Словообразование способы словообразования доклад

Основные способы словообразования в русском языке

Рассмотрение распределения слова на две группы в зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов. Морфологический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ образования слов. Пример словообразовательного разбора.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.12.2011
Размер файла 14,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные способы словообразования в русском языке

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем); 2) слова, образованные не морфологическим способом (без помощи морфем). Морфологический способ. Неморфологический способ

1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, без суффиксный). 1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).

2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). способ образование слово

3. Лексико-синтаксический (сращение).

4. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы.

Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения.

Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами.

Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Без суффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.

Морфологический способ образования слов

Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.

Аффиксация — это образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

1. Суффиксальный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый — гордость, глаз — глаз-н-ой.

2. Приставочный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа — под-группа, грузить — разгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза — под-берёзовик, окно — под-окон-ник.

Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие — вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный); вооружить — вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди — нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый — нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.

4. Без суффиксный способ — это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить — выходу, заплывать — заплыв, зелёный — зелень, сухой — сушь.

5. Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.

При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово — аббревиатура ( от лат. abbreviare — сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:

1. Типы аббревиатур

Сложение сокращённой основы и целого слова. Примеры

Физкультура, главврач, оргстекло.

2. Сложение начальных частей основ (слоговая). Завуч, спецкор, мопед.

3. Сложение начальных зву­ков основ (звуковая). БАМ, ЛЭП, вуз.

4. Сложение названий начальных букв основ (буквенная). ВВС, ЭВМ, МГУ.

5. Комбинированный тип (слоговой + звуковой или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.). Самбо, завуч, КамАЗ.

Сложению основ часто сопутствует суффиксация: добрая воля — добровольный, плавить сталь — сталеплавильный, иной город — иногородний. Такой способ называется сложно суффиксальным (или сложение с суффиксацией).

При определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы, необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова «пароходный» и «быстроходный»: пароходный — образовано от пароход (способ образования морфологический, суффиксальный), быстроходный — образовано от слов быстро ходить + 6 (способ образования сложно суффиксальный, то есть сложение основ с одновременным присоединением суффикса).

Морфолого-синтаксический способ — это способ словообразования, при котором новые лексические единицы появляются в языке в результате перехода слова из одной части речи в другую, например: больной (имя прилагательное) — больной (имя существительное), вокруг (наречие) — вокруг (предлог). Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

Вид перехода. Примеры

1. Переход слов других частей речи в существительные. Заводская столовая, вкусное мороженое.

2. Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагательные. Блестящие способности, изысканный вкус.

3. Переход слов других частей речи в местоимения. Достигнуты определённые успехи, о данном событии.

4. Переход слов других частей речи в наречия. Надеяться на удачу — идти наудачу, по вашему совету — сделаю, по-вашему.

5. Переход слов других частей речи в служебные слова. Благодаря подругу — благодаря подруге, посмотреть вокруг — вокруг пруда.

6. Переход слов других частей речи в междометия. Батюшки! караул! (имена существительные переходят в междометия), пли! (форма повелительного наклонения глагола переходит в междометие).

Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.

Лексико-синтаксический способ образования слов

Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится — заблагорассудится; с ума сошедший — сумасшедший; вечно зелёный — вечнозелёный; сильно действующий — сильнодействующий, ума лишённый — умалишённый.

Сложные слова, образованные способом сращения, необходимо отличать от слов, образованных путём сложения основы и целого слова. Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании: выше указанный — вышеуказанный; много обещающий — многообещающий и т. д. Однако при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются. Ср.: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

Лексико-семантический способ образования слов

Лексико-семантический способ — это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т.е. в результате распада многозначного слова на омонимы.

С течением времени разные значения многозначного слова могут утратить смысловую связь друг с другом и превратиться в самостоятельные слова-омонимы.

Например: титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл; губка — 1) пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу и употребляющийся для мытья; 2) пористое, упругое изделие из резины, поролона, служащее для мытья; удел — 1) область, управляемая князем-феодалом в древней Руси; 2) судьба, участь.

Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. В школьной программе представлены все рассмотренные способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).

Слова для словообразовательного разбора

Образец словообразовательного разбора

конструирование — конструировать (суффиксальный)

лесозаготовка-лес, заготовка (сложение слова из целого слова)

наморозить — морозить (приставочный)

приморский — море (приставочно-суффиксальный)

бег — бежать (без суффиксальный)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие о типах образования слов. Аффиксация как способ образования слов. Особенности современного словообразования в русском языке. Словообразовательные аффиксы в современном русском языке. Префиксально-суффиксальный (смешанный) способ словообразования.

курсовая работа [26,8 K], добавлен 27.06.2011

Рассмотрение понятия, лексико-семантических особенностей, путей формирования, функционально-стилистического потенциала модальных слов как особого лексико-грамматического разряда слов в русском языке в произведении И. Одоевцевой «На берегах Невы».

курсовая работа [67,5 K], добавлен 21.05.2010

Характеристика лексико-грамматических признаков (семантический, морфологический, синтаксический) и современной классификации (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, категория состояния, предлог, союз, частицы, глагол) частей речи.

доклад [25,4 K], добавлен 07.05.2010

Анализ структурно-семантической парадигмы экономической терминологии на примере сферы маркетинга. Особенности терминологического словообразования. Лексико-семантический, морфологический и синтаксический способы терминообразования в английском языке.

дипломная работа [90,0 K], добавлен 18.05.2012

Происхождение, написание и значение в языке иностранных слов. Причины заимствования слов. Типы иноязычных слов: освоенные слова, интернационализмы, экзотизмы, варваризмы. Способы появления словообразовательных калек. Тематические группы заимствований.

презентация [13,9 K], добавлен 21.02.2014

Описание лексико-семантического класса обозначений времени в русском языке. Временные лексемы с точки зрения морфологии: имена существительные, прилагательные, наречия, числительные и словосочетания. Лексико-семантическое значение слов категории времени.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 14.01.2014

Национально-специфичное и заимствованное в языке. Окказиональные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Иноязычные аффиксы в русском языке и их продуктивность. Новые заимствования и их производные.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 24.01.2007

Источник

Словообразование

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

— производная (ПН) основа,

— производящая (ПЩ) основа (или основы),

— процессы, сопровождающие словообразование.

Средство и способ словообразования

Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая — производной. Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик > стол, столик — ‘маленький стол’ (о производной и производящей основе и критерии мотивированности см. также в разделе «Морфемика»).

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист бежа-ть.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных: кошка Список литературы

Источник

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке

Содержание:

Предмет: Русский язык
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.08.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Читайте также:  Способы установки выключателей автоматических

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основе имеющихся в языке.

Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.

Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшой большой, бесчестный честный, подкомиссия комиссия.

Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.

Суффиксальный: работник работать, сельский село.

Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч.) начало.

Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.

Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой золото + o, серябряный серебро + — ян-, бронзовый бронза + — ов-, железный железо + — н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.

Сложение:

  • целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
  • основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).

В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.

Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).

Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.

Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.

При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + — ск- (способ сложения и суффиксальный способ).

Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т.е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.

При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.

Например, притяжательные прилагательные типа волчий образованы от соответствующих существительных с помощью суффикса — ий — (волчий волк + — ий-) и имеют нулевое окончание (ср. волчий, волчь[й’ь] го, волчь[й’ь] му). Слово бездорожье образовано от слова дорога с помощью приставки без- и суффикса — й-, т.е. приставочно-суффиксальным способом.

План словообразовательного разбора

  1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
  2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
  3. Указать способ образования слова.

Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.

Образец словообразовательного разбора

Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса — оват-, т.е. суффиксальным способом.

Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Типы образования слов в русском языке

Лексико-семантическое словообразование Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-синтаксическое словообразование

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса — к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), духовушка (духовое ружье), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп — пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий — тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее — лексико-морфолого-синтаксическому.

Морфолого-синтаксическое словообразование

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова — результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные — усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов — н, ческ-, — ств-, — ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы — вод, — вед, — носец, — видный, — образный, — творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный).

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация — наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный.

Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post — после и fixus — прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции — использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций — словообразующей и формообразующей — наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний.

Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по-не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (шуметь и зашуметь «- начало действия, лежать и полежать — ограниченность действияво времени).

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов — як, — к-, — еств — к производящим основам земл-, земляк-, земляк -.

Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз — к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по, про-, пере- и суффиксов, — ник-, — ок-, — ок -.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения:

  1. любой аффикс, стоящий после корня;
  2. аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу.

Глагольные основы присоединяют постфикс — ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные — — то, — либо, — нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать — разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый — резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить — переговариваться).

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование — префиксальным, а слова затылок и сбиться — суффиксально-префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексикограмматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуютсяи существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы — ит, — ент, — акт-, — аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (авиатор — новатор, дирижер — ухажер).

Читайте также:  Способы описания механического движения траектория путь перемещение

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы — aм, — ант, — ант, — ур и производящую основу доктор: Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса — ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).

Способы образования слов в русском языке

Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилагательных в современном русском языке являются следующие:

  1. — ив- и производные от него — чив-, — лив- : красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый и т.п.; суффикс — ив — непродуктивен в современном языке, а производные от него — чив-, — лив — являются весьма продуктивными;
  2. — ост-, — ист- : глазастый, губастый (с оттенком разговорностилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;
  3. — н- : понятный, водородный, железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс — н — активно используется в настоящее время при образовании прилагательных от существительных на — ота (частотный, высотный) и на — ость (жидкостный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;
  4. — онн-, — енн- : традиционный, искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные, образуют прилагательные от основ существительных;
  5. — тельн- и — льн- : питательный, плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.; суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов) профессионально-технических терминов;
  6. — л-, при помощи которого образуются главным образом отглагольные прилагательные: возмужалый, беглый, прелый, спелый и др.; суффикс продуктивный;
  7. — к-, — ск-, — инск-, — енск; — еск-, — овск; — ическ-, — ческ- : верткий, шаткий, меткий, робкий, январский, институтский, мытищинский, пензенский, студенческий, переводческий, педагогический и др.; суффиксы достаточно продуктивные;
  8. — ов-, — ев- : классовый, камышовый, подростковый, ольховый, биржевой, ситцевый; суффиксы продуктивные. Суффикс — ов — часто используется при создании терминологических и профессиональных слов (коготковый, языковый, колпачковый, мальчиковый).
  9. — озн- : нервозный, венозный, гриппозный и др.; суффикс достаточно продуктивный, особенно при создании профессионально-технических терминов;
  10. — уч — (-юч-): кипучий, могучий, шипучий, везучий, колючий и др.; суффикс продуктивный, используется главным образом при образовании отглагольных прилагательных.

К суффиксам малопродуктивным и непродуктивным относятся, например:

  • — ав-, — яв-, — ляв — (величавый, дырявый, вертлявый): — aт-, — чат — (рогатый, бугорчатый); — ит; — овит — (-евит-) (именитый, домовитый, деловитый); — ин- (утиный, голубиный).

Особо следует рассмотреть прилагательные, образованные при помощи суффиксов субъективной оценки, т.е. таких суффиксов, при помощи которых словам придается определенная эмоционально-экспрессивная окраска.

Здесь могут быть выделены следующие продуктивные суффиксы:

  1. — еньк-, — оньк- : синенький, маленький, мягонький (и реже: мягенький), сухонький (и реже: сухенький) и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;
  2. — оватеньк-ий, — еватеньк-ий: беловатенький, красноватенький, синеватенький; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности;
  3. — ёхоньк-ий, — охоньк-ий, — ёшеньк-ий, — ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;
  4. — оват-, — еват- : грубоватый, рыжеватый; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др.

Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:

  1. не-, небез- : неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;
  2. пре- : предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной;
  3. без — (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение «не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо» и др. (на базе предложно-именного сочетания);
  4. сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.

При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти — (антигуманный, антикоррозионный), архи — (архиактуальный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс — (трансатлантический, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра — (ультрамодный, ультрафиолетовый), экстра — (экстраординарный, экстракардинальный). Словас этими приставками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи.

