Следовать каким способом образованы

Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры

Содержание:

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

Приставочный

  • Лить – в-лить
  • глубокий – не-глубокий
  • Горячий – горяч-о
  • Переписать – перепис-к
  • Вокзал – при-вокзаль-н-ый
  • Гора – вз-горь-j
  • Поднять – поднять-ся
  • Считать – считать-ся
  • Рассказать – рассказ
  • Зеленый – зелень
  • Гулять – на-гулять-ся
  • Спать – вы-спать-ся
  • Женатый – жен-и-ть-ся
  • Резвый – резв-и-ть-ся
  • Стих, сложение – стихосложение
  • Много, этаж — многоэтажный
  • Центральный универсальным магазин – ЦУМ
  • Театр юного зрителя — ТЮЗ
  • Высоко, качественный – высококачественный
  • С ума сшедший — сумасшедший
  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) — омонимы
  • По’лки – полки’ (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)
Морфолого-синтаксический
(переход из одной части речи в другую)
  • Передняя (дверца) – в передней (никого не было)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.
  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

  1. Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
  2. Основой производного слова является подоконник.
  3. Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
  4. Способ образования: приставочно-суффиксальный.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 9

Вопрос № 306625

Скажите, пожалуйста, каков способ словообразования слова ВЫСТУП?

Ответ справочной службы русского языка

Существительное выступ образуется от глагола выступить. Способ образования в школе чаще называют бессуффиксным.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой способ словообразования у слова «теплопроводность». Сложение; суффиксальный; сложение с суффиксальным? Не получается разобраться.

Ответ справочной службы русского языка

Существительное теплопроводность образовано от прилагательного теплопроводный суффиксальным способом. Словообразующий суффикс -ость-.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, способ образования слова «пример».
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке это непроизводное слово, поэтому способ словообразования назвать нельзя.

Грамота.Ру, подскажите, пожалуйста, какое словообразование у слова ПОДСНЕЖНИК. Есть ли слово снежник?

Ответ справочной службы русского языка

Это слово образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного снег. Тот же способ словообразования – в словах пододеяльник (от одеяло), подсвечник (от свеча), подоконник (от окно) и др.

Здравствуйте,уважаемые специалисты!У меня такой вопрос.Я в Одноклассниках состою в группе «Русский язык » Так вот, в одной из тем такое задание: «ДВА В ОДНОМ «(пишем слова, которые можно разделить на два или более слов, не переставляя буквы. ) В группе приводят такие примеры как тюль пан,техник ум, уверяя, что,например , в слове «тюльпан » два отдельных слова, и приводят пример:Тюль — кружевная занавеска. Пан — господин по-польски или украински — то есть два отдельных слова, а не слога, что и требуется в игре. Но ведь такое разделение неправильно.Я привел такой пример: «стенгазета «. Помогите разрешить спор,пожалуйста!И еще: словосложение -это морфологический или неморфологический способ словообразование?В книге «Русский язык»,И.Б.говорится ,что это мор-ий способ.Но один весомый специалист утверждает,что это неморфологический способ. Очень прошу, ответьте!Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Насколько можно понять, члены этой группы играют в шарады (только не загадывают слова, а сразу пишут их). Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. При этом часть слова, загаданная в шараде, может состоять из одного слога (тюль-пан) , а может состоять из нескольких слогов (до-лото) – это уж как решат игроки. Если члены группы приводят пример техник-ум , значит, правилами данной игры предусмотрено, что загаданная часть слова может состоять из нескольких слогов. Почему бы и нет, ведь принятое в шарадах понятие слога не совпадает с понятием слога в фонетике и в словообразовании, шарада – это прежде всего игра.

Словосложение – это морфологический способ словообразования (см., напр., «Словарь лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой).

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: способ словообразования глагола подпирать. С уважением, inna 64.

Ответ справочной службы русского языка

Можно сказать, что это суффиксальное образование от «подпереть».

Согласно «Морфемно-орфографическому словарю» А. Н. Тихонова, морфемный состав этого слова такой: раз-ви-ти-е [й/э].

Скажите пожалуйста, а почему тогда считается, что у слова «РАЗВИТИЕ» суффиксальный способ словообразования ?

Ответ справочной службы русского языка

Потому что слово развитие образовано от глагола развить (а не от слова вить ).

способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.

Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется слово «ароматерапевтический»? И, если можно, какова его модель словообразования. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно. Способ словообразования суффиксальный (от _ароматерапия_).

Источник

Способы словообразования в русском языке: суффиксальный, приставочный и другие способы

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.

Морфологический способ образования слов

В современном русском языке есть основные способы словообразования. Первый, о котором мы поговорим – это морфологический (слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову).

Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.

Выделяют следующие морфологические способы словообразования в русском языке:

  • Приставочный (префиксальный). Новое слово образуется путем добавления приставки к основе.
  • Суффиксальный. К производящей основе добавляется словообразующий суффикс.
  • Приставочно-суффиксальный. Данный способ словообразования предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса.
  • Нулевая суффиксация. Новое слово образуется с помощью добавления нулевого суффикса.
  • Постфиксация. К целому слову добавляется постфикс.
  • Приставочно-постфиксальный. Слово образуется путем добавления приставки и постфикса.
  • Суффиксально-постфиксальный. Это разновидность суффиксального способа, которая предполагает добавление суффикса и постфикса.
  • Сложение. Данный способ словообразования предполагает образование слова с помощью соединения двух или более основ (или слов).
  • Сращение. В этом случае словосочетание превращается в одно слово без изменений (характерен для словосочетаний типа: наречие + прилагательное).
  • Аббревиация. Способ, который предполагает сложение усеченных отрезков (или усеченных отрезков и целых слов исходного словосочетания).
  • Усечение. Новые лексемы образуются путем сокращения полного слова, а также усечения производящей основы.

Для того, чтобы было более понятен принцип образования слов в каждом конкретном случае, приведем примеры для каждого способа словообразования.

Приставочный: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.

Суффиксальный: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.

Приставочно-суффиксальный: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.

Нулевая суффиксация: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.

Постфиксация: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.

Приставочно-постфиксальный: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.

Суффиксально-постфиксальный: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.

Сложение предполагает разные варианты словообразования. Есть чистое сложение:

  • защита рыб – рыбозащита;
  • светлый розовый – светло-розовый;
  • официальный и деловой – официально-деловой;
  • хранилище овощей – овощехранилище.

Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:

  • голова и ломать – головоломка;
  • орден и носить – орденоносец;
  • железная дорога – железнодорожный;
  • два метра – двухметровый.

Сращение: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.

Аббревиация: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.

Усечение: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.

Источник

Читайте также:  Способы получения сплава цветных металлов
Оцените статью
Разные способы