- Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
- Что такое смешанное обучение
- Принципы смешанного обучения
- Последовательность
- Наглядность
- Практическое применение
- Непрерывность
- Поддержка
- Виджет обратного звонка для сайта
- Преимущества смешанного обучения
- Учет потребностей всех учеников
- Тенденции обучения и обратная связь
- Снижение затрат
- Удовольствие и участие
- Охват и персонализация
- Модели смешанного обучения
- Лицом к лицу
- Смена
- Гибкое обучение
- Геймификация
- Онлайн-лаборатория
- Самостоятельное обучение
- Онлайн-драйвер
- Как начать смешанное обучение
- Сквозная аналитика
- Факторы успеха смешанного обучения
- Коротко о главном
- Видеолекция «Смешанное обучение как способ реализации ФГОС»
- Презентация «Смешанное обучение как универсальное средство реализации ФГОС»
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Традиционные образовательные методики все сильнее перестают соответствовать духу времени. Ученики 21 века не хотят, а порой даже не могут слушать скучные лекции и выполнять однотипные домашние задания. Однако переход на альтернативные способы обучения – например, полная диджитализация образования, – станет слишком радикальным изменением.
Есть ли менее кардинальный вариант? Да, это смешанное обучение. Рассказываем, что оно собой представляет, на каких принципах основывается и как реализуется на практике.
Что такое смешанное обучение
Смешанное обучение – это образовательная технология, объединившая в себе целый комплекс учебных форматов, от очного до электронного. Студенты, обучающиеся по такому принципу, самостоятельно выбирают время, место и скорость освоения учебного материала. Они могут совмещать образование с работой и сразу же применять новые знания на практике.
Учебный процесс при смешанном или, как его еще называют, интегрированном может состоять, например, из очных занятий, лабораторных работ, самостоятельного обучения и онлайн. Разные образовательные форматы все время чередуются.
Принципы смешанного обучения
Последовательность
В первую очередь, студенты должны самостоятельно ознакомиться с изучаемым предметом или явлением, затем получить подробные объяснения от преподавателя и только после этого использовать новые знания и умения на практике.
Наглядность
Современные технологии электронного обучения позволяют создавать базы знаний для каждой дисциплины, модуля и даже отдельной темы. В них могут быть видеоуроки, пособия со схемами, таблицами, изображениями, онлайн-тренажеры. Удобно, когда студенты имеют такие базы под рукой и могут обратиться к ним в любой момент.
Практическое применение
Для закрепления новых знаний необходима практика. В ходе смешанного обучения студенты могут выполнять практические задания в классе, а могут заниматься в онлайн-тренажерах. На очных занятиях индивидуальная работа чередуется с групповой.
Непрерывность
Очень важно, чтобы студенты постоянно оставались вовлеченными в образовательный процесс. Длительные паузы в обучении негативно сказываются на его результатах. Онлайн-технологии позволяют учащимся продолжать заниматься в любых условиях.
Поддержка
В системе интегрированного обучения студент всегда может связаться с учителем и задать интересующий его вопрос. Для получения важной информации не нужно ждать следующего занятия, как это бывает в классической системе образования.
Чтобы всегда оставаться на связи с клиентами, включая нерабочее время, выходные и праздничные дни, подключите обратный звонок Calltouch.
Виджет обратного звонка для сайта
- Повысьте конверсию сайта на 30%
- Экономьте на тарифах: от 5 рублей в минуту
- Адаптируйте форму под ваш сайт. Без разработчика
- Используйте гибкие настройки показа
- Стройте отчеты по звонкам: от показа виджета до ключевого слова
Преимущества смешанного обучения
Учет потребностей всех учеников
Технология смешанного обучения легко адаптируется под все типы учеников, независимо от того, нравится ли им учиться в группах или индивидуально, очно или через интернет. В отличие от аудиторных занятий и онлайн-курсов, у которых всегда есть ограничения, интегрированные образовательные технологии можно менять в зависимости от дисциплины, модуля, потребностей самих студентов. Не все курсы адаптируются под формат цифрового обучения, но добавить в них интерактивные элементы и онлайн-занятия всегда можно.
Тенденции обучения и обратная связь
Благодаря комплексному применению онлайн- и офлайн-технологий преподаватели могут быстро внедрять в учебную программу новые образовательные технологии и приемы. Например, можно анализировать прогресс учеников при помощи специальных инструментов и программ.
Студенты смешанной формы обучения применяют, обсуждают и моделируют новые навыки в комфортной обстановке. Они не просто смотрят и слушают, а используют изученный материал на практике. Такой подход делает образовательный процесс более эффективным.
Снижение затрат
Классическое обучение в классе кажется менее дорогим, чем интегрированное. Но это только на первый взгляд. Время на поездки в учебный центр, оплата питания, затраты на учебные материалы – это лишь часть расходов, связанных с очным обучением.
Интегрированный подход к электронному обучению позволят сократить расходы учащихся и избавляет их от необходимости тратить время на поездки и проживание вне дома – если они учатся в другом населенном пункте.
Добавьте к этому экономию времени и денег у преподавателей – разница получится впечатляющей.
Удовольствие и участие
При смешанном обучении студенты получают интерактивный опыт. Они могут самостоятельно решать, с таким типом контента взаимодействовать, каким образом выполнять задания. Учащиеся постоянно поддерживают связь друг с другом и с преподавателем, делятся своими идеями, обсуждают интересные вопросы, узнают новую информацию и получают практические навыки .
Опыт коллективного взаимодействия помогает поддержать вовлеченность каждого ученика и указывает преподавателям на те области и темы, которые требуют большего внимания.
Охват и персонализация
Интегрированное обучение доступно людям из разных регионов, разного возраста и уровня образования. При этом учебные программы подбираются исходя из личных потребностей ученика: ему не придется изучать уже знакомый материал.
Технологии смешанного обучения сравнивают со «шведским столом»: каждый учащийся сам выбирает, как и когда он будет взаимодействовать с учебным материалом. Получение знаний в таком – свободном, непринужденном формате – делает учебный процесс более быстрым и эффективным.
Модели смешанного обучения
Лицом к лицу
Это очные и дистанционные занятия под руководством учителя, в которых учащиеся контролируют свою скорость обучения. В таком формате проводятся ролевые игры и практические уроки. Эта модель смешанного обучения применяется для реализации программ наставничества.
Смена
Студенты переходят от одной учебной активности к другой, осваивая материал в классе с преподавателем либо самостоятельно в онлайн-формате. Часто учащимся предлагают сначала разобрать тему дома, а затем отработать ее на очном занятии.
Гибкое обучение
При гибком обучении студент получает доступ к личному кабинету в системе дистанционного образования и самостоятельно контролирует свой путь получения знаний. Он выбирает, какие дисциплины изучать в первую очередь, а какие – потом. Преподаватель выполняет роль наставника: отвечает на вопросы, оценивает прогресс студента.
Геймификация
Игра – один из самых эффективных способов мотивировать учеников. Получая баллы за каждую освоенную тему или выполненную работу, студенты начинают соревноваться друг с другом. В условиях конкуренции они учатся с большим энтузиазмом, быстрее запоминают материал, делают задания дома.
Онлайн-лаборатория
Это полностью цифровая модель смешанного обучения. Студенты получают доступ к учебным материалам с ноутбуков и занимаются самостоятельно, с минимальной помощью со стороны преподавателя. При необходимости они консультируются друг у друга.
Самостоятельное обучение
Для самостоятельного освоения предмета учащиеся могут использовать учебники, текстовые и видеолекции, вебинары , отраслевые блоги или шаблоны документов. Главное, глубже изучить материал и закрепить новые знания на практике.
Онлайн-драйвер
Модель онлайн-драйвера предполагает самостоятельное изучение материала под руководством учителя. Студент консультируется по любым вопросам, отправляет свои задания на проверку, сдает экзамены. Преподаватель следит за его прогрессом и при необходимости указывает учащемуся на допущенные ошибки.
Как начать смешанное обучение
- Найдите необходимые материалы. Вебинары, видеолекции, электронные учебники, сборники тестов – для разных моделей смешанного обучения необходимы разные учебные материалы. Выберите те, которые можно интегрировать в ваши дисциплины. Разработайте учебный план на месяц, год, весь курс.
- Подготовьте учеников к работе в разных форматах. Убедитесь, что все ученики смогут получить учебные пособия, принять участие в Zoom-конференции, выслать готовую работу на электронную почту. При необходимости обучите их цифровой грамотности.
- Протестируйте все инструменты на себе. Убедитесь, что учебный материал подается логично, последовательно, в пропорциональных объемах и удобных для восприятия форматах. Выполните тесты, задания и работы, которые предлагаете студентам.
- Выберите рабочую модель/модели. Оптимальный вариант – чередовать различные варианты и ориентироваться на пожелания самих учащихся. Студенты по-разному воспринимают модели смешанного обучения. Что работает в одной группе, может оказаться неэффективным в другой, и наоборот.
Сквозная аналитика
- Автоматически соберет данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в 1 окне
- Бесплатные интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
- Анализируйте воронку продаж от показов до кассы
- Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
- Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды
Факторы успеха смешанного обучения
Чтобы успешно реализовать обучение в смешанном формате, выполните следующие действия:
- Персонализируйте образовательный процесс. При интегрированном обучении студент сам выбирает место, время и дисциплины, которые он хочет изучать. Сделайте так, чтобы каждый учащийся оценил эту возможность по достоинству.
- Стремитесь к достижению мастерства. Этот совет касается и студентов, и самих преподавателей. Каждую тему необходимо изучать досконально, каждый навык – оттачивать до совершенства.
- Ставьте высокие цели. Это мотивирует продолжать обучение вне зависимости от сложностей и неудач. Всегда помните о личной ответственности.
- Организуйте проектную работу. Многие навыки рождаются только в групповом взаимодействии. Мотивируйте учащихся действовать в команде и выполнять проектную работу, основанную на фактических потребностях рынка.
Коротко о главном
Смешанная модель обучения – это одно из наиболее перспективных направлений в современной системе образования. Она помогает найти здоровый компромисс между классическими приемами обучения и новыми, еще только набирающими обороты тенденциями. Элементы интегрированного обучения уже сейчас используются в школах, образовательных центрах и вузах.
Источник
Видеолекция «Смешанное обучение как способ реализации ФГОС»
Войти с помощью:
Для кого: Учителя-предметники общеобразовательных учреждений, заместители директора, педагоги дополнительного образования, педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности.
Описание: Современный этап развития образовательной деятельности определяется доминированием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению. Традиционный учебный процесс в школе движется в сторону дифференциации и персонализации подхода к обучающимся. Новые информационные технологии перестраивают интеллектуальную деятельность и коммуникацию людей. Сохранить школу такой, какой она была, примерно пятьдесят лет назад — не представляется возможным. Смешанное обучение — одна из самых удивительных новаций последних лет, которая позволяет не только привнести современные технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный темп учащегося, дать мотивацию, отследить его личные достижения и внести изменения в учебную программу. Смешанное обучение создаёт качественно новую среду, в которой опыт и мастерство педагогов гармонично и эффективно объединяются с IT и растущими потребностями нашего общества. В рамках данной видеолекции слушатели познакомятся с особенностями организации смешанного обучения в образовательном процессе; получат ответы на вопрос, как смешанное обучение помогает реализовать требования образовательных стандартов общего образования; узнают, какие модели смешанного обучения существуют; получат рекомендации по реализации смешанного обучения в школе.
План видеолекции:
Часть 1. Смешанное обучение как инновационный учебный процесс
Часть 1.1. Понятие о смешанном обучении
Часть 1.2. Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс
Часть 1.3. Организация учебного процесса в смешанном обучении
Часть 2. Смешанное обучение: основные модели
Часть 2.1. Перевёрнутый класс
Часть 2.2. Ротация станций
Часть 2.3. Ротация лабораторий
Часть 2.4. Гибкая модель
Часть 3. Рекомендации по эффективной реализации смешанного обучения в образовательном процессе
Источник
Презентация «Смешанное обучение как универсальное средство реализации ФГОС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Педагогические чтения Выполнила: преподаватель математики и информатики, Малышева Галина Владимировна. Смешанное обучение как универсальное средство реализации ФГОС
Цели и задачи Обзорно рассказать о моделях смешанного обучения как средства реализации ФГОС. Подробно рассмотреть группу моделей «Ротация»: «Автономные группы»,«Перевернутый класс», «Смена рабочих зон». Сделать выводы на основании личного опыта реализации модели «Перевернутый класс» по учебной дисциплине «Математика».
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля студентом образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с преподавателем и онлайн. В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием преподавателя. Смешанное обучение (Blended Learning)
Смешанное обучение – универсальное средство реализации ФГОС Новые образовательные возможности Активная позиция студента Персонализация образовательного процесса
Факторы успеха смешанного обучения Персонализация образовательного процесса. Обучение, основанное на мастерстве. Среда высоких ожиданий. Личная ответственность каждого студента. Также важными факторами являются: проектная работа, ориентированная на реальную жизнь и использование различных форм группового взаимодействия.
Педагогические возможности реализации смешанного обучения Мониторинг учебного процесса. Социализация обучающихся: самообразование, самоопределение, самореализация, самореалибитация. Реализация системно-деятельностного подхода. Адаптивность и персонализация. Возможность интенсификации процесса обучения. Организация сочетания индивидуальной, коллективной деятельности и работы. Создание ситуации успешности для всех обучающихся. Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности. Разноуровневость содержания образовательного процесса. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
Модели смешанного обучения (основные) Группа моделей «Ротация» Автономные группы Смена рабочих зон Перевернутый класс Группа моделей «Личный выбор» Новый профиль Межшкольная группа Индивидуальный учебный план
Модель «Автономные группы» Группа студентов делится на 2 группы. 1 группа выполняет учебную деятельность в обычном кабинете. 2 группа перемещается в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде.
Модель «Смена рабочих зон» Все студенты делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с преподавателем, онлайн-обучение и проектная работа. Работа с преподавателем — получение обратной связи от преподавателя. Онлайн-обучение — развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться. Проектная работа — применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от однокурсников. В течение занятия происходит смена рабочих зон.
Модель «Перевернутый класс» 1 этап: освоение учебного материала дома по ресурсам интернета 2 этап: отработка учебного материала на занятии
Рекомендации по реализации моделей группы «Ротация» Познакомьтесь подробнее с методикой педагогической технологии смешанного обучения. Выберите для себя подходящую модель для реализации данного обучения. Узнайте подробнее о доступных инструментах интернет-ресурсов для организации учебной деятельности, как дома, так и на занятиях. Попытайтесь реализовать любую модель смешанного обучения на примере одной учебной темы. Найдите единомышленников – будущий успех будет зависеть от командной работы, и сотрудничество облегчает работу.
Проектирование занятия с использованием модели «Перевернутый класс» по учебной дисциплине «Математика» СПО Шаг 1. Создала свой сайт и блог для реализации моделей смешанного обучения группы «Ротация». Шаг 2. Выбрала модель «Перевернутый класс» и определила тему занятия. Шаг 3. Определила предметные результаты реализации учебных умений и знаний. Шаг 4. Привела примеры заданий по теме на каждый уровень усвоения учебного материала (репродуктивный, продуктивный, творческий). Шаг 5. Подобрала в интернете материалы для организации самостоятельной работы обучающихся: видео, интерактивные задания.
Проектирование занятия с использованием модели «Перевернутый класс» по учебной дисциплине «Математика» СПО Шаг 6. Создала видеоролик для занятия и определила видео на портале YouTube, создала интерактивное задание средствами интернет платформ. Шаг 7. Спроектировала домашнее задание, которое поместила на свой сайт. Шаг 8. Спроектировала деятельность студентов на занятии. Шаг 9. Провела занятие по модели «Перевернутый класс». Шаг 10. Провела самоанализ занятия и сделала выводы.
Организация учебной деятельности на занятии 1 группа «Работа с преподавателем». 2 группа «Самостоятельная работа в сети Интернет».
Выводы по результатам проведения занятия по модели «Перевернутый класс» Подготовка к такому занятию требует от педагога реализации всех творческих возможностей, создание своего персонального сайта, умения работать на интернет платформах. Реализация модели «Перевернутый класс» требует наличия интернета в образовательном учреждении. На таком занятии формируются общие компетенции и элементы профессиональных компетенций. (ОК 01., ОК 09.) Проведенное занятие – это скорее синтез двух моделей группы «Ротация»: «Перевернутый класс» и «Автономные группы». Реализация принципа «Творческий педагог – творческий студент».
Преимущества смешанного обучения Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия обучающихся и преподавателя, а также обучающихся между собой. В процессе совместной учёбы создается благоприятная образовательная среда, настрой на достижение результата, мотивация к учёбе. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы. Совместное обучение и взаимодействие студентов не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект обучающихся. С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для обучающихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения. Преподаватель обладает большей свободой в представлении учебных материалов, контроле и оценивании. Сокращается время на проверку успеваемости, за счёт того, что тестирования можно выполнять онлайн.
Недостатки смешанного обучения Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у студентов и преподавателей. Кроме того, разный уровень владения ИКТ может затруднить процесс групповой работы. Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение образовательного процесса учреждения, где проходит обучение. Кроме того, смешанное обучение требует постоянной технической поддержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.
Выводы В рамках данной работы, рассмотрев основные модели смешанного обучения, можно отметить значимость и возможность моделей группы «Ротация» как универсального средства реализации ФГОС СПО. Факторы успеха смешанного обучения вдохновляют педагогов на реализацию тех моделей, которые приближены к реальным условиям образовательного процесса той или иной дисциплины. Личный опыт внедрения технологии смешанного обучения показал мне, что недостаточно только электронного обучения для успешного освоения учебного материала студентами, именно микс традиционных методик и применение онлайн технологий дает желаемый результат. Создание персонального учебного сайта преподавателя и блога открывает огромные возможности для творчества как педагога, так и обучающихся, появляется возможность организовать дистант.
Источник