- 2.13. Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения»
- Просмотр содержимого документа «Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения» »
2.13. Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Упражнение 58. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.
Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.
Упражнение 59. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.
1. Однажды слышит русский пленный: в горах раздался крик военный (Пушкин). 2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны (Пушкин). 3. Казалось бы, розыски его пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны (Каверин). 4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, без вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз (Твардовский). 5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты (Заварин). 6. Сумчатые – это подкласс млекопитающих, которые донашивают детей в сумке (Заварин). 7. Из корня валерианы готовят снотворные средства (Круглов). 8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю (Крелин). 9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади (Макаров). 10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мать маленькому племяннику (Л. Толстой). 11. Танцевать она выучилась на детских балах (Лермонтов). 12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу (Федин). 13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли (Федин). 14. Дальше к реке, от ванных зданий, где лечатся больные, текут серные ключи (Первенцев). 15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода (Чехов). 16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые (Чехов). 17. Вот и знакомые, десятки раз исхоженные и изъезженные горы (Симонов). 18. Женщины на голове кокошники золотые носили (Л. Толстой). 19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые, стал считать их (Л. Толстой). 20. Горничная сказала, что барыни нет дома (Чехов).
Упражнение 60. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 59), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.
Источник
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Источник
Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения»
В русском языке различают различные способы образования слов. один из способов мы изучаем на уроке русского языка в шестом классе. Способ сложения. На уроке присутствуют разные способы и формы преподавания материала.
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Образование слов способом сложения» »
Образование слов способом сложения (конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева)
Тема: Образование слов способом сложения
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения новых знаний
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Учитель читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова».
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло:
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом.
Вот и садовод с садовником идет.
Очень интересно гулять в саду словесном!
— Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова.
2. Подготовка к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации.
— Познакомьтесь с текстом (текст оформлен на слайде)
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются.
— О каких родственниках идет речь?
— Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами их образования расположены на магнитной доске, детям нужно их правильно распределить)
— Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово.
— Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова.
— Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение) Как называются такие слова? (сложные)
3. Открытие нового знания учениками.
Открытие темы. Ее запись. Формулирование целей.
— Что мы знаем по теме «Способы образования слов в русском языке»? Какой новый способ образования откроем для себя на этом уроке? Чему научимся в течение урока?
Работа с учебником: часть 1, глава 3, параграф 7 «Образование слов способом сложения».
— Познакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Сформулируйте вопросы к изучаемому материалу (работа проводится индивидуально или в парах по желанию учеников).
Обсуждение вопросов. Самостоятельные выводы об образовании слов способом сложения.
4. Применение нового знания.
Упражнение: запишите слова, докажите, что они образованы способом сложения, выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Работе с текстом (текст оформлен на слайде).
Как интересно глядеть в лужу! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в сои воздушные мешки запас свежего воздуха.
Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза.
Осмысление содержания текста.
— О каких чудесах идет речь?
— Почему автор использует для описания происходящего слово чудеса?
— Наблюдали ли вы чудеса в самых простых вещах, окружающих вас в повседневной жизни? Расскажите о них.
Работа со сложными словами.
— Выпишите из текста сложные слова, покажите, как они образованы.
— Почему их так много в тексте? Какова их роль? Попробуйте заменить их сочетаниями слов, от которых они образованы. Что изменилось? Сделайте вывод о роли сложных слов в речи.
— Соберите слова, используя в качестве строительного материала слова из таблицы, выделите корни полученных слов (таблица – на слайде)
Источник