К непродуктивным относятся приставки раз — (развеселый, разудалый), со — (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз — употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- — в книжной.

Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.

Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.

Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные:

  1. приставка без — (бес-) и суффикс — н- : безразмерный, бесплатный, безрезультатный и т.п.;
  2. приставка вне- и суффиксы — н; — ов-, — ск- : внештатный, внеплановый, внеевропейский и т.п.;
  3. приставки до-, за- и суффиксы — н-, — ск-, — ов- и др.: добольничный, доисторический, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.;
  4. приставка меж- и суффиксы — н-, — альн; — ическ- : межрегиональный, межконтинентальный, межгалактический и т.п.;
  5. приставки на-, над- и суффикс — н- : нареберный, подарочный, надсводный и т.п.;
  6. приставка по- и суффиксы — н-, — онн-, — енн- : послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.;
  7. приставка при- и суффиксы — н-, — ск- : пришкольный, приусадебный, приинститутский, приволжский, приобский и т.п.;
  8. приставка пред- и суффиксы — ов-, — н-, — ск- и др.: предпусковой, предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.;
  9. приставка после- и суффиксы — н-, — онн- : послеуборочный, послебольничный, послеоперационный и т.п.

К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных при помощи приставки от- и суффикса — н- : отглагольный, отыменный.

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать — вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить — отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать — изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться — обрадоваться).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс — нича — (-ича; — а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошеннича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс — ова — (-ева-) и его производные — ствова-, — ирова-, — изирова — образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса — и — со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом — е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс — ну -: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом — я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом-ка- — от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом — ну — (ахну-ть, цок-ну-ть).

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса — ыва — (-ива-) и аффикса — ся в сочетании с приставками: по-ходить — по-хаж-ива-ть, спать — вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).

Среди словообразовательных суффиксов различаются непродуктивные, с помощью которых в настоящее время новые слова не образуются (например, непродуктивен суффикс — нь: боле-знь, жи-знь; суффикс — ух: петух, паст-ух), и суффиксы продуктивные, активно участвующие в современном словообразовании.

Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп:

  1. суффиксы, служащие для образования названий предметов;
  2. суффиксы, употребляемые для образования названий лиц (мужчин и женщин);
  3. суффиксы, служащие для образования слов с отвлеченным значением (абстрактных);
  4. суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.

Суффиксы и приставки, служащие для образования названий предметов

Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например:

  1. — льник, — лк-а, при помощи которых образуются существительные (чаще всего от глагольных основ) со значением орудия действия, наименования прибора (будильник, холодильник, веялка, грелка, молотилка);
  2. — щик (-чик), при помощи которого образуются существительные (как от глагольных, так и от именных основ) с тем же значением (счетчик, тральщик; слова с этими суффиксами употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи научно-технической;
  3. — льн-я, при помощи которого образуются существительные женского рода со значением места действия (читальня, красильня, купальня и др.);
  4. — ие(-ье), используемый для образования (чаще всего от именных основ с приставками пространственного значения) существительных со значением места (заречье, предгорье, предплечье, всполье, подножье и др.);
  5. — к-а, используемый для образования существительных (чаще всего от основ относительных прилагательных на — ов-, — ев-), являющихся названием предметов по характеризующему их признаку (анисовка, дюймовка, кладовка, жестянка); слова с данным суффиксом употребляются преимущественно в разговорной речи; этот же суффикс используется и при образовании слов, употребляемых в качестве разговорного (или даже просторечного) синонима сочетания прилагательного с существительным: Третьяковка (Третьяковская галерея), вечерка (вечерняя газета) и др.;
  6. — ник, при помощи которого (чаще всего от именных основ) образуются существительные для обозначения вместилища, приспособления для чего-либо, подо что-либо (кофейник, бумажник, свинарник и др.);
  7. — ин-а, используемый для образования существительных со значением единичности (бусина, соломина, жемчужина и др.), а также (от глагольных основ с приставками) существительных со значением результата действия (выбоина, вмятина, завалина, подпалина и др.);
  8. — тор, употребляемый для образования существительных мужского рода, обозначающих орудия действия, приборы, механизмы (изолятор, сепаратор, фиксатор и др.); подобные слова употребляются преимущественнов производственно-технической речи;
  9. — л-о, который используется для образования от глагольных основ (с приставками и без них) имен существительных среднего рода со значением орудия действия (покрывало, поддувало, грузило и др.); слова этого типа употребляются преимущественно в производственно-технической речи.

Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица. Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.

Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):

  1. — щик, — чик, при помощи которых образуются существительные и от основ глагола и от основ существительных с приставками и без них (подписчик, разносчик, банщик, наборщик, газетчик, грузчик, загибщик и др.);
  2. — льщик, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ (бурильщик, строгальщик); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в производственно-технической речи;
  3. — тель, — итель, используемые для образования существительных от глагольных основ с приставками и без них (обвинитель, воспитатель, просветитель, искатель, губитель и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи;
  4. — ик, — ник, при помощи которых образуются существительные и от основ существительных же и от основ прилагательных со значением лиц по их отношению к предмету, к профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку (целинник, академик, химик, кадровик, пищевик, безбожник, завистник, ключник и др.);
  5. — овец, — ец, — ист, при помощи которых образуются существительные (от основ существительных) для наименования лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению (вузовец, искровец, мичуринец, связист, журналист и др.); слова с этими суффиксамц употребляются главным образом в книжных стилях речи;
  6. — ач, используемый при образовании существительных от именных основ для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку (циркач, бородач, силач и др.); многие слова с этими суффиксами употребляются чаще всего в разговорной речи;
  7. — ант (-янт), — ент, при помощи которых образуются существительные от именных и глагольных основ для обозначения лиц по их отношению к роду занятий, к деятельности (курсант, музыкант, ассистент, эмигрант и др.); подобные слова преимущественно употребляются в книжных стилях речи;
  8. — тор, при помощи которого образуются существительные (и от глагольных и от именных основ) для обозначения лиц, связанных с определенными действиями (ликвидатор, оператор, агитатор, дезинфектор и др.); подобные слова употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи книжной;
  9. — анец (-янец), — ин, — анин (-янин), — чанин, при помощи которых образуются существительные для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, с которым связано определенное идейное направление (американец, испанец, киевлянин, горьковчанин, татарин, болгарин, гегельянец, вольтерьянец);
  10. — ич, — ович (-евич), используемые для названия лиц по отчеству (Кузъмич, Павлович, Дмитриевич).

Некоторые суффиксы, образующие названия лиц мужского пола, имеют еще дополнительные экспрессивные значения ласкательности, фамильярности, пренебрежительности. Таков суффикс — ыш со значением носителя признака (глупыш, малыш, подкидыш). Ласкательно-пренебрежительный оттенок вносит суффикс — ёнок, — онок, употребляемый для образования наименований не только детенышей животных, но и людей (волчонок, орлёнок, медвежонок, внучонок, постреленок).

Читайте также:  Мой способ выращивать орхидеи

Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы:

  1. — к-а, который присоединяется к существительным мужского рода с непроизводной основой, образуя существительные женского рода по их принадлежности к какой-либо профессии, по роду занятий, по характерному действию и т.д. (циркачка, артистка, пастушка); при помощи этого же суффикса образуются существительные для обозначения лиц женского пола по их принадлежности к определенной нации (грузинка, абхазка, итальянка и др.), к идейному направлению (комсомолка); суффикс — к-а присоединяется иногда к основе существительных мужского рода на — анин (-янин), при этом конечная часть суффикса — ин отпадает (армянин — армянка, киевлянин — киевлянка, горожанин — горожанка);
  2. — ниц-а, при помощи которого образуются существительные для обозначения лиц женского пола по их отношению к профессии, учреждению, роду занятий и т.д. (воспитательница, учительница, писательница, работница); суффикс — ниц-а присоединяется непосредственно к существительным мужского рода на — тель или заменяет суффикс мужского рода — ник (с чередованием к // ц);
  3. — щиц-а, — чиц-а, — льщиц-а, при помощи которых образуются существительные с тем же значением (банщица, газетчица, строгальщица); эти суффиксы соответствуют суффиксам мужского рода — щик, — чик (с чередованием к // ц).
  4. — ш-а, при помощи которого образуются существительные для обозначения лиц женского пола по их отношению к профессии, деятельности, а также существительные, являющиеся наименованием жен тех лиц мужского пола, для называния которых употребляется существительное (литераторша, директорша, генеральша и др.); словам с этим суффиксом присущ некоторый пренебрежительный оттенок в значении, поэтому употребляются они чаще всего в разговорной речи;
  5. — ичн-а, — иничн-а, — овн-а (-евн-а), при помощи которых образуются существительные для названия лиц по отчеству (Саввична, Ильинична, Павловна, Дмитриевна).

