Сложная теоретическая или практическая задача способы решения которой неизвестны называется

ПРОБЛЕМА

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое ПРОБЛЕМА в других словарях:

ПРОБЛЕМА

(от πρόβλημα, προβάλλω — предлагать) — так называется научный вопрос, могущий быть различно решенным, причем в пользу каждого из возможных решений имею. смотреть

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema — задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоре. смотреть

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА, -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения,исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. Очем-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроилцелую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем!(все идет хорошо, нет никаких затруднений). II прил. проблемный, -ая, -ое (к1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы). смотреть

ПРОБЛЕМА

проблема ж. Сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

проблема См. вопрос, задача. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. проблема вопрос, дело, задача; трудность, предмет внимания, геморрой, засада, осложнение, положение, заморочка, рана, заколупка, затруднение, предмет обсуждения, препятствие, апория, рак головы, тема, закавыка, переделка, загвоздка, переплет, закорючка, узкое место, заковырка, закавычка, материя, сложнячка, загадка Словарь русских синонимов. проблема 1. см. вопрос. 2. см. трудность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. проблема сущ. • вопрос Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. проблема сущ., кол-во синонимов: 55 • апория (7) • вопрос (21) • гемор (8) • геморрой (18) • головная боль (4) • головняк (22) • дело (97) • жопа (93) • загадка (32) • загвоздка (26) • задача (31) • закавыка (27) • закавычка (23) • заковырка (21) • заколупка (17) • закорючка (33) • заморочка (22) • запара (7) • запердыка (1) • засада (24) • затруднение (42) • затруднительное положение (10) • затык (3) • камень преткновения (9) • карачун (17) • кариес (3) • кикоз (9) • колбаса (21) • материя (50) • накладка (38) • напряг (17) • осложнение (35) • переделка (32) • переплет (23) • положение (92) • попоболь (7) • предмет внимания (7) • предмет обсуждения (9) • препятствие (36) • проблемища (1) • проблемка (1) • рак головы (4) • рана (26) • сага (6) • сбой (17) • ситуевина (4) • сложность (45) • сложнячка (1) • суперпроблема (1) • тема (24) • трабл (12) • траблема (1) • трудность (54) • узкое место (19) • хоботня (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: апория, вопрос, гемор, геморрой, головная боль, головняк, дело, жопа, загадка, загвоздка, задача, закавыка, закавычка, заковырка, заколупка, закорючка, заморочка, засада, затруднение, затруднительное положение, затык, кариес, кикоз, колбаса, материя, осложнение, переделка, переплет, положение, предмет внимания, предмет обсуждения, препятствие, рак головы, рана, сага, сложность, сложнячка, тема, трабл, трудность, узкое место, хоботня. смотреть

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (от греч. рroblema — задача), в широком смысле сложный теоретич. или практич. вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке-противоречивая. смотреть

ПРОБЛЕМА

Проблема (от πρόβλημα, προβάλλω — предлагать) — так называется научный вопрос, могущий быть различно решенным, причем в пользу каждого из возможных решений имеются веские доводы. В каждой науке есть П. Аристотель в «Топике» I кн., 9 глава делит П. на 3 группы — П. практические, теоретические и такие, которые служат для достижения какой-либо истины.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (греч. problema — задача, задание) — понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убед. смотреть

ПРОБЛЕМА

атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, *главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все, но в первую очередь философия. Поэтому у философии всегда есть своя особая проблема*. Проблемность человеческого бытия проявляется в его противоречивости, неопределенности, непредсказуемости, рискованности; она есть онтологическое основание любой формы его постижения и осмысления: художественного, религиозного, научного, философского, которые фиксируются в многообразных видах антиномий, вопросов, задач, парадоксов и т. д. С т. зр. системного анализа, П. это целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное (Р. Акофф, Ф. Эмери). В гносеологическом аспекте П. это идеальное отображение реальной проблемной ситуации (практической и/или познавательной). Проблемная ситуация возникает как несоответствие между: а) целью и средствами ее достижения; б) целью и результатами деятельности; в) необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального); г) сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия (в т. ч. антагонистического). С т. зр. психологии, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную П. характеризуют начальные стадии процесса мышления. Для философской традиции (Сократ, Августин, Н. Кузанский и др.) характерно понимание П. как знания о незнании. Философы Древней Греции выразили это понимание в форме следующего парадокса мышления: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? Современная когнитивная психология разрешает данный парадокс, указывая, что здесь неприменим закон *все или ничего*. Вся жизнедеятельность общества (наций, классов, организаций и т. д.), а также индивидов в определенном отношении представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения П. *Возникновение и решение проблем, словно систола и диастола две фазы сердечного цикла, обусловливают характер биения пульса жизни всего социального организма* (В. И. Куценко). Социальная П. это форма существования и выражения необходимости для общества осуществить определенную деятельность. В более узком смысле социальная П. это форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями ее реализации. Внутренние основы социальной П. общественные необходимость, потребность интерес, противоречие *передают* ей такой фундаментальный а/грибут, как объективный характер. Независимость социальной П. от воли и сознания людей подчеркивается в современной марксистской философской литературе (См.: Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, 1984). Исходя из других оснований, Ж. Делез также подчеркивает объективный характер П.: *Проблематическое является одновременно и объективной категорией познания, и совершенно объективным видом бытия*. Он призывает *покончить с застарелой привычкой мысли рассматривать проблематическое как субъективную категорию нашего знания* (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, с. 76). Поиски онтологических оснований проблемности человеческой жизнедеятельности весьма актуальны. Э. Фромм писал: *Человек единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться*. Согласно Э. Фромму, основание проблемности утрата гармонического единства человека и природы. В поисках указанных оснований весьма перспективны, на наш взгляд, онтология И. Гартмана и идеи синергетики. В современной философскометодологической литературе обсуждается и частично реализуется проект создания проблемологии специальной дисциплины в рамках общенаучной методологии, призванной системно описать и объяснить закономерности возникновения, функционирования и развития многообразных видов П.: научных и философских, социальных и экзистенциально-личностных, глобальных, региональных и уникальных и т. д. Общепринятая типология П. пока еще не разработана. Научная П. форма организации и развития научного знания. Исторически первой работой по проблемологии следует считать *Гопику* Аристотеля (384 322 гг. до н. э.). Согласно Стагириту, тезис и П. есть предметы спора: *. тезис есть проблема, но не каждая проблема есть тезис. * (Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2 с. 361). В диалектической П. должны быть явно сформулированы обе альтернативы. Он различал практические и познавательные П.: *Диалектическая проблема есть задача, поставленная или ради выбора и избегания, или ради (достижения) истины и ради познания. * (там же, с. 360), а также самостоятельные и вспомогательные П. Аристотель разработал классификацию П. и формы их опровержения. Этимологию термина *проблема* (как синонима *задачи*) принято вести от греческого глагола *баллейн* бросать, т. е. П. это *объект, брошенный вперед* (пред-мет). Неоплатоник Прокл (V в.), комментируя *Начала* Евклида, противопоставлял теоремы и П., для него П. это практическая (в рамках геометрии) задача, которая выполняется определенным способом, и необходимо найти эти способы, изобрести их и выполнить требуемое построение (отнюдь не единственно возможное). Предыстория проблемологии во многом совпадает с историей становления логики вопросов и ответов. Основополагающие идеи были выдвинуты Р. Декартом, Г. В. Лейбницем и И. Кантом (антиномии чистого разума) . В философии и науке XX в. интерес к исследованию научной П. возникает вследствие преодоления кризиса оснований математики (работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта), под влиянием достижений математической логики (в частности, исчисления задач, построенного А. Н. Колмогоровым в 1932 г., и разработки теории алгоритмов труды К. Геделя, А. А Маркова, П. С. Новикова и др.), кибернетики (*искусственный интеллект* ), когнитивной психологии, системного анализа, истории и методологии пауки. Значительный вклад в становление проблемологии внесли работы Д. Пойа, К. Поппера, И. Лакатоса, Л. Лаудана, 3. Цацковского и др., в отечественной литературе работы В. Ф. Беркова, В. М. Глушкова, В. Н Карповича, П. В Копнина, М. С Бургина и В. И. Кузнецова, Е. С. Жарикова, В Е. Никифорова, Л. М. Фридмана и др. Структура научной ?. включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное); б) центральный вопрос научной П.; в) императив требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Очевидно, что научная П. не может быть сведена к вопросу Научная П. это система знания, отображающая проблемную ситуацию и ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя и принятая (или отвергнутая) научным сообществом. Это развивающаяся, открытая, упорядоченная система исследовательских задач, характеризующаяся неопределенностью методов и результатов решения. С этой т. зр., исследовательская задача прафеномен научного познания, его *живая клетка*, а научная П. многоклеточный *организм* во внешней среде. Функционирование научной П. определяется тем, что она является *вечным двигателем* научного познания, источником его самоорганизации и саморазвития. В процессе исследования научная П. выполняет следующие функции: а) детерминирующую она определяет направление исследования и побуждает к нему; б) интегративную выступает как форма интеграции научного знания; в) систематизирующую. Кроме того, возможна функциональная типология научных П., в которой выделяются П. описания, объяснения, предвидения и праксеологические П. (*Как это сделать?*). Последний тип П. в современном естествознании, по-видимому, доминирует (П. управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, *искусственного интеллекта* и т. д.). Развитие научных П. описывается как совокупность состояний и процессов, образующих движение к новому знанию. Эта совокупность может быть упорядочена по разным основаниям: по стадиям проблематизации знания, по функциональным типам П., по стадиям исследования и т. д. Согласно К. Попперу, рост научного знания описывается следующей схемой: Р, ТТ ЕЕ Ру где Р, исходная научная П., ТТ *пробные теории*, ЕЕ этап *устранения ошибок*, Р, новая научная П. Эта схема релятивизирует развитие науки. Для указанных выше технологически ориентированных П. более адекватной является другая схема: научная П. порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах. Понятие исследовательской программы вошло в методологию науки после работ И. Лакатоса 1968 70 гг., однако в рефлексии ученых оно функционирует очень давно и воплощается в форме программных работ. Эффективность исследовательской программы может служить показателем потенциальной истинности породившей ее научной П. Указанные понятия используют в методологическом анализе научного прогресса. Так, например, в модели Л. Лаудана критерием прогресса является максимизация объема решенных эмпирических П. при минимизации объема аномалий и концептуальных П. Это направление проблемологии находится в процессе становления. Философская П. форма организации и функционирования исторически изменяющегося философского знания. Принципиально неустранимое многообразие философских направлений, систем, школ и т. д., отсутствие однолинейного прогресса в истории философии приводят к неоднозначным трактовкам природы философских П. Тем не менее возможно выделить некоторые относительно инвариантные характеристики философской П. 1. Бытийная укорененность. А. Шопенгауэр провозглашал: *Мир, мир, ослы! вот проблема философии, мир и больше ничего!* У древних греков символом философии была богиня вестница Ирида (дочь Тавманта *Удивляющегося*), т. к. она вопрошала о сущем. Дезонтологизация философской системы завершается ее крахом. 2. Экзистенциально-личностная значимость философской П. для ее постановщика и исследователя. *Философия такова, каков сам философ*, отмечал Фихте. Понимание философской П. невозможно без выявления ее жизненных корней, в т. ч. тех, которые находятся в образе жизни мыслителя, складе его души, особенностях биографии и т. д. *Решение встающей перед тобой жизненной проблемы в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает*, писал Л. Витгенштейн. 3. Фундаментальность. Она присуща философской П., поскольку философская рефлексия есть поиск оснований. *В каждый метафизический вопрос. всякий раз включается также и вопрошающее человеческое бытие* (М. Хайдеггер). 4. Системное единство предметного, операционного и ценностного аспектов философской П. Система базовых интеллектуальных операций обусловлена не только свойствами предмета, но и стремлениями субъекта. По мнению Д. В. Пивоварова, в основном вопросе философии кристаллизованы базовые умственные операции, из которых произрастают различные философские доктрины и которые придают этим доктринам специфические операционные значения. 5. Синтез вечного и преходящего, инвариантного и вариативного. Подобно *вечным образам* в искусстве, существуют *вечные* П. в философии (например, П. истины, свободы, блага и др.), что не отрицает их конкретно-исторического своеобразия. П., поставленные мыслителями древности, не только понятны современным философам, но и продолжают их волновать: они вечны, поскольку всегда сохраняют свою значимость для человечества. *Не хочу ли я сказать: живущий лишь сиюминутным просто слеп, как крот; сумев прозреть, он увидел бы и проблему?* (Л. Витгенштейн). 6. Голографическая связность философских П. ДРУ!* с другом (по принципу *все со всем*). *Никто, как кажется, и не догадывается о том, как тесно многие отвлеченные вопросы связаны не только с важными интересами человеческой жизни, но и с самим существованием этой жизни. . А между тем это так* (В. В. Розанов). М. Хайдеггер писал: *Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному, тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли*. Проблемность философского разума всегда будет привлекать мыслящих людей. (См. *Вопрос и Ответ*.) В. П. Прытков. смотреть

Читайте также:  Милдронат способы введения внутривенно

ПРОБЛЕМА

(= задача, вопрос, трудность) problem, task, matter, point, topic, question• В основном, это проблема (чего-л). — This is essentially a matter of. •. смотреть

ПРОБЛЕМА

пробле́ма сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? пробле́мы, чему? пробле́ме, (вижу) что? пробле́му, чем? пробле́мой, о чём? о пробле́ме; мн. . смотреть

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА(греч.). Задача, вопрос, предложенный для решения, вопрос, нерешенный в науке; спорный пункт, загадка, трудно разрешимая задача. В фигуральном . смотреть

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (греч. problema — преграда, трудность, задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узк. смотреть

ПРОБЛЕМА

(проблема научная) — осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом — стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу. Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это — вопрос о причинах тех или иных событий, — о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей. Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной — как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления. В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними.Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий. Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в проблеме — противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений. Как правило, проблемы вытекают из практики — в том числе практики теоретических рассуждений — в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как «вечно актуальные», или же объявляются псевдопроблемами. Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений — не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений. смотреть

Читайте также:  Minecraft способы добычи алмазов

ПРОБЛЕМА

проблема научная) — осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом — стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу. Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это — вопрос о причинах тех или иных событий, — о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей. Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной — как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления. В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий. Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в проблеме — противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений. Как правило, проблемы вытекают из практики — в том числе практики теоретических рассуждений — в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как «вечно актуальные», или же объявляются псевдопроблемами. Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений — не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений. . смотреть

Читайте также:  Способы защиты человека опасностей техносфере

ПРОБЛЕМА

(греч. problema — преграда, трудность, задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле — ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающая и разрешающая информация для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем, условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем, противоречия познания и П. — не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса — в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П. К важнейшим критериям формального характера относятся соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно. В.Ф. Берков. смотреть

ПРОБЛЕМА

(греч. problema преграда, трудность, задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П. К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно. В.Ф. Берков. смотреть

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema — преграда, трудность, задача) вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же пр. смотреть

Источник

Оцените статью
Разные способы