- Методика работы над понятием слог и обучение первоклассников правилам слогоделения
- Методическая работа по теме: «Особенности изучения основ фонетики и графики в I-IV классах»
- Уточняются представления первоклассников о слоге как части слова , включающей гласный звук; развиваются умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков, распознавать в слове ударный и безударный слоги.
- Важной темой в I классе является: « Гласные буквы после шипящих». Звуки ж, ш всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. З десь написание не соответствует произ ношению. Написание сочетаний жи, ши с буквой и является исключением из правила, с которым пер воклассники только что познакомились: после твер дых согласных пишутся буквы о, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
- В 1 классе изучение звонких и глухих согласных ограничивает ся парными согласными и их обозначением буквами на конце слова. Ставится задача — развивать у уча щихся внимание к графической форме слов, особенно тех, у которых написание не соответствует произно шению, и постепенно формировать умение проверять написание, изменяя слово (1 класс) или подбирая од нокоренное (2 класс).
- Изучение темы «Русская азбука, или алфавит» ставит две основные задачи: 1) уточнить представления учащихся о буквах русского алфавита как знаках для обозначения звуков, научить правильно называть каждую букву и знать ее место в алфавите, 2) формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях (при составлении различных списков, при выборе книги в библиотеке, при нахождении слова в «Словаре для справок» и т. д.).
- Во II классе при изучении темы «Звонкие и глухие согласные звуки в конце слов» создается основа знаний и умений, которые получают дальнейшее развитие в III классе. Эту основу составляют:
- Правописание слов с двойными согласными. В некоторых словах слышится долгий согласный звук, который на письме обозначается двумя одинаковыми согласными буквами.
- Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
- Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
- Разделительный твердый знак
Методика работы над понятием слог и обучение первоклассников правилам слогоделения
Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия «слог». В лингвистике это понятие трактуется но-разному: «Слог — минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками. Слог не соотносится со значимыми единицами языка (словами, морфемами), это фонетическая языковая единица. С точки зрения артикуляции — это минимальная произносительная единица. С акустической точки зрения — это звуковая волна с нарастанием и ослаблением звучности, вершиной этой волны является гласный звук». В методической науке понятие «слог» трактуется с точки зрения его практического использования как совокупность звуков, произносимых на одном выдохе.
Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже — соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса — условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.
Для предупреждения неверных профессиональных действий, связанных с обучением школьников фонетическому слогоделению, учителям дан такой методический совет: «Не следует навязывать детям какой-либо единственно верный способ слогоделения. Даже в лингвистических трудах существуют разные точки зрения па природу слогоделения. Поэтому учитель должен признавать верными равнодопустимые варианты: пал-ка и па-лка. Но, разумеется, недопустимы прямые ошибки слогоделения: ку-ст или око-шко. И ни в коем случае нельзя подменять естественные способы членения слова на слоги правилами переноса или морфемного членения слова».
В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово «само распадается» на «кусочки» — слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.
Авторы книги «Мой первый учебник» предлагают познакомить первоклассников с понятием «слог» следующим образом[1].
Фрагмент урока
— Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык? Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодиыи др.)
— Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, — и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра,у-ра, у-ра! Да-вай, да-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)
— Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)
— Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть — это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)
— Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.
Из представленного фрагмента урока сделаем методические выводы.
1. Для того чтобы слово «распалось» на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом — проскандировать. Скандированное произношение — это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.
2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.
Понятие «ударение». Ударение связывается с более длительным и громким произнесением одного из слогов, а в нем — гласного звука. Именно этот опознавательный признак отражен в определении ударения как лингвистического понятия. «Ударение — способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение — это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами (увеличением длительности гласного, а также силой звука; на письме выделяется надстрочным знаком ‘»‘. Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, обладая смыслоразличительной и форморазличительной функциями (ср.: запах (аромат) — запах (вид застежки); побеги (им. сущ. во ми. ч.) — побеги (гл. в повел, накл.) . Кроме того, русское ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словоизменения и словообразования (трава — травы — травы — травинка — травяной). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач. Кроме того, изучение свойств русского ударения направлено на закрепление в речи детей, в том числе и первоклассников, орфоэпической нормы. Важность овладения первоклассниками ударением как фонетическим понятием трудно переоценить.
Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель «Это_?» Приведем пример знакомства с этим способом действия.
Фрагмент урока
— Составим слоговые схемы имен главных героев сказки «Приключения Буратино», — говорит учитель и вывешивает на доску «портреты» Мальвины, пуделя Артемона и Тортиллы. С помощью приема хорового скандирования дети выполняют задание. На доске появляются слоговые схемы:_|_|_,_|_|_,_| |
— Что интересного заметили? — продолжает учитель беседу. (Во всех словах три слога.)
— Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)
— Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? — произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. — Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (‘).
В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.
— Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?
Усвоение такого произносительного приема в качестве способа действия позволяет ученику определить место ударения в слове и при самостоятельной работе, когда следует использовать шепотное произношение; вопросительная интонация сохраняется. С этого момента обучения к характеристике слога добавляется указание на его ударность.
Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи — языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в. фонетике. Нигде. эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».
Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого «выговаривания» каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: «Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА». При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком — сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.
Звуки речи трактуются как «кратчайшие, далее не делимые элементы произносимой речи, которые образуются при прохождении выдыхаемой воздушной струи через ротовую полость. При отсутствии преграды образуются звуки речи, состоящие только из голоса, — гласные; при наличии преграды в виде сомкнутых органов или узкой щели образуются звуки речи, состоящие из шума или шума и голоса, — согласные».
Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. «С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный — артикуляция смыкания, произносим гласный — артикуляция размыкания». Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные — нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки — ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос — глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).
Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, «сквозь трубочку». Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается
При рассмотрении особенностей гласных звуков следует организовать работу, из которой первоклассники сделают вывод: в слоге может быть только один гласный звук, который принимает или не принимает на себя ударение. В связи с этим к гласному звуку добавляется характеристика ударность (безударность). Для дальнейшего обучения русскому языку умение устанавливать место ударения в слове, определять ударные и безударные гласные в нем трудно переоценить, так как правило обозначения на письме безударных гласных в слове — наиболее частотная орфограмма русского правописания.
Характеристика твердых и мягких согласных звуков строится на сравнении их произношения. Эти различия особенно ярко выявляются при работе с парными по твердости (мягкости) согласными. Для вычленения таких звуков подбираются слова с парными по твердости (мягкости) согласными в сильной позиции (в начале или в конце слова), например [кошка — [к’иска. Приведем пример беседы.
Фрагмент урока
— Каждое утро, — начинает беседу учитель, — хозяйку встречали во дворе корова и котенок. Корова приветствовала хозяйку грубым, твердым голосом: «Ммммммуууууу!», а котенок — тоненьким, мягким голоском: «Ммммммяу!» Каждый «говорил» по-своему. Давайте выделим первый звук, который произносила корова, м понаблюдаем за его произношением: МММММММ. (Дети повторяют вслед за учителем.) Какой это звук? (Согласный.) Какой голос у коровы? (Грубый, твердый.) Вот и первый звук такой же — твердый согласный. Выделите первый звук, который произносил котенок. (М’М’М’М’). Какой это звук? (Согласный.) Какой голосок у котенка? (Тоненький, мягкий.) И первый звук такой же: мягкий согласный. Произнесите твердый согласный (М). Обозначим его [^]. А теперь произнесите мягкий согласный (М’). Обозначим его [=].
— А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.
Чтобы различать мягкие и твердые согласные звуки, школьникам необходимо научиться их сопоставлять, произнося парами. В процессе такой работы постепенно дети узнают, что не все согласные звуки русского языка имеют пару по твердости (мягкости).
Учителю, работающему в классе с многонациональным составом учащихся, следует учесть, что не во всех языках согласные звуки могут дифференцироваться по твердости (мягкости), поэтому для некоторых детей, изучающих русский язык, этот аспект обучения грамоте будет представлять определенную проблему.
Формирование у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки, понимать их смыслоразличительную роль — необходимый компонент не только фонетической работы, но и пропедевтики освоения русского правописания.
Опознавательные признаки глухих и звонких согласных связаны со способом их образования (произношения). Звонкие согласные образуются вибрацией голосовых связок. При произнесении согласных глухих участвует только шум, голосовые связки спокойны. Наблюдение за работой голосовых связок — способ действия для определения качества согласных звуков. Традиционный прием, который существует в практике обучения для различения глухих и звонких согласных звуков в момент их произнесения — положение ладоней школьника на месте нахождения голосовых связок или на ушах.
Система действий, которыми овладевают первоклассники при освоении фонетических понятий, обеспечивает становление у школьников комплекса фонетических умений. В процессе дальнейшего изучения русского языка эти умения необходимо развивать. Именно сформированность фонетических умений во многом определит успешность освоения младшими школьниками правописания.
Источник
Методическая работа по теме: «Особенности изучения основ фонетики и графики в I-IV классах»
по теме: «Особенности изучения основ фонетики и графики
в I — IV классах»
«Б ез знакомства с фонетической системой языка
невозможно теоретическое или практическое
изучение языка. Ведь звуки речи являются
«природной материей» языка, вне которой
невозможно самое существование языка слов.
Поэтому изучение языка — его грамматического
строя и словарного состава — само по себе уже
предполагает изучение его фонетической системы»
Фонетика —самостоятельная лингвистическая дисциплина, и тем не менее она тесно связана со многими разделами курса русского языка. «Язык представляет собой сложное целое, части которого органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обуслов ливают друг друга» — Р.И.Аванесов.
Фонетика и фонология во взаимодействии с графикой служат основой в разработке методики обучения грамоте, в формировании элементарного умения читать. Невозможно переоценить их важность в овладении орфографией, таких труднейших тем, как правописание безударных гласных, правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. На теорию графики опирается методика чистописания (каллиграфия)
Фонетика в первую очередь связана с лексикой . Связь эта проявляется в том, что звуки служат своеобразным строительным материалом, из которого создаются слова; звуки речи (фонемы) выполняют смыслоразличительную функцию. Как известно, отдельно взятый звук редко когда имеет самостоятельное значение, однако изменение хотя бы одного звука в слове влечет за собой либо образование нового слова (бочка, дочка, ночка, почка), либо изменение его грамматической формы (лето — лета, море — моря и т. п.).
Фонетика связана и со словообразованием . Эта связь проявляется, например, при отделении основы от окончания в словах типа сарай — сарая — сарай[а] и т. п.
Связана фонетика и с морфологией . Так, изменение, например, грамматической категории или формы слова производится при помощи фонетических средств (пищу — пищу и т. п.).
Поскольку синтаксические связи нередко выражаются различ ными видами звучания (логическое ударение, интонация, пауза и т. п.), то и здесь правомерно говорить о связи фонетики с синтакси сом . «Всякое изменение в интонации при произнесении предложения обычно отражается на его смысле, будь то уве личение или уменьшение силы голоса на каком-либо слове, или из менение продолжительности паузы между словами, или ускорение и замедление темпа, или изменение тембральной окраски го лоса» .
Основные задачи изучения фонетики и графики:
1) Приводит в систему знания учащихся о звуковом строе, орфоэпии и графике русского языка
2) Совершенствует умение слышать и анализировать устную речь (звуки).
3) Помогает овладевать нормами литературного языка и средствами выразительности звучащей устной речи.
4) Создает базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики.
5) Развивает речевой слух и чувство красоты звучания русской устной речи.
Анализ школьных программ показывает, что количество часов, отводимое на изучение фонетики в школе увеличивается.
II. ФОНЕТИКА И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Гласные река, а согласные
Берега звучащей реки.
В языке всё: части слов, слова, словосочетания, предложения — имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами. Языковых тайн значительно больше, чем принято думать и связаны они не только с происхождением языка. Много секретов скрыто в звуковом многообразии родной речи. Звуковую сторону речи изучает фонетика. » Из книги «Фонетика-это интересно» (И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая) Обучение грамоте — самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров разработали аналитико-синтетические звуковые методы, продолжатели их дела А. В. Янковская, С. П. Редозубов. Продолжается систематическая работа по совершенствованию методики обучения фонетики и графики до сих пор Д. Б. .Эльконин, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и Р. Т. Гребёнкина работают по усовершенствованию аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. Основой обучения грамоте служит звук, поэтому большую роль для формирования устной и письменной речи младших школьников отводится фонематическим знаниям.
Фонология – изучает звуки речи, как смыслоразличительные единицы. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме.
Фонема – кратчайшая звуковая единица, обладающая способностью различать звуковые оболочки разных морфем.
Фонетика — это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону речи. В частности изучаются способы образования звуков речи их изменения в речевом потоке и их роль в функционировании языка, как средства общения.
Речевой поток — это непрерывная линейная последовательность звуков, оформленная при помощи основных фонетических средств: звуки речи, ударение, интонация.
Речевой поток членится из нескольких фонетических единиц: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.
Фраза — наибольшая единица членения. Объем фразы может колебаться от одного слова до крупных речевых отрезков. Два признака фразы 1) завершенность интонации; 2) наличие пограничных пауз (пауза — перерыв в звучании).
Синтагма — это интонационно-нечленимый смысловой отрезок речи (от 2 до 7 слов).
Фонетическое слово — это комплекс звуков, объединенных одним ударением.
Слог — это фонетическая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог в русском языке содержит гласный звук. Гласный является центром русского слога
Слоговые структуры 1) слог, равный гласному (Г); 2) открытый слог (СГ); 3) обратный слог (ГС); 4) закрытый слог (СГС).
Звук — это мельчайшая, далее не членимая единица речевого потока.
Всего 42 звука в русском языке. Все звуки делятся на гласные и согласные.
ГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящими только из голоса. При образовании их воздух свободно проходит через рот, не встречая препятствий.
Существуют три признака гласных звуков: 1) гласный состоит только из голоса; 2) при произношении нет преграды; 3) образует слог.
Всего в русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, И, Э.
1) По участию губ гласные звуки бывают.
а) лабиализованные: (А, О)
б) нелабиализованные: (А, И, Ы, Э).
2) По месту подъема языка гласные бывают переднего ряда (И Э), среднего (Ы, А), заднего (У, О).
3) По степени подъема языка гласные бывают верхнего ряда (И, Ы, У), среднего (Э, О), нижнего (А).
Гласные О, А, Я, Е в безударном положении редуцируются, т.е. произносятся с призвуком. Для записи таких звуков существуют специальные знаки, но в начальной школе используют только самые простые ([Э] или [И]).
Есть буквы особые Я, Е, Ё, Ю
а) Эти буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласных, после знаков Ь, Ъ.
б) Обозначают один звук: после согласного.
СОГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящие из одного шума (глухие) или из голоса и шума (звонкие).
Глухие: К; П С, Т, Ф, Ш Ч, Щ Ц Х
Звонкие: Г, Б, 3, Д, В Ж, Й Л М Н Р.
Шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные препятствия (преграды): губы, зубы, язык.
В начальной школе рассматриваются три признака согласных звуков:
1) состоит из голоса или шума;
2) есть преграда;
3) не образует слог.
Всего в русском языке 36 согласных звуков
I . По способу образования согласные бывают
1) смычные взрывные: Б-Ц Г-К, Д-Т;
2) смычные носовые: М, Н,
3) щелевые: В-Ф, 3-С, Ж-Ш, X Щ Й Л
4) аффрикаты Ц Ч;
5) дрожащий вибрант Р.
П. По месту образования согласные бывают
1) губно-губные: М, Ц Б.
2) Губно-зубные: В, Ф
3) Передне-язычные: Д-Т, Ж-Щ 3-С, Ц Д Р, Ц Ч, Щ
4) Среднеязычный: Й
5) Заднеязычные: Г, К, X
III . Согласные бывают звонкие и глухие (парные и непарные).
IV . Согласные бывают твердые и мягкие (парные и непарные).
ЗВОНКИЕ Б В Г Д Ж 3 Л М Н Р Й
ГЛУХИЕ П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ
В словах согласные звуки, так же как и гласные не остаются неизменными, они подвергаются изменениям в зависимости от фонетических условий.
Звук может изменяться под влиянием рядом стоящих звуков. В потоке речи звуки быстро следуют друг за другом. Произнося один звук мы готовы к произношению следующего, получаем совмещение артикуляции.
Изменение, которое происходит со звуком под влиянием рядом стоящих называется комбинаторным.
Звук может изменяться под влиянием положения в слове: в начале, в середине или конце, а для гласных так же по отношению к ударению. Такие изменения называются позиционными
Фонетические условия, в которых звуки подвергаются изменениям, называется их слабой позицией . Условия, при которых звуки не изменяются называются сильной позицией .
Сильной позицией для гласных являются ударные, а слабой — безударные.
Для согласных сильная и слабая позиции бывает по звонкости — глухости, мягкости — твердости.
Сильная позиция для согласных по звонкости — глухости является положение перед гласными , перед сонорными согласными (Л, М, Н, Р).
Слабая позиция по звонкости — глухости на конце слова и перед шумными.
В сильной позиции по мягкости — твердости на конце слов, а так же перед А, О, У, т.к. в этих позициях различают и мягкие и твердые.
Слабая позиция по мягкости — твердости — перед гласными.
III. ГРАФИКА И ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Устная речь может быть передана посредством письма. Современное русское письмо является буквенно-звуковым — это значит, что при помощи знаков букв на письме передают звуки речи.
Графика («графо» — пишу) — раздел языкознания, который изучает буквы и их звуковые значения. Изучает начертания букв, соотношение между буквами и звуками. Графикой называют совокупность всех средств, с помощью которых устная речь передается на письме.
Графическими единицами, кроме букв является: знак ударения, дефис, знаки препинания, знак параграфа, апостроф.
Буквы — условные письменные знаки, принятые для обозначения звуков речи.
Буквы составляют алфавит. АЛФАВИТ — совокупность букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. Слово составлено из названий первых букв греческой азбуки («альфа» и «бета»).
Современный русский алфавит включает 33 буквы . Каждая буква представлена в четырех вариантах: печатная — 2 варианта, письменная — 2 варианта
Соотношение между буквами и звуками по количеству обозначаемых од новременно звуков буквы делятся на три группы
I группа — буквы, которые ка ждый раз обозначает один звук
II группа — буквы, которые обозначают два звука (е, ё, ю, я).
III группа—буквы, которые звуков не обозначают (ь, ъ).
Буквы бывают однозначными и многозначными.
Однозначные буквы — одно звуковое значение. Они его не меняют (у-[у]; ц-[ц]). Основная масса букв имеет более одного значения. Среди значений выделяют основное и второстепенное.
Основные значения букв не зависят от правил правописания, а второстепенные обусловлены правилами правописания
(сад с — основное значение [с] д — второстепенное значение [т] )
У букв может быть одно или два основных значения. Одно основное значение — однозначные буквы. Буквы с двумя основными значениями — е, ё, ю, я.
Двузначными являются большинство согласных (одна буква может быть и твердой и мягкой).
Хотя буквы Ь Ъ не обозначают звуков, но они имеют значение.
Ъ — однозначна , используем в значении разделительности, т.е. указывает, что следующую гласную надо читать с [Й] (съел — [сй’эл].
Ь — двузначна , имеет функцию разделительности и смягчения (семья, уголь).
В русском языке нет специальных букв для обозначения мягкости согласных.
На конце слова мягкость обозначают мягким знаком (уголь), так же и в середине слова перед согласными (сельдь).
Мягкость согласных перед гласными обозначают буквами Е Ё Ю Я И
[Й] может обозначаться разными способами:
1) Если ею заканчивается слог или слово (край, мой, читайте)
2) В начале слова и после гласных обозначается вместе со следующими гласными буквами Е Ё Ю Я (ясно, ёж, юг, синее)
3) После Ъ Ь разделительных знаков (подъем [й’о], вьюга [в’йуга] )
4) В заимствованных и иностранных словах (йод, майор, бульон [бул’йон].
В основе русской графики лежит слоговой принцип.
Слоговый принцип — это соотношение между буквой и звуком, которое можно исходя из слога, а не звука. Единица чтения и письма — слог.
Графические обозначения: О — гласный звук, — мягкий согласный, -твердый согласный, — звонкие согласные.
IV. Содержание и требования раздела «Фонетика и графика»
Обобщение знаний по фонетике и графике, с кото рыми обучающиеся познакомились в период обуче ния грамоте: звуки и буквы, звуки гласные и соглас ные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э , обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь ; гласные буквы в ударных и безударных слогах. Де ление слов на слоги.
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные, их признаки. Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слова с буквой э. Согласный звук [й] и гласный звук [и]. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э . Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я . Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Слог. Деление слов на слоги.Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн] (скучный, конечно), на месте буквы г — звук [в] (сегодня), на месте буквы е — звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как [щ] (счет, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей в учебнике «Произноси правильно слова».
Программа III класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением таких тем, как «Безударные гласные в корнях слов», «Глухие и звонкие согласные в корнях слов», «Разделительный твердый знак».
Обучающиеся должны знать:
— все буквы русского алфавита и правильно называть их;
— основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим, пишем и называем).
Обучающиеся должны уметь:
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— различать гласные и согласные звуки и буквы;
— правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, ю, я) и мягким знаком в конце слова;
— делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
Обучающиеся должны знать:
— названия букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков;
— гласные ударные и безударные;
— согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
Обучающиеся должны уметь:
— делить слова на слоги, выделять ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком (ь);
— производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж.
Обучающиеся должны уметь:
— производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь.
V. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ В I — IV КЛАССАХ
Речевое развитие детей зависит от правильной организации содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики. Основными понятиями, умениями и навыками в разделе «Фонетика и графика» учащиеся овладевают в 1 классе в букварный период. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I — II классах. В III — IV классах программа не содержит дополнительных сведений по фонетике, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются.
В дальнейшем, при изучении русского языка, эти знания систематизируются и углубляются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).
Цель этой части программы — на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития.
Если в букварный период главное — научить детей читать, т. е. «переводить» слово написанное в слово звучащее, то задача послебукварного периода — научить их «переводить» слово звучащее в слово написанное. Решение и той и другой задачи дополняет друг друга, представляет собой единое целое. Вместе с тем при этом существенно различается аналитико-синтетическая деятельность, которую должен осуществить ученик. Речь идет о других основаниях, другом результате звукобуквенного анализа, что, собственно, обеспечивает новое качество знаний ребенка о фонетической стороне родного языка. Принцип дополнительности становится объективной предпосылкой систематизации и углубления знаний.
Работа над осознанием звукового состава слова начинается в период обучения грамоте.
В I классе уточняются представления учащихся о структуре слова произнесенного и написанного, совершенствуется умение правильно называть буквы, произносить звуки в словах в разных фонетических условиях, обобщаются сведения о количестве основных гласных звуков в русском языке и количестве гласных букв . Развивается умение сравнивать произношение слова и его написание, подбирать слова с учетом их звукового состава, распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, определять количество звуков и количество букв в слове.
Усложнение и совершенствование фонетико-графического материала произойдет во 2 классе.
Первоклассники овладевают совокупностью фонетико-графических умений: умением распознавать звуки в слове и правильно произносить их в слове и вне слова, быстро определять место звука в слове (который звук по счету, какой звук стоит перед ним, какой — за ним); умениями правильно произносить звук и называть букву или буквы, которыми он обозначается на письме, распознавать звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, согласные парные по мягкости и твердости, согласные всегда мягкие, всегда твердые; умением правильно обозначать сочетания шипящих звуков с гласными ( жи, ши, ча, ща, чу, щу ), сочетания чк, чн; умением правильно (без пропусков и перестановки букв) передавать на письме звуковую структуру слова, обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё, ю, я; умением пользоваться мягким знаком как показателем мягкости согласных в конце слова.
Формируются умения правильно называть буквы алфавита , правильно произносить звуки в словах (с учетом некоторых орфоэпических норм).
Уточняются представления первоклассников о слоге как части слова , включающей гласный звук; развиваются умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков, распознавать в слове ударный и безударный слоги.
Уточняются представления детей о букве ё (« Гласная буква пишется только в ударных слогах»), о знаке ударения («Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё»).
Со слоговым принципом обозначения твердости и мягкости согласных звуков в русской графике первоклассники основательно знакомятся в период обучения грамоте и, как известно, усваивают способ обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Использование мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков в середине слова вызывает затруднения, поэтому в 1 классе ограничиваемся только правилом употребления мягкого знака на конце слова, хотя учащиеся наблюдают за словами с мягким знаком как на конце, так и в середине слова. Задача наблюдений состоит в том, чтобы подвести учащихся к выводу о роли мягкого знака в русской графике («Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков»). Усвоение первоклассниками правила о том, что на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком, основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: ел — ель. Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждений может быть таким: «В слове ель на конце мягкий звук [л’], поэтому после него пишу мягкий знак».
Важной темой в I классе является: « Гласные буквы после шипящих». Звуки ж, ш всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. З десь написание не соответствует произ ношению. Написание сочетаний жи, ши с буквой и является исключением из правила, с которым пер воклассники только что познакомились: после твер дых согласных пишутся буквы о, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Написание сочетаний жи, ши с буквой и объясня ется исторически: когда-то звуки ж, ш были мягки ми, поэтому после букв ж, ш писали в соответствии с произношением букву и. В настоящее время буква и после букв ж, ш пишется по традиции.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие, но по традиции сочетания чо, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у.
В процессе работы над написанием слов с сочета ниями жи, ши, ча, ща, чу, щу целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
В 1 классе изучение звонких и глухих согласных ограничивает ся парными согласными и их обозначением буквами на конце слова. Ставится задача — развивать у уча щихся внимание к графической форме слов, особенно тех, у которых написание не соответствует произно шению, и постепенно формировать умение проверять написание, изменяя слово (1 класс) или подбирая од нокоренное (2 класс).
Основная задача при изучении темы: «Гласные буквы в ударном и безударном слогах» — подготовка к обозначению буквами безударных гласных звуков в двусложных сло вах. Особое внимание уделяется развитию умений выделять в слове безударный слог, изменять форму слова так, чтобы безударный слог стал ударным, сопо ставлять гласные буквы в ударном и в безударном сло гах проверочного и проверяемого слова.
Большое место во II классе отводится материалу из области фонетики и графики, так как в первом-втором классах формируются основы сознательного письма и устной речи.
В о втором классе (по сравнению с первым) фонетические знания несколько углубляются и систематизи руются. Это создается, прежде всего, установлением связей между темами, которые имеют общие опорные знания, например: «Слово и слога, «Ударный слог», «Перенос слов», «Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение их на письме», «Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука», «Разделитель ный мягкий знак». Изучение раздела «Звуки и буквы», так же как и других разделов курса, имеет практическую направленность и подчинено задаче формирования правильного произно шения слов, графически верного написания слов (без пропуска и перестановки букв), каллиграфически четкого и аккуратного. Второклассники овладевают прежде всего написанием слов, графическая форма которых соответствует произношению. Исходя из того, что точный перевод звуковой формы слова в графическую требует от учащихся внимания к звуко-буквенному составу слова и самоконтроля.
Повторение в начале учебного года ставит целью уточнить и систематизировать знания по родному языку , с которыми учащиеся знакомились в первом классе, усовершенствовать умения, над которыми шла работа. Эти знания и умения касаются, прежде всего, овладения предложением и звуко-буквенным составом слова (фонетикой и графикой). У второклассников формируется целый комплекс фонетико-графических умений: умения распозна вать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, твердые и мягкие согласные; умение соотносить звук и букву в слове, правильно произносить звуки и называть буквы; умение обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами, умение пользо ваться мягким знаком как показателем мягкости согласных звуков в конце и в середине слова; умение правильно обозначать на письме сочетания шипящих согласных звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Наряду с указанными второклассники овладевают и другими, более элементарными, но не менее важ ными умениями: умением слышать звуки в слове и правильно произносить их вне слова, устанавливать последовательность звуков в слове, быстро определять место звука в слове (который звук по счету, какой звук стоит перед ним, какой — за ним) и т. п.
Своеобразие звука и буквы, их взаимодействие в слове являются предметом постоянного внимания учителя и учащихся. Важно создать у учащихся правильное научное представление о звуке и букве. Дети наблюдают за тем, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков, написанное или напечатанное слово из букв. Поэтому нельзя сказать, что в слове слышится такая-то буква (слышать можем звук). При звуковом разборе слова нужно произносить звуки, не подменяя их названием букв (например, в слове груз слышатся звуки г-р-у-с, а обозначаются они на письме буквами гэ-эр-у-зэ) в слове лошадь на конце слышится мягкий звук т’ а обозначается он двумя буквами: согласной буквой дэ и мягким знаком (ь).
Изучение звуко-буквенного состава слов должно содействовать формированию умения писать слова без пропусков и перестановки букв, т. е. умения правильно соотносить звуковую и графическую форму слова.
Звуковая и графическая форма слова, иначе говоря, произношение и написание, могут совпадать, но могут и не соответствовать друг другу (двор, во дворе). Этот факт также является предметом наблюдения второклассников.
Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Чтобы учащиеся осознанно отличали гласный звук от согласного, им необходимо усвоить их существенные признаки.
Важным методическим условием, которое способствует осознанному распознаванию гласных и согласных звуков, является наблюдение за особенностями их произношения.
Необходимо особо подчеркнуть, что изучение звукового и буквенного состава слова должно быть тесно связано с наблюдением над его лексическим значением. Второклассники подводятся к пониманию взаимозависимости между значением слова и его звуковой структурой, к пониманию роли звуков в различении смысла слов (гора — кора — нора и т. п.).
Работа над темой направлена на обобщение особенностей согласных звуков: звонких и глухих согласных, мягких и твердых. При этом внимание учащихся обращается на парность звуков по звонкости-глухости и на наличие в словах русского языка звуков, которые парными не бывают: л, м, н, р — непарные звонкие согласные; х, ц, ч — непарные глухие. Практически учащиеся знакомятся с тем, что есть в русском языке парные по мягкости и твердости согласные звуки: б 6, в в’, г г’, д д’ з з’ к к’ л л’ м м’, н н’ п п’, р р’ с с’, т т’ ф ф’, х х’ и непарные: твердые (ж, ш, ц) и мягкие (ч, щ).
При изучении темы «Звуки и буквы» формируются общие умственные умения: умения анализировать, сравнивать, классифицировать слова, что очень важно для речевого и умственного развития школьников.
При формировании у учащихся умения писать сочетания жи, ши с буквой и было бы неверным особо подчеркивать, что после букв ж, ш всегда пишется буква и, так как после этих букв пишется и буква е, например: шестнадцать, железный и др. Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы. Написание сочетаний жи, ши с буквой и объясняется исторически: когда-то звуки ж, ш были мягкими, поэтому после букв ж, ш писали в соответствии с произношением букву и. В настоящее время буква и после букв ж, ш пишется по традиции
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие, но по традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у.
Изучение темы «Русская азбука, или алфавит» ставит две основные задачи: 1) уточнить представления учащихся о буквах русского алфавита как знаках для обозначения звуков, научить правильно называть каждую букву и знать ее место в алфавите, 2) формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях (при составлении различных списков, при выборе книги в библиотеке, при нахождении слова в «Словаре для справок» и т. д.).
Во II классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Для формирования умения обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых, согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Учителю следует предупредить ошибку, заключающуюся в том, что вне слова и мягкий, и твердый звуки учащиеся нередко произносят одинаково; например, определяют, что в слове стена звук т мягкий, а сами произносят его как твердый.
Развитию умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует такой вид упражнений, как неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Нужно выработать у учащихся умение сразу «видеть слог» при чтении и опираться на слог при записи слова.
3. Систематическое проведение слуховых упражнений, в частности слуховых диктантов. Вначале целесообразно использовать «комментированное письмо (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый — и какую гласную букву нужно написать в этом слоге после согласной буквы). Полезны упражнения по сопоставлению слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вёз, выл- вил, мал — мял и т. д.
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается мягким знаком. Усвоение данного правила основано на различении мягких и твердых согласных звуков: угол — уголь, мел — мель и т. д.
Учащиеся подводятся к осознанию того, что мягкий согласный звук обозначается двумя буквами: согласной буквой и ь, например в слове соль мягкий согласный звук л обозначается согласной буквой эль и мягким знаком (ь).
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: «В слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу мягкий знак».
Большую трудность представляет для второклассников усвоение правила об употреблении мягкого знaкa в середине слова. Как отмечается в школьной программе, во II классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления мягкого знака в середине слова: 1) мягкий знак пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной; 2) мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба.
Слова типа деньки, зверьки, маленький второклассники учатся писать, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). Не объясняется, почему в словах жизнь, ясли, есть, Настя, песня, червяк и т. п. не пишется в середине мягкий знак, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают, или учитель предупреждает о том, как пишется слово.
Во II классе при изучении темы «Звонкие и глухие согласные звуки в конце слов» создается основа знаний и умений, которые получают дальнейшее развитие в III классе. Эту основу составляют:
1. Умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
2. Знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять.
3. Знание случаев, когда согласный звук в слове не заменяется другим звуком (перед гласным звуком, в середине слова перед согласным н ). Слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
4. Умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и в проверяемом словах (флаги — флаг, грибы — гриб, грибки). . Осознанность письма во многом зависит от последовательности действий при написании слова. Вот почему целесообразно, чтобы учащиеся сначала написали проверочное слово, потом проверяемое (а не наоборот).
Из практики известно, что учащиеся в процессе изучения данной темы начинают допускать ошибки в таких словах, написание которых не расходится с произношением. Подобные ошибки можно предупредить, если наряду со словами, в которых написание расходится с произношением, включать в упражнение слова, написание которых соответствует произношению (суп, шкаф, сук, нос и др.).
Фонетико-графическую основу формирования навыка правописания безударных гласных в двусложных словах составляют следующие знания:
1) в ударном слоге гласный звук и буква соответствуют друг другу;
2) в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению;
3) буква в безударном слоге требует проверки;
4) слово с первым ударным слогом является проверочным.
Данные знания позволяют второкласснику осознать, почему в безударном слоге гласную букву нужно проверять и почему слово с первым ударным слогом выступает в качестве проверочного.
Написание безударных гласных проверяется путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударным гласным. Запись проверочного слова перед проверяемым содействует формированию привычки проверять написание слова прежде, чем написать его, и тем самым ведет к развитию обоснованности письма. Всю последовательность действий, выполняемых учеником, можно представить в следующем порядке:
1) находит ударный и безударный слоги, узнает, нужно ли слово проверять;
2) изменяет слово так, чтобы безударный слог стал ударным, т. е. подбирает проверочное слово;
3) пишет в проверяемом слове ту гласную букву, которая есть в ударном слоге проверочного слова.
Дальнейшим углублением работы над звуко-буквенным составом слова является изучение темы «Разделительный ь». Осознание учащимися, почему в слове употребляется разделительный мягкий знак, опирается на четкое представление звуковой формы слова. Так, сравнивая произношение слов полет — польёт, семя — семья, олени — оленьи и др., учащиеся подводятся к пониманию своеобразия написания слов, обусловленного различием в их произношении и лексическом значении.
Как известно, мягкий разделительный знак пишется после согласных букв перед гласными буквами е, ё, и, ю, я тех случаях, когда после согласных звуков произносится звук и: семья, крылья, вьюга, соловьи, польёт и т. п. При отсутствии ь мягкий согласный звук и гласный звук о, а, у, э, и образуют слияние: полёт, семя.
Для формирования навыка эффективны упражнения слухового характера (главным образом диктанты разных видов).
Правописание слов с двойными согласными. В некоторых словах слышится долгий согласный звук, который на письме обозначается двумя одинаковыми согласными буквами.
Две одинаковые согласные буквы пишутся в корне слова ( класс, коллектив, сумма ), на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной ( рассказ, поддержка; оттолкнуть ), на стыке корня и суффикса ( длинный, туманный ). С указанными случаями написания двойных согласных в словах учащиеся знакомятся в процессе изучения соответствующих тем во II—IV классах.
Для того чтобы учащиеся осознали написание имен прилагательных типа ценный, длинный , важно объяснить, как образовались данные слова ( цен-н-ый ).
Во II классе проводится работа над правописанием слов с двойными согласными в корне: группа, касса, шоссе, класс, коллектив, коллекция, вожжи и др.
Важным условием формирования навыка правописания слов с двойными согласными в корне является наблюдение над однокоренными словами. Так, например, зная, что слово класс пишется с двумя буквами с, учащиеся и в слове классный напишут две буквы с.
Большое значение имеет также частота повторения слов с двойными согласными в упражнениях с разными заданиями в течение всего учебного года.
Продолжить работу над развитием умения проводить звуко-буквенный разбор слова, правильно и быстро находить в слове ударный слог; важно обобщить известные учащимся правила переноса слова, а также способы обозначения твердости и мягкости согласных. Особое внимание следует уделить обозначению мягкости согласных в середине слов мягким знаком, употреблению в словах разделительного мягкого знака, двойных согласных.
Программа III класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением таких тем, как «Безударные гласные в корнях слов», «Глухие и звонкие согласные в корнях слов», «Разделительный твердый знак».
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
Формирование у школьников навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается, во-первых, на умение различать парные звонкие и глухие согласные, во-вторых, на знание того, что перед гласными звуками согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, в-третьих, на знание того, что формы слов, а также корни в родственных сло вах пишутся одинаково независимо от произношения (морозить— мороз — заморозки)
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
В основе навыка правописания безударных гласных в корне слова лежат знания из области фонетики, графики и словообразования. Из области фонетики и графики учащиеся должны знать, что один из слогов в слове произносится с большей силой, т. е. является ударным, гласный звук под ударением обозначается соответствующей ему буквой ( во;´дный, о;´сень и т. д.); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может и не быть, например в слове вода произносится звук а, пишется буква о.
Разделительный твердый знак
При формировании навыка правописания разделительного твёрдого знака важны умения правильно слышать слово с разделительным твердым знаком (слышится звук й; сравните: сели — съели) и хорошо ориентироваться в составе слова (быстро выделять приставку).
Звуки сравниваются с буквами, гласные звуки с согласными, сог ласные звуки сравниваются между собой по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Учащиеся проводят звуко-буквенный разбор слов, сравнивают звуковой состав двух и более слов, подби рают слова, которые различаются одним звуком, и т. д. Важно, чтобы при повторении темы «Звуки и буквы» у учащихся сложилось целостное представление о звуковом строе родного языка, о звук овой структуре слов, о соотношении звуков и букв в словах. То же самое можно сказать и относительно повторения всех других разделов программы. Установка на объединение, укрупнение зна ний является ведущей.
Систематизация зна ний по фонетике и графике ставит целью совершенствовать умение учащихся правильно произносить мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные буквы, отличать гласный звук от согласного, правильно называть буквы алфавита, соотносить в словах звуки и буквы, распознавать ударные слоги, пользоваться алфавитом в жизни.
Орфографическая подготовка к письму по памяти по самой своей сути основана на сравнении слова напи санного и слова звучащего, букв и звуков в слове. Так появля ется одна из учебных задач урока: выяснить особенности звуков и букв, звуков гласных и согласных. В целях развития монологи ческой речи учащихся учебник предлагает использовать прием рас сказа по плану о звуках и буквах.
Повторение алфавита, особенностей ударных и безударных слогов имеет прямой выход в практику: почему нужно знать алфавит, когда эти знания пригодятся, почему нужно уметь распознавать в слове ударный и безударные гласные звуки. Орфографическая направленность повторения фонетики находит свою реализацию на каждом уроке (подчеркивают безударные гласные в корне, подбирают слова с проверяемыми безударными гласными в корне, с парными звонкими и глухими согласными, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными и т. п.). Систематически используются и специальные упражнения в звуко-буквенном разборе.
VI. Содержание работы при формировании фонематического восприятия
Приемы работы над вычленением звуков из слова.
Важнейшая осо бенность языка как учебного предмета заключается в том, что, приступая к обучению, ребенок практически уже владеет языком. Однако дошкольник, соблюдающий в своей речевой практике основные законы фонетики, грамматики, словообра зования и т. п., не осознает этих закономерностей.
Фонетика изучает звуковую сторону языка. Уже в период обучения первоначальным языковым навыкам — чтению и письму — учащийся должен увидеть в слове ту сторону, кото рую прежде в нем не усматривал, т. е. звуковой состав.
Придя в школу, первоклассник уже хорошо знает, что всё, что его окружает, из чего-то сделано: стол — из дерева, дом — из кирпича и бетона, тетрадь и книга — из бумаги и т. д. А из какого «материала» сделаны слова? Когда перед детьми ставят этот вопрос, они обычно отвечают, что из букв. К сожалению, такое отношение к букве у большинства детей формируется еще до поступления в школу и нередко так и не преодолевается в обучении: уча щиеся IV класса «утверждают, что, например, в слове вода слышат в безударном положении гласный [о]».
Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку — перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Дети должны уяснить, что буквы — искусственная одежда слова . Без букв язык может существовать: говорят дети до того, как они научатся писать. А без зв уков языка не бывает.
Необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Работу можно организовать так, что учащиеся сами придут к нужному выводу. Вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь. Слова делаются не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосо вые связки. Дети с удовольствием выполняют задание учителя пронаблюдать, как при произнесении разных слов по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т. п.
I приём научить детей вычленять отдельные звуки из сло ва . Следует помнить, что естественной произносительной единичкой является слог, а не отдельный звук.
Чтобы ребенок услышал, например, в слове дом три звука еще до того, как он сосчитает буквы, требуется специальная работа. Между тем человек, впервые увидевший и узнавщий букву, предпочитает ориентироваться на нее, а не на трудновычленяемый и «летучий» звук. А это приводит к грубым ошибкам на самом начальном этапе обучения.
Наиболее распространенной ошибкой такого рода является называние твердого согласного звука вместо мягкого. В слове семь, например, вычленяется звук [с] твердый вместо [с’] мягкого, звук [м] твердый вместо [м’] мягкого. Может обнару житься и несуществующий в природе «звук» — мягкий знак, хотя, как известно, мягкий знак только буква (значок!), произ нести его невозможно.
Работая с целым словом, учащиеся не только убеждаются, что между звучанием слова и его лексическим значением существует неразрывная связь, но и приобретают средство контроля за своими действиями. Так, если в слове семь ученик назвал первым звук [с], учитель может произнести слово с этим звуком [сэм’] и спросить, с этим ли словом они работают? Если ученик утверждает, что в этом слове после [с] следует [йэ], учитель произносит слово [с’йэм] и т. п.
Демонстрация того, как искажается слово, если хотя бы один звук выделен неверно, — важный прием, который должен использовать учитель для того, чтобы научить детей работать со звуками, не подменяя их буквами.
3) Произнеси и послу шай — это те действия, которых необходимо добиваться от учащихся в работе со звуками.
4) Действие, с помощью которого устанавливается звуковая последовательность,— это протяжное произнесение каждого звука в слове (при протяж ном произнесении каждый звук становится отчетливо слыши мым). Вначале учитель задает образец такого действия со звуком, а затем ученики, сначала подражая учителю, а очень скоро и без подсказки овладевают этим действием. Так, например, можно взять для образца слово сыр (в нем все звуки хорошо тянутся). Учитель произносит слово трижды: [ссссыр], [сыыыыр], [сыррр] . Важно, чтобы каждый из выделенных звуков протягивался в составе полного слова, т. е. чтобы умение выделять звуки формировалось одновремен но с действием контроля за правильностью выполнения дейст вия.
Такая организация работы позволяет учителю задавать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?» При этом совсем не нужны словесные формулировки. Достаточно, если в ответ ребенок произнесет слово, интонационно выделяя (протягивая) нужный звук, и постарается услышать его. Уместным становится в этом случае и требование учителя проверить, верно ли найден звук. Способ проверки — произно шение целого слова с выделенным звуком.
Проблема отбора слов для звукового анализа.
В развитии фонетического анализа есть своя логика, кото рая и должна определять отбор слов для работы. Пока у детей формируется способ вычленения каждого после дующего звука, имеет смысл работать с:
1) односложными слова ми, отдавая предпочтение тем, в которых больше звуков щеле вых, фрикативных, чем взрывных. Односложное слово при произнесении не будет распадаться на естественные артикуля торные части — слоги. Щелевые звуки хорошо тянутся, значит, дети скорее научатся тянуть звуки в слове сыр, чем в слове кот. Взрывные легче сначала услышать на конце слова, чем вначале. Поэтому слово сок лучше разобрать до того, как будет разбираться слово кот.
2) Одновременное введение твердых и мягких согласных. Парные по твердости-мягкости согласные — совершенно самостоятельные, равноправные с точки зрения способности к словоразличению звуковые едини цы. Замена в слове твердого согласного мягким приводит либо к появлению другого слова: хор — хорь, мел — мель, угол — уголь, либо к искаженному звучанию слова и даже полному его разрушению.
3) Н е стоит использовать слишком рано для вычленения звуков такие слова, звуковой состав которых расходится с их написанием ( сад [сат] или нора [нара])
4) Использовать слова со звуком [й′] , который, отлично тянется в любой позиции: и в начале слова, и между гласными, и перед согласными, и после согласного перед гласным и обязательно слова яма, мою, лью. П оявляется возможность не только обеспечить перспек тивность в изучении фонетики, но и углубить знания детей о различии между согласными и гласными звуками. Доказательством того, что слово яма начинается с соглас ного, а не гласного, может служить такой прием. Сначала учитель обращает внимание детей на то, что при произнесении гласных рот раскрывается тем шире, чем громче их говоришь, а при произношении согласных — чем громче говоришь, тем плотнее сжимаются губы (или язык плотнее прикасается к зубам и т. п.). Эти звуки — «ртосмыкатели». Кричать их можно только вместе с гласными, они «согласные». Практически познакомить учащихся с тем, что гласные — «ртораскрыватели», а согласные — «ртосмыкатели» необходимо в 1 классе.
5) Известный прием определения количества слогов в слове (сколько раз ударился подбородок о руку) тоже становится таким образом понятным: сколько в слове «ртораскрывателей» (гласных), столько раз открывается рот и подбородок касается руки. Таким образом, вместе с отработкой умения различать гласные и согласные закрепляется умение членить слово на слоги.
Приемы работы над нахождением ударного слога.
Вместе с обучением детей членению слова на слоги осуществляется работа по нахождению ударного слога . Измене ние места ударения может привести к появлению другого слова: мука — мука, ирис — ирис — или исказить звучание слова.
Используется ряд вспомогательных приемов , для того чтобы облегчить детям нахождение ударения:
1) «Позвать» слово
2) «Спросить» слово, т. е. приме няют такое произношение, при котором акцентируется ударный слог.
3) П оследовательное переме щение ударения в слове со слога на слог. Умение проговорить одно и то же слово с ударением на разных слогах — залог овладения умени ем произносить слово с нужным ударением.
Допустим, учащиеся разделили на слоги слово барабан. Произнесли его со звательной интонацией и нашли ударный слог. Но учитель на этом не останавливается: он просит проговорить слово, выделяя как ударный первый слог барабан. Затем перемещает значок ударения на второй слог барабан, учащиеся говорят слово с ударением на втором слоге, наконец, еще раз выделяется как ударный третий слог. Нужно сказать, что овладеть таким действием для детей не просто. Некоторые вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи учителя или товарища. Поэтому важно упраж нять детей в произношении одного и того же слова по-разному, не только вместе с другими детьми (хором), но и по одному.
Формирование умения различать твердость-мягкость и звонкость-глухость.
Развитие речевого слуха связано также и с формированием умения различать словоразличительные качества согласных. Лучше всего улавливают дети эти свойства при сопоставлении пар слов . О знакомление с твердостью-мягкостью согласных хорошо связать с разбором слов: хор — хорь, жар — жарь, нос — нес, галка — галька и т. п. А звонкость-глухость показать на словах: жар — шар, дом — том, зайка — сайка, балка — палка и т. п.
При выделении звонкости-глухости есть возможность обра тить внимание детей на различие в способе образования этих согласных. Так как парные по звонкости-глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отлича ются лишь наличием или отсутствием голоса, то произнесенный шепотом (без голоса) звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой. На это и рассчитано следующее упражнение. Учитель подзывает к себе ученицу и говорит ей на ухо слово со звонким шумным согласным, например жар, а затем обращается к детям:
— Я только что сказала вызванной ученице на ухо слово, она его повторит, но очень тихо, шепотом. Чтобы вы услышали слово, в классе должна быть полная тишина. Скажи шепотом слово, которое я тебе сказала.
— Какое слово вы услышали?
Дети отвечают, что они услышали слово шар. Тогда учитель обращается к ученице и просит повторить слово громко.
После такого «опыта» -детям легче понять, почему согласные [ж — ш] составляют пару, а также почему согласный [ж] называют звонким согласным, а [ш] — глухим.
Применение моделей в работе со звуками.
Как известно, одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения звука, как верного, так и неверного, ника ких следов не остается. Поэтому так важно найти какие-то средства искусственно «остановить», зафиксировать выделен ный звук.
За последние годы прочно утвердился такой метод представления звукового состава, как запись его с помощью не буквенных значков, или, как их называют, моделей. Примене ние небуквенных значков в работе со звуками служит мате риальной опорой для действий ребенка, помогает ему осознать различие между звуками и буквами.
Применение звуковых моделей создает богатые возмож ности для активизации познавательной деятельности уча щихся, так как позволяет постоянно вести работу в двух на правлениях: от произнесенного (услышанного) слова к его модели и, наоборот, от модели к слову или словам, соответст вующим данной модели.
1) Анализ последовательности звуков в словах с помощью графической модели.
Учащийся произносит слово, выделяя протяжным произношением каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Согласные и гласные обозначаются разными значками или разным цветом. Гласные звуки обозначаются красным, со гласные твердые — синим, согласные мягкие — зелёным цветом. Вертикальные линии клеточек показывают границы слогов, а также звуков вне прямого слога. Прямоугольником с диаго налью обозначаются два звука, образующие прямой слог (СГ), состоящий из согласного и гласного, называемый слиянием.
План звуко-буквенного разбора в 1 классе
1) Произнести медленно слово, вслушайся в него.
2) Выдели в слове сочетания СГ (согласный, гласный) и примыкающие к ним звуки, обозначь их.
Первоначально звуковая графическая схема составляется простым карандашом.
3) Определи место звуков по порядку в слове, обозначь их.
4) Определи гласные звуки, обозначь их красным цветом.
5) Определи твердые и мягкие согласные звуки в слове, обозначь мягкие согласные — зеленым цветом, твердые согласные — синим.
6) Определи звонкие и глухие согласные в слове, обозначь их в схеме — внутри звонких согласных рисуем точку, у глухих внутри ничего не ставим.
7) Назови звуки в слове по порядку.
8) Определи ударение в слове, обозначь его в звуковой схеме.
9) Определи количество слогов в слове, скажи слово по слогам, обозначь в звуковой схеме слова границы слогов вертикальной чертой.
Типовой план может видоизменяться в каждой его части. Изучение легкого материала происходит быстрее, изучение но вых, более трудных звуковых структур слов и букв (ы, и, е, ё, и, ь, щ, ц, ъ) — медленнее.
О звуках учащиеся должны знать, что их произносят и слышат , о буквах — что они обозначают звуки речи , их пишут и видят
2) 1) Анализ последовательности звуков в словах с помощью транскрипции.
В процессе звукового разбора со 2 класса использовала элементы транскрипции (от латинско го « trans » — через, « scriptio » — письмо). Это нужно, чтобы показать звуковой со став слова, а не его буквенное (графическое) обозначение. Использование элементов транскрипции ведет к систематизации фонетико-графических знаний.
Фонетическая транскрипция — это специальный способ записи устной речи, который помогает точно передавать ее звучание.
Основные знаки фонетической транскрипции:
[ ] — границы фонетической транскрипции.
[й′] — знак, обозначающий мягкость согласного.
[а] — гласный, ударный.
[‾‾] — знак долготы согласного звука
План звуко-буквенного разбора во II — IV классах
1) Произношу слово по слогам. Считаю коли чество слогов.
2) Произношу слово целиков. Определяю, ка к ой слог ударный.
3) Произношу слово целиком. Называю по порядку и записываю все звуки.
4) Указываю количество слогов и ударный сл ог.
5) Называю снова все звуки по порядку, за пи сываю их в столбик и даю им характеристику .
6) Называю буквы, которыми они обозначены.
7 ) Указываю количество звуков и букв
— Выполни звуко-буквенный разбор слов по обра зцу. Характеризовать звуки письменно .
Шмель, ёрш, окунь, съел
Образец устного разбора : [й’ама]
В этом слове 2 слога, первый — ударный, 4 звук а, 3 буквы. О бозначены
[ й ‘] — согласный, непарный мягкий, непарный звонкий буквой я
|а] — гласный, ударный
[м] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий, обозначен буквой м (эм) [а] — гласный, безударный, обозначен буквой а
В письменном разборе отступить от начала страницы расстояние, равное линейке (для записи букв), внизу, после звуков и букв провести черту и записать количество букв и звуков.
Слова для звукового разбора не записываются. Учитель произносит слово орфоэпически и предлагает разобрать его.
Ученик разбирает слово на слух, обязательно в произношении работа над каждым звуком.
Источник