- Словообразование как раздел лингвистики
- Понятие словообразования
- Объект и методология словообразования
- Ключевые понятия словообразования как раздела лингвистики
- Методы словообразования
- Словообразовательная модель
- Значение словообразования
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
Словообразование как раздел лингвистики
Нестерова И.А. Словообразование как раздел лингвистики // Энциклопедия Нестеровых
Понятие словообразования
Словообразование прочно занимает важнейшее место в современной лингвистике. Однако как часть науки словообразование оформилось достаточно недавно. Его основы были заложены в XX веке.
Основоположниками становления словообразования в рамках языкознания можно смело считать В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого. Именно они изучали роль и место словообразований в среде лингвистических дисциплин. Особое внимание было уделено проблемам членимости слова и принципам установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.
Само по себе словообразование трактуется многими лингвистами. Каждый из них рассматривает его как часть единой лингвистической науки. В настоящее время словообразование признано наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка. В ряде случаев словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии.
Словообразование, как раздел лингвистики, является объектом множества исследований, что доказывает неугасаемый интерес к нему. Основные подходы к трактовке словообразования в лингвистике представлены в таблице ниже.
Словообразование – это особый путь развития словаря
Е. А. Анисимова [2]
Словообразование – это: 1) процесс образования новых слов, 2) раздел лингвистики, изучающий:
а) производные слова и их системные связи;
б) средства, участвующие в процессе образования новых слов; 3) самостоятельный уровень языковой системы
Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах.
Словообразование наделено системой функций к ним относятся:
- Номинативная функция,
- Конструктивная функция,
- Компрессивная функция,
- Экспрессивная функция,
- Стилистическая функция.
Объект и методология словообразования
Словообразование бывает двух видов: синхронное и диахроническое словообразование. Будучи важным разделом лингвистики, словообразование имеет определенную методологию и объект изучения.
Объект изучения словообразования – словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами [4].
Большой интерес представляет методология словообразования как раздела лингвистики. Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка.
Словообразование как раздел лингвистики использует следующие методы:
- психолингвистические методы
- социолингвистические методы
- метод компонентного анализа
- сравнительно-исторический метод
Теоретические и методологические аспекты словообразования рассматривались и составили основу исследований известных педагогов и психологов, таких как Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н, Леонтьев А. А., Шатилов С.Ф., Вербицкий А. А., Подласый И. П.
Ключевые понятия словообразования как раздела лингвистики
Словообразование наделено сложным понятийным аппаратом, каждый элемент которого крайне важен. В числе важнейших понятий можно смело назвать методы словообразования.
Методы словообразования
Современное словообразование базируется на следующих методах, которые были обоснованы В.В. Виноградовым [5]:
I. Морфологическое словообразование:
- суффиксальный способ
- префиксальный способ
- постфиксальный
- смешанный или префиксально-суффиксальный
- фонетико-морфологический или бессуффиксный
II. Морфолого-синтаксическое словообразование:
- субстантивация
- адъективация
- адвербиализация
- прономинализация
III. Лексико-синтаксическое словообразование.
IV. Лексико-семантическое словообразование.
Словообразовательная модель
Помимо методов словообразования необходимо рассмотреть такое понятие словообразовательной модели. Словообразовательная модель призвана систематизировать процесс словообразования в каждом конкретном языке.
Словообразовательная модель – это образец для построения конкретных производных слов- лексем [6].
Помимо приведенного выше определения словообразовательной модели следует выделить подход Т.А. Гридиной, которая формулирует трактовку понятия с опорой на словообразовательный тип. Словообразовательная модель по Т.А. Гридиной – это такая разновидность словообразовательного типа, которая «отражает его формальное варьирование (наличие или отсутствие исторических чередований, усечения, наложения и т. п.) [7]».
Значение словообразования
Словообразование играет огромную роль в лингвистической науке. К настоящему времени накоплен большой опыт в изучении изменения семантики слова, с которой тесно связан семантический способ словообразования. Существование семантического словообразования в системах различных языков свидетельствует о типологической общности данного явления.
Словообразование как раздел лингвистики позволяет расширить возможности языкознания и сгенерировать адекватные подходы к реализации номинативной функции языка.
- Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1953.
- Анисимова Е.А., Кавинкина И.Н., Пустошило Е.П. Словообразование. Пособие по курсу «Русский язык» для студентов – М.: 2000
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. – Л.: Наука. Ленинградск. отд-ние, 1974.
- Китайгородская М.В. Словообразование и лексика // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н. Шмелева. – М.: 1988.
- Грамматика русского языка: Учебник для педагогических училищ / Под ред. проф. В.В. Виноградова. – М., 1945.
- Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010
- Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – М.: Наука: Флинта, 2007.
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник