Под проблемой__ понимают сложную теоретическую или практическую задачу, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
2.12. Требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов- это… гипотеза
2.13. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
4. обладания объяснительной силой;
2.14. Сопоставьте требования научной гипотезы ….
1. релевантность | А. с существующим научным знанием |
2. проверяемость | Б. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий |
3. совместимость | В. соответствие фактам, на которые гипотеза опирается |
4. обладание объяснительной силой | Г. опытным путем |
5. простота | Д. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений |
6. упрощенность |
2.15. Учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей называется….теория
2.16. Структура теории:
4. научные положения;
2.17. Мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений – это. понятие
2.18. Общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений – это… категория
2.19. Сходные положения какой-либо отрасли науки, являющиеся начальной формой систематизации знаний – это… принцип
2.20. Положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения – это… аксиома
2.21. Положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области – это… закон
2.22. По основным сферам реальности законы классифицируются на:
2.23. По объему действия законы классифицируются:
2.24. Научное утверждение, сформулированная мысль – это… положение
2.25. Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности – это…учение
2.26. Соотнесите структуру теории:
1. учение | А. Научное утверждение, сформулированная мысль |
2. положение | Б. Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности |
3. закон | В. Положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области |
4. аксиома | Г. Положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения |
5. принцип | Д. Сходные положения какой-либо отрасли науки, являющиеся начальной формой систематизации знаний |
6. | Е. новое интуитивное объяснение события или явления |
2.27. Элементами эмпирического знания являются:
1. факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов;
2. качественные и количественные характеристики объектов и явлений;
3. факты, получаемые с помощью теоретических исследований.
Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических _____законов____
2.29. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в ….
1. совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2. факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3. научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4. теоретические исследования в современной науке предопределяется, направляется эмпирическими;
5. эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
2.30. Структуру эмпирического уровня исследования составляют:
2. эмпирические обобщения;
2.31. Факт – это ..
1. объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
2. знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3. предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов;
4. научное утверждение, сформулированная мысль.
2.32. Система определенных научных фактов, на основании которой можно сделать определенные выводы или выявить недочеты и ошибки – это …эмперическое обобщение
3.1 Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом – это ____цель__ научного исследования
3.2. Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы исследования, определяет порядок его проведения и его основные этапы – это замысел исследования
3.3. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:
1. цель, задачи, гипотеза исследования;
2. критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;
3. последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);
4. порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;
5. порядок и формы представления результатов исследования.
6. оценка исследований
Объектом____ научного исследования являются материальная или идеальная системы.
Источник
Понятие научного исследования. Виды исследований
Организация исследовательской деятельности
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.
Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.
Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают:
— научные исследования бюджетные,
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.
Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.
Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.
2. Теория – это целостная система достоверных знаний.
3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.
4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания;
4) философские установки и социальные ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.
Закономерность – это:
1) совокупность действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:
1) ее абсолютный и относительный рост;
2) отставание социального контроля над нею.
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Идея – это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях:
1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.
Источник