Сложение как способ словообразования 6 класс презентация

Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Способы словообразования, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt 707 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».

Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод

ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую

ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова

Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное

Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть

Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и — основа производящего слова ТЬ подносить поднос

Сложение: а) слов б) основ : — с помощью соединительных гласных — без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод — Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) — Стен газета — МГУ — Универсам г) Белый-белый

Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.

Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.

Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) Мне нравится

Источник

Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_slov_slozheniem.ppt 1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Нолинска Кировской области Урок русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»

1) Назовите слова с двумя корнями. Как они называются? Вод..пад, бур..лом 2) От чего зависит выбор соединительных О и Е? Правило: О пишется после твёрдых согласных, Е – после мягких согласных, шипящих и Ц. Во д о пад, бу р е лом

Распределительный словарный диктант. Лед..кол, пеш..ход, глаз..мер, пчел..вод, пут..шествие, птиц..лов. Добавьте по два слова в каждый столбик. Взаимопроверка. Как образуются сложные слова? Найдите ответ на следующем слайде. О Е лун о ход нефт е провод

Способы образования слов Суффиксальный домик дом Приставочный пришкольный школьный Приставочно – суффиксальный наушники ухо Бессуффиксный зелень зелёный Сложение основ снег о ход снег + ходить

Сложн о сокращённые слова тоже образованы способом сложения . 1) Учебник. Стр. 75 образование слов «завуч» и «завхоз» 2) Правило. Стр.75 3) Упр.170.

Объясните значение слов и подумайте , как они образованы. книголюб рыболов кресло-качалка МГУ вуз книга + любить рыба + ловить кресло + качалка высшее + учебное + заведение Московский + государственный + университет

Образование слов сложением 1.Сложение целых слов кресло-качалка, плащ-палатка 2. Сложение основ слов лес о степь, брон е поезд 3. Сложение частей слов или части слова и целого слова универмаг, юннат, педсовет 4. Сложение начальных букв слов ПК, МГУ, ПТУ 5. Сложение начальных звуков слов вуз, МХАТ, ТЮЗ

1) Что такое сложносокращённые слова? 2) Как образуются сложносокращённые слова? Правило стр.76 (вверху) МЧС СМУ универмаг

Аббревиатура – это слово, полученное путём сложения начальных букв или звуков. (МГУ, вуз) сложносокращённые слова: аббревиатура звуковая буквенная колхоз вуз РФ спецкор ТЮЗ ПТУ педсовет

1) Упр. 172 – устно. 2) Упр. 173 – письменно. 3) Правило об употреблении аббревиатур стр. 76 (вторая часть правила)

Кировск.. ТЮЗ начал.. новый сезон. Образец рассуждения : X ТЮЗ – т еатр ю ного з рителя м.р., ед.ч. прил . м.р., ед.ч. гл. м.р., ед.ч. Кировский ТЮЗ начал новый сезон.

1) расшифровать аббревиатуру. 2) найти главное слово, 3) определить род и число главного слова. Итак, чтобы определить род и число аббревиатуры, надо:

Определите род сложносокращённых слов. 1) Российск… СМИ, ОРТ объявил. МГУ провел.. конкурс, знаменит… ГАБТ, Саратовск.. ГЭС. 2) Кировск… ТЮЗ показал.. новый спектакль. Самарск.. СМУ завершил.. строительство торгового центра.

Вывод. Рефлексия. 1) Я вспомнил, что… 2) Я понял… 3) Я узнал… 4) Было интересно… 5) Особенно понравилось… 6) Вызвало затруднение… 7) Было сложно… 8) Нужно выучить…

Домашнее задание: Правило стр. 75-76, Упр. 174.

Спасибо за внимание!

Использованные источники 1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376 2. Захарова Т.А., Левмна О.В. и др. уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2009 3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990. 4. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций. http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309 5. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. 6. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001. 7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

Презентацию подготовила Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы коррекционной школы – интерната V вида города Нолинска Кировской области. Январь, 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме «Орфограммы в разных частях слова»

Презентация к уроку русского языка пр теме «Орфограммы в разных частях слова» 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.

ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: «Формирование навыка правописания сложных слов»

Презентация составленна по программе «Перспективная начальная школа».

Слова книжные и разговорные. Урок русского языка. 5 класс.

Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: организация работы в классе для открытия и закрепления нового материала; выработка умения определять и отличать слова друг от друга; принимать решен.

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией).

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме «Союзы и союзные слова в СПП»

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой.

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

Презентация к уроку русского языка 6 класс «Буквы Ы и И в корне слова после приставок»

Презентация к уроку русского языка 6 класс «Буквы Ы и И в корне слова после приставок&quot.

Источник

Презентация на тему: Образование слов сложением

Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования» Образование слов сложением

Объясните значение слов и подумайте , как они образованы.книголюбрыболовкресло-качалкаМГУвуз

Операция «сложение» в русском языке

Проверьте себя! Чаепитие, взаимопомощь, трудолюбие, однофамильцы, свободолюбие, пешеход. Легкомысленный, разнообразные, миролюбивые. Хоровод, небосклон, вертолёт, самолёт, лесовод, водосток, водопад, лесоруб, пароход

Согласование сложносокращенных слов в роде и числеТЮЗ показал(?) новый спектакль.ТЮЗ показал новый спектакль.

Согласование сложносокращенных слов в числеСМИ освещал(?) визит президента в Китай.СМИ освещали визит президента в Китай.

Подберите однокоренные существительные женского рода к слову «высокий» и расположите их в последовательности образования.

В каком предложении вместо слова «туристский» нужно употребить «туристический»?

Использованные источники1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урокаhttp://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13762. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309 4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. 6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999. 7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997. 8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001. 9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

Презентацию подготовила Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Источник

Урок+презентация по русскому языку для 6 класса: «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»

Выбранный для просмотра документ Описание конкурсной работы.doc

Описание конкурсной работы

1. Свиридова Анастасия Владимировна

2. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области»

3. МОУ«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области», по улице Ильича, 78

7. Номинация конкурса «Урок с использованием интерактивной доски»

8. Аббревиация является одним из наиболее продуктивных способов словообразования в современном русском языке, резкая активизация аббревиации в последние десятилетия происходит в связи с развитием науки и техники, в результате чего в языке ежедневно появляются новые аббревиатуры. Отдельные процессы в сфере аббревиации становятся наиболее активными в современном русском языке, в язык проникает большое количество иноязычных аббревиатур. Изучение активных процессов в сфере аббревиации поможет учащимся осознать, что аббревиация – это явление многогранное, активно функционирующее в языке. В связи с этим нами разработан план-конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 6 класс», в приложении к уроку был разработан «Аббревиатурный словарик шестиклассника», в который вошли самые распространенные аббревиатуры из школьных учебников. Дополнительные технические средства: ПК.

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 6 классе.doc

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Способы словообразования имён существительных.

Учебник: Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 3-е изд. – М., 2008.

Тип урока: комбинированный урок.

• углубить знания о способе сложения при образовании имён су-ществительных, дать представление о его разновидностях; познакомить учащихся с понятиями «аббревиация» и «аббревиатура»; формировать навыки правильного употребления аббревиатур в речи; развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов; обогащать и активизировать словарный запас школьников;

• развивать речевую и мыслительную деятельность, память, связ-ную речь; способствовать формированию коммуникативных умений;

• воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, карточки красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика, «Школьный орфоэпический словарь» В. В. Львова, М., 2010; «Словарь сокращений современного русского языка» Г. Н. Скляревской, М., 2004; брошюра «Аббревиатурный словарик шестиклассника» на каждого.

1. Орг. момент – 5 мин.

2. Орфографическая разминка – 5 мин.

3. Актуализация ранее полученных знаний – 3 мин.

4. Изучение нового материала – 10 мин.

5. Закрепление нового материала – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Закрепление нового материла – 5 мин.

8. Подведение итогов урока – 5 мин.

8. Рефлексия – 2 мин.

9. Домашнее задание – 3 мин.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. объявление темы урока, его целей.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать способы словообразования имен существительных и тема нашего урока «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» (Слайд 2). В ходе нашего урока мы будем развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу. Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки 3 цветов: красного, желтого и зеленого. В конце урока вы должны будете поднять карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке урока. Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке. Жёлтый цвет — урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно. Зелёный цвет — пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

2. Орфографическая разминка

Спишите загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (Слайд 3)

В сером армячишке

По дв…рам шныряет,

Над бабушкиной избушкой

В …сит хлеба кр…юшка,

А достать не могут.

— Выпишите из загадок выделенные существительные, поставив их в форму именительного падежа единственного числа, определите, каким способом они образованы, выделите в них суффиксы (мальчишка – суффиксальный способ, суф. -ишк-; армячишко – суффиксальный способ, суф. –ишк-; избушка — суффиксальный способ, суф. -ушк-; краюшка – суффиксальный способ, суф. -уш- и -к-).

3. Актуализация ранее полученных знаний

— Что изучает словообразование? (раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка).

— Итак, суффиксальный способ мы уже с вами повторили, а какие еще способы вы можете назвать? (приставочный, приставочно-суффиксальный).

— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним способом образования имен существительных – способом сложения.

4. Изучение нового материала

1) Работа учащихся:

— Посмотрите, пожалуйста, на схемы (Слайд 4) подумайте и скажите, какой же способ называется сложением?

1. + →

Спортивная + база → спортбаза.

Специальный корреспондент → спецкор.

2. +е(о) + →

Уголь + е + копать → углекоп.

Сталь + е + варить → сталевар.

3. + е(о) + + ^ + →

Добрая + о + душа + н(ый) →добродушный,

Первый + о + проходить + ец(□) → первопроходец

(Сложение основ, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ с соединительной гласной и присоединением суффикса).

2) Слово учителя:

— Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:

1. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка;

2. Сложение основ с помощью соединительных гласных о, е: носорог, пылесос.

3. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается

сложносокращенное слово, или аббревиатура. Способ образования аббревиатур называется аббревиацией.

Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен преимущественно для существи-тельных. Существует несколько основных типов аббревиатур.

3) Составление таблицы (Слайд 5)

из названий первых букв каждого слова

из начальных звуков каждого слова

из начальной части первого слова и целого слова

из начальных частей слов

заведующий хозяйством завхоз

— Ребята, следует учесть, что род аббревиатур определяется по главному слову в словосочетании. При определении рода необходимо аббревиатуру «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию. Давайте обратимся к учебнику

4) Работа с учебником. Чтение теоретической статьи на стр. 135.

4. Закрепление нового материала

1) Работа со словарями:

— Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Ваша задача правильно произнести данные слова: РФ, МГУ, ООН, ГИБДД. Проверьте себя по орфоэпическому словарику (РФ [эр-эф], МГУ [эм-гэ-у], ООН [о-он], ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ]).

— (Слайд 7). Расшифруйте аббревиатуры и определите их род: ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ В случае затруднения воспользуйтесь Словарем сокращений (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (м.р.); ВМФ ‒ Военно-морской флот (м.р.); ЧП ‒ чрезвычайное положение (ср.р.); РФ ‒ Российская Федерации (ж.р.); ТВ – телевидение (ср.р.); АЭС ‒ атомная электростанция (ж.р.); ЕГЭ ‒ Единый государственный экзамен (м.р.).

5. Физкультминутка (Слайд 8)

— Девочки и мальчика, теперь внимание на меня. Повторяйте за мной:

Вот окошко распахнулось-

(руки развести в стороны)

Вышла кошка на карниз.

( имитировать походку кошки)

Посмотрела кошка наверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

И уселась на карниз.

( сесть на свои места)

6. Закрепление нового материала

2) Выполнение упражнений:

Упражнение 303 (1)

Составьте предложения со сложносокращенными существительными, правильно согласуя их с прилагательными и глаголами, указанными в скобках. Выделите грамматические основы предложений.

АТС (городской, городская, городское), ГАИ (проверил, проверила, проверило), КВН (открыл, открыла, открыло сезон), ООН (сообщил, сообщила, сообщило), НИИ (разработал, разработала, разработало), ЕГЭ (проверил, проверила, проверило).

Запишите сложносокращенные слова, образованные из выделенных букв следующих сочетаний слов.

Театр юного зрителя, Министерство иностранных дел, Российская Федерация, Дорожно-патрульная служба, Автоматическая телефонная станция, Научно-исследовательский институт.

7. Подведение итогов

— Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было особенно интересно…», «Я считаю, что было важным….» (Слайд 9).

— А теперь я попрошу вас поставить себе оценки. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке.

9. Домашнее задание (Слайд 10).

Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135.

1 уровень (необходимый): упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры.

2. уровень (повышенный): 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.

Выбранный для просмотра документ през для урока.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области» Учитель русского языка и литературы Свиридова Анастасия Владимировна

Способы словообразования имён существительных Способ сложения corowina.ucoz.com

Спишите загадки, вставив пропущенные буквы Маленький мальчишка В сером армячишке По дв…рам шныряет, Крохи соб…рает. Над бабушкиной избушкой В …сит хлеба кр…юшка, Собаки лают, А достать не могут. corowina.ucoz.com

1. + → Спортивная + база → спортбаза. Специальный корреспондент → спецкор. 2. +е(о) + → Уголь + е + копать → углекоп. Сталь + е + варить → сталевар. 3. + е(о) + + ^ + → Добрая + о + душа + н(ый) →добродушный, Первый + о + проходить + ец(□) → первопроходец corowina.ucoz.com

corowina.ucoz.com Типы аббревиатур тип аббревиатуры пример из названий первых букв каждого слова ПТУ из начальных звуков каждого слова вуз из начальной части первого слова и целого слова сберкнижка из начальных частей слов заведующий хозяйством завхоз

РФ МГУ ООН ГИБДД

ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ

Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было особенно интересно…», «Я считаю, что было важным….»

Домашнее задание Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135. 1 уровень: упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры. 2. уровень: 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Выдержка из материала:

Урок русского языка «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»

Учебник: Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 3-е изд. – М., 2008.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
  • познакомить учащихся с понятиями «аббревиация» и «аббревиатура»;
  • формировать навыки правильного употребления аббревиатур в речи;
  • развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
  • обогащать и активизировать словарный запас школьников;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, память, связ-ную речь;
  • способствовать формированию коммуникативных умений;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, карточки красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика, «Школьный орфоэпический словарь» В. В. Львова, М., 2010; «Словарь сокращений современного русского языка» Г. Н. Скляревской, М., 2004; брошюра «Аббревиатурный словарик шестиклассника» на каждого.

  1. Орг. момент – 5 мин.
  2. Орфографическая разминка – 5 мин.
  3. Актуализация ранее полученных знаний – 3 мин.
  4. Изучение нового материала – 10 мин.
  5. Закрепление нового материала – 5 мин.
  6. Физкультминутка – 2 мин.
  7. Закрепление нового материла – 5 мин.
  8. Подведение итогов урока – 5 мин.
  9. Рефлексия – 2 мин.
  10. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку. объявление темы урока, его целей.

Сообщение учителя:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать способы словообразования имен существительных и тема нашего урока «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» (Слайд 2).

В ходе нашего урока мы будем развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу.

Актуализация ранее полученных знаний- Что изучает словообразование? (раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка).- Итак, суффиксальный способ мы уже с вами повторили, а какие еще способы вы можете назвать? (приставочный, приставочно-суффиксальный).

— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним способом образования имен существительных – способом сложения.

— Ребята, следует учесть, что род аббревиатур определяется по главному слову в словосочетании. При определении рода необходимо аббревиатуру «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию.

Давайте обратимся к учебнику

Работа с учебником. Чтение теоретической статьи на стр. 135.

Закрепление нового материала

Работа со словарями:- Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Ваша задача правильно произнести данные слова: РФ, МГУ, ООН, ГИБДД. Проверьте себя по орфоэпическому словарику (РФ [эр-эф], МГУ [эм-гэ-у], ООН [о-он], ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ]).- (Слайд 7).

Расшифруйте аббревиатуры и определите их род: ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ В случае затруднения воспользуйтесь Словарем сокращений (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (м.р.); ВМФ ‒ Военно-морской флот (м.р.); ЧП ‒ чрезвычайное положение (ср.р.); РФ ‒ Российская Федерации (ж.р.); ТВ – телевидение (ср.р.); АЭС ‒ атомная электростанция (ж.р.); ЕГЭ ‒ Единый государственный экзамен (м.р.).

Домашнее задание (Слайд 10).Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135. 1 уровень (необходимый): упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры.2. уровень (повышенный): 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.

Источник

Читайте также:  Эффективные способы мотивации персонала
Оцените статью
Разные способы