- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Способы словообразования в русском языке
- Основные способы словообразования
- Другие способы словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Лексико-синтаксический способ словообразования
Способ сложения и его разновидности
Новое слово образуется путем объединения двух или более основ или слов. Сюда относятся:
1. Сложение производящей основы и производящего слова: лес-о-степь, вод-о-стойкий, пол-у-финал (в этих примерах при сложении используются интерфиксы);
2. Сложение производящих слов: плащ-палатка, генерал-лейтенант;
3. Сложение в сочетании с суффиксацией: голов-о-лом-к-а, вагон-о-ремонт-н-ый;
4. Аббревиация, т.е. образование сложносокращенных слов – производящие основы входят в состав производной основы в усеченном виде: а) из начальных слогов целого словосочетания (профсоюзный комитет – профком, специальный корреспондент – спецкор); б) из начальной части одного слова и целого другого слова (стенная газета – стенгазета, агитационный пункт – агитпункт); в) из названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ); г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ТАСС); д) смешанные – из букв и звуков слов исходного словосочетания (ЦСКА). В разговорной речи встречаются слова, образованные путем сокращения одной производной основы по аббревиатурному типу: зам (заместитель), зав (заведующий) и др. Иногда при сокращении используется суффиксация (велик, телик
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Это переход слова из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имя существительное – дежурный, столовая, трудящиеся); адъективация (переход в имя прилагательное – организованный человек, блестящие способности; ср. организованный студентами митинг – прич.; блестящие на солнце капли росы – прич. ); прономинализация (переход в местоимения – данное событие, зашел к одному знакомому; ср. данное мною обещание – прич.; дать всем по одному яблоку – числ.); адвербиализация (переход в наречия – идти наудачу, сделаю по-вашему; ср. надеяться на удачу- сущ.; сделаю по вашему совету – местоим.); переход в предлоги (благодаря другу, несмотря на трудности).
Лексико-семантический способ словообразования
Новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы: долг 1 (задолженность) –долг 2 (обязанность); мир 1 (Вселенная) – мир 2 (состояние без войны); титан 1 (сильная, героическая личность) – титан 2 (большой кипятильник для воды). В результате этого способа фонетически новых слов не возникает. Новые лексико-грамматические свойства получает тот комплекс, который в языке уже был. Процесс расщепления многозначного слова на омонимы длительный.
Лексико-синтаксический способ словообразования
Новые слова возникают в результате слияния в одно слово двух или более слов: спасибо (спаси бог), воочию (въ очию, где очию – местный падеж двойственного числа сущ. око), вдребезги (в дребезги, где дребезги – винительный падеж множественного числа сущ. дребезг «осколок»), дотла (до тла, где тло «дно, основание»), вышеуказанный (выше указанный), быстрорастворимый (быстро растворимый), умалишенный (ума лишенный) и др. Компоненты словосочетания «срастаются» в одно слово. Иногда этот процесс сопровождается суффиксацией: ничегонеделание (ничего не дела(ть)+ниi), потусторонний (по ту сторон(у)+н).
Многие случаи лексико-семантического, лексико-синтаксического и морфолого-синтаксического словообразования являются фактами истории языка. Наиболее продуктивными в русском языке являются морфологические способы словообразования.
Соотношение понятий словообразовательная пара – цепь – гнездо.
Словообразовательное гнездо – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой совокупность однокоренных слов, упорядоченных отношениями словообразовательной производности. Возглавляет гнездо непроизводное (исходное) слово. Все остальные слова в гнезде являются производными. Размеры словообразовательных гнезд: минимально – два слова (производящее и производное), а максимально – более 500 (например, гнездо глагола нести насчитывает 540 производных. В словообразовательные гнезда входят 96,5 % русских слов, и только 3,5% слов являются одиночными. Компонентами словообразовательного гнезда являются словообразовательные пары, словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы.
Пример словообразовательного гнезда:
серьёзн-о – не-серьёзно¹
серьёзн-ость – не-серьёзность¹
серьёзн(ый) серьёз – в-серьёз
несерьёзн-о²
не-серьёзн(ый) несерьёзн-ость²
Словообразовательные пары – наименьшие единицы в структуре гнезда. Они состоят из производящего и производного от него слова. Например: степь – степной; чистый – чистить. В словообразовательном гнезде нет ни одного слова, которое не входило бы в какую-либо пару. Таким образом, словообразовательное гнездо можно определить как совокупность словообразовательных пар.
Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи (оно же исходное слово гнезда) является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. Минимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – одно, например: мемориал – мемориальный. Максимальное количество звеньев – шесть, например: мир – мирить – примирить – примирение – примиренец – примиренческий – примиренчески. Цепочки из семи звеньев единичны.
Помимо цепочек, в словообразовательном гнезде выделяются словообразовательные парадигмы. Словообразовательная парадигма – это совокупность всех производных одного производящего, находящихся на одной ступени производности. Например, от исходного слова мир на I ступени образованы следующие производные: мировой, мирный, мирить, миролюбивый и т.д., совокупность которых образует словообразовательную парадигму. Каждое из этих слов тоже имеет свои словообразовательные парадигмы: мирный – мирно, мирность, немирный, по-мирному (это парадигма II ступени) и т.д. Размеры парадигм: минимально – одно слово, максимально – более 100 (например, парадигма глагола строить имеет 116 производных, прилагательного высокий – 120 и т.д.).
Таким образом, в синтагматическом плане словообразовательное гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепочек, а в парадигматическом плане – совокупность словообразовательных парадигм.
Источник
Способы словообразования в русском языке
Разберем с примерами способы словообразования: морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со + ученик производящая основа | —> | соученик производная основа |
пре + большой производящая основа | —> | пребольшой производная основа |
пере + бежать производящая основа | —> | перебежать производная основа |
от + ныне производящая основа | —> | отныне производная основа |
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
комната + -к- производящая основа | —> | комнатка производная основа |
комната + -н- производящая основа | —> | комнатный производная основа |
свет + -л- производящая основа | —> | светлый производная основа |
светлый + -еньк- производящая основа | —> | светленький производная основа |
светлый + -еть производящая основа | —> | светлеть производная основа |
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н- производящая основа | —> | неизбежный производная основа |
под- +слепой + -оват- производящая основа | —> | подслеповатый производная основа |
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
на столе + -н— производящая основа | —> | настольный производная основа |
при дороге + -н- производящая основа | —> | придорожный производная основа |
под одеялом + -ник- производящая основа | —> | пододеяльник производная основа |
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать —> вдуматься, шутить —> отшутиться, зевать —> зазеваться.
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый —> гордиться, толпа —> толпиться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять —> перестреливаться, говорить —> переговариваться.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свин ой
- золото → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухиефрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
1. Приставочный | текст → подтекст гнать → догнать |
2. Суффиксальный | белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдых зеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ |
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
мало, знакомый → малознакомый
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видеоурок
Источник