Суффиксы, служащие для образования имен существительных с абстрактным значением. В современном русском литературном языке наиболее продуктивными суффиксами этой группы являются следующие:

  1. — ость (-ность), при помощи которого образуются существительные (от основ прилагательных и страдательных причастий) со значением отвлеченного качества, свойства (бодрость, гибкость, изысканность, изнеженность, готовность); подобные слова чаще всего употребляются в книжной речи, их круг все более расширяется (русскость, газетность);
  2. — мость (-емость), при помощи которых образуются существительные (от основ глагола) со значением состояния (заболеваемость, сопротивляемость); слова с этими суффиксами особенно употребительны в книжной речи (например, в научном стиле);
  3. — ни-е (-н-ье), — ени-е, употребляемые для образования существительных (от глагольных основ) со значением действия, процесса (достижение, взыскание, изобретение, строение, сцепление); слова такого рода характерны для книжной речи;
  4. — аци-я (-яци-я), — фикаци-я, при помощи которых от основ глагола образуются, существительные со значением действия (военизация, агитация, теплофикация, калькуляция); слова с этими суффиксами употребляются в книжных стилях речи (например, производственно-техническом);
  5. — к-а, при помощи которого образуются существительные (от глагольных основ) с тем же значением (вклейка, заливка, браковка);
  6. — и-е (-ье), при помощи которого образуются существительные со значением признака, свойства (изобилие, усердие, раздолье);
  7. — ств-о (-еств-о), используемый для образования существительных (от именных основ) со значением состояния, положения, деятельности (авторство, председательство, ученичество); слова с осложненным суффиксом — ианств-о (-янств-о) называют идейное направление, течение (кантианство, вольтерьянство); подобные слова характерны для книжного стиля речи;
  8. — изм, при помощи которого образуются существительные (от именных основ), являющиеся названием учений, направлений, склонностей (демократизм, ленинизм, материализм, оптимизм, туризм); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи;
  9. — ур-а, который служит при образовании слов (иноязычных по происхождению) для обозначения сферы деятельности, отрасли искусства, профессии (архитектура, адвокатура, скульптура); слова та кого рода употребляются главным образом в книжной речи;
  10. — аж, используемый при образовании слов для названия действия (монтаж, инструктаж), количества (метраж, тоннаж), а также при образовании слов с собирательным значением (картонаж); этот суффикс выделяется преимущественно в словах иноязычного происхождения; для русского языка наиболее характерным является использование этого суффикса при образовании существительных, обозначающих количество чего-либо (листаж), причем подобные слова чаще всего употребляются в производственно-технической речи.

Суффиксы субъективной оценки. От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные (от имен существительных же) с различными дополнительными (к основному предметному значению) эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п.

Наиболее продуктивными суффиксами субъективной оценки являются следующие:

  1. — ик, — чик, при помощи которых образуются имена существительные мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (домик, шалашик, столик, моторчик);
  2. — к-а, — очк-а, — иц-а, которые используются при образовании существительных женского рода со значением уменьшительно-ласкательным (ножка, дорожка, корочка, тумбочка, сестрица, лужица и др.);
  3. — ц-е, — ц-о, — иц-е, — ец-о, используемые для образования существительных среднего рода со значением уменьшительно-ласкательным (болотце, сенцо, платьице, ружьецо и др.);
  4. — ушк-о (-юшк-о), — ушк-а (-юшк-а), — ышк-о, при помощи которых образуются существительные всех трех родов со значением уменьшительноласкательным (хлебушко, полюшко, дедушка, головушка, хозяюшка, солнышко, ядрышко);
  5. — ишк-о, — ишк-а, используемые для образования слов мужского, женского и среднего рода чаще со значением пренебрежительнопрезрительным, реже уменьшительно-ласкательным (возишко, плутишка, письмишко, землишка, братишка, шалунишка), 6) — оньк-а (-еньк-а), при помощи которых образуются существительные женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (девонька, доченька, дяденька и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи;
  6. — онк-а (-енк-а), при помощи которых образуются существительные женского (реже мужского рода) со значением пренебрежительности (книжонка, избенка, мальчонка и др.); слова с этими суффиксами употребляются главным образом в разговорной речи;
  7. — ищ-е, — ищ-а, при помощи которых образуются существительные мужского, женского и среднего рода со значением увеличительности (сомище, волчище, ножища и др.); слова с этими суффиксами употребляются чаше всего в разговорной речи.

Бессуффиксальный способ словообразования часто применяется в профессиональной речи (нагрев, обжиг, промыв, подклад, завал), а также в просторечии (окрик, отпад, наскок). Подобные слова распространены в профессионально-терминологической лексике (ординар, негабарит, конструктив, криминал, термояд, сюр — сюрреализм). Особенно характерны названия лиц (экстремал, инфантил, нелегал, театрал, акселерат, фанат).

Некоторые из подобных слов, расширяя сферу своего употребления через посредство СМИ, закрепляются в литературном языке (позитив, примитив, интим).

Активность бессуффиксального способа образования слов подчеркивается наличием окказионализмов: Осторожный ящеричный выполз времени; он глянул вскользь (не в глаза, много чести — в промельк), мол, жду тебя уже достаточно долго.

Заключение

Звуки составляют слова. Каждое слово имеет состав. В нем не намешаны корни с окончаниями так, как им или нам хочется. Состав слова подчиняется жестким законам: каждая часть слова находится только на том месте, на котором может находиться. Составом слова занимается морфемика, а разбор слова по составу называется морфемным.

Слово рождается в языке и получает состав. Но уже имеющиеся слова могут образовывать новые. Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием.

Например, если слово рыб-ак образовалось от слова рыб-а при помощи суффикса. Такой способ образования называется cуффиксальным.

Это очень продуктивный способ образования новых слов. В частности, многие абстрактные существительные образованы суффиксальным способом (размышля-ть — размышл-ени-е). Приставочный — такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: игра-ть — с-ыгра-ть (После приставки с- И меняется на Ы, а суффикс — ТЬ глагола в основу не входит). Если слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса, то это приставочно-суффиксальный способ: окн-о — под-окон-ник.

В русском языке также могут образовывать слова бессуффиксным способом — чаще всего этим способом образуютcя существительные от глагола и прилагательного: тих-ий — тишь, бежа-ть — бег.

Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова: добр-ый + душ-а — добр-о-душ-н-ый. Чтобы «слепить» два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. В данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией.

Иногда сложные слова (образованные путем сложения) образуются без помощи соединительных гласных: если первая часть слова числительное (двухэтажный), если способ — сложение целых слов (блокпост).

Чтобы не ошибаться при определении способа образования слова, надо практиковаться, набивать руку. Например, по-зна-ни-е образовано суффиксальным способом от ПО-ЗНА-ть. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что частиречное значение имени существительного — предмет. Но ведь познание, чтение, умение, бег, упрёк это не предметы в чистом виде. Если мы задумаемся, то поймем, что это — опредмеченные процессы. Откуда значение процессуальности в существительном? Это приобретенное значение, и взяться оно может только из одного источника. От глагола. Именно поэтому все слова, которые выше, образованы от глаголов в данном случае суффисальным и бессуфиксным способами.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью
Разные способы