Конспект урока по теме «Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук».
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов». Раздел: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по психомоторике | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
Раздел: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Тема: развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
Цель: развитие слухомоторных координаций и выработка неречевых слуховых образов в процессе выполнения упражнений на развитие и коррекцию слухового восприятия.
— коррекция познавательных процессов на основе выполнения упражнений.
— развивать умение прислушиваться, определять направление звука в пространстве;
— развивать словарный запас учащихся.
— формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе. Материалы и оборудование: карточки с изображением органов чувств, колокольчик, шарф, коробки с различным наполнением, бумага, ножницы, стакан с водой, ложка, ключи.
Цель: психологический настрой на занятие.
Здравствуйте, гости! (Повернуться к гостям и кивнуть им).
Доброе утро! Начинаем занятие. Давайте улыбнемся друг другу и передадим улыбку по кругу, подарите свои улыбки друг другу.
Все помнят правила работы на занятии? Напомните их мне, пожалуйста!
— отвечать, подняв руку;
— обращаться к друг другу только по имени.
Приветствуют гостей. Дети, держась за руки улыбаются друг другу
-нацеливание на успешную деятельность
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель −ученик, ученик – ученик)
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
2. Введение в тему занятия.
Цель: актуализация знаний учащихся; определить цель деятельности на занятии под руководством учителя
Мы знаем, что у нас есть разные органы чувств, это…(глаза, нос, язык, руки и уши Органы чувств человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:
— орган зрения – глаза;
— орган слуха – уши;
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные: умение осознанно выполнять задание.
-вступать в контакт и работать в коллективе.
Основная часть. Выполнение упражнений.
Коррекция и развитие слухового восприятия.
— выполнять учебные задания в соответствии с целью;
— адекватно взаимодействовать в группе;
— оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
Упражнение1 «Что слышно»
-развивать умение прислушиваться и по звуку определять его происхождение.
По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит.
Упражнение 2 «Шумящие коробочки».
Задача: развивать умение прислушиваться и различать шумы по громкости.
Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: учащимся предлагается проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом.
Упражнение 3 «Где позвонили»
развивать умение прислушиваться и определять дальность звука.
учащиеся стоят в разных местах кабинета, выбирается водящий. Ему завязывают глаза и предлагают угадать, где позвонили и показать направление рукой.
Упражнение 4 «Повтори»
Развивать умение прислушиваться и запоминать серию звуков.
Педагог производит серию звуков.
- Два хлопка, два щелчка языком, один хлопок по парте;
- Один щелчок языком, два хлопка по парте, три хлопка в ладони;
- Один хлопок по парте, два щелчка языком, два притопа ногой.
- Два хлопка в ладоши, три хлопка по парте.
Упражнение 5 «Кто позвал тебя, скажи»
Определить по голосу зовущего и определить направление звука в пространстве.
Водящему завязывают глаза, остальные учащиеся стоят вокруг него и по команде педагога издают звуки различной громкости (кукарекают, лают, мяукают и.д.)
Упражнение 6 «Узнай по звуку»
Развивать умение прислушиваться и определять источник звука.
Содержание: педагог предлагает учащимся определить, что они слышат.
- Звук льющейся воды из стакана в стакан;
- Шуршание бумагой;
- Звук упавшего на стол ключа;
- Разрезание бумаги ножницами;
- Стук ложечки о стенки стакана;
- Хлопок в ладони;
- Стук ложками друг о друга.
Каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.
Дети выполняют задание по инструкции педагога.
Источник
Игры на развитие слухо-моторной координации
Елена Каленова
Игры на развитие слухо-моторной координации
Дети бегают по залу. На сигнал «Замри» ребёнок останавливается и замирает. На сигнал «Побежали» — снова бежит. Сигнал может быть словесный,музыкальный: дети бегают под музыку. По окончании музыки – замирают. Для усложнения можно ввести счёт: после остановки взрослый считает до трёх. После слова «три» ребёнок убегает.
Дети идут по залу. На один хлопок прыгают, на два – бегут.Усложнение: ввести 3-4 движения (на три хлопка останавливаются).
«Ой, стой, шагом марш!»
Дети идут свободно по залу. На сигнал «Ой!» — бегут, «Стой!» — останавливаются, «Шагом марш!» — идут.Усложнение: на сигнал «Шагом марш!» дети должны встать друг за другом и найти своё место.
Дети изображают птицу. На сигнал «День» — птица летает, на сигнал «Ночь» — останавливается.
1) На сигнал «Ночь» предложить встать на одну ногу
2) На сигнал «Ночь» стоять с закрытыми глазами
«Деревья, кусты, трава»
Дети стоят в кругу. На сигнал «Деревья» — встать руки вверх. На сигнал «Кусты» — руки в стороны. На сигнал «Трава» — присесть.
1) Воспитатель говорит одно, а показывает другое;
2) Выполнять с закрытыми глазами
«Делай то, что говорю, а не то, что показываю»
Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что нужно делать то, что он говорит, но не делать, что он показывает. Например,воспитатель говорит: «руки вверх», а сам делает в стороны. Дети должны поднять руки вверх.
Дети – это зайчики. Под музыку зайчики прыгают на двух ногах, с окончанием музыки – замирают.
Усложнение:введение дополнительного сигнала: под одну музыку прыгают, под другую бегают, с окончанием музыки – замирают.
«Быстрее, ещё быстрее»
Дети двигаются друг за другом. Воспитатель даёт сигнал: «Быстрее» — дети двигаются ещё быстрее, «медленнее» — значит, медленнее, «Ещё медленнее» — дети замедляют движение. Можно использовать как в ходьбе, так и в беге.
Водящему завязывают глаза. У детей колокольчики. Когда ребёнок двигается, он звенит колокольчиком, а когда стоит – не звенит.
Под музыку дети бегают по залу, с окончанием музыки замирают в выбранной позе. Взрослый спрашивает, в кого ребёнок превратился.Усложнение: взрослый даёт тему: сказочные фигуры, лесная и т. д.
«Слушай и показывай»
Взрослый называет части тела, а ребёнок показывает.Усложнение: быстрый темп.
Дети должны запомнить своё место в зале, стоят врассыпную. На один хлопок – разбегаются, на два – встают на свои места.
1) взрослый меняет ориентиры, например обручи;
2) увеличение времени бега.
Дети идут друг за другом:
Вышли дети погулять
Друг за другом мы пойдём
На полянку попадём
Взрослый вводит сигналы «Разбежались» — дети разбегаются, «Стоп» — останавливаются, «Друг за другом» — строятся друг за другом.
Усложнение: увеличение количества сигналов от 3 до 8.Например: 2 хлопка – бежим в обратную сторону, «Птица» — бегут, волнообразные движения рук вверх и вниз, «Котята» — ползут на четвереньках.
«Угадай и изобрази»
Воспитатель говорит, что нужно угадать животное и изобразить его. «Ав! Ав!» — дети изображают собаку, «Ква!» — лягушку, «Шшш-шшш» — змею, «Чик-чирик!» — птицу.Усложнение: загадки про животных.
Дети – маленькие льдинки – они под музыку свободно бегают по залу. На сигнал (хлопок) — объединяются в скульптурные группы.
Дети двигаются по залу. На сигнал воспитателя, дети объединяются в пары той частью тела, которую назвал воспитатель.Например: правая ладонь, левое колено.
Дети маршируют друг за другом под музыку. Впереди идёт командир. Когда командир хлопнет в ладоши, последний ребёнок должен остановиться.
Эти игры способствуют развитию у детей внимания, пространственной памяти, слухо-моторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше ориентироваться в окружающем пространстве, схеме своего тела, помогают снять телесное напряжение.
Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.
Дидактическая игра «Рыбалка» Цель: развитие координации движения, развитие ловкости, внимания, усидчивости. Как известно каждый ребенок мечтает взять удочки и отправиться на настоящую рыбалку вместе с папой, или другими членами семьи. И даже если.
Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы. Мы работаем в саду общеразвивающего вида с детьми 4 лет, вторая младшая группа. И обратили внимание, что моторика некоторых детей сильно.
Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук Значение игр для детей среднего дошкольного возраста Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики.
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей.
Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей. Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении.
Развитие у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики В период дошкольного детства происходит изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические качества,.
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».
Тема: Развитие зрительно-моторной координации. (младшая группа) Программное содержание: Развивать мелкую моторику и координацию рук, учить детей зрительно обследовать предмет. Воспитывать активность,.
Источник
Развитие слухо-моторной координации у учащихся I (речевого) класса
Лидия Гладковская
Развитие слухо-моторной координации у учащихся I (речевого) класса
Подавляющее число первоклассников в речевом классе не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм, не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков.
Это говорит о том, что у учеников нарушена слухо – моторная координация: удержание в памяти и воспроизведение ритмического рисунка. А удержание в памяти и воспроизведение ритмического рисунка — это и есть слухо-моторная координация.
Как правило, только 3 — 4 человека из класса имеют сохранную слухо – моторную координацию.
Задача перед учителем стоит такая: различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п. (Учитель начальных классов, работающий на речевом классе ведёт в предмет «Логоритмика».)
формирование этой функции у учеников – логопатов особенно важно, так как развитие её способствует восстановлению темпоритмической стороны речи, которая бывает не до конца сформированной.
Эти задачи решаются на уроках музыки и логоритмики и во время физминуток.
На уроках музыки желательно выполнять : пение с движениями, игру на музыкальных интструментах…
Как формировать чувство ритма?
Невербальный (неречевой)уровень:
— воспроизведение ритма: хлопки, постукивания…
(Ребёнок повторяет тот ритм, что Вы показали).
-предлагаете сравнить и отхлопать два ритма:, ! .
— часть ритмического рисунка выделить ударением.
Вербальный (речевой)уровень:
а)на уровне звуков:
— выделение ударного гласного с показом его рукой:
— учитель отстукиваете ритм, а ученик в соответствии с этим ритмом произносит
гласные звуки: о-оо, уу-у и т. д.
б)на уровне слогов:
— «пальчики здороваются»— на каждое соприкосновение — слог: ша-шу-ши.
— учитель произносит слоги, ребёнок, считая их, загибает пальцы;
в)на уровне слов:
— игра «Телеграф» — передавать слово, отстучав его ритмический рисунок;
— предлагаете ребёнку придумать слово в соответствии с ритмическим
г) на уровне предложений (отдельные предложения, чистоговорки, игры)
Ушли кони со двора! Дон — дон! Дон- дон!
Загорелся кошкин дом! Ква-ква-ква — кричит лягушка.
Ку-ку-ку- кричит кукушка.
Сидит ворон на дубу! Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
— упражнения (дети выполняют движения и произносят соответствующий
Мы руками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп,Мы ногами потопаем: топ-топ-топ,Качаем головой: так-так-так,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы руки подаём и бегаем кругом.
— чистоговорки: ша-ша-ша — наша Маша хороша!
ра-ра-ра — весёлая игра.
Подвижные игры с рифмованным текстом, игры со считалками во внеурочное время будут способствовать развитию слухо-моторной координации у учащихся класса.
Мой кружок «Домисолька» На протяжении многих лет, я веду кружок под названием»ДОМИСОЛЬКА». Дети подготовительной группы, с большим интересом посещают эти занятия.
Электронное многофункциональное музыкально-дидактическое пособие для развития ритмических способностей «Музыкальные загадки» «Музыкальные загадки» — авторское многофункциональное музыкально-дидактическое пособие на развитие ритмических способностей детей старшего.
Источник