Смешанная экономическая система способ координации экономической деятельности

Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности

Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.

Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.

Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:

1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.

Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике

Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.

Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.

Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.

Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».

К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.

Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.

Большинство современных национальных экономик являются смешанными.

Источник

§ 4. Смешанная координация экономической деятельности.

Классификация моделей координации экономической деятельности, приводимая в настоящей работе, была бы неполной, если бы мы не выделили универсальную или смешанную координацию экономической деятельности, как ее высшую форму.

Членами торгово-промышленных палат могут быть российские пред­приятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединя­ющие предприятия и предпринимателей. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации.

Кроме торгово-промышленных палат задачу универсальной координа­ции предпринимательской деятельности в России решает ассоциация добро­совестных предпринимателей «Бюро бизнеса будущего» (далее — Ассоциация

178

178 См.: Полуэктова Е. Ассоциация добросовестных предпринимателей БББ // Саморегулирование (пособие для предпринимателей) / Под ред. П.В. Крючковой. М., 2002. С. 144-145.

БББ), созданная в 1995 г. Это некоммерческая организация, объединяющая компании, имеющие положительную репутацию в глазах российских потре­бителей, добросовестно выполняющие требования норм законодательства о защите прав потребителей и стремящиеся к ведению честного бизнеса.

Главными задачами Ассоциации БББ являются пропаганда и распро­странение идей этичного бизнеса, консультационная помощь компаниям, стремящимся честно работать на российском рынке по отношению к потре­бителям и конкурентам, а также информирование потребителей о компаниях — членах Ассоциации БББ.

Читайте также:  Дикий кабан способ питания

Основные направления деятельности Ассоциации БББ: 1) предоставле­ние консультационных и юридических услуг компаниям — членам Ассоциа­ции БББ; 2) обучение персонала компаний — членов Ассоциации БББ; 3) обеспечение работы «горячей линии» для потребителей; 4) внесудебное уре­гулирование споров; 5) информационная деятельность.

Следует отметить, что деятельность Ассоциации БББ во многом напо­минает деятельность не только ассоциаций содействия торговле, но и торго­во-промышленных палат с их реестром надежных партнеров и третейскими судами.

В заключение отметим, что саморегулируемая организация по всем признакам является «функциональным подвидом некоммерческой организа­ции, создаваемой в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнер-

179

179 См. Абросимова Е.А. Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли // «Законодательство», 2013, № 11; Абросимова Е.А. Понятие и функции организатора торгового оборота // Ежегодник коммерческого права. 2011. № 5. С. 197.

ства» . Именно такой подход к вопросу об определении правового статуса универсального координатора экономической деятельности позволит учесть как современные тенденции развития российского законодательства о юри­дических лицах, так и многолетний опыт развития подобных организаций в экономиках развитых стран.Так, практика саморегулирования в США, Фран­ции и Великобритании свидетельствует о том, что членство в саморегулиру­емых организациях обычно связано с предоставлением некоторых торговых привилегий, финансовые скидок и других стимулов, которых лишаются ком­пании-нарушители . Подобный порядок представляется заслуживающим подражания, такие меры могли бы укрепить положение организаций — коор­динаторов, работающих в России в сфере торговли.

Часть 1 ст. 7 Закона «Об основах государственного регулирования тор-

говой деятельности» [17] (ФЗ о ГРТД) регламентирует условия привлечения некоммерческих организаций к участию в формировании и реализации госу­дарственной политики в области торговой деятельности и устанавливает не­сколько императивных требований к возможности участия некоммерческих организаций в этом процессе.

В данном случае имеются в виду только некоммерческие организации, которые являются объединениями хозяйствующих субъектов товарных рын­ков. Законодатель предполагает, что интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осу­ществляющих поставки товаров, не совпадают. В связи с этим с целью обес­печения корпоративных интересов хозяйствующие субъекты — поставщики и хозяйствующие субъекты — продавцы товаров могут объединяться в различ­ные формы некоммерческих организаций для удовлетворения своих совпа­дающих интересов.

Из нормы ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД следует, что некоммерческие организа­ции, которые не являются объединениями коммерческих юридических лиц, не могут принимать участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности на основании ФЗ о ГРТД и в предусмотренном им порядке. С другой стороны, торгово-промышленная па­лата, являющаяся негосударственной некоммерческой организацией, объ-

182

180 См. данные сайтов Федеральной торговой комиссии США (http://www.ftc.gov/speeches/pitofsky/self4. shtm) и Департамента рыночной торговли Великобритании (http://www.oft.gov.uk/business-advice/self-regulation/#.UhnSU9 LwmSo) (дата обращения — 26 ноября 2014 г.).
182 Пункт 1 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. ст. 1309.

единяющей российские предприятия и российских предпринимателей , подпадает под действие данной нормы. Систематическое толкование ч. 1ст. 7 и ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД позволяет заключить, что под некоммерческими организациями, деятельность которых подлежит регулированию указанным Законом, законодатель понимает, прежде всего, ассоциации и союзы, объ­единяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятель­ность.

союзов [18] , финансируемых собственниками учреждений, благотворительных

Читайте также:  Способы утилизации отходов сортировка мусора

организаций , саморегулируемых организаций , обществ взаимного стра­хования и др.

Главным признаком всех некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит правовому регулированию при помощи ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД, является то, что они должны иметь характер некоммерческих объеди­нений хозяйствующих субъектов торговой деятельности. Объединения юри­дических лиц или индивидуальных предпринимателей, не имеющих отноше­ния к торговой деятельности, не подпадают под действие норм данной ста­тьи.

Система организационных договоров в сфере координации экономиче­ской деятельности не исчерпывается дистрибьюторскими соглашениями или договорами о создании объединений предпринимателей.

184 Пункт 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3340 (с послед.изм.).

185 Например, о саморегулируемых организациях оценщиков см. ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3813 (с по- след.изм.).

Организационные соглашения между участниками торговой деятель­ности нередко связаны с развитием ассоциированной торговли, при которой мелкие торговцы вступают в объединения с целью повышения своей конку­рентоспособности и рентабельности бизнеса. Речь может идти о создании кооперативного объединения юридически независимых розничных торгов­цев, характеризующегося централизованной системой снабжения, а такжеобъединения розничных торговцев под эгидой оптовиков, что дает послед­ним расширение объема продаж, а магазинам обеспечивает надежное снаб­жение со скидками, консультационное обслуживание и кредит [19] .

К организационным соглашениям можно отнести и франчайзинг, кото­рый нередко рассматривается как одна из стратегий регионального развития бизнеса, поскольку дает возможность франчайзеру увеличивать его масшта­бы, не вкладывая средств в развитие торговой сети.

Важным условием привлечения некоммерческих организаций к фор­мированию и реализации государственной политики в области торговой дея­тельности является добровольный характер их участия в этом процессе, от­ражающий гражданско-правовую направленность регулирования предпри­нимательской деятельности, базирующегося на принципе диспозитивности.

Третий антимонопольный пакет ввел правило о допустимости согла­шений о совместной деятельности. Ч. 1.1. ст. 13 ЗоЗК устанавливала, что 1.1. соглашения хозяйствующих субъектов о совместной деятельности, которые могут привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11 ЗоЗК, могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается для от­дельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем то­варном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и результатом та­ких соглашений является или может являться всовокупности: 1) совершен­ствование производства, реализация товаров или стимулирование техниче­ского, экономического прогресса либо осуществление его участниками пря­мых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производ­ственных мощностей); 2) получение покупателями преимуществ (выгод), со­размерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъек­тами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных дей­ствий, сделок.

Вместе с тем Проект изменений в ЗоЗК предполагает полностью изме­нить режим соглашений о совместной деятельности, дополнив ст.

Согласно Разъяснениям Президиума ФАС России [20] (далее — Разъясне­ния) соглашениями о совместной деятельности признаются заключенные по российскому или зарубежному праву соглашения между хозяйствующими субъектами (в том числе фактическими или потенциальными конкурентами на товарном рынке), включая: 1) соглашения, предусматривающие создание нового юридического лица или совместное участие сторон в существующем юридическом лице (далее — «совместное предприятие» или «СП»), и 2) иные соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон и предполага­ющие, что: а) стороны такого соглашения объединяют ресурсы и/или осу­ществляют взаимные инвестиции для достижения целей совместной деятель­ности; б) стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятель­ностью; в) информация об осуществлении совместной деятельности или со­здании СП является публичной.

Особенность соглашений о совместной деятельности заключается в том, что они представляют собой особую смешанную модель координации экономической деятельности, которая может быть реализована как в корпо­ративной правовой форме (создание совместных предприятий — СП), так и в договорной форме (соглашения об объединении ресурсов, инвестиционные соглашения). Особенность совместной деятельности заключается в формиро­вании особой модели совместного инвестирования, которая может быть реа­лизована либо в форме создания юридического лица, либо в форме обяза­тельственного договора.

Соглашения о совместной деятельности могут предусматривать отказ сторон соглашения (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц) от кон­куренции друг с другом или с СП на товарном рынке, на котором стороны планируют осуществлять совместную деятельность и (или) создать СП (далее — затрагиваемый товарный рынок), либо на смежных с ним рынках, в том числе отказ от деятельности на определенной территории.Смежные рынки по отношению к затрагиваемому товарному рынку — это рынки товаров (работ, услуг) которые: 1) используются для производства и транспортировки това­ров (осуществления работ, оказания услуг), составляющих продуктовые гра­ницы затрагиваемого товарного рынка; либо 2) производятся (осуществляют­ся, предоставляются) с применением товаров (работ, услуг), составляющих продуктовые границы затрагиваемого товарного рынка; либо 3) являются взаимодополняющими с товарами (работами, услугами), составляющими продуктовые границы затрагиваемого товарного рынка, при их потреблении.

Разъяснения устанавливают правовой режим запретов на допустимость соглашений о совместной деятельности, согласно которому они признаются ограничивающими конкуренцию и, соответственно антиконкурентными в случаях, когда они направлены на: 1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышение, сниже­ние или поддержание цен на торгах; 3) раздел товарного рынка по террито­риальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращение или прекращение производства товара; 5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также, не могут быть признаны допустимыми соглашения, которые прямо или косвенно налагают на одну из его сторон (субъектов, входящих с ней в одну группу лиц) обязательства, выполнение которых может привести к нарушению такими лицами статьи 10 Закона о защите конкуренции. В частности, не могут быть признаны допустимыми положения соглашения, содержащие следующие обязательства его сторон (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц): 1) не поставлять сырье иным хозяйствующим субъ­ектам, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение на рынке данного вида сы­рья; 2) не закупать продукцию у иных хозяйствующих субъектов, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) за­нимает доминирующее положение как покупатель на рынке данной продук­ции.

Таким образом, соглашения о совместной деятельности, представляя собой специфическую смешанную форму координации экономической дея­тельности, вне зависимости от того, какое правовое основание лежит в их ос­нове, подчиняются различным правовым режимам антимонопольного регу­лирования. Договорные модели соглашений о совместной деятельности практически полностью подлежат правовому регулированию, характерному для картельных соглашений, лишь за одним исключением: в отличие от кар­телей запреты perse распространяются на соглашения о совместной деятель­ности только в случаях, если они фактически приводят к ограничению кон­куренции. На корпоративные модели совместной деятельности распростра­няется правовой режим доминирующего положения с учетом специальных условий, включаемых сторонами этих соглашений в их содержание в зави­симости от структуры используемой ими модели инвестирования.

Источник

Читайте также:  Информатика понятия способы формирования
Оцените статью
Разные способы