- «Суффиксальный способ образования новых слов» 6 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
«Суффиксальный способ образования новых слов» 6 класс
Грамматическая тема: «Суффиксальный способ образования новых слов»
Лексическая тема: «Как строили дом»
Цели урока: 1. дать общую характеристику о суффиксах как части слова
2.развивать речь учащихся ,способность критически
и логически мыслить, обогатить словарный запас
3. воспитывать к патриотизму, учить оценивать себя и
товарищей отстаивать свое мнение.
Методы: словесный, вопросно-ответный
Оборудование: интерактивная доска,раздаточные материалы
І. Организационный момент
Пробуждение интереса ( подготовка учащихся к уроку)
Психологический настрой учеников к уроку
Обращение Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева ученикам:
«Я верю в нашу молодежь, уверен , что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будет работать на построение сильного и процветающего Казахстана».
ІІ. Опрос домашнего задания
А) фронтальный опрос
Б) прочитать эссе « Мой Казахстан»
ІІІ. Изучение нового материала
Ребята, треугольным графическим обозначением мы обозначаем часть слова «Суффикс»
Суффикс — это часть слова , которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Русский язык богат уменьшительно-ласкательными суффиксами : ИК, ОЧК ,ЕЧК, К.
После букв Д, Т, З, С , Ж – всегда пишется суффикс –ЧИК-
Футбол+ист- футболист
На интерактивной доске изображаются картинки этих примеров
Задание 1 Упражнение 165 стр 81. Прочитайте. Выпишите в начальной форме слова , обозначающие названия лиц по роду их профессии, и обозначьте суффиксы.
Как строили дом
Первыми пришли планировщики. Они наметили границы котлована. На другой день прибыли экскаваторы. Экскаваторщики вырыли котлован. Через несколько дней бетонщики заложили фундамент. Каменщики строили стены, кровельщики сделали крышу. Затем за работу взялись плотники, стекольщики, водопроводщики, штукатуры, маляры.
а) Чтение текста
б) Словарная работа:
Границы котлована- ұй салынатын орын
в) ответы на вопросы по тексту
Задание 2. Упражнение 166 устно
Задание 3. Упражнение 167 стр. 82. От данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте названия лиц.
-Чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод
Докладчик, рассказчик, переводчик, водопроводчик.
— Щик- камень, бетон, барабан
Каменщик, бетонщик, барабанщик
-Тель-читать, писать, строить, изобретать
Читатель, писатель, строитель, изобретатель
-Ист- танк, трактор, журнал, футбол, горн
Танкист, тракторист, журналист, футболист, горнист
-Ник- лес, двор, защита, физкультура
Лесник, дворник, защитник, физкультурник
Задание игры: ученики должны определить и угадать по данным четырем словам, куда их пригласили.
Например: книжка, обезьяна, кортошка, торт, дневник, клетка, лопата, жираф, хлеб, лев, сметана, рисование, травы , морковь, пирожки, карандаш.
ШКОЛА ЗООПАРК ОГОРОД СТОЛОВАЯ
Книжки обезьяна кортошка торт
Дневник жираф лопата пирожки
Карандаш клетка травы сметана
Рисование лев морковь хлеб
Задание 4. Упражнение 168. Назовите одним словом.
Летчик. Грузчик. Разведчик. Стекольщик. Переводчик. Ракетчик. Пулеметчик.
Задание 5. Упражнение 169 . 170 стр.82 Устно
VI .Объяснительное списывание
Упражнение 176, стр 84. Образуйте новые слова . Выделите суффиксы
Мама-мамочка, папа-. Ира-. Вера-. Люда-.
Няня-нянечка, Таня-. Женя-. Ваня-.
Береза-березка, ягода-. гора-.
Ключ-ключик, дом-. мяч-. стол-. куст-. нос-. хвост-. еж-.
Задание 6 . Назовите существительное. Мальчик
Прилагательное умный, активный
Глагол . читает, пишет, отвечает.
Он учится хорошо.
Что такое суффикс?
О каких суффиксах вы узнали ?
Что такое приставка?
Упражнение 172. 175 стр 82-84
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-195941
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник