Словообразование лексико синтаксический способ словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразования

Способ сложения и его разновидности

Новое слово образуется путем объединения двух или более основ или слов. Сюда относятся:

1. Сложение производящей основы и производящего слова: лес-о-степь, вод-о-стойкий, пол-у-финал (в этих примерах при сложении используются интерфиксы);

2. Сложение производящих слов: плащ-палатка, генерал-лейтенант;

3. Сложение в сочетании с суффиксацией: голов-о-лом-к-а, вагон-о-ремонт-н-ый;

4. Аббревиация, т.е. образование сложносокращенных слов – производящие основы входят в состав производной основы в усеченном виде: а) из начальных слогов целого словосочетания (профсоюзный комитет – профком, специальный корреспондент – спецкор); б) из начальной части одного слова и целого другого слова (стенная газета – стенгазета, агитационный пункт – агитпункт); в) из названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ); г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ТАСС); д) смешанные – из букв и звуков слов исходного словосочетания (ЦСКА). В разговорной речи встречаются слова, образованные путем сокращения одной производной основы по аббревиатурному типу: зам (заместитель), зав (заведующий) и др. Иногда при сокращении используется суффиксация (велик, телик

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Это переход слова из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имя существительное – дежурный, столовая, трудящиеся); адъективация (переход в имя прилагательное – организованный человек, блестящие способности; ср. организованный студентами митинг – прич.; блестящие на солнце капли росы – прич. ); прономинализация (переход в местоимения – данное событие, зашел к одному знакомому; ср. данное мною обещание – прич.; дать всем по одному яблоку – числ.); адвербиализация (переход в наречия – идти наудачу, сделаю по-вашему; ср. надеяться на удачу- сущ.; сделаю по вашему совету местоим.); переход в предлоги (благодаря другу, несмотря на трудности).

Лексико-семантический способ словообразования

Новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы: долг 1 (задолженность) –долг 2 (обязанность); мир 1 (Вселенная) – мир 2 (состояние без войны); титан 1 (сильная, героическая личность) – титан 2 (большой кипятильник для воды). В результате этого способа фонетически новых слов не возникает. Новые лексико-грамматические свойства получает тот комплекс, который в языке уже был. Процесс расщепления многозначного слова на омонимы длительный.

Лексико-синтаксический способ словообразования

Новые слова возникают в результате слияния в одно слово двух или более слов: спасибо (спаси бог), воочию (въ очию, где очию – местный падеж двойственного числа сущ. око), вдребезги (в дребезги, где дребезги – винительный падеж множественного числа сущ. дребезг «осколок»), дотла (до тла, где тло «дно, основание»), вышеуказанный (выше указанный), быстрорастворимый (быстро растворимый), умалишенный (ума лишенный) и др. Компоненты словосочетания «срастаются» в одно слово. Иногда этот процесс сопровождается суффиксацией: ничегонеделание (ничего не дела(ть)+ниi), потусторонний (по ту сторон(у)+н).

Многие случаи лексико-семантического, лексико-синтаксического и морфолого-синтаксического словообразования являются фактами истории языка. Наиболее продуктивными в русском языке являются морфологические способы словообразования.

Соотношение понятий словообразовательная пара – цепь – гнездо.

Словообразовательное гнездо – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой совокупность однокоренных слов, упорядоченных отношениями словообразовательной производности. Возглавляет гнездо непроизводное (исходное) слово. Все остальные слова в гнезде являются производными. Размеры словообразовательных гнезд: минимально – два слова (производящее и производное), а максимально – более 500 (например, гнездо глагола нести насчитывает 540 производных. В словообразовательные гнезда входят 96,5 % русских слов, и только 3,5% слов являются одиночными. Компонентами словообразовательного гнезда являются словообразовательные пары, словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы.

Читайте также:  Огурцы консервированные холодным способом под пластмассовую крышку

Пример словообразовательного гнезда:

серьёзнне-серьёзно¹

серьёзн-остьне-серьёзность¹

серьёзн(ый) серьёз – в-серьёз

несерьёзн²

не-серьёзн(ый) несерьёзн-ость²

Словообразовательные пары – наименьшие единицы в структуре гнезда. Они состоят из производящего и производного от него слова. Например: степь – степной; чистый – чистить. В словообразовательном гнезде нет ни одного слова, которое не входило бы в какую-либо пару. Таким образом, словообразовательное гнездо можно определить как совокупность словообразовательных пар.

Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи (оно же исходное слово гнезда) является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. Минимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – одно, например: мемориал – мемориальный. Максимальное количество звеньев – шесть, например: мир – мирить – примиритьпримирение – примиренец – примиренческий – примиренчески. Цепочки из семи звеньев единичны.

Помимо цепочек, в словообразовательном гнезде выделяются словообразовательные парадигмы. Словообразовательная парадигма – это совокупность всех производных одного производящего, находящихся на одной ступени производности. Например, от исходного слова мир на I ступени образованы следующие производные: мировой, мирный, мирить, миролюбивый и т.д., совокупность которых образует словообразовательную парадигму. Каждое из этих слов тоже имеет свои словообразовательные парадигмы: мирныймирно, мирность, немирный, по-мирному (это парадигма II ступени) и т.д. Размеры парадигм: минимально – одно слово, максимально – более 100 (например, парадигма глагола строить имеет 116 производных, прилагательного высокий – 120 и т.д.).

Таким образом, в синтагматическом плане словообразовательное гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепочек, а в парадигматическом плане – совокупность словообразовательных парадигм.

Источник

Способы словообразования в русском языке

Разберем с примерами способы словообразования: морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразования образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа
—> соученик
производная основа
пре + большой
производящая основа
—> пребольшой
производная основа
пере + бежать
производящая основа
—> перебежать
производная основа
от + ныне
производящая основа
—> отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

комната + -к-
производящая основа
—> комнатка
производная основа
комната + -н-
производящая основа
—> комнатный
производная основа
свет + -л-
производящая основа
—> светлый
производная основа
светлый + -еньк-
производящая основа
—> светленький
производная основа
светлый + -еть
производящая основа
—> светлеть
производная основа
Читайте также:  Современные способы ремонта одежды

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-
производящая основа
—> неизбежный
производная основа
под- +слепой + -оват-
производящая основа
—> подслеповатый
производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

на столе + -н—
производящая основа
—> настольный
производная основа
при дороге + -н-
производящая основа
—> придорожный
производная основа
под одеялом + -ник-
производящая основа
—> пододеяльник
производная основа

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать —> вдуматься, шутить —> отшутиться, зевать —> зазеваться.

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый —> гордиться, толпа —> толпиться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять —> перестреливаться, говорить —> переговариваться.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → при­пев
  • свинья → свин ой
  • золото → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → северо-восток;
  • сухиефрукты → сухофрук­ты;
  • свод неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач;
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход;
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зампред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный;
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобро­вый;
  • каша, варить + → кашевар.
Читайте также:  Способы установления хронологии событий

Таблица с примерами

1. Приставочный текст → подтекст
гнать → догнать
2. Суффиксальный белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальный люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
4. Бессуффиксальный отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга
5. Постфиксальный какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО 7. Слияние целых слов густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый 8. Переход из одной части речи в другую заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бокоува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → вышеука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Источник

Оцените статью
Разные способы