих действий в массовое сознание внедряются социально-политические мифы.
Социально-политическими мифами называют иллюзорные идеи, утверждающие определенные нормы и ценности и как правило воспринимаемые на веру, без рационального осмысления.
Эти мифы являются основой той ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Например, в СССР базис коммунистической системы манипулирования составляли мифы о частной собственности как о главном источнике зла.
Художественная реальность, создаваемая СМИ, изменяет реальность мира, является главным политическим манипулятором. Средства массовой информации обладают монополией на информацию и могут определять приоритеты событий. Ежедневно в мире происходить множество событий, однако на обозрение выводится лишь та часть, которая входит в сферу внимания СМИ. Это является главной предпосылкой для манипуляции.
Манипуляция средств массовой информации состоит в возможности комментировать и интерпретировать факты. Журналист здесь определяет все – какими словами будут описаны события, что будет подчеркнуто, в какой контекст вмонтировано и т.д.
Методика манипуляционного процесса в себе несет использование множества определенных методов для оказания воздействия на разум людей. При помощи информации осуществляется манипулирование сознанием. СМИ имеют достаточно много возможностей для манипуляций: они могут преднамеренно искажать информацию, скрывая одни факты и выдавая другие и т.д.
Общественное мнение – это форма массового сознания, которая отражает настроения, интересы, чувства разных групп людей к явлениям и фактам общественной жизни.
Субъектом общественного мнения являются различные общности, в рамках которых формируется общественное мнение.
В качестве объекта общественного мнения выступают явления, события, процессы, социальные факты относительно которых складывается общественное мнение.
Выделяют несколько этапов формирования общественного мнения:
- Получение информации и ее оценка;
- Формирование общественного мнения посредством обмена индивидуально-групповыми точками зрения;
- Его выражение в вербальной форме;
- Затем выражение в поведенческой форме.
Общественное мнение выполняет две главные функции – информационную и регулятивную. Наряду с этими функциями реализуются дополнительные:
- Консультативная;
- Контрольная;
- Оценочная;
- Директивная.
Главными аспектами влияния средств массовой информации на общественное сознание являются воздействие на все группы населения, изменение сознания при помощи повторения какой-то определенной информации, уменьшение личного пространства человека.
Есть несколько приемов и механизмов психологического воздействия на аудиторию. Это убеждение, внушение, психическое заражение, прием завоевания аудитории, прием аргументации. Большинство приемов, используемых СМИ, не корректны и не этичны. Кроме того, независимых СМИ не существует, они все имеют владельцев, а также спонсоров, которые преследуют собственные интересы и цели.
Достаточно часто общественное мнение подвергается негативному влиянию со стороны СМИ. Но общественное мнение в то же время может взять на себя контрольные функции и защитить общество от потока негативной информации.
Роль СМИ за несколько последних десятилетий существенно возросла, контент стал общедоступным, а узнать новости можно в любой точке мира через смартфон. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным.
Источник