- Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе. презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Образование имён существительных путём сложения — Словообразование имён существительных — Имя существительное
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_slov_slozheniem.ppt | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Нолинска Кировской области Урок русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
1) Назовите слова с двумя корнями. Как они называются? Вод..пад, бур..лом 2) От чего зависит выбор соединительных О и Е? Правило: О пишется после твёрдых согласных, Е – после мягких согласных, шипящих и Ц. Во д о пад, бу р е лом
Распределительный словарный диктант. Лед..кол, пеш..ход, глаз..мер, пчел..вод, пут..шествие, птиц..лов. Добавьте по два слова в каждый столбик. Взаимопроверка. Как образуются сложные слова? Найдите ответ на следующем слайде. О Е лун о ход нефт е провод
Способы образования слов Суффиксальный домик дом Приставочный пришкольный школьный Приставочно – суффиксальный наушники ухо Бессуффиксный зелень зелёный Сложение основ снег о ход снег + ходить
Сложн о сокращённые слова тоже образованы способом сложения . 1) Учебник. Стр. 75 образование слов «завуч» и «завхоз» 2) Правило. Стр.75 3) Упр.170.
Объясните значение слов и подумайте , как они образованы. книголюб рыболов кресло-качалка МГУ вуз книга + любить рыба + ловить кресло + качалка высшее + учебное + заведение Московский + государственный + университет
Образование слов сложением 1.Сложение целых слов кресло-качалка, плащ-палатка 2. Сложение основ слов лес о степь, брон е поезд 3. Сложение частей слов или части слова и целого слова универмаг, юннат, педсовет 4. Сложение начальных букв слов ПК, МГУ, ПТУ 5. Сложение начальных звуков слов вуз, МХАТ, ТЮЗ
1) Что такое сложносокращённые слова? 2) Как образуются сложносокращённые слова? Правило стр.76 (вверху) МЧС СМУ универмаг
Аббревиатура – это слово, полученное путём сложения начальных букв или звуков. (МГУ, вуз) сложносокращённые слова: аббревиатура звуковая буквенная колхоз вуз РФ спецкор ТЮЗ ПТУ педсовет
1) Упр. 172 – устно. 2) Упр. 173 – письменно. 3) Правило об употреблении аббревиатур стр. 76 (вторая часть правила)
Кировск.. ТЮЗ начал.. новый сезон. Образец рассуждения : X ТЮЗ – т еатр ю ного з рителя м.р., ед.ч. прил . м.р., ед.ч. гл. м.р., ед.ч. Кировский ТЮЗ начал новый сезон.
1) расшифровать аббревиатуру. 2) найти главное слово, 3) определить род и число главного слова. Итак, чтобы определить род и число аббревиатуры, надо:
Определите род сложносокращённых слов. 1) Российск… СМИ, ОРТ объявил. МГУ провел.. конкурс, знаменит… ГАБТ, Саратовск.. ГЭС. 2) Кировск… ТЮЗ показал.. новый спектакль. Самарск.. СМУ завершил.. строительство торгового центра.
Вывод. Рефлексия. 1) Я вспомнил, что… 2) Я понял… 3) Я узнал… 4) Было интересно… 5) Особенно понравилось… 6) Вызвало затруднение… 7) Было сложно… 8) Нужно выучить…
Домашнее задание: Правило стр. 75-76, Упр. 174.
Спасибо за внимание!
Использованные источники 1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376 2. Захарова Т.А., Левмна О.В. и др. уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2009 3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990. 4. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций. http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309 5. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. 6. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001. 7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
Презентацию подготовила Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы коррекционной школы – интерната V вида города Нолинска Кировской области. Январь, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме «Орфограммы в разных частях слова»
Презентация к уроку русского языка пр теме «Орфограммы в разных частях слова» 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: «Формирование навыка правописания сложных слов»
Презентация составленна по программе «Перспективная начальная школа».
Слова книжные и разговорные. Урок русского языка. 5 класс.
Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: организация работы в классе для открытия и закрепления нового материала; выработка умения определять и отличать слова друг от друга; принимать решен.
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией).
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме «Союзы и союзные слова в СПП»
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой.
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.
Презентация к уроку русского языка 6 класс «Буквы Ы и И в корне слова после приставок»
Презентация к уроку русского языка 6 класс «Буквы Ы и И в корне слова после приставок".
Источник
Образование имён существительных путём сложения — Словообразование имён существительных — Имя существительное
Цели урока: 1) углубить представление о способе сложения и о его видах; 2) дать представление о сложносокращённых словах и тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи.
I. Основные способы образования существительных (проверка домашнего задания).
Попросим ребят перечислить основные способы образования имён существительных, сопровождая свой ответ примерами из упражнения 294. После того как один из учеников расскажет о бессуфиксном способе образования существительных, можем предложить следующее задание.
Задание. Запишите под диктовку прилагательные и глаголы, образуя от них бессуфиксным способом соответствующие существительные.
Помешать, вывихнуть, сухой, разговаривать, синий, поливать, тихий, заливать, бегать.
Приступая к проверке упражнения 293, попросим ребят определить лексические значения слов, объяснения которых даны с помощью рисунков, путём толкования, и проследим, чтобы при толковании значений ученики использовали слова соответствующих частей речи, например: паводок – «поднятие уровня воды в рек в результате быстрого таяния снега, от ливней»; поводок – «ремень, на котором водят собак».
Учебная игра. По своему усмотрению учитель может провести игру «Аукцион», предложив ребятам назвать однокоренные слова к существительным паводок и поводок, а затем выявить автора самого интересного в отношении формы и содержания предложения, составленного с этими словами.
После этого выслушаем сообщения учеников, работавших дома с индивидуальными заданиями.
II. Образование имён существительных путём сложения (текст (с. 132-133); упр. 297, 302).
После внимательного чтения текста на с. 132-133 предложим учащимся выполнить задания на с. 134 и организуем совместную или индивидуальную работу со словообразовательным словариком по заданию упражнения 297.
Предложим ребятам проверить свою работу с упражнением 302 по словообразовательному словарику (раздел «Словообразовательные пары однокоренных слов»).
Готовя учеников слабого класса к выполнению упражнения 302, обратим их внимание на то, что в словах словосочетаний выделены буквы, которые должны составить сложносокращённое слово, и все эти буквы в сложносокращённом существительном будут прописными. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться словами для справок, записав их на доске в случайном порядке, например: КВН, ДПС, ТЮЗ, НИИ, МИД, АТС, УЗИ, РФ, СМИ, ЕГЭ. Другой вариант работы – учащиеся записывают под диктовку учителя аббревиатуру и самостоятельно указывают сочетание производящих слов, используя материалы упражнения.
III. Сложносокращённые существительные в составе словосочетаний (текст (с. 135); упр. 303).
В слабом классе организуем работу с упражнением 303 в форме объяснительного диктанта.
Задание. Запишите под диктовку предложения, согласуя прилагательные и глаголы со сложносокращёнными существительными.
1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тарифы на оплату услуг связи. 2) ГАИ (проверил, проверила, проверило) состояние городского пассажирского транспорта. 3) КВН (открыл, открыла, открыло) сезон игр 2007 года. 4) ООН (сообщил, сообщила, сообщило) о своём намерении участвовать в миротворческой миссии. 5) НИИ (разработал, разработала, разработало) образцы препаратов для использования в области медицины. 6) ЕГЭ (проверил, проверила, проверило) знания и умения выпускников по русскому языку.
IV. Как образуются имена существительные в русском языке (упр. 306 (частично), 304, 301 (1)).
Предложим учащимся ознакомиться с планом сообщения об образовании существительных в русском языке (упражнение 306), а затем распределить слова, данные в упражнении 304, в соответствии с пунктами этого плана.
В ходе обсуждения текста упражнения 301 (1) попросим ребят назвать те слова, по образцу которых автор составил своё новообразование (аэроплан, дельтаплан, моноплан, биплан, триплан), и обратим их внимание на то, что эти слова, с одной стороны, и авторское новообразование – с другой образованы разными видами сложения.
Д. з.: 1) упр. 306 (полностью); 2) упр. 305 (1, 2); 3) на выбор: упр. 301 (2) или 305 (3).
Резерв – упр. 300.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Источник