Смешанная экономика способы регулирования экономики

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Смешанные национальные экономики являются рыночными, поэтому регулируются рынком, то есть законами рынка: законом стоимости, законом спроса и предложения, законом денежного обращения. Однако рынок не может решить многих социально-экономических проблем, в частности, обеспечить социальную справедливость (равный доступ к образованию, лечению, проблему выравнивания доходов, обеспечения рабочими местами), обеспечить оборону, охрану общественного порядка, охрану окружающей среды, регулирования денежного обращения. Рынок не может сам избавиться от монополизма. Поэтому рыночное регулирование должно дополняться государственным. Государство регулирует экономику с помощью административных и экономических методов.

Административные методы, связанны с использованием правовых норм и сводятся к запрещениям, разрешениям и принуждениям (возложениям обязательств). К административным методам принадлежит антимонопольное законодательство, направленное на ограничение монополизма. Экологическое право регулирует вопрос охраны окружающей среды, связано с запрещением загрязнения земли, воды воздуха, всей окружающей среды.

С помощью правовых норм государство может регулировать любые экономические отношения и процессы. Проблема заключается лишь в эффективности такого регулирования, важно, чтобы оно способствовало, а не мешало развитию экономики. К административным методам принадлежит использование квот, стандартов, минимумов заработной платы, пенсии и тому подобное, планирование цен, обязательных показателей.

К экономическим методам регулирования экономики принадлежат методы регулирования денежного обращения, ставки процента, валютного курса, бюджетное регулирование .

Основными инструментами регулирования денежного обращения является установление нормы обязательных денежных резервов, ставки межбанковского кредита, продажа государственных облигаций Национальным банком.

Важным финансовым рычагом регулирования экономики является ставка банковского процента. Ее регулирование Национальным банком позволяет регулировать инвестиционные процессы, объемы производства, занятость, влиять на курс акций.

Следующим важным финансовым инструментом регулирования экономики являются налоги. С помощью налогообложения можно остановить развитие экономики, или сильно его затормозить, можно и значительно ускорить. Чем более эффективна налоговая система той или иной страны, тем более эффективна экономика этой страны. С помощью налогов можно регулировать отдельные стороны экономики, решать отдельные экономические проблемы, например стимулировать спонсорство, рекламу, чистоту улиц, повышения качества продукции, расширения экспорта или импорта, роста народонаселения и т.п.

Одним из важнейших методов регулирования экономики является бюджетный метод, то есть метод регулирования государственных расходов. Сокращая или увеличивая те или иные выплаты из бюджета можно определять направления, характер развития экономики. Это комплексный метод, который соединяет в себе и экономические, и административные методы.

Основной формой регулирования смешанной национальной экономики является программирование экономики. Если советская экономика управлялась с помощью директивных планов, то смешанная экономика управляется с помощью целевых программ. Целевые программы разрабатываются учеными экономистами на основе социально-экономических прогнозов и экспертных оценок экономистов, социологов и других ученых. Особенно развито прогнозирование в США. Программы могут быть одноцелевые и многоцелевые или комплексные. Для достижения одной и той же цели может быть разработано несколько альтернативных программ. Разработка программы предшествует или идет параллельно с разработкой проекта бюджета. Высший законодательный орган страны, утверждая государственный бюджет, отбирает и утверждает соответствующие программы. Для выполнения целевых программ привлекаются как государственные, так и частные (негосударственные) предприятия на основе осуществления государственных заказов. Государственные заказы, в свою очередь, осуществляются на основе разнообразных тендеров, конкурсов. В связи с этим имеет место лоббирование в законодательных органах интересов тех или иных фирм.

Программирование дополняется индикативным планированием: краткосрочным – (1-2 года); среднесрочным (5 лет); долгосрочным (10 лет). Индикативные планы не являются обязательными к выполнению предприятиями. Они служат сигнализатором для предприятий, бизнесменов, сигнализируют о том, что планирует осуществить правительство, государство и дает возможность бизнесменам, предприятиям ( в целом частному капиталу) определяться с инвестициями, производственной программой, то есть с направлениями своей деятельности на плановый период.

Читайте также:  Электронное строение оксогруппы номенклатура способы получения альдегидов

Реализация целевых программ и индикативных планов осуществляется на основе не только государственных, но и частных капиталовложений. Таким является механизм регулирования смешанной национальной экономики. Близким к нему должен быть и механизм регулирования социалистической экономики.

ЛЕКЦИЯ 8. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ

1. Издержки производства: сущность и формы

2. Сущность и формы доходов

3. Прибыль и цена производства

4. Ценообразование. Структура и виды цен в рыночной экономике

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Читайте также:  Способы обеспечения проходимости дыхательных путей при реанимации

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Смешанная рыночная экономика: реальности современного капитализма

Смешанная экономика: общая характеристика

Смешанная экономика — система взаимодействия частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения фундаментальных проблем рыночной экономики.

Все современные реально функционирующие экономические системы (США, страны Западной Европы и Япония) — смешанные системы. В то же время современные развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению экономической роли государства (правительства) и рынка в управлении экономикой. В настоящее время в экономике стран Западной Европы от 30 до 40% в хозяйственной деятельности приходится на государство, а в экономике США — менее 20%.

Среди экономистов есть мнение, что в реальной действительности экономические системы располагаются где-то между границами чистого капитализма и командной экономики. Экономика капиталистических стран до «Великой депрессии» (1929-1933) была ближе к чистому капитализму, который породил крупные корпорации и сильные профсоюзы . Экономика же бывшего Советского Союза, где господствовали государственная собственность и система централизованного управления, — типичный пример командной экономики. Современная экономика развитых стран представляет собой преимущественно смешанную (гибридную) систему, где частный и государственный секторы взаимодействуют.

