Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
§ 4. Смешанная координация экономической деятельности.
Классификация моделей координации экономической деятельности, приводимая в настоящей работе, была бы неполной, если бы мы не выделили универсальную или смешанную координацию экономической деятельности, как ее высшую форму.
Членами торгово-промышленных палат могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации.
Кроме торгово-промышленных палат задачу универсальной координации предпринимательской деятельности в России решает ассоциация добросовестных предпринимателей «Бюро бизнеса будущего» (далее — Ассоциация
178
178 См.: Полуэктова Е. Ассоциация добросовестных предпринимателей БББ // Саморегулирование (пособие для предпринимателей) / Под ред. П.В. Крючковой. М., 2002. С. 144-145. |
БББ), созданная в 1995 г. Это некоммерческая организация, объединяющая компании, имеющие положительную репутацию в глазах российских потребителей, добросовестно выполняющие требования норм законодательства о защите прав потребителей и стремящиеся к ведению честного бизнеса.
Главными задачами Ассоциации БББ являются пропаганда и распространение идей этичного бизнеса, консультационная помощь компаниям, стремящимся честно работать на российском рынке по отношению к потребителям и конкурентам, а также информирование потребителей о компаниях — членах Ассоциации БББ.
Основные направления деятельности Ассоциации БББ: 1) предоставление консультационных и юридических услуг компаниям — членам Ассоциации БББ; 2) обучение персонала компаний — членов Ассоциации БББ; 3) обеспечение работы «горячей линии» для потребителей; 4) внесудебное урегулирование споров; 5) информационная деятельность.
Следует отметить, что деятельность Ассоциации БББ во многом напоминает деятельность не только ассоциаций содействия торговле, но и торгово-промышленных палат с их реестром надежных партнеров и третейскими судами.
В заключение отметим, что саморегулируемая организация по всем признакам является «функциональным подвидом некоммерческой организации, создаваемой в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнер-
179
179 См. Абросимова Е.А. Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли // «Законодательство», 2013, № 11; Абросимова Е.А. Понятие и функции организатора торгового оборота // Ежегодник коммерческого права. 2011. № 5. С. 197. |
ства» . Именно такой подход к вопросу об определении правового статуса универсального координатора экономической деятельности позволит учесть как современные тенденции развития российского законодательства о юридических лицах, так и многолетний опыт развития подобных организаций в экономиках развитых стран.Так, практика саморегулирования в США, Франции и Великобритании свидетельствует о том, что членство в саморегулируемых организациях обычно связано с предоставлением некоторых торговых привилегий, финансовые скидок и других стимулов, которых лишаются компании-нарушители . Подобный порядок представляется заслуживающим подражания, такие меры могли бы укрепить положение организаций — координаторов, работающих в России в сфере торговли.
Часть 1 ст. 7 Закона «Об основах государственного регулирования тор-
говой деятельности» [17] (ФЗ о ГРТД) регламентирует условия привлечения некоммерческих организаций к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности и устанавливает несколько императивных требований к возможности участия некоммерческих организаций в этом процессе.
В данном случае имеются в виду только некоммерческие организации, которые являются объединениями хозяйствующих субъектов товарных рынков. Законодатель предполагает, что интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, не совпадают. В связи с этим с целью обеспечения корпоративных интересов хозяйствующие субъекты — поставщики и хозяйствующие субъекты — продавцы товаров могут объединяться в различные формы некоммерческих организаций для удовлетворения своих совпадающих интересов.
Из нормы ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД следует, что некоммерческие организации, которые не являются объединениями коммерческих юридических лиц, не могут принимать участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности на основании ФЗ о ГРТД и в предусмотренном им порядке. С другой стороны, торгово-промышленная палата, являющаяся негосударственной некоммерческой организацией, объ-
182
180 См. данные сайтов Федеральной торговой комиссии США (http://www.ftc.gov/speeches/pitofsky/self4. shtm) и Департамента рыночной торговли Великобритании (http://www.oft.gov.uk/business-advice/self-regulation/#.UhnSU9 LwmSo) (дата обращения — 26 ноября 2014 г.). |
182 Пункт 1 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. ст. 1309. |
единяющей российские предприятия и российских предпринимателей , подпадает под действие данной нормы. Систематическое толкование ч. 1ст. 7 и ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД позволяет заключить, что под некоммерческими организациями, деятельность которых подлежит регулированию указанным Законом, законодатель понимает, прежде всего, ассоциации и союзы, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
союзов [18] , финансируемых собственниками учреждений, благотворительных
организаций , саморегулируемых организаций , обществ взаимного страхования и др.
Главным признаком всех некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит правовому регулированию при помощи ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД, является то, что они должны иметь характер некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов торговой деятельности. Объединения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не имеющих отношения к торговой деятельности, не подпадают под действие норм данной статьи.
Система организационных договоров в сфере координации экономической деятельности не исчерпывается дистрибьюторскими соглашениями или договорами о создании объединений предпринимателей.
184 Пункт 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3340 (с послед.изм.). 185 Например, о саморегулируемых организациях оценщиков см. ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3813 (с по- след.изм.). |
Организационные соглашения между участниками торговой деятельности нередко связаны с развитием ассоциированной торговли, при которой мелкие торговцы вступают в объединения с целью повышения своей конкурентоспособности и рентабельности бизнеса. Речь может идти о создании кооперативного объединения юридически независимых розничных торговцев, характеризующегося централизованной системой снабжения, а такжеобъединения розничных торговцев под эгидой оптовиков, что дает последним расширение объема продаж, а магазинам обеспечивает надежное снабжение со скидками, консультационное обслуживание и кредит [19] .
К организационным соглашениям можно отнести и франчайзинг, который нередко рассматривается как одна из стратегий регионального развития бизнеса, поскольку дает возможность франчайзеру увеличивать его масштабы, не вкладывая средств в развитие торговой сети.
Важным условием привлечения некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики в области торговой деятельности является добровольный характер их участия в этом процессе, отражающий гражданско-правовую направленность регулирования предпринимательской деятельности, базирующегося на принципе диспозитивности.
Третий антимонопольный пакет ввел правило о допустимости соглашений о совместной деятельности. Ч. 1.1. ст. 13 ЗоЗК устанавливала, что 1.1. соглашения хозяйствующих субъектов о совместной деятельности, которые могут привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11 ЗоЗК, могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и результатом таких соглашений является или может являться всовокупности: 1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей); 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Вместе с тем Проект изменений в ЗоЗК предполагает полностью изменить режим соглашений о совместной деятельности, дополнив ст.
Согласно Разъяснениям Президиума ФАС России [20] (далее — Разъяснения) соглашениями о совместной деятельности признаются заключенные по российскому или зарубежному праву соглашения между хозяйствующими субъектами (в том числе фактическими или потенциальными конкурентами на товарном рынке), включая: 1) соглашения, предусматривающие создание нового юридического лица или совместное участие сторон в существующем юридическом лице (далее — «совместное предприятие» или «СП»), и 2) иные соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон и предполагающие, что: а) стороны такого соглашения объединяют ресурсы и/или осуществляют взаимные инвестиции для достижения целей совместной деятельности; б) стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятельностью; в) информация об осуществлении совместной деятельности или создании СП является публичной.
Особенность соглашений о совместной деятельности заключается в том, что они представляют собой особую смешанную модель координации экономической деятельности, которая может быть реализована как в корпоративной правовой форме (создание совместных предприятий — СП), так и в договорной форме (соглашения об объединении ресурсов, инвестиционные соглашения). Особенность совместной деятельности заключается в формировании особой модели совместного инвестирования, которая может быть реализована либо в форме создания юридического лица, либо в форме обязательственного договора.
Соглашения о совместной деятельности могут предусматривать отказ сторон соглашения (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц) от конкуренции друг с другом или с СП на товарном рынке, на котором стороны планируют осуществлять совместную деятельность и (или) создать СП (далее — затрагиваемый товарный рынок), либо на смежных с ним рынках, в том числе отказ от деятельности на определенной территории.Смежные рынки по отношению к затрагиваемому товарному рынку — это рынки товаров (работ, услуг) которые: 1) используются для производства и транспортировки товаров (осуществления работ, оказания услуг), составляющих продуктовые границы затрагиваемого товарного рынка; либо 2) производятся (осуществляются, предоставляются) с применением товаров (работ, услуг), составляющих продуктовые границы затрагиваемого товарного рынка; либо 3) являются взаимодополняющими с товарами (работами, услугами), составляющими продуктовые границы затрагиваемого товарного рынка, при их потреблении.
Разъяснения устанавливают правовой режим запретов на допустимость соглашений о совместной деятельности, согласно которому они признаются ограничивающими конкуренцию и, соответственно антиконкурентными в случаях, когда они направлены на: 1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышение, снижение или поддержание цен на торгах; 3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращение или прекращение производства товара; 5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Также, не могут быть признаны допустимыми соглашения, которые прямо или косвенно налагают на одну из его сторон (субъектов, входящих с ней в одну группу лиц) обязательства, выполнение которых может привести к нарушению такими лицами статьи 10 Закона о защите конкуренции. В частности, не могут быть признаны допустимыми положения соглашения, содержащие следующие обязательства его сторон (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц): 1) не поставлять сырье иным хозяйствующим субъектам, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение на рынке данного вида сырья; 2) не закупать продукцию у иных хозяйствующих субъектов, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение как покупатель на рынке данной продукции.
Таким образом, соглашения о совместной деятельности, представляя собой специфическую смешанную форму координации экономической деятельности, вне зависимости от того, какое правовое основание лежит в их основе, подчиняются различным правовым режимам антимонопольного регулирования. Договорные модели соглашений о совместной деятельности практически полностью подлежат правовому регулированию, характерному для картельных соглашений, лишь за одним исключением: в отличие от картелей запреты perse распространяются на соглашения о совместной деятельности только в случаях, если они фактически приводят к ограничению конкуренции. На корпоративные модели совместной деятельности распространяется правовой режим доминирующего положения с учетом специальных условий, включаемых сторонами этих соглашений в их содержание в зависимости от структуры используемой ими модели инвестирования.
Источник