Смена способов выполнения упражнения

Смена способов выполнения упражнения

Воспитание координационных способностей идёт по двум основным направлениям:

Первое направлениесвязано с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений.

Второе направлениехарактеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений:

1. Изменение исходных и конечных положений. Например: старты из различных исходных положений (приседа, упора лёжа и т. п.); выполнение упражнений с мячом из различных исходных положений: стоя, сидя в приседе; варьирование конечных положений: бросок мяча вверх из положения стоя и ловля его сидя и наоборот.

2. Изменение способов выполнения действия. Например: бег лицом вперёд, спиной, боком по направлению движения; прыжки в длину или глубину стоя спиной или боком по направлению прыжка.

3. «Зеркальное» выполнение упражнений. Метание спортивных снарядов «неведущей рукой», «зеркальное выполнение» гимнастических упражнений.

4. Выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (выполнение упражнений на равновесие, ведение мяча и броски в кольцо).

5. Введение дополнительных объектов действия и сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий.

Игровые действия с увеличением числа мячей, шайб или других предметов. Упражнения с обусловленной реакцией на внезапно подаваемые звуковые или световые сигналы.

Для развития координационных способностей применяются следующие методы: 1)стандартно-повторный, 2)метод вариативного упражнения, 3)игровой, 4)соревновательный.

Источник

Смена способов выполнения упражнения

Библиографическая ссылка на статью:
Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/26189 (дата обращения: 10.11.2021).

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально либо с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов [1; 2].

Основное назначение ОРУ – развитие физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), формирование необходимых навыков и умений, необходимых для жизни и занятий различными видами спорта, фитнесом, профессиональной деятельности (прикладные ОРУ) [2; 3].

Они выполняются в различных направлениях, плоскостях, с различной амплитудой, скоростью, степенью мышечного напряжения и расслабления. Количество ОРУ огромно, двигательная структура их разнообразна. Одни из ОРУ технически несложные, другие требуют хорошей координации движений, концентрации внимания, физической подготовленности занимающихся [3; 4].

В подготовительной части занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах, когда нагрузка выполняется сериями, – служат средством активного отдыха. В заключительной части – способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

В процессе занятий ОРУ учащиеся должны научиться правильно выполнять движения различной сложности, а также приобрести знания о значении упражнений и усвоить их терминологию [2; 4]. Решить все это одним универсальным способом невозможно. Существуют методы проведения общеразвивающих упражнений, отвечающие требованиям педагогической науки и практики физического воспитания. Наиболее важные из них следующие: методы слова и показа,распоряжения и показа, распоряжения, слова, комбинированный метод.

В практике применяются следующие способы выполнения общеразвивающих упражнений:

  1. Одинарный способ.
  2. Способ совмещений.
  3. Серийный способ.
  4. Поточный способ.
  5. Способ выполнения упражнений в движении вперед и в сторону.
  6. Проходящий способ.

Одинарный способ – это отдельно выполняемое движение конечностями или одновременное движение конечностями и телом в определенном направлении с возвращением в исходное положение (И.п.). Например, наклон вперед и возвращение в И.п.

Одинарные упражнения являются наиболее простыми, потому что они не сочетаются с другими дополнительными движениями.

Одинарные упражнения являются наиболее доступными избирательного воздействия на отдельные группы мышц. При данном способе легко определить и подбирать нужные упражнения для преимущественного развития силы и гибкости.

Одинарные упражнения выполняются и без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и на гимнастических скамейках.

Способ совмещений – состоит из двух совмещенных (соединенных) между собой одинарных упражнений, которые выполняются в одном темпе.

Способ совмещений основан на принципе активного отдыха («феномен Сеченова»), требующем в данном случае, чтобы одно из двух соединенных различных упражнений было направлено на преимущественное развитие силы (гибкости) одних групп мышц, а другое – на развитие силы (гибкости) других мышц.

По ритмическому чередованию частей упражнения способ совмещений делят на три группы:

  1. Каждое одинарное упражнение повторяется два раза подряд с возвращением после каждого раза в И.п., затем также выполняется второе упражнение два раза, и весь цикл повторяется сначала.
  2. Каждое упражнение выполняется только один раз с возвращением в И.п.
  3. В данной группе оба упражнения выполняются поочередно, без остановки и возвращения в И.п. Эта группа совмещенных упражнений более активно воздействует на организм занимающихся, потому что между двумя выполняемыми упражнениями отсутствует возвращение в И.п., исключается пауза для отдыха.

Серийный способ – комбинация двух различных совмещений (совмещения 1-ой и 2-ой группы).

Поточный способ – все упражнения комплекса выполняются без пауз между ними. При поточном выполнении упражнений нельзя изучать новые движения (так как выполняются хорошо известные учащимся упражнения) и ограничивается возможность исправления ошибок по ходу их выполнения.

Способ выполнения общеразвивающих упражнений в движении – упражнения в движении выполняются в замедленном ритме строевого шага, без остановок.

Проходящий способ – упражнение выполняется, проходя от линии начала выполнения упражнения до линии, после которой упражнение не выполняется.

Организация и задачи исследования.

При изучении влияния общеразвивающих упражнений внимание исследователей сосредоточилось на вопросах, связанных с характером их воздействия на организм и их пригодностью для решения педагогических задач. Совсем не уделялось внимание вопросу, связанному с изменением работоспособности в зависимости от способов выполнения упражнений.

  1. Установить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.
  2. Сравнить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.

С этой целью был проведен эксперимент, состоящий из 4 серий. Всего в исследовании приняли участие 40 студентов второго курса, занимающихся физической культурой по программе специального медицинского отделения.

В первой серии испытуемые выполняли одинарным способом наклон вперед, касаясь ладонями пола, и возвращение в основную стойку.

Во второй серии испытуемые выполняли первый способ совмещений: два раза наклон вперед и выпрямление после каждого наклона, два раза приседание, руки вперед и возвращение в основную стойку.

В третьей серии испытуемые выполняли второй способ совмещений: наклон вперед и возвращение в И.п., присед, руки вперед и возвращение в И.п.

В четвертой серии выполнялся третий способ совмещений: наклон вперед с переходом в присед, руки вперед и снова наклон вперед, касаясь ладонями пола.

Выполнение заданной работы в каждой серии продолжалось 2 минуты, темп выполнения – один для всех способов, задавался под музыку.

Результаты исследования и их обсуждение.

Пульс у обследованных был в покое в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) составила 72 удара в минуту.

Пульс у обследованных был в покое в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя его величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) 72 удара в минуту. Измерение ЧСС производилось до и после выполнения упражнений различными способами (рис. 1). Исследование изменений ЧСС после выполнения упражнений различными способами показало: выполнение упражнений 3-м способом совмещений вызывает наибольшее учащение пульса (до 128 ударов в минуту), наименьшее учащение пульса после работы вызывает 1-й способ совмещений (92 – 94 удара в ми­нуту).

Читайте также:  Домашние способы уничтожения тараканов

Рис.1. Изменение частоты сердечных сокращений до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами.

Устойчивость внимания исследовали с помощью корректурной пробы Бурдона (модификация А.Г. Иванова-Смоленского) [5; 6]. Испытуемые в течение 3 мин до и после упражнений быстро вычеркивали определенное сочетание букв текста (рис. 2).

Рис.2. Модификация корректурной пробы Бурдона по А.Г. Иванову-Смоленскому.

При анализе результатов учитывались общее количество знаков в просмотренном тексте, количество подчеркнутых сочетаний и общее количество допущенных ошибок до и после работы. По А.Г. Иванову-Смоленскому, этот метод является пробой на дифференцированное торможение.

Данные корректурной пробы показали (табл. 1), что после выполнения упражнений различными способами исследуемые, как правило, подчеркивали большее количество сочетаний, рассматривали больше строк и делали меньше ошибок, чем до выполнения упражнений. Данные указывают на повышение работоспособности и способности к дифференцировке после выполнения упражнений. Повышение работоспособно­сти в данном случае зависит от благоприятных взаимоотношений между возбудительными тормозным процессами в коре больших полушарий. Можно предположить, что в наших исследованиях (проба на дифференцированное торможение) количество просмотренных строк и сочетаний знаков отражает состояние возбудительного процесса, а количество сделанных ошибок – состояние тормозного процесса. Таким образом, после выполнения упражнений любым из указанных способов имелось усиление и возбудитель­ного и тормозного процессов.

Результаты корректурной пробы до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами

Способы выполнения ОРУ

1-ый способ совмещений

2-ой способ совмещений

3-ий способ совмещений

Сравнивая между собой различные способы выполнения упражнений можно видеть, что после более высокой нагрузки имеет место усиление возбу­дительного и некоторое ослабление тормозного процесса по сравнению со способами, где имелись меньшие нагрузки. Так, после выполнения упражнений 3-им способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы имеет менее благоприятный характер, замечалась дискоординация темпа движений, выполняемых под музыку, что следует считать результатом значительного утомления. При этом опыты показали увеличение количества прочитанного коррек­турного текста после выполнения упражнений, а количество ошибок не уменьшилось, как это имело место в других способах. После выполнения упражнений 2-м способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы была более благоприятная, чем при 3-м способе совмещений. Увеличилась работоспособность по сравнению с исходными данными и уменьшилось количество ошибок. 1-й способ совмещений вызывает благоприятные сдвиги сердечно-сосудистой системы, повышает количество и качество прочитанного текста, что указывает на повышение работоспособности организма по сравнению со 2-м способом совмещений.

Несмотря на то, что одинарный способ состоит из одного упражнения, интенсивность реакции сердечно­-сосудистой системы была выше, чем при 1-м способе совмещений. Увеличение выполненной работы было меньшим, чем при 1-м и 2-м способах совмещений, что объясняется однообразием выполнения одинарных упражнений, отсутствием чередований различных по форме и характеру движений.

Нельзя не учитывать субъективные данные испытуемых. Все они подтвердили наши наблюдения, позволяющие судить о степени ощущения усталости в зависимости от способов выполнения упражнений.

Выводы и предложения.

При выполнении одинаковых общеразвивающих упражнений разными способами создается возможность чередовать мышечные напряжения и отдых, что улучшает работоспособность занимающихся, позволяет наиболее целесообразно для организма выбирать тот или иной способ выполнения упражнений в зависимости от предстоящей работы, возраста и подготовленности занимающихся.

Выполнение упражнений 1-м способом совмещений сопровождается менее выраженной реакцией сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем, что позволяет удлинить время их выполнения и преодолеть трудности врабатывания. 2-й способ совмещений следует рекомендовать для разминки, а 3-ий способ, как наиболее интенсивный, следует использовать в основной части занятия. Одинарный способ выполнения упражнений с определенной дозировкой обычно используется во всех видах занятий, особенно целесообразно его применять с целью развития силы и гибкости отдельных мышечных групп и частей тела, а также при занятиях круговой тренировкой.

Нельзя не принять во внимание, что применение различных способов выполнения общеразвивающих упражнений играет очень большую роль в повышении заинтересованности занимающихся.

Источник

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

Раздельный (обычный) способ

Отличительная особенность этого способа — паузы между отдельными упражнениями комплекса и относительно постоянное место занимающихся (построение в кругу или разомкнутом строю).

Этот способ носит образовательную направленность, так как предусматривает решение задач: освоение техники выполнения упражнений; обучение и проверка знаний терминологии; развитие физических качеств; психо-физиологическая подготовка организма детей к предстоящей работе на уроке; двигательная подготовка, а также формирование инструкторских навыков.

Применяется с первого по последний класс, но в младшем и среднем школьном возрасте — это основной способ проведения комплекса ОРУ. Для начала и окончания упражнений подаются команды в зависимости от применяемого приема создания представления об упражнении.

Поточный способ

Поточный способ характеризуется непрерывным выполнением упражнений (без остановок). Проводить комплекс этим способом можно при различном построении учащихся: в сомкнутом и разомкнутом строю, в шеренге, в кругу и т. д.

Применяется он в основном с целью разминки и развития выносливости, т. е. для подготовки организма к высоким нагрузкам. При этом повышается плотность занятий, активизируется деятельность центральной нервной системы в связи с необычностью условий получения представления об упражнении. Данный способ обычно применяется начиная с VII—VIII классов с более подготовленными учащимися. Различают пять его вариантов.

Первый вариант.Упражнение выполняется несколько раз, а затем без остановки переходят к следующему и так до последнего

упражнения в комплексе. В этом случае надо кратко и предельно четко называть следующее упражнение, указывая основные действия и способ выполнения, сообразуясь с ритмом и темпом выполняющегося в этот момент упражнения. Например, группа выполняет заданное упражнение и на третью восьмерку учитель говорит: «Следующее упражнение—ПРИСЕДАНИЕ» или «НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ». С началом четвертой восьмерки учитель говорит: «Последний», а на 8-й счет подается команда: «МОЖНО!» Группа заканчивает выполнение упражнения и с первым счетом новой восьмерки учитель говорит: «Приседание — раз, два; выпрямиться — три, четыре», сопровождая объяснение показом. Во время объяснения нового упражнения некоторые ученики сбиваются или останавливаются. В таких случаях нужно одновременно с объяснением очередного упражнения выполнить то, которое выполняют ученики. Показывать новое упражнение можно только тогда, когда предыдущее ритмично выполняет весь класс.

Составлять комплекс упражнений для проведения данным способом рекомендуется из знакомых и хорошо разученных упражнений. Надо найти простые и удобные переходы от одних упражнений к другим, чтобы конечные положения предыдущих упражнений являлись исходными для последующих, так как создавать представление о новом упражнении во время выполнения очень трудно. Важно сохранять однотипный счет. Рекомендуется подбирать упражнения в основном на 2 и 4 счета.

Второй вариант.Комплекс выполняется сериями упражнений (по 4—6 в каждой), затем следует пауза, во время которой принимается новое исходное положение (сидя, лежа и т. п.), и выполняется следующая серия. Таких серий может быть от двух до четырех в зависимости от задач урока и подготовленности учащихся.

Третий вариант.Упражнения выполняются потоком (без оста­новки) от первого до последнего по одному разу по типу вольных упражнений. Затем вся комбинация повторяется несколько раз.

Четвертый вариант.Можно проводить только по показу. В этом случае занимающиеся знакомятся с новым упражнением вместе с учителем. Для начала первого упражнения подается команда: «Вместе со мной упражнение начи-НАЙ!» Ученики вместе с учителем выполняют упражнение. Вместо последнего счета подается команда: «Стой!» Учитель сразу принимает исходное положение следующего упражнения, а ученики копируют его действия. Первую восьмерку (четверку) учитель считает медленно, чтобы ученики успели посмотреть и повторить движения, а затем упражнение выполняется в нужном темпе и ритме. Во время

Читайте также:  Способы избавится от живота после родов

проведения этого варианта учитель проговаривает только команды и ведет счет. Можно весь комплекс проводить без слов команды. Ученикам предлагается копировать все действия учителя. В этом случае учитель вместе с учениками выполняет весь комплекс. Прием напоминает своеобразную игру и учащиеся, особенно младших классов, охотно стремятся в точности скопировать действия учителя.

Упражнения подбираются знакомые, ранее разученные, так как уточнять технику выполнения и исправлять ошибки при таком проведении комплекса не представляется возможным. Построить детей лучше всего в круг, чтобы все хорошо видели учителя.

Пятый вариант.В старших классах можно проводить упражнения поточным способом, используя прием постановки «свободных заданий». Учитель при этом не объясняет и не показывает новые (последующие) упражнения, а только дает общие указания и названия упражнений с началом очередной восьмерки: «Рывки руками, наклоны, выпады, приседы и т. п.», а ученики самостоятельно подбирают упражнения из указанной группы и выполняют каждый свое.

При проведении ОРУ, особенно в V—VIII классах, можно одновременно использовать раздельный, поточный и игровой способы — комплексный способ.

В комплекс включаются 2—3 упражнения с образовательной направленностью (разучивается новое упражнение, знакомятся с новыми терминами и т. д.) — раздельный способ.

Поточный способ проведения ОРУ требует предварительной подготовки. Учащиеся должны научиться выполнять без пауз 3—4 упражнения. Для этого раздельным способом разучиваются упражнения, а затем соединяются в комплекс. Вначале надо соединить по два упражнения, а потом переходить к большему количеству. Обучение можно проводить двумя способами. В первом случае несколько раз повторяется сначала одно упражнение, а затем без паузы, по указанию учителя, начинается следующее и т. д. Во втором случае сначала вслед за учителем выполняется по одному разу каждое упражнение, а потом эта комбинация выполняется несколько раз полностью. Такой прием помогает развивать у школьников двигательную память.

В комплексный способ включаются 1—2 игровых (соревновательных) упражнения как для развития физических

качеств, так и для повышения эмоциональности. Кроме того, включаются упражнения на развитие чувства ритма, темпа, времени и на координацию движений.

Игровой способ проведения комплекса ОРУ заключается в том, что класс делится на несколько команд (дети в колонне, шеренге являются одной из команд), между которыми проводится соревнование в исполнении ОРУ. Такая форма проведения ОРУ стимулирует техничное выполнение давно известных упражнений и способствует увеличению физиологической нагрузки (кто быстрее поменяется местами, выполнит упражнение без ошибок, большее количество раз присядет и т. д.).

Подбирая игры-упражнения, учитель должен опираться и исходить из планируемых задач, характера учебного материала и возраста занимающихся. В зависимости от этого их форма, содержание и правила проведения могут и должны меняться. Учителю необходимо постоянно вносить элементы новизны, современности, создавать необычные условия и ситуации с учетом интересов и возможностей смены мест занимающихся. Кроме того, нужно учитывать их возраст и двигательный опыт. Проводя ОРУ игровым способом, нужно:

— изменять расстояние между командами;

— менять исходные положения (о. с, упор присев, сед и т. д.);

— менять способы передвижения (шагом, бегом, подскоками);

— менять сигналы (слуховые, зрительные, тактильные);

— менять частоту их подачи;

— объем и интенсивность нагрузки;

— размеры и вес снарядов или инвентаря (гимнастические палки, скакалки, набивные мячи, скамейки и т. д.).

Общеразвивающие упражнения, проводимые в форме соревнований, могут быть личной и коллективной направленности. Все соревнования индивидуального характера могут стать коллективными (командными), если определить колонну, шеренгу или ряд, которые быстрее и точнее выполнили индивидуальные виды соревнований. Для проведения таких упражнений класс нужно построить в колонну по четыре. В каждой колонне провести расчет по порядку, а затем первую повернуть лицом ко второй, а четвертую к третьей. Первая и третья колонны выполняют заданное упражнение, а вторая и четвертая ведут подсчет и наблюдают за правильностью их выполнения (1-е номера первой колонны наблюдают за 1-ми номерами второй колонны и т. д.). Начало и конец выполнения упражнения определяется учителем (команда,

сигнал и т. п.). Задание может быть таким: выполнить максимально возможное количество приседаний за 10 секунд; удерживать равновесие на одной ноге в обусловленной позе определенное время; сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 секунд и др. Ученики ведут счет вслух, чтобы его слышал партнер. После выполнения упражнения всеми учениками (командами), победители одноименных номеров поднимают руки. Команда-победитель определяется по количеству победителей в данном упражнении. Чтобы команды были в равных условиях, следующее упражнение начинают выполнять вторая и четвертая колонны.

Для проведения соревнований на скорость выполнения не следует включать упражнения, требующие точного гимнастического положения ног, рук, так как ради быстроты техника выполнения упражнений будет нарушаться.

После каждого соревнования обязательно надо объявлять победителя или команду, правильно выполнившую условия соревнования, а также объявлять очки поражения нарушившим правила.

Каждая игра и ее вариант должны служить средством и методом обучения и воспитания. Поэтому для определения команды-победительницы необходимо исходить прежде всего из следующих трех показателей:

1 — качества выполнения упражнений каждым учеником и всей командой;

2 — организованности и дисциплинированности учащихся;

3 — быстроты и четкости исполнения передвижений командой, самостоятельности и коллективизма в действии.

Построение учащихся для проведения упражнений этим способом должны отвечать следующим требованиям:

— дистанция и интервал между командами должны исключать возможность различных помех, отвлечений;

— ученики должны стоять спиной к свету и ветру;

— девочки должны находиться с одной стороны (на одном из флангов), спереди или сзади, в зависимости от условий;

— низкорослые должны быть спереди.

Этот способ проведения ОРУ при творческом подходе может с успехом использоваться во всех классах.

Отличительной особенностью этого способа является то, что упражнения выполняются на ходу (бег, ходьба, подскоки) со значительным перемещением занимающихся. Благодаря этому круг

и вариативность упражнений увеличиваются. В комплекс включаются прыжки, танцевальные и акробатические упражнения. Данный способ очень эмоциональный и требует от учителя умения хорошо владеть группой (классом), так как необходимо соблюдать строгий порядок и дисциплину.

Применяются два варианта этого способа, которые отличаются друг от друга построением и рисунком передвижения занимающихся.

Первый вариант.Выполняя упражнения, занимающиеся одновременно передвигаются по периметру площадки или по кругу в колонну по одному (по два).

Используя этот вариант, учитель должен придерживаться следующих методических указаний:

1. Упражнения в комплекс включаются знакомые, ранее разученные в разомкнутом строю. Лучше подбирать упражнения на два или четыре счета, так как добавляются еще один или три шага. Например: 1—3 — три шага с левой; 4 — приставить правую; 5 — упор присев; 6 — упор стоя ноги врозь; 7 — упор присев; 8 — о. с. Или: 1 — шаг левой; 2 — приставить правую; 3 — наклон, коснуться руками пола; 4 — о. с; 5—8 — то же, но шаг правой.

Читайте также:  Нематериальные блага способ их защиты

2. Для создания представления об упражнении применять целостный метод обучения и по разделениям. В младшем и среднем школьном возрасте при объяснении упражнения следует прекращать движение класса, особенно если учащиеся пере­двигаются бегом или прыжком. Сначала целесообразнее объяснять и показывать упражнения, когда ученики стоят, а затем можно практиковать объяснение простых движений на ходу.

3. Поддерживать дистанцию в строю во время выполнения ОРУ (два-три шага). Уменьшение дистанции мешает правильному выполнению упражнений и создает ситуации для нарушения дисциплины, так как учащиеся могут столкнуться друг с другом.

4. Для начала упражнения, независимо от того как оно будет выполняться (с ходу или с места), подается команда: «Упражнение начи-НАЙ!» В движении команда подается под левую ногу. Учащиеся делают шаг правой, а затем с шагом левой под счет «раз» начинают выполнять заданное упражнение. Для окончания — с началом четвертой восьмерки (примерная дозировка упражнений) подается предварительная команда: «Без задания» и затем, вместо восьмого счета, исполнительная команда — «МАРШ!»

5. Для изменения положения рук (за голову, к плечам, за спину, на пояс и т. д.) подается команда: «Руки на пояс — СТАВЬ!» или «Руки в стороны — СТАВЬ!»

Для изменения способа передвижения нужно назвать способ и

подать команду: «Марш!» Например: «На носках — МАРШ!» или «Перекатом с пятки на носок — МАРШ!»Если же изменяется и положение рук и способ передвижения, то команду следует подавать так: «Руки к плечам — СТАВЬ! На внутренней стороне ступни или на носках — МАРШ!»и т. д.

6. Если класс передвигается подскоками или каким-либо другим способом, только не шагом и не бегом, то для перехода на ходьбу или на бег нужно подать команду: «Обычным шагом (бегом) — МАРШ!»

Второй вариант.Второй вариант проведения ОРУв движении заключается в следующем. Класс движется по периметру площадки в колонну по одному. По команде учителя (на нижней или на верхней границе зала) класс перестраивается из колонны по одному в колонну по четыре поворотом направо (налево). Четверка, выполнившая поворот, размыкается на исходные точки для выполнения упражнения. За ней выстраивается вторая четверка и т. д. Выполняя упражнения, учащиеся передвигаются поочередно шеренгами, используя всю рабочую площадь зала.

Каждое упражнение учитель называет и показывает. Для начала выполнения первого упражнения в комплексе подается команда: «Упражнение начи-НАЙ!» Первая четверка начинает выполнять упражнение, продвигаясь вперед. Следующая четверка (шеренга) включается в упражнение через 8 счетов. Пройдя всю площадку, первая четверка прекращает выполнение упражнения, поворачивается налево или направо и до мест исходного положения продвигается в колонну по одному по одной стороне зала. За ней вторая четверка, третья и т. д.

Для начала очередного упражнения первая четверка занимает исходные места и ждет команду. Вместо счета «семь, восемь» учитель подает команду: «Следующие — МОЖНО!» или «С правой (левой) — МОЖНО!» Следующие четверки через каждые восемь счетов включаются в упражнение самостоятельно.

Каждое очередное упражнение учитель называет и показывает его во время движения первых четверок к местам исходного положения. Сам находится на противоположной стороне зала. Например, если учащиеся возвращаются по левой стороне зала, то учитель находится ближе к правой, чтобы его хорошо видели, чтобы он видел весь класс и не мешал продвижению четверок, еще выполняющих упражнение. Так как очередное упражнение при этом способе показывается первым четверкам, а последующие выполняют упражнение, глядя на первых, то в комплекс желательно включать в основном знакомые, технически правильно разученные при раздельном способе упражнения.

Чтобы не сбиваться с темпа и ритма при объяснении упраж­нения и дать возможность отдохнуть голосовым связкам, тем более что комплекс выполняется со значительным перемещением, учитель предлагает учащимся вместе с ним вести счет. С началом упражнения он считает вместе с классом, а затем выполняющие упражнение четверки ведут счет сами. В это время учитель объясняет очередное упражнение, соизмеряя слова и счет с предыдущим.

Для лучшей организации проведения этого варианта целесообразно ознакомить учащихся с рисунком передвижения по площадке. Для этого надо первый раз пройти со всеми перестро­ениями, не выполняя упражнения. Затем пройти так же, но добавить ведение счета передвигающимися четверками по площадке. При этом учитель подает все команды, а ученики, продвигаясь в ритме счета, учатся вести счет. Далее упражнение выполняется в целом каждой четверкой, а затем комплекс выполняется потоком. Только после такой предварительной подготовки возможно успешное освоение данного варианта.

Возможны другие варианты возвращения к исходным местам. Например, после прохождения всей площадки зала четверкой 1-й и 2-й ученики поворачивают в обход направо, а 3-й и 4-й — налево и двигаются к исходным местам с двух сторон. При таком перестроении удобно проводить упражнения в парах.

В практике чаще используется первый вариант проходного способа, однако следует отдать предпочтение второму, при котором полностью проявляются достоинства данного способа.

Второй вариант позволяет включать в разминку многие акробатические и танцевальные упражнения, а также сократить время проведения подготовительной части урока.

Проведение ОРУ таким способом требует от учащихся и учителя концентрированного внимания, определенных навыков и умений в ведении счета, поэтому его лучше использовать с учащимися среднего школьного возраста.

Любой из способов проведения ОРУ учитель выбирает исходя из количества учащихся, размеров зала или площадки, постав­ленных задач, возраста и подготовленности учащихся.

Чтобы не сбиваться с темпа и ритма при объяснении упраж­нения и дать возможность отдохнуть голосовым связкам, тем более что комплекс выполняется со значительным перемещением, учитель предлагает учащимся вместе с ним вести счет. С началом упражнения он считает вместе с классом, а затем выполняющие упражнение четверки ведут счет сами. В это время учитель объясняет очередное упражнение, соизмеряя слова и счет с предыдущим.

Для лучшей организации проведения этого варианта целесообразно ознакомить учащихся с рисунком передвижения по площадке. Для этого надо первый раз пройти со всеми перестро­ениями, не выполняя упражнения. Затем пройти так же, но добавить ведение счета передвигающимися четверками по площадке. При этом учитель подает все команды, а ученики, продвигаясь в ритме счета, учатся вести счет. Далее упражнение выполняется в целом каждой четверкой, а затем комплекс выполняется потоком. Только после такой предварительной подготовки возможно успешное освоение данного варианта.

Возможны другие варианты возвращения к исходным местам. Например, после прохождения всей площадки зала четверкой 1-й и 2-й ученики поворачивают в обход направо, а 3-й и 4-й — налево и двигаются к исходным местам с двух сторон. При таком перестроении удобно проводить упражнения в парах.

В практике чаще используется первый вариант проходного способа, однако следует отдать предпочтение второму, при котором полностью проявляются достоинства данного способа.

Второй вариант позволяет включать в разминку многие акробатические и танцевальные упражнения, а также сократить время проведения подготовительной части урока.

Проведение ОРУ таким способом требует от учащихся и учителя концентрированного внимания, определенных навыков и умений в ведении счета, поэтому его лучше использовать с учащимися среднего школьного возраста.

Любой из способов проведения ОРУ учитель выбирает исходя из количества учащихся, размеров зала или площадки, постав­ленных задач, возраста и подготовленности учащихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы