Командная и смешанная экономические системы
Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, еще в государстве древних инков, майя и в Древнем Египте. И все же расцвет командной экономической системы явился следствием исторической обстановки, возникшей в странах мира после Первой мировой войны. Итоги этой войны, широкое развитие свободных рыночных отношений без контроля со стороны государства привели к Великой депрессии 1929 г, которая затронула практически все страны мира. Единственный выход из «провалов» рынка виделся в изменении роли государства и создании централизованных органов управления экономикой.
Примером послужили успехи Советской России — страны с командной экономической системой — в управлении экономикой в годы гражданской войны и по выводу страны из кризиса после войны в 1921 — 1929 гг.
В итоге централизованные органы управления возникают во всех странах мира, в Германии, Италии и Испании переходят к частично плановому хозяйству («Четырехлетний план» в Германии, 1936 г.).
Понять деятельность командной системы в XX в. помогает взгляд на недавнюю историю нашей страны, где хозяйственная деятельность предприятий-производителей регулировалась следующим образом:
- Что производить — устанавливал Государственный плановый комитет;
- Как производить — определяло отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования;
- Кому продавать — решал Государственный комитет по снабжению. Он же определял и у кого покупать все ресурсы, необходимые для нового цикла производства;
- По какой цене продавать — диктовал Государственный комитет по ценообразованию, утверждавший справочники цен, которые не менялись десятилетиями;
- Сколько платить рабочим — назначал Государственный комитет по труду и заработной плате;
- Как использовать полученные предприятиемдоходы — решало Министерство финансов;
- Что строить для развития производства — определял Государственный комитет по строительству;
- Сколько денег и на какие цели взять в банке — устанавливал один из отраслевых государственных банков;
- Что продать за рубеж или купить там — решало Министерство внешней торговли.
Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна. Она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:
- составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;
- реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;
- проверяется на разумность спросом покупателей;
- опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.
Планирование полезно и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора.
Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.
Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы — другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;
б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывавшей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно было купить свободно.
Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
- некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
- оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 2-2). Основная идея такого вмешательства состоит в том, чтобы личный успех был всегда вознагражден без ограничений, а несправедливость, порождаемая рыночными механизмами, по возможности была минимизирована.
Рис. 2-2. Основные элементы смешанной экономической системы
(I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)
Воплотить эту идею на практике крайне сложно, и потому многие страны, стремясь построить у себя социально-регулируемый рынок (социальное рыночное хозяйство), тщательно обсуждают возможность реализовать его принципы, сформулированные двумя немецкими политиками — Конрадом Аденауэром (1876-1967), канцлером ФРГ с 1949 по 1963 г., и его министром экономики Людвигом Эрхардом. Эти принципы просты:
- «Я — гражданин — готов сам пробиваться в этой жизни, готов принять на себя ответственность за свою судьбу. Ты — государство — позаботься только о том, чтобы я был в состоянии это делать, имел свободу действий».
- «Свобода действий не может быть безграничной. Ее должны дополнять обязательствачеловека перед обществом, в котором он живет».
- «Цель общества — благосостояние для всех, способ достижения этой цели — достижение благосостояния через рыночную конкуренцию».
Это значит, что в основе такой системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина — «За свое благополучие я отвечаю сам!».
А какова же экономическая система современной России? Обдумывая ответ на этот вопрос, надо отметить, что:
- основы командной системы в нашей стране уже разрушены;
- механизмы рыночной системы еще только формируются;
- факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью.
В ближайшем будущем России неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков (подробнее об этом в заключительной главе).
Завершая разговор о типах экономических систем, их достоинствах и недостатках, мы можем сформулировать второй рецепт экономического благоразумия.
Необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.
Источник
Смешанная экономическая система — понятие, основные особенности, задачи и модели
Содержание:
С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришли к выводу, что ни одна из существовавших тогда экономических систем не отвечает требованиям в полной мере. Поэтому нужна была новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и придать новый импульс развитию экономики отдельных стран. Смешанная экономика, сочетающая в себе черты двух других экономических систем, более успешно справляется с этой задачей, что подчеркивает актуальность ее исследования. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается чисто индивидуально, выбирая, какие особенности других экономических систем использовать.
Теоретические аспекты смешанной экономической системы.
В сегодняшних реалиях нет примеров чистой командной или чистой рыночной экономики, полностью свободной от государства. Большинство стран пытаются органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Эта комбинация образует смешанную экономику.
Понятие «смешанная экономика», ее цели и характеристики
По мнению Б.И. Герасимова и Ю.В. Йоды, смешанная экономика представляет собой такую экономическую систему, в которой и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с государственной. Авторы выделяют пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
- обеспечение занятости;
- Полное использование производственных мощностей;
- стабилизация цен;
- параллельный рост заработной платы и производительности труда;
- равновесие платежного баланса.
Их реализация осуществлялась государствами в разные периоды по-разному, с учетом опыта друг друга.
Чтобы получить более четкое представление о смешанной экономике, можно выделить ее следующие характерные особенности:
- Частичная коммунизация производства внутри страны и за ее пределами;
- Государственная и частная формы собственности объединены.
- Отсутствие бюджетных ограничений.
- Стимулирование производительности через факторный доход;
- Организация производства по принципу «спрос соответствует предложению»;
- на рынке есть конкуренция;
- государство активно регулирует национальную экономику, стимулируя таким образом спрос и предложение и борясь с безработицей и кризисами
- Существует теневая экономика для товаров, которые запрещены правительством.
Основные особенности смешанной экономической системы
Современная смешанная экономическая система возникла как альтернатива существующим системам. Его окончательное появление относится к середине двадцатого века. Смешанная система возникла в три этапа, которым предшествовало появление новых форм рыночной экономики. Эта система, по сравнению с другими, является наиболее оптимальной.
Смешанная экономическая система — это система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.
Смешанная экономическая система регулирует частное предпринимательство с помощью рыночного инструмента. В этой системе в производство вовлечены как бизнес, так и частная и государственная собственность. Смешанная экономика — это совокупность других экономических систем, сочетание различных экономических систем оказывает плодотворное влияние на развитие смешанной экономической системы.
Этот тип экономической системы характеризуется следующими типами домашних хозяйств:
- Малые, средние и крупные предприятия,
- Муниципальные предприятия,
- Государственные учреждения
Центром социально-экономического развития в условиях смешанной экономики является человек. Однако следует отметить, что в силу различий в экономическом, историческом и политическом развитии смешанная экономическая система в разных странах отличается друг от друга и имеет свои особенности. Например, в Соединенных Штатах меньше внимания уделяется многочисленным потребностям населения, а основной задачей государства является развитие частного капитала.
Задачи смешанной экономики
Главные концы смешанной экономической системы:
- Установление равновесия между заработной платой и производительностью труда.
- Стабилизация цен,
- равновесие платежного баланса,
- Полная загрузка производственных мощностей.
Если эти задачи выполняются стабильно и полностью, возникает здоровая конкуренция и развивается бизнес. В этих условиях рынок представляет собой раздвоенную структуру с распределенными отношениями между его участниками. В условиях смешанной экономики правительство выступает в качестве координатора, способного стабилизировать ситуацию в случае провала рынка. Например, налогообложение является основным источником стабилизации, способным корректировать общественную деятельность. Не следует недооценивать роль правительства в смешанной экономике, поскольку оно выполняет регулятивную функцию.
Модели смешанной экономики
Современная смешанная экономическая система характеризуется следующими моделями:
- Немецкая модель, которая нацелена на формирование конкурентных, начинающих. Государство создает условия для формирования и реализации экономических инициатив и развития социального сектора;
- Американская модель, также известная как либеральная, предполагает частную собственность. Ни одна другая модель не характеризуется таким вниманием к частному бизнесу. Данная модель характеризуется разработкой кредитной политики и налоговых корректировок. Социально обездоленные группы населения получают льготы и субсидии.
- Важнейшим элементом шведской модели является государство, наделенное тяжелой властью. В то же время шведская модель уделяет особое внимание развитию социального сектора.
- Японская модель отличается от вышеуказанной тем, что накопление капитала регулируется государством. Позиция модели направлена на возделывание происхождения предприятий и налаживание развития внешней торговли и инвестиций.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Продовольственная экономическая безопасность — роль, цели и угрозы
- Экономическое развитие стран Западной Европы — текущая ситуация и этапы
- Классификация олигополии — концепция, характеристики, аспекты и состав
- Экономическое планирование и анализ — цикл, схема и суть
- Этапы международной экономической интеграции — феномен, сущность и описание этапов
- Макроэкономическая политика и ее цели — задачи, определение и факторы
- Экономические эффекты инноваций — эффективность, концепция, суть, виды и воздействие
- Кредитование среднего бизнеса — виды, формы, особенности и характеристики
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник