Словообразование глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок по теме «Словообразование глаголов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_glagolov.docx | 17.6 КБ |
slovoobrazovanie_glagolov.pptx | 180.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование глаголов
1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,
2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.
1. Научить определять способы образования глаголов.
1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.
I. Организационный момент
– Как вы думаете, что можно делать под музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)
– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Способы образования глаголов»
– Запишите в тетрадях число и тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
– А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать!)
II. 1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.
– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?
(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)
– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование
2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)
У вас на столах лежат карточки со словами.
– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1
Карточка №1 (работа в группах)
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия
2 группа – окончание действия
3 группа – неполное действие
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)
2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
Что у вас получилось?
Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)
Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.
Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Карточка №2 (работа в парах)
Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.
Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.
– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
Обедать – обед (сущ.) –а–
Краснеть – красный (прил.) –е–
Белеть – белый (прил.) –е–
Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
Княжить – князь (сущ.) –и–
Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
Занавесить – занавес (сущ.) –и–
Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)
Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)
Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)
Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)
4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).
Даны существительные и прилагательные
Главное условие: полученные слова не должны повторяться.
На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.
Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).
Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?
– приставочный (при помощи приставки)
– суффиксальный (при помощи суффикса)
– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)
На доске записаны слова:
Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;
Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;
Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).
Составить словообразовательные ряды от данных слов.
IV. Подведение итогов
– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
– Какими способами образуются глаголы в русском языке?
– В чем особенность каждого из способов?
(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)
– Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Источник
Словообразование глаголов способ образования
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник
Словообразование глаголов.
В словообразовании глаголов действуют разные способы: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффикеальный. Глаголы образуются и от основ других частей речи, и от основ глаголов (внутриглагольное словообразование).
Суффиксальным способом глаголы производятся преимущественно от основ имён существительных и прилагательных.
От основ имён существительных глаголы производятся с помощью суффиксов:
—и(ть): кочегар – кочегар’-ить, хулиган – хулиган’-ить, вакса – вакс’-ить, соль – сол’-ить и т. п.;
—нича(ть): слесарь – слесар-ничать, токарь – токар-ничать;
—ова(ть): форма – форм-овать, борона – борон-овать;
-ствова(ть): учитель – учитель -ствовать. директор–дирек-тор-ствовать;
—а(ть): обед–обед-ать, ужин–ужин-ать, завтрак–завтракать;
—е(ть): вдова – вдов-еть, пот – пот-еть.
От основ имён прилагательных образуются глаголы. обозначающие:
делать каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса —и(ть): синий–син-ить, злой– зл-ить;
делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса —е(ть): синий– син-еть, добрый – добр-сть.
Суффиксальное производство глаголов от других частей речи менее значительно (сравните: ох – ох-ать, ах – ах-ать, мяу – мяу-кать, я – я-кать, ты – ты-кать).
В отличие от словообразования имён в словообразовании глаголов очень большую роль играет приставочный способ. Среди приставочных глаголов можно различать две большие группы:
1) с приставками пространственных значений и 2) с приставками количественно-временных значений. Многие значения, которые в других языках (например, французском, немецком, английском) выражаются с помощью форм времени или путём присоединения к глаголу наречий, в русском языке выражаются с помощью приставок.
Глаголы с приставками пространственных значений могут обозначать различные направления действия: долететь (до цели), взлететь (на крышу), прилететь, улететь, влететь (в окно), вылететь (из окна), налететь (на кого- или на что-либо), перелететь (через поле), залететь (задом), подлететь (под мост), облететь (вокруг поля), отлететь (от костра), пролететь (сквозь трубу), слететь (с крыши).
Глаголы с приставками количественно-временных значений обозначают временные пределы, а также характер действия, его силу, интенсивность или слабость, неполноту действия, продолжительность его или краткость.
Назовём основные группы таких приставочных глаголов:
1. Глаголы, обозначающие начало процесса: петь–за-петь, бежать – по-бежать, реветь – вз-реветь.
2. Глаголы, обозначающие окончание процесса: цвести– от-цвести, читать – до-читать.
3. Глаголы, обозначающие полную исчерпанность предмета действием, а также причинение неприятности, ущерба действием: стоптать – вы-топтать, мылить – из-мылить (всё мыло), сечь – за-сечь (до смерти), носить – с-носить (башмаки), сидеть – от-сидеть (руку), плакать–про-плакать (все глаза).
4. Глаголы, обозначающие дополнительное действие, а также слабость, неполноту действия, образуются с помощью приставок: купить – до-купить, лить – до-лить, лить – под-лить, лечь – при-лечь, встать – при-встать, бить – над-бить, выполнить – недо-выполнить и т. д.
Приставочно-суффиксальным способом производятся глаголы как от основ глаголов, так и от основ иных частей речи.
От основ глаголов производится две группы глаголов, имеющих разное строение:
1) «приставка + производящая основа + суффикс» (например, плак-ать и вс-плак-ну-ть, танцев-ать – при-танцов-ыва-ть). Глаголы такого строения обозначают неполноту действия (с оттенком «время от времени»). Такие глаголы образуются от бесприставочных с помощью суффиксов несовершенного вида и приставок: трещать – по-треск-ивать, кричать – по-крик-ивать, говорить – при-говар-ивать, петь – под-пе-вать, свистеть – на-свист-ывать;
2) «приставка + производящий глагол + —ся». например: думать – в-думать-ся, читать – за-читать-ся, есть – на-есть-ся, писать – ис-писать-ся, звонить – до-звонить-ся и под.
Приставочно-суффиксальным способом от основ других частей речи глаголы производятся менее активно, чем от глаголов.
От основ существительных образуются глаголы с помощью суффиксов —и(ть) и —е(ть) и различных приставок: земля – за-земл-ить, жир – обез-жир-ить, сила – обес-сил-еть, кулак – рас-кулач-ить.
От основ прилагательных глаголы образуются большей частью с помощью приставок о— и у— и тех же суффиксов —и(ть) и —е(ть): плотн-ый – у-плотн-ить, дешёв-ый – у-дешев-ить, слаб-ый – о-слаб-ить (сделать слабым) и о-слаб-еть (стать слабым).
Сложение основ нетипично для словообразования глаголов. Существуют единичные сложные глаголы, образованные этим способом (самоустраниться, самовоспламениться и нек. др.).
Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса-ся (-сь). Объясните значение образованных вами глаголов.
291. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите морфемный и словообразовательный анализ приведённых ниже глаголов.
Дозвониться, переписать, недокончить, пересушить, недослышать, выехать, уехать, синеть, подлить, по. сыпать, нед. варить, убежать, умен. шить, обезлюд. ть, вчитаться, переш. ть, наиграться, утюжить, хулиганить, выг. реть, прочертить, заг. рать.
292. Составьте небольшой рассказ, используя приведённые ниже глаголы в разных формах времени и наклонения.
Дозвониться, перечитать, вырезать, переехать, проглядеть, прослушать, переписать, закричать, выспаться.
Источник