- Слитное и дефисное написание сложных существительных, примеры
- Словообразование сложных существительных
- Слитное написание сложных существительных
- Дефисное написание сложных существительных
- Урок русского языка в 10 классе «Способы образования имен существительных. Правописание сложных существительных»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Слитное и дефисное написание сложных существительных, примеры
В предложенном примере выделены сложные существительные:
В снаряжение пехотинца входит плащ-палатка и вещмешок.
Выделенные имена существительные (ИС) образованы из двух слов. Но пишутся по-разному. Как разобраться, когда ставить дефис, а когда писать слитно? Что влияет на правописание сложных слов? Только ли из-за трудности выбора – через дефис или слитно – такие ИС называются сложными словами?
Ищем ответы на вопросы.
Словообразование сложных существительных
Сложными ИС называют те, что образованы сложением слов, их основ или частей, а иногда только букв:
- юбка + шорты = юбка-шорты (два целых слова);
- лес + степь = лесостепь, вода + грязь + лечебница = водогрязелечебница (целые основы + соединительная гласная);
- вагон + строить + -тель = вагоностроитель (сложение основ + суффикс, сложно-суффиксальный способ);
- заместитель + директор = замдиректора (часть и целая основа);
- городской + отдел + народного + образования = гороно (часть основы и начальные буквы слов);
- среднее + специальное + учебное + заведение = ссуз (только начальные буквы).
Все способы образования, кроме первых трех пунктов, дают сложносокращенные слова. То есть слова, образованные сложением сокращенных основ, даже если одна из частей – это целая основа.
К сложным относят и те слова в русском языке, для образования которых использованы заимствованные приставки (экс-, супер-, контр-, архи-, гипер- и др.) или корни (авиа-, теле-, гидро-, видео-, электро- и др.).
Именно от способа образования зависит, слитно писать сложные ИС или через дефис.
Слитное написание сложных существительных
- Сложносокращенные слова: спортинвентарь (спортивный инвентарь), запчасть (запасная часть), втуз (высшее техническое учебное заведение). Если первая сокращенная часть в контексте отделяется от второй основы прилагательным, то после сокращения ставят точку: зам. главного редактора.
- ИС с соединительной гласной: велогонщик, водоканал, землемер.
- Существительные с первой частью – иноязычным корнем: авианосец, видеоролик, фотосессия.
В настоящее время список иноязычных корней активно пополняется: видеоканал, инфоцентр.
– Антифашист
– Архиважность
– Гиперусилитель
– Интерактивность
– Инфразвук
– Контригра
– Панамериканизм
– Псевдоромантик
– Субтропики
– Суперидея
– Транскорпорация
– Ультразвук
– Экстраординарность
Но перед прописной (большой) буквой ставится дефис: Пан-Азия.
Слова контр-адмирал, экстра-класс – всегда через дефис.
Дефисное написание сложных существительных
Обязательна постановка дефиса в ИС:
- Образованных сложением двух целых слов, в которых обе части склоняются или только вторая: у дивана-кровати, при купле-продаже, с генерал-лейтенантом, под кран-балкой.
- Называющих единицы измерения или научные термины: сто киловатт-часов, три человеко-дня, пять машино-смен, гамма-излучение. Не подчиняются правилу трудодни и трудочасы.
- Обозначающих стороны света: северо-восток, зюйд-ост.
- Если это название города или растения сложенное из двух и более слов, среди которых служебные части речи: Франкфурт-на-Майне, Комсомольск-на-Амуре, Иван-да-Марья, мать-и-мачеха.
- Имена собственные: Мамин-Сибиряк, Усть-Илимск, Нью-Йорк.
- Слова, начинающиеся на заимствованные элементы:
– Обер-полицмейстер
– Унтер-офицер
– Лейб-гвардеец
– Макси – (миди-, мини-) юбка
– Штаб-квартира
– Вице-адмирал
– Экс-губернатор
– Пресс-атташе
Слитно пишут слова, начинающиеся с БЛОК-: блокпост. - После ПОЛ дефис необходим, если само слово начинается с гласной (пол-инжира, пол-ананаса), с прописной (пол-Европы, пол-Архангельска), с согласной Л (пол-ломтика, пол-литра).
- Образованные из двух полных слов, в первом из которых содержится оценка: горе-ученик, гром-баба.
Источник
Урок русского языка в 10 классе «Способы образования имен существительных. Правописание сложных существительных»
Муниципальное образовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
Скопинский муниципальный район Рязанской области
Открытый урок по русскому языку
«Способы образования имен существительных.
Правописание сложных существительных»
Учитель русского языка
Едунова Анна Размиковна
2013-2014 учебный год
Тема. Способы образования имен существительных. Правописание сложных существительных.
Цель: Повторить способы образования слов,
познакомиться со способами образования имен существительных,
усвоить написание сложных существительных слитно и через дефис,
совершенствовать свои умения применять изученное правило на практике,
формировать уважение к другому человеку
Оборудование: учебник, таблицы, проектор, экран.
I. Мотивация.
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”.
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?» И сегодня, ребята, мне хочется, чтобы мы использовали наши знания, полученные ранее, и закрепили их на практике.
II. Объявление темы и ожидаемых результатов.
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное». Он посвящён способам образования существительных и написанию сложных имён существительных. На следующем, заключительном уроке мы напишем итоговый тест по данной теме.
III . Первым этапом нашего урока станет проверка домашнего задания и повторение изученного в рамках подготовки к ЕГЭ
1 учащийся у доски выполняет варианты заданий А14 (ЕГЭ);
1 учащийся рассказывает теорию об имени существительном.
Проверка заданий из ЕГЭ (по слайдам, справочным материалам).
I V . Работа над темой урока.
Вторым этапом урока станет самостоятельное ознакомление с таблицей способов образования имён существительных (таблицы на каждом столе).
1. Ознакомление с таблицей (самостоятельно).
Название способа образования
Путем исключения окончания
Присоединение приставки к производящему слову
Присоединение к производящей основе суффикса
Слесарь – слесарный,
Гордый – гордость
Присоединение одновременно приставки и суффикса к основе (слову)
Путем перехода из других частей речи (прилагательных, причастий)
Соединяются в производящее слово две призводные основы
а) без участия соединительных о,е
б) основы соединяются при помощи морфем о, е
Сложение усеченных основ
Донбасс, завхоз, вуз
2. Учитель. Посмотрите на доску. Прочитайте и отгадайте загадки. Разберите отгаданные существительные по составу. Все они образованы разными способами (слайды)
1.Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
ответ: пароход
2.Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала.
3.Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
ответ: подснежник
V. Слово учителя.
Сложные существительные в русском языке пишутся слитно и через дефис.
1. Ознакомление с алгоритмом, его анализ.
1. Сложные существительные, обозначающие политические партии, их членов: социал-демократия, социал-демократ
1.Сложные существительные со второй частью на -град, -город, -бург: Ленинград, Белгород, Петербург
2. Сложные существительные, обозначающие единицы измерения: грамм-молекула, киловатт-час
2. Сложные существительные с глагольной первой частью на -и: горицвет, держидерево, вертишейка
3. Сложные существительные, обозначающие промежуточные стороны света: северо-восток, юго- запад
3.Сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных элементов авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и др.: авиасвязь, автоцистерна, биомеханика
4. Существительные, имеющие в первой части иноязычные элементы вице-, лейб-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвардия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион, а также сложное существительное контр-адмирал (контр- не имеет значения «против»)
4. Сложносокращённые существительные разного типа: АТС, вуз, местком
5. Сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, плащ-палатка, член-корреспондент, платье-костюм
5.Сложные слова с соединительной гласной:
6.Слова с пол- (если вторая часть начинается с гласной, или с л, или с большой буквы)
Пол-яблока, пол-лимона, пол-Москвы
Но: пол чайной ложки
6.Слова с пол-, полу-: полдома, полуавтомат
7.Сложные слова с предлогами, союзами, частицами: Иван-да -Марья
7.Сложные существительные, в составе которых есть числительные: сорокалетие, сороконожка
2. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Замените словосочетания сложными словами. Какое написание вы выберете? Почему?
Жук, который ест кору;
Лечебница, где лечат грязями;
Хранилище овощей;
Приспособление для ловли мышей;
Тот, кто возит воду;
Тот, кто варит сталь.
Задание 2.
Задание на понимание текста.
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, всё лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора.
Выделите опорные слова, необходимые для понимания основной мысли.
VI. Домашнее задание.
1. Параграфы по теме «Имя существительное» и задания А13, А14 (теорию) — повторить (подготовка к тестированию).
2. Индивидуальные задания.
VII. Подведение итогов урока.
Наш урок подошёл к концу. Вспомните, пожалуйста, какие правила мы сегодня повторили.
(правописание приставок пре- и при-, орфоэпические правила, способы образования имён существительных, слитное и дефисное написание существительных).
Оценивание учебных достижений учащихся.
— Что вызвало затруднения на сегодняшнем уроке?
— Отметки за урок…
Я очень хочу, чтобы вы задумались над строками, которые записаны на доске и произнесли их вслух.
Запоминание прочитанного — рождает знание. Размышление над прочитанным и прожитым — рождает мудрость. ( А. Турчинов)
Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Способы образования имен существительных. Правописание сложных существительных.
Цель: Повторить способы образования слов,
познакомиться со способами образования имен существительных,
усвоить написание сложных существительных слитно и через дефис,
совершенствовать свои умения применять изученное правило на практике,
формировать уважение к другому человеку
Оборудование: учебник, таблицы, проектор, экран.
I. Мотивация.
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”.
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?» И сегодня, ребята, мне хочется, чтобы мы использовали наши знания, полученные ранее, и закрепили их на практике.
II. Объявление темы и ожидаемых результатов.
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное». Он посвящён способам образования существительных и написанию сложных имён существительных. На следующем, заключительном уроке мы напишем итоговый тест по данной теме.
III . Первым этапом нашего урока станет проверка домашнего задания и повторение изученного в рамках подготовки к ЕГЭ
· 1 учащийся у доски выполняет варианты заданий А14 (ЕГЭ);
· 1 учащийся рассказывает теорию об имени существительном.
Проверка заданий из ЕГЭ (по слайдам, справочным материалам).
I V . Работа над темой урока.
Вторым этапом урока станет самостоятельное ознакомление с таблицей способов образования имён существительных (таблицы на каждом столе).
1. Ознакомление с таблицей (самостоятельно).
Источник