- Русский язык. 6 класс
- Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник
Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Тема урока: «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Программа: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В.
Обучающая : сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
Воспитывающая : воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая : развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
Познавательные : формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;
Коммуникативные : умение выразить мысль;
Регулятивные : постановка цели, планирование ждеятельности;
Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.
Эпиграф : «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!»
с ошибками справляйся!»
I .Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения и удачи!
II . Актуализация знаний
Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Как вы понимаете его?
Правильно! Найти верный путь всегда готов будь! А теперь проверим, насколько вы готовы.
Задание . Записать стихотворение под диктовку. ( один работает у доски)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)
Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном )
Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)
Найдите слово с непроизносимой согласной в корне . (грустный)
Индивидуальная работа на карточках ( один у доски).
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Давайте проверим, правильно ли выполнен морфемный разбор слов. Используем сигнальные карточки. (Красная – неверно, зеленая – верно)
Обе работы проводятся одновременно. Сперва проверяем правильность выполнения работы со стихотворением, потом проверяем морфемный разбор.
Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)
Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?
А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?
Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.
Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть )
Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)
Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)
(цели зафиксировать на доске)
III .Изучение нового материала
Наша проблема : «Как образуются слова в русском языке?»
Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
Давайте докажем выдвинутую гипотезу.
1.Учебное задание «Следопыт»
У каждого на столах лежит карточка со словами. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Давайте проверим,как вы выполнили задание.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
О каких способах образования новых слов мы узнали? (заполнение карточки № 3)
5. Сложение целых слов
6. Сложение основ
Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)
О каких способах вы еще узнали?
7. Переход одной части речи в другую. ( Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)
8. Сложносокращенные слова.
В русском языке есть несколько способов образования новых слов:
IV . Закрепление материала
Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).
Рассада ← сад ˗ приставочный
Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный
Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ
Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.
Наклоны вправо, влево, приседания
Наклон вправо , если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.
На морд ник (присесть), фокус ник (наклон влево), анти циклон (наклон вправо), мастер иц а (наклон влево), без вкус н ый (приседание), не воля (наклон вправо)
Упр. 169. Выполнение по образцу
V . Самостоятельная работа
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Обменяйтесь карточками, приверяем по эталону.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
VI .Подведение итогов урока
Игра «Составь слово».
А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс. (подарок)
Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Давайте вспомним, какие мы ставили цели перед основоением нового материала. Мы их добились?
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля.
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Для всех: параграф 33 учить.
На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-320396
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник