Смешанный способ при постановке звуков
Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.
Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.
Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
Источник
Способы постановки звуков (по подражанию, механический, смешанный)
Постановка звука – это процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции. На этапе постановки логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука. Способы постановки звука:
1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
5. Смешанный способ постановки — совмещение предыдущих способов.
20. Понятие о нарушениях смягчения и озвончения звуков. Устранение дефектов озвончения и смягчения звуков. Дефекты озвончения и их исправление: специфический недостаток произношения всех звонких звуков — воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости. Исправление следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.
Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф____ в____). При этом он обращает внимание ребенка на вибрацию гортани. Далее то же упражнение вместе с логопедом одновременно проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани. Затем таким же образом произносится звуке, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с____з____). Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш____ж____). За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).
При постановке звонких взрывных б, д, г — начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б. когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек. Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).
Дефекты смягчения и их исправление: Специфический дефект произношения мягких согласных — замена их парными твердыми («дада», «тота» вместо дядя, тетя). Прием исправления, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).
Если прямое подражание окажется неэффективным, ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’). В более трудных случаях применяется механический способ: предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога ат получают слог ат’. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т’ в разных слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от и. Другие мягкие звуки целесообразно ставить в следующем порядке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’. Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.
Источник
Постановка звука смешанным способом.
· Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш].
· Логопед предлагает сказать ребёнку звук «С», проверяет чистоту, если звук правильный, логопед механически (шпателем) поднимает язычок. Если ребёнок понимает, ему можно самому предложить, произнося звук, поднять язык кверху (можно использовать пальчик ребенка, который как «крючок» цепляется за нижние зубы под язычком). Эти упражнения повторяются много раз, пока не получится звук.
3 этап – Автоматизация.
Проводится последовательно посредством речевых упражнений.
· Изолированно. Используя различные звукоподражания (шум ветра, шелест листьев, гуси шипят).
· В слогах (ша-ша-ша, шо-шо-шо – в открытых слогах; аш-аш-аш – в закрытых слогах; шта-шта-шта – со стечением согласных).
· В словах (шаг, шум, шуба, шутка, шапка, шарф– в начале; уши, петушок, бабушка, кошка, мышка – в середине; наш, душ, малыш, карандаш, ёрш, ковш – в конце ).
Словосочетания, предложения, стихи.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь не спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Постановка звука Ж.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены. Но не соприкасаются, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, но не дотрагивается до них, средняя часть спинки языка прогибается. А задняя – поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя теплая, с голосом.
Постановку звука «Ж» начинают только после того, как звук «Ш» автоматизирован. Ребенку следует объяснить разницу в произнесении этих звуков. Воздушная струя при произнесении звука «Ж» выходит под меньшим давлением, следовательно, при работе с играми на выработку воздушной струи на это следует обратить внимание ребенка. Далее можно приложить руку ребенка к своему горлу. Ребенок должен услышать разницу в произнесении звука «Ж» и «Ш». Когда ребенок будет произносить звук «Ж» надо попросить его громче включить голос.
Постановка звука Ч.
Правильная артикуляция: Губы вытянуты и округлены (как при шипяших). Расстояние между зубами 1-2 мм.Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними.
Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.
Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
1 этап — Подготовительный. Формирование артикуляционных способностей.
· Формирование мышечного тонуса губ и их разведение.
Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Упражнение «Рупор» . Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
· Формирование тонуса языка.
Упражнение «Блинчик». Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнение «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Упражнение «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка. Как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Упражнение «Лошадка».Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку.
· Вырабатываем длительную, направленную воздушную струю.
Упражнение «Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
2 этап – Вызывание звука.
Звук Ч можно поставить следующими способами:
По подражанию.
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»: При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…
От другого звука.
· В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
· Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться.
3 этап – Автоматизация.
Проводится последовательно посредством речевых упражнений.
· Изолированно. (Черепахи любят тишину.Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…)
· В слогах (ча-ча-ча, чу-чу-чу – в открытых слогах; ач-ач-ач – в закрытых слогах; чта-чта-чта – со стечением согласных).
· В словах (чайник, чашка– в начале; куча, кочка– в середине; обруч, калач– в конце ).
Словосочетания, предложения, стихи.
Источник
Технология постановки звуков
Технология постановки звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной
артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т. к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного
звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т. к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.
Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
Источник