Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сленг — это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц в рамках разговорного просторечного языка. Молодежный сленг используется для того, чтобы выразить усиленную экспрессию и особую оценочную окраску (как правило, негативную) речи.
Подходы к понятию сленг
Молодёжный сленг — это социальный диалект людей, находящихся в возрасте от 13 до 30 лет. Он возник из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе. Сленг, в первую очередь, отличается разговорной, а часто даже грубой, фамильярной окраской.
Сленг представляет собой вариант разговорной речи (включая экспрессивно окрашенные речевые элементы), не совпадающий с нормой литературного языка. Он является также речью какой-либо группы, которая объединена общими интересами. Сленг включает большое количество слов, отличающихся от общего языка. Часто это могут быть выражения, не вполне понятные окружающим людям.
Сленг не обладает жесткой социально-групповой ориентацией. В качестве его носителей могут выступать представители различных профессий, люди различного социального и образовательного статуса и даже разного возраста.
Причины появления молодёжного сленга
Исследуя причины использования и распространения сленга среди подростков, ученые пришли к выводу, что основные из них представлены:
- Проявлениями современной поп-культуры;
- Увлечениями подростков европейской, особенно американской культурой;
- Использованием сети Интернет, его широких возможностей и быстро развивающихся компьютерных технологий;
- Увлечением компьютерными играми;
- Потребностью подростков в самовыражении и встречном понимании;
- Особенностями воспитания в семье;
- Увлечением низкопробной кино-продукцией, СМИ.
Использование подростками сленга напрямую связано с особенностями подросткового периода. Для данного возраста присущи соответствующие поведенческие реакции, которые включают группирование, эмансипацию и оппозицию, имитацию и подражание, компенсацию и увлечения.
Готовые работы на аналогичную тему
При определении причин использования сленга в соответствии с данными поведенческих подростковых реакций, ученые получили несколько причин. При группировании сленг используется в качестве средства отделения «своих» oт «посторонних». Здесь с его помощью укрепляется 0столь ценимая в данном возрасте групповая солидарность. С помощью знания такого специального языка подростки могут само утверждаться, чувствуя себя участниками некой замкнутой общности. Сленг также способен помочь поддерживать хорошие отношения со сверстниками.
В ходе эмансипации сленг также предназначен для самоутверждения. Здесь выражения и фразы выражают свободу, при этом подростки часто заявляют, что попросту не желают, чтобы их понимали взрослые. Сленговые словечки и названия можно отнести лишь к миру подростков. Они отделяют молодых людей от всего остального мира, становясь часто непонятными людям других поколений.
Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка также представлен оппозицией. Здесь сленг выступает в качестве своего рода протеста против взрослого. Здесь присутствует отсутствие желания следовать правилам, которые придумали взрослые. Этот протест распространяется на речь подростка.
Компенсации представляют собой использование сленга в качестве формы самоутверждения. Это одна из форм преодоления чувства социальной неполноценности, поскольку фразы здесь дают возможность повысить социальный статус в группе, утверждаясь как среди сверстников, так и в своих собственных глазах.
В процессе подражания молодежный сленг используется как повторение фраз и выражений определенного лица, которое подросток считает значимым для себя. По этой причине в речи подростков много слов из тюремного и блатного лексикона, словечек из телевизионных передач и кинофильмов.
В психологии ученые называют еще несколько причин, по которым подрастающее поколение активно употребляет сленг:
- Недостаток литературного словарного запаса для выражения своей мысли;
- Стремление к разнообразию (жаргон помогает молодежи расслабиться, стать раскованными и развязными);
- Стремление выражаться кратко (одним и тем же словом подростки часто пытаются передать различные значения).
Самоутверждение подростков в ходе использования молодежного сленга
Молодежный сленг, используемый подростками, как правило, отличается нестабильностью и постоянной изменяемостью. Он не успевает закрепиться, при этом одни формы речи начинают уступать место другим. Например, столь давнее жаргонное «мани» (от англ. — деньги) заменили баксы и бабки.
Многие подростковые жаргонизмы представляют собой слова, заимствованные из английской культуры. Интересно то, что такие жаргонизмы понимают даже те, кто никогда не учил английский язык. Примерами являются фразы: лузер, плиз, респект, фэйс, пардон и др.
Для самоутверждения подростки часто прибегают к использованию уголовной лексики. Некоторым детям кажется, что такая лексика в речи способна сделать их «крутыми», повышая авторитет и возвышая над всеми окружающими. По этой причине ее чаще всего можно услышать от подростков, которые хотят выступать лидерами в компании или классе.