Частный сектор и его экономические агенты

Частный сектор в смешанной экономике развитых стран господствует в прибыльных отраслях экономики.

Он производит основную массу продуктов и услуг индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые дома, уголь, нефть и т.д.), т.е. создает материальную базу для удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления государственной деятельности. Частный сектор несет на себе основную экономическую нагрузку. Частный сектор представляет собой взаимодействие трех экономических агентов: домохозяйств, деловых предприятий (фирм) и международного сектора.

Экономические агенты — в рыночной экономике: они принимают решения и совершают хозяйственные действия.

А. Домохозяйства — это семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий) или группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года).

В развитых странах домохозяйства — один из ведущих подсекторов частной экономики. С одной стороны, домохозяйства выступают как получатели дохода в виде заработной платы, прибыли, ренты и процента. Заработная плата выплачивается наемным работникам; прибыль — собственникам капитала, рента и процент — за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности. С другой стороны — домохозяйства выступают как основная расходующая группа . Как же они расходуют свои доходы? Ответ прост: 1) часть выплачивается государству в форме индивидуальных налогов; 2) остаток распадается на личное потребление и личные сбережения.

Личное потребление (С) — это расходы на: 1) товары длительного пользования (автомобили, мебель, бытовое оборудование и пр.); 2) товары кратковременного пользования (продукты питания, одежда, обувь, бензин и смазочные материалы, топливо, уголь и пр.); 3) услуги (содержание жилья, медицинское обслуживание, индивидуальные услуги, отдых и т.п.).

Личные сбережения (S) — это все то, что осталось после расходов на личное потребление и предметы роскоши.

Б. Деловые предприятия включают в себя два компонента: 1) предприятие и 2) фирма . Предприятие — учреждение, которое производит и распределяет товары и услуги. К ним относятся заводы, фабрики, фермы, шахты, небольшие или крупные магазины и т.д. Фирма — организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Большинство фирм — одно предприятие, другие же фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. К ним относятся промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и другие фирмы. Подробнее о фирмах читайте раздел второй . Совокупность крупных деловых предприятий, или фирм, представляет собой корпоративный сектор.

Читайте также:  Способ пластики грыж по мейо

В. Международный сектор. В современной рыночной экономике возрастает значение фирм, работающих на экспорт. В своей совокупности они представляют собой международный сектор. Можно иметь кроссовки, сделанные в одной стране, наручные часы — в другой, телевизор — в третьей, автомобиль — в четвертой и т.д. Цель любой экономики — интеграция и проникновение на мировой рынок. Мировой рынок оказывает многократное воздействие на современную экономику всех стран в форме: а) наиболее эффективного использования мировых ресурсов и б) усиления конкуренции. Потенциальным недостатком является то, что международные экономические связи порождают новые источники нестабильности на макроэкономическом уровне.

Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в частном секторе закрытой экономики

Три фундаментальные проблемы рыночной экономики решаются посредством кругооборота доходов, ресурсов, товаров и услуг.

В частном секторе закрытой (без международного сектора) экономики взаимодействуют два агента: домохозяйства и фирмы. На рис. 9.1 показаны их взаимоотношения. Фактически здесь отражены два циркулирующих потока: реальный поток (на рисунке показан сплошной линией) направлен по часовой стрелке и отражает перемещение ресурсов, товаров и услуг. Денежный поток (на рисунке показан пунктирной линией) направлен против часовой стрелки и отражает перемещение денег:

Поскольку домашние хозяйства владеют факторами производства и их фирмам, они получают взамен доходы. Эти доходы позволяют домашним хозяйствам удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, производимых фирмами. Плата за товары и услуги — это затраты для домашних хозяйств и доходы для фирм.

  1. Данная модель обладает рядом важных свойств.
  2. Модель описывает полностью изолированную систему: все в ней уравновешенно; на любом участке контура поток в одну сторону точно уравновешен встречным потоком. О такой системе можно сказать, что она находится в равновесии. В модели не учитываются факторы, которые могли бы внести возмущение в систему, как бы должно она ни функционировала. Все элементы системы сбалансированы. После того как система начала функционировать, причины для каких-либо ее изменений не возникают.
  3. Система нестатична хотя бы потому, что включает в себя потоки. Ее работа характеризуется периодом времени, в течение которого совершается полный кругооборот физических элементов или денег. Любые измерения в экономике должны производиться периодически.

Заметим, что в данной модели цены на все товары и услуги, как и на все факторы производства, постоянны и постоянные материальные потоки уравновешиваются встречными постоянными денежными потоками. Иначе говоря, между миром денег и физическом миром существует однозначное соответствие. В реальной экономике такое соответствие отсутствует, что неизбежно вызывает проблемы. Наиболее распространенной является ситуация, когда скорость изменения денежной массы отличается от скорости изменения физического объема товаров и услуг. Если скорость роста денежной массы превышает скорость роста физического объема продукции, это принято называть инфляцией. В этом случае стоимость денег (покупательная способность денег) — количество товаров и услуг, которые можно на них купить — уменьшается. Однако в рамках модели, представленной на рис. 9.1, инфляция невозможна, так как все участвующие величины предполагаются постоянными. Далее будет рассмотрена более сложная модель — с учетом участия государства и международных отношений.

Специфика смешанной экономики заключается в том, что частный сектор работает вкупе с государством или подвергается государственному регулированию. Следовательно, наряду с домохозяйствами, деловыми предприятиями, международным сектором в смешанной экономике в качестве экономического агента можно рассматривать государство, что привело к образованию государственного сектора. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Источник

Оцените статью
Разные способы