В лексике, которая связана с криминальной сферой, используются названия лиц (гопник, авторитет, мусор), действий (замочить, настучать, грохнуть). Знанием уголовного сленга молодые люди, как правило, подчеркивают свою «взрослость» и «крутизну»
Очень много фраз для сленга молодежи приходит из компьютерных игр. Как правило, такие слова специфичны в использовании, их применяют в речи те молодые люди, для которых игры представляют хобби. Компьютерный подростковый язык очень широко распространяется в современных условиях.
У подростков есть разные личные увлечения. Им молодые люди посвящают большую часть своего свободного времени. И мир жаргонизмов, которые связаны с тем или иным увлечением, является ярким и своеобразным. Во все времена популярным среди молодежи стал футбол. По этой причине подростки не всегда могут обойтись без жаргонных слов (например, финтовать, гонять финты).
Источник
Молодежный сленг как форма самоутверждения детей
Молодежный сленг как форма самоутверждения детей
В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.
Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенному «клану» — возрастной группе. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение, чаще всего, неизвестно для говорящего.
Будучи изначально английским словом, slang можно разъяснить как: S – сокращенная приставка SUB, указывающая на второстепенность и непервоочередность, и LANG – сокращение от LANGUAGE – язык, речь.
В языкознании нет четкого понятия сленга. Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:
1. Книжные слова
2. Стандартные разговорные слова
3. Нейтральные слова
Все это – лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, мы делим ее на:
1. Профессионализмы
2. Вульгаризмы
3. Жаргонизмы
4. Сленг
Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или «аромат». При этом молодежный сленг – это один из уровней языка.
Под молодежным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Но все же имеются исследования, свидетельствующие о том, что носителями молодежного сленга сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 лет. Конечно, в речи самых юных носителей количество сленгизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный сленг, перенимая его от старшеклассников.
Сленговые единицы более или менее общеизвестны и широко употребительны. За ними принято видеть молодежь как основного носителя сленга, однако можно сказать, что сленгизмы характеризуют речь не только молодежи, но и среднего поколения, не только людей с криминальным опытом, но и вполне благопристойных, не только малообразованных коммуникантов, но и нередко вполне интеллигентных людей. При этом сленговые единицы активно используются в свободном общении, в художественных текстах, и в средствах массовой коммуникации.
Наличие сленга есть непременный признак всякого живого языка. Сленг является принадлежностью относительно открытых социальных групп молодых людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения,
и употребляется почти всем городским населением. Им владеют также образованные носители русского литературного языка, и его единицы часто встречаются в текстах современных литературных произведений, языке СМИ, которые являются одним из главных источников распространения сленгизмов.
К характерным особенностям сленга относят также широкое использование вспомогательных глаголов для образования описательных выражений, которые явно предпочитаются отдельным словам, хотя, с другой стороны, краткость и не вариативность являются типичными чертами социально окрашенной речи. В последнее время в нашей стране произошел резкий процесс вторжения в публичное общение сленга и новых слов из зарубежных стран; сленг стал массовым и всепроникающим. В результате определились некоторые серьезные изменения в сфере книжно-литературной речи.
Русский молодежный сленг представляет собой феномен, бытование которого ограничено не только возрастными, но и социальными, временными рамками. С начала двадцатого века отмечены три волны в развитии молодежного сленга, которые сливаются с тремя волнами развития русского языка. Первая датируется двадцатыми годами. Речь учащихся, подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек. Вторая волна приходится на пятидесятые годы, когда на улицы и танцплощадки вышли «стиляги». Появление третьей волны связано с периодом застоя, когда атмосфера общественной жизни породила неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой системный сленг. Например, «герла» (девушка), «оттяг» (наслаждение), «киски» (узкие темные очки).
Русский молодежный сленг ярко проявляется в городах, но его элементы доходят и до периферии, а некоторые и рождаются там.
Выделяют три этапа формирования языковых проявлений в речи молодых людей в соответствии их возрастом: подростково-юношеский, профессионально-групповой и интегральный.
1. Подростковый этап – это нормативно-экспрессивная лексическая подсистема речи подростков в их различных групповых или региональных вариациях: уличных, школьных, дворовых, детдомовских и др. на фоне растущего негативизма, стремления к освобождению от детской зависимости развивается и укрепляется центробежная тенденция к отчуждению от «взрослого» общества и его норм, в том числе и языковых, лексических.
2. Профессионально-групповой – этап формирования жаргонных молодежных подсистем, которые характеризуют речь молодых людей более старшего возраста.
3. Интегральный этап – формирует лексико-семантические и фразеологические единицы универсального применения, встречающиеся в самых разных молодежных лексиконах, социально-групповых и социально-профессиональных.
Если определять причины употребления сленга в зависимости от поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее:
— группирование – сленг, как средство отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
— эмансипация — сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
— оппозиция — сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.
— компенсации — сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
— подражание — сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.
— увлечение — сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.
Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг:
— просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
— стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
— стремление к краткости — Кон И.С. отмечает, что одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
— придает эмоциональность речи — употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.
Влияние на появление молодёжного сленга оказывает:
1. Развитие компьютерных технологий
2. Современная музыкальная культура
3. Иностранный язык
4. Уголовная лексика
5. Сленгизмы, связанные с наркотиками, алкоголем
6. Компьютерные игры, видео, мультфильмы
7. Хобби и увлечения молодых людей
Для того, чтобы ребенок не привык к грубым словам, необходимо объяснять происхождение тех или иных слов, контролировать собственную речь, уделить внимание детским и молодежным передачам, книгам и журналам, показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной, сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников, договориться с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг.
Употребление сленга выражает стремление юных людей к краткости — одним и тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения. Во-вторых, многие слова изобретаются специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения, причем слова эти зачастую не переводимы. И в-третьих, сленг отражает одно из противоречий отроческой психики: повышенная эмоциональность, чувствительность и в то же время застенчивость, боязнь выдать свою слабость и, как следствие, сдержанность в выражении чувств. Отсюда— ироничность молодежного арго, нарочитая грубость, заимствование словечек из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность.
Сленг — одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности.
Услышанное сленговое выражение показывает, насколько воспитание молодежи отличается от нашего, к тому же родителям и окружающим не всегда понятно, откуда же берется настолько странный жаргон.
Подростковый сленг является порождением вечной тяги тинейджеров к протесту против «взрослых» норм и правил. Подросток стремится противопоставить себя старшему поколению, и, в частности, это стремление выражается в том, чтобы не использовать те слова, которые употребляют взрослые. Базовой основой молодежного сленга является не только родной язык, но и многочисленные заимствования из иностранной речи, той или иной терминологии.
Другая важная черта подросткового сленга – его постоянная изменчивость, вызванная тем, что поколения подростков быстро сменяются. Помимо протестной функции, молодежный сленг выполняет еще и роль индикатора, позволяющего подростку причислить себя к группе. Поскольку в этом возрасте мнение сверстников является определяющим, для подростка крайне важно быть членом сообщества.
Не стоит путать подростковый сленг и игровой. Если в первом слова в основном появляются путем упрощения родной речи, то игровой жаргон практически целиком основан на англицизмах.
Как и любой другой вариант сленга, подростковый лексикон касается лишь тех понятий и явлений, которые относятся к наиболее значимым. Пытаясь отстоять свою независимость, подростки придумывают новые обозначения для самого важного в их жизни: себя, других людей, отношений, денег, развлечений, компьютерных терминов, эмоций. Некоторые из этих слов становятся настолько популярны, что начинают использоваться и недавно повзрослевшими людьми, а другие, наоборот, забываются, как только подрастают их изобретатели.
Таким образом, можно ответить на вышепоставленный вопрос, что молодёжный сленг является формой самоутверждения подростка.
Однако сленг не остается постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов. В заключение работы хотелось бы объединить все причины возникновения сленга.
1. Главное в этом языковом явлении — отход от обыденности, игра, ирония, маска.
2. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер.
3. В подростковом возрасте сознание ребенка перерастает в более сложное соединение тенденций, он стремится «быть не как все», «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков.
Поколение молодых сменяются через пять — семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок «потрясно, железно» — хорошо или оценок типа «пшено» — плохо, так хорошо распространенных в 60 — 70 годах 20 — века, но зато прекрасно знают «клево», «классно». Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых. В настоящее время словарь молодежного сленга насчитывает большое количество слов, далеко не всегда известных взрослому поколению.
В ходе исследования определены основные причины употребления молодежью сленгов. Для одних они делают речь более понятной для сверстников и помогают преодолеть недостаток словарного запаса. Для других считается это модно, современно или необходимо для связки слов.
Выявлено взаимодействие литературного и нелитературного языка. Вывод: нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык — это неотъемлемая часть нашей речи, задача состоит в правильном их употреблении.
Исследования показали, что состояние русского языка не на высоком уровне, что язык нуждается в чистоте и порядке .
